Выбор пути. Конкурс «Вольный стих» Приветствую всех! Сегодня я приглашаю вас попробовать написать Вольный стих. Немного теории: ВОЛЬНЫЙ СТИХ Вольный стих, разновидность силлабо-тонического стиха с непостоянным числом одинаковых стоп в стихе, причём стихи неравной длины сочетаются свободно. Обычно Вольные стихи пишутся ямбом с колебаниями числа стоп от 1 до 6, например:
Сказать ли на ушко яснее мысль мою- (6 стоп)
Худые песни Соловью (4 стопы)
В когтях у кошки (3 стопы)
(И. А. Крылов).
Обязательный элемент Вольного стиха - рифма, опыты Вольных стихов без рифм (у В. А. Жуковского и др.) не получили развития. Интонация Вольного стиха близка к разговорной речи. Вольный стих прочно закрепился за басней; в 18 - начале 19 вв. им писались эпиграммы, эпитафии, надписи; изредка встречается в лирических стихах ('Погасло дневное светило' А. С. Пушкина), поэмах ('Душенька' И. Ф. Богдановича), драме ('Горе от ума' А. С. Грибоедова). Впервые применён в 'притчах' А. П. Сумарокова.
Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012
Чаще всего в рамках этого явления (Вольного стиха) рассматривается ямбический метр. Что касается иных стихотворных метров, то следует сказать, что их употребление в контексте вольного стиха менее распространено. Имеются примеры вольного хорея у В. В. Маяковский, вольного дактиля и анапеста у Н. А. Некрасова, вольного амфибрахия у Н. И. Гнедича.
В XIX веке предпринимались попытки писать лирические произведения с применением вольного стиха. В этом направлении совершали поэтические эксперименты (в основном, в жанре элегии) такие именитые авторы, как А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, П. А. Вяземский, М. Ю. Лермонтов и др.
Уже к концу XIX века элегическая традиция затухает. Однако особенности вольного стиха позволяют ему прижиться в новой поэтической среде. К этой литературной форме обращаются поэты-новаторы. Примеры использования вольного стиха мы можем обнаружить в творчестве В. В. Маяковского, Демьяна Бедного и др.
С середины XX века к этой литературной форме прибегали такие авторы, как М. С. Михалков, Л. С. Рубинштейна и др.
Современные поэты также пользуются вольным стихом. Произведения, написанные на его основе, встречаются в творчестве Виктора Кривулина, Елены Шварц, Льва Лосева и др.
Вольный стих как литературная форма имеет богатую историю употребления. Он даёт относительную свободу для поэтических экспериментов, поэтому до сих пор представляет интерес для многих современных авторов.
Пример современного стихотворения написанного в форме вольного стиха.
С утра у булочной лежал убитый голубь Юлия Долгановских
С утра у булочной лежал убитый голубь.
С обратной стороны стеклянной двери
висел листок, что хлеба нет и нет зерна —
и срока нет, когда появятся. Поодаль
лежала грязная перчатка — в чём-то красном,
в лохмотьях перьев и в какой-то слизи,
и мне подумалось, что чистою рукою
ребёнка ночью гладил кто-то добрый
по голове, вторую руку пряча за спину —
лишь резкий,
тяжёлый, острый запах мокрой кожи
разбудоражил ноздри, но прошёл
с порывом лёгкого дневного ветерка.
А вечером того же дня я разливала
по чашкам крепкий чай и подавала
отцу и мужу. Красные следы
от пальцев их усеивали чашки —
как долго всходов ждать, того не знала.
И сколько ни просили муж, отец,
чтоб я сняла свои перчатки, я молчала.
Но вот один из них, не вымыв рук,
коснулся чашки сына,
той белой, словно голубя крыло, пустой и чистой чашки,
как бы невзначай,
и тут я закричала,
и кричала,
как кровь горячий, на пол проливая чай.
Правила конкурса:
Темы конкурса: 1. поговорим о расширении географии обитания человека: У кого есть какие мысли по этому поводу...
2. Поговорим о молнии. Вспомним о насекомых. Выберите цитату и следуйте её логике или опровергните её.
«Вы любите молнию в небе, а я — в электрическом утюге»
В. Маяковский
«Бедное раздавленное насекомое страдает так же, как умирающий гигант.»
Уильям Шекспир
3. Фраза или слово Никогда не поздно.
(фразу целиком или слово "(не)поздно" - использовать в стихе).
1. Количество произведений: от одного автора –
до трёх произведений, включительно. 2.
Конкурс - анонимный. Конкурсные произведения присылать по адресу:
povic1965@mail.ru (Просьба - указать авторский ник)
или
в личные сообщения ведущему. Пожалуйста, перед отправкой разместите свой текст в программе
«Блокнот» и скопируйте оттуда, чтобы не нарушалась авторская разбивка на строки.
4. Во всех спорных ситуациях решение принимает ведущий конкурса.
5. Заявки принимаются
до 18.00 Мск 26.04.23 г. 6. Сроки голосования будут уточнены позже (это зависит от количества произведений).
Ведущая –
Виктория_Соловьёва Техническая поддержка –
Алексей_Лис
Вика спасибо за конкурс!
Рада за всех, кто рискнул)
Марина, с победой!
Самое приятное попасть в волну вольника, она легко ведёт тогда)))
Здравствуйте участники, хочу поблагодарить вас всех за участие в конкурсе. Конкурсное задание было сложным. Присылали много стихотворений, но мало кто написал именно вольным стихом. Те, кто справились, действительно неслабо потрудились, чтобы узнать, понять, полюбить эту форму. Она отплатит с лихвой! Уметь входить в состояние, когда пишешь как дышишь непросто, но кайфово:) Почувствовав вкус к вольным стихам, вы ещё на немного расширили свой рамки представлений о современной поэзии. Спасибо вам за сотворчество!
Произведений: 7 Проголосовало: 22 (участников: 5, читателей: 17)
1-е место:
Marara
Стихотворение «Ты в заводи»
Марина награждается знаком отличия Планеты Путешествий за 1-е место и наградными баллами (100).
Приз симпатий ведущего:
Елена_Картунова
Стихотворение «Дорога»
Елена награждается знаком отличия и наградными баллами (25)
Угадайка:
В угадайке участвовали:
– Алексей_Лис
– Елена_Ланина
– Ирина_Архипова
Чаще всего угадывали Марару и меня, но все остальные попытки были в молоко))) Спасибо за игру!
Поздравляю победителей! Спасибо всем!
ура! ура! ♫ ♪♫ ♪ ♫ ♪ ♫*.:。✿*゚
-----------------------------------------------------------------------------
Награды добавлены, наградные баллы переведены.
Поздравляю Елену с призом симпатий ведущего!
Всем спасибо за конкурс! Спасибо, Вика!
Вика, спасибо огромное, за конкурс!
Я, если честно, совсем не ожидала получить первое место именно в этом конкурсе: такие классные были стихи - соперники моего...
И все, почему-то, меня угадали...
Марина, поздравляю тебя с победой!)
Итоги конкурса Выбор пути. Конкурс «История одного заблуждения»
Марина, Лена, поздравляю:)
ну несмотря на малочисленность, всё-таки конкурс прошёл:)
может, в следующем... к следующему научимся:)
Вика, спасибо за эту серию конкурсов, она интересная:)
Исправила!)
Но я хочу всем рассказать, как Вика мне помогала! Сначала объясняла что такое дольник, потом – как пишется вольник. А потом ритм правила. Другими словами, если бы не Вика, в конкурсе было бы на одну работу меньше. А у меня бы случилась истерика, потому что не выходил каменный цветок! Вика, спасибо тебе большое человеческое! Трудное это дело дольником писать вольник :)))
Но всеми восхищаюсь - с заданием справились, на мой взгляд, а ведь это так сложно - писать вольный стих по заказу. Мне кажется, тут без особого вдохновения очень очень сложно. Я даже не пыталась . Так что все участники - герои! )
Непростая форма, согласна. Не многие её успели понять, почувствовать. Но пятеро смелых - смогли!)
Я вот тоже было попыталась - но... Не моё
Пошла голосовать...
Дата и время окончания приёма заявок: [26/04/2023, 18:00]
Произведений: 7; авторов: 5
Минимум шорт-листа: 1
Максимум шорт-листа: 2
Без отметок «первое место»
За голосование участнику начисляется: 1
Дата и время старта голосования: [26/04/2023, 18:28]
Дата и время окончания голосования: [01/05/2023, 07:00]
Через некоторое время откроется голосование.
Спасибо всем кто принял участие в конкурсе!)
И приведено стихотворение Юлии как пример - вовсе еуз рифмы.
На что ориентироваться?
Когда теория будет освоена, мы сможем легко делать отступления, как это делает Юлия.
Просто в свободной записи стихотворения некоторые рифмы прячутся и становятся внутренними созвучиями, но они есть)
Конечно, Юлия достаточно свободно и уверенно пишет свои вольники. Она хорошо выдерживает ямб и это позволяет чувствовать не только ритм, но и опорные точки в стихотворении. Все мы часто за опору принимаем именно рифму, которая в идеале заканчивает мысль или предложение. Юлия иногда перемещает рифму внутрь строки, но при прочтении, вы всё равно на неё опираетесь. В этих местах смысловые точки и запятые находятся.
На каких приёмах держится стихотворение Юлии Долгановских и не рассыпается на глазах:
Рифмы: "голубь - поодаль"; "нет-нет" - работает как внутреннее созвучие, чуть ниже звукопись: рукою - ребёнка - добрый; мокрой - ноздри - порывом.
Ниже глагольные рифмы (которые часто встречаются в вольниках): разливала - подавала - не знала; чашки - перчатки - молчала.
в финальной строке: невзначай - кричала - чай.
В примере не вольные стихи, а белые стихи. Ты будешь сердиться и говорить, что ведущая всегда права. Но мы будем сомневаться...
В вольном стихотворении как раз из-за того, что строки могут быть длинными и очень длинными идёт отказ от закономерного чередования рифм и клаузул ( что видно из очень высокого процента тройных, четверных и более рифм, появляющихся случайно, а не закономерно). Это теория вольного стихотворения. Рифмы есть но они плавающие.
В белом стихе нет вольностопности. Там чётко пишется как в силлабо-тонике. Количество стоп соответствует первоначально выбранному ритму. В белом есть одна свобода - нет рифм.
В вольном другая своюбода - количество стоп может быть разным. Рифма есть , но она чувствуется не так сильно как в силлабо-тонике, потому, что длина строк может быть разной. В одной строке может быть две стопы, а в другой, например, десять и рифма есть, но она не работает так как в силлабо-тонике. Она скорее является созвучием.
Именно в вольнике нужна упорядоченная ритмика и она есть (ямб) и есть плавающие рифмы и созвучия (они тоже есть).
Еще раз про рифмы в вольнике: "В вольном стихотворении как раз из-за того, что строки могут быть длинными и очень длинными идёт отказ от закономерного чередования рифм и клаузул ( что видно из очень высокого процента тройных, четверных и более рифм, появляющихся случайно, а не закономерно."