Экспериментальный конкурс «Небольшой космос»
(Планета_ТАУКиТА)
▼
Приглашаю Вас попробовать поучаствовать в искусстве исчезновения.
Я не буду говорить с вами об анализе экспериментальных приемов уменьшения стихотворной строки, несущих особую эстетическую нагрузку в поэзии постмодернизма. О выделение статичных, динамичных и синкретичных форм, позволяющих говорить о минимализме, как об одной из перспективных тенденций в современной русской поэзии. Но я предлагаю позаниматься этим на практике, а не в теории искусства исчезновения.
Приветствую всех!
В этом конкурсе мы будем искать новые смыслы в старых стихах. Конкурс экспериментальный, в каком-то смысле слова. Я к нему пришла сама, работая с верлибрами. Но, оказывается, есть целая прослойка авторов, которая триста лет этим занималась. Есть даже название этого действия: Blackout. В моём случае это называться должно было бы Redout (удали то, что я выделила красным)))
Немного истории:
Блэкаут — на границе изобразительного искусства и литературы. Это один из вариантов техники, которая появилась в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Берётся существующий текст, обычно уже напечатанный, и часть его зачёркивается. Ты берёшь страницу и часть текста каким-то способом удаляешь — а то, что остаётся, складывается уже в какую-то новую историю. Это новый текст с новыми образами. А что делать с остальным — тут есть варианты. Можно это пространство как-то зарисовать, заколлажировать, придать ему дополнительное измерение. Блэкаут — это уже самая крайняя форма: оставшийся текст просто вымарывается чёрным маркером — black out. Остаётся чёрная фигура, в которой висят отдельные слова и словосочетания, составляющие новый текст.
Страница из книги Остина Клеона «Newspaper Blackout»
Страница из книги Рональда Джонсона «RADI OS» — эксперимента на основе «Потерянного рая» Мильтона
Работа из феминистской антологии «Erase The Patriarchy»
Остин Клеон начал этим заниматься независимо от более ранних авторов. Он сам рассказывал, что каждое утро ездил на работу — был каким-то клерком, ему нужно было ехать довольно долго, он решил не тратить это время зря и выделял в «Нью-Йорк таймс» и других газетах слова, словосочетания и микросюжеты, которые хотел потом использовать в рассказах. Рассказы он так и не написал, а вырезок скопилось изрядное количество. Он их стал оформлять как отдельные тексты-блэкауты, а потом посмотрел, что этим уже больше полувека занимаются другие люди. Кстати, они тоже, параллельно этим занимаясь, друг о друге сначала не знали. Например, есть британский художник Том Филлипс, который сделал, наверное, самый известный проект в этой технике — «A Humument». И есть американская художница Дорис Кросс, которая в это же время занималась такими же экспериментами независимо от Филлипса.
А ещё есть Рональд Джонсон, который перерабатывал в этой технике «Потерянный рай» Мильтона, и у него была целая сопроводительная философия: чтение — это хаотический процесс, и каждый раз, читая книгу, мы читаем не ту книгу, которая была написана, и не ту книгу, которую читают другие, а как бы перескакиваем со слова на слово, и у нас складывается уникальная картина этой книги именно в текущий момент. И в книжке «RADI OS» он взял общеизвестный, канонический текст и попытался показать один из вариантов его индивидуального хаотического чтения. Сейчас этого дико много. Есть антологии феминистского блэкаута, которые переворачивают всякие тексты, где усматривается патриархальная оптика. Её переворачивают с ног на голову — превращают патриархальные тексты в феминистские. Есть квир-блэкауты, где через переработку «Дракулы» рассказывается история осознания себя трансперсоной. В общем, дико много всего, и в каждом случае ответ свой.
Текст взят из интервью Льва Оборина с Андреем Черкасовым
Тема конкурса:
1. Блэкаут – кот в мешке. Уберите слова, которых не должно быть в вашем тексте.
2. Блэкаут на известное произведение. Уберите слова, которых не должно быть в заданном тексте.
Волшебная скрипка — Николай Гумилев
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка, Не проси об этом счастье, отравляющем миры, Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, Что такое тёмный ужас начинателя игры! Тот, кто взял её однажды в повелительные руки, У того исчез навеки безмятежный свет очей, Духи ада любят слушать эти царственные звуки, Бродят бешеные волки по дороге скрипачей. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, Вечно должен биться, виться обезумевший смычок, И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном, И когда пылает запад и когда горит восток. Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье, И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, — Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь. Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело, В очи глянет запоздалый, но властительный испуг. И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело, И невеста зарыдает, и задумается друг. Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ! Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!
Рондолла — Николай Гумилев
Ребенок, с видом герцогини, Голубка, сокола страшней,- Меня не любишь ты, но ныне Я буду у твоих дверей. И там стоять я буду, струны Щипля и в дерево стуча, Пока внезапно лоб твой юный Не озарит в окне свеча. Я запрещу другим гитарам Поблизости меня звенеть, Твой переулок — мне: недаром Я говорю другим «не сметь». И я отрежу оба уха Нахалу, если только он Куплет свой звонко или глухо Придет запеть под твой балкон. Мой нож шевелится, как пьяный. Ну что ж? Кто любит красный цвет? Кто хочет краски на кафтаны, Гранатов алых для манжет? Ах, крови в жилах слишком скучно, Не вечно ж ей томиться там, А ночь темна, а ночь беззвучна: Спешите, трусы, по домам. Вперед, задиры! Вы без страха, И нет для вас запретных мест, На ваших лбах моя наваха Запечатлеет рваный крест. Пускай идут, один иль десять, Рыча, как бешеные псы,- Я в честь твою хочу повесить Себе на пояс их носы. И чрез канаву, что обычно Марает ткань чулок твоих, Я мост устрою — и отличный — Из тел красавцев молодых. Ах, если саван мне обещан Из двух простынь твоих,- войну Я подниму средь адских трещин, Я нападу на Сатану. Глухая дверь, окно слепое, Ты можешь слышать голос мой: Так бык пронзенный, землю роя Ревет, а вкруг собачий вой. О, хоть бы гвоздь был в этой дверце, Чтоб муки прекратить мои… К чему мне жить, скрывая в сердце Томленье злобы и любви?
Если вы выбрали тему 1 - кот в мешке, жду вас в ЛС со словом « Участвую». В ответ на это я даю вам текст, с которым вы работаете и присылаете мне его уже в виде текста-блэкаута. То есть текст, в котором может быть перевёрнут смысл, или сжат до хокку, или силлабо-тоника становится верлибром, или моностихом. Важно добиться такого сокращения текста, которое откроет свою поэзию. В этих словах должен помещаться небольшой космос*. Всё ради него. Поэтому и называется этот конкурс именно так. Либо пишете свой блэкаут на известные произведения Гумилёва (Тема 2). ________________________________________ * «…можно вложить в те же четыре-пять строчек уже какой-то небольшой космос.» Андрей Черкасов
Просьба выделять слова цветом или шрифтом прямо в текстах. Чтобы я видела все предлоги и союзы. И видела, что ничего не добавилось к словам Гумилёва или к вашим стихам. Слова должны считываться не хаотично, а последовательно. Успехов всем!
Тексты с выделенными словами лучше присылать на почту. В теле письма.Там разбивка сохраняется и выделенные (цветом, шрифтом) слова.
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка, Не проси об этом счастье, отравляющем миры, Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, Что такое тёмный ужас начинателя игры! Тот, кто взял её однажды в повелительные руки, У того исчез навеки безмятежный свет очей, Духи ада любят слушать эти царственные звуки, Бродят бешеные волки по дороге скрипачей. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, Вечно должен биться, виться обезумевший смычок, И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном, И когда пылает запад и когда горит восток. Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье, И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, — Тотчас бешеные волки в кровожадном иступленьи В горло вцепятся зубами, Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело, В очи глянет запоздалый, но властительный испуг. И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело, И невеста зарыдает, и задумается друг. Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ! Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью лапами на грудь. Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело, В очи глянет запоздалый, но властительный испуг. И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело, И невеста зарыдает, и задумается друг. Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ! Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача! GP
Голосование будет проводиться по текстам-блэкаутам.
Правила конкурса:
1. Количество произведений: от одного автора – до трёх произведений, включительно.
2. Конкурс - анонимный. Конкурсные произведения присылать по адресу: povic1965@mail.ru или в ЛС ведущему Виктория_Соловьёва.
При отправке в ЛС: пожалуйста, перед отправкой разместите свой текст в программе «Блокнот» и скопируйте оттуда, чтобы не нарушалась авторская разбивка на строки.
4. Во всех спорных ситуациях решение принимает ведущий конкурса.
5. Заявки принимаются до 08.00 Мск 23.05.23 г.
6. Сроки голосования будут уточнены позже (это зависит от количества произведений).
Итоги конкурса Экспериментальный конкурс «Небольшой космос»
Здравствуйте участники. Закончился экспериментальный конкурс. Для меня он был непростым. Мне хотелось, чтобы вы все попробовали найти что-то новое, в текстах, которые вам доставались. Большинство пошло по другому пути – сокращению текста. Так тоже можно было, сделать более точный и эмоциональный верлибр. Мне кажется лучше всего это удалось Михаилу Кулькову. Но у него большая практика в этом есть. Наверное, поэтому и его произведение выделяется среди всех работ. Понравилась мне работа Егора и Лены Картуновой «Сорока принесла…». Хокку Ирины Архиповой – это тоже находка конкурса.
Спасибо вам, что попробовали со мной вместе поэкспериментировать. Это не так просто оказалось, как на первый взгляд могло показаться. Что-то сродни решения кроссворда. Здесь понадобилось умение кратко выражать мысли и создавать логические цепочки, не пренебрегая эмоциональным импульсом.
Спасибо за конкурс, Вика. Было непросто, но интересно. Всем участникам и голосующим спасибо!
Единственное, чего я не поняла - это смысла в угадайке, притом, что были опубликованы исходные стихотворения и заранее было известно, что ты выдавала участникам их собственные произведения.
Спасибо, Вика, за креатив! Поздравляю Ирину! Поздравляю Михаила и Лиса! Спасибо за угадайку, она тоже оказалась непривычной. Некоторые стихи я помнила, чьё-то авторство узнала, но решила просто поддержать конкурс.
Голосование началось! Дата и время окончания приёма заявок: [23/05/2023, 08:00] Произведений: 16; авторов: 11 Минимум шорт-листа: 1 Максимум шорт-листа: 5 Без отметок «первое место» За голосование участнику начисляется: 1 Дата и время старта голосования: [23/05/2023, 08:20] Дата и время окончания голосования: [28/05/2023, 18:00]
Вика, поясни, пожалуйста. Насчёт последовательности слов мне понятно. А вот можно прописные буквы менять на строчные и наоборот, разбивать длинные строчки на несколько коротких, ставить другие знаки препинания?
Да, всё о чём ты спросила - можно. Не надо только менять порядок слов. То есть твоё стихотворение должно читаться сверху вниз, без перескакивания с нижних строк на верхние. Выделять слова желательно прямо в тексте, чтобы видно было как ты вычленяла слова.
Присылать лучше на почту в теле письма, а не в прикреплённом файле.
Просьба выделять слова цветом или шрифтом прямо в текстах. Чтобы я видела все предлоги и союзы. И видела, что ничего не добавилось к словам Гумилёва или к вашим стихам. Слова должны считываться не хаотично, а последовательно. Успехов всем!
Тексты с выделенными словами лучше присылать на почту. В теле письма. Там разбивка сохраняется и выделенные (цветом, шрифтом) слова.
Небольшой космос, это когда есть поэзия между строк, а лучше целый космос Миша, открой спойлер, там на картинках прямо показано. Егор чуть ниже наглядно показал как это делается!
Вика, ты хочешь что-то типа этого? Я из объяснений не понял ничего, потому решил, что если надо убирать лишнее, то, наверное, так...
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка, Не проси об этом счастье, отравляющем миры, Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, Что такое тёмный ужас начинателя игры! Тот, кто взял её однажды в повелительные руки, У того исчез навеки безмятежный свет очей, Духи ада любят слушать эти царственные звуки, Бродят бешеные волки по дороге скрипачей. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, Вечно должен биться, виться обезумевший смычок, И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном, И когда пылает запад и когда горит восток. Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье, И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, — Тотчас бешеные волки в кровожадном иступленьи В горло вцепятся зубами, Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело, В очи глянет запоздалый, но властительный испуг. И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело, И невеста зарыдает, и задумается друг. Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ! Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью лапами на грудь. Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело, В очи глянет запоздалый, но властительный испуг. И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело, И невеста зарыдает, и задумается друг. Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ! Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!
Спасибо Виктории за интересный новый конкурс. Было очень интересно учавствовать.
Здравствуйте участники. Закончился экспериментальный конкурс. Для меня он был непростым. Мне хотелось, чтобы вы все попробовали найти что-то новое, в текстах, которые вам доставались. Большинство пошло по другому пути – сокращению текста. Так тоже можно было, сделать более точный и эмоциональный верлибр. Мне кажется лучше всего это удалось Михаилу Кулькову. Но у него большая практика в этом есть. Наверное, поэтому и его произведение выделяется среди всех работ. Понравилась мне работа Егора и Лены Картуновой «Сорока принесла…». Хокку Ирины Архиповой – это тоже находка конкурса.
Спасибо вам, что попробовали со мной вместе поэкспериментировать. Это не так просто оказалось, как на первый взгляд могло показаться. Что-то сродни решения кроссворда. Здесь понадобилось умение кратко выражать мысли и создавать логические цепочки, не пренебрегая эмоциональным импульсом.
До встречи в других конкурсах! Всех всегда жду)))
Произведений: 16 Проголосовало: 21 (участников: 11, читателей: 10)
1-е место:
Ирина_Архипова
Хокку «Гранатовый сок»
Ирина награждается знаком отличия Планеты Путешествий за 1-е место и наградными баллами (100).
Приз симпатий ведущего:
Михаил_Кульков
Стихотворение «Лом бы…»
Михаил награждается знаком отличия и наградными баллами (25)
Комментатор конкурса
Алексей_Лис
За поиск логики, красоты и смысла в конкурсных работах
Алексей награждается знаком отличия и наградными баллами (25)
Угадайка:
В угадайке участвовала:
– Милана_Секоненко
Хороший результат у Миланы. Угадано больше половины авторских работ. Милана награждается знаками отличия и космобаллами (25)
Поздравляю победителей! Спасибо всем!
ура! ура! ♫ ♪♫ ♪ ♫ ♪ ♫*.:。✿*゚
-----------------------------------------------------------------------------
Награды добавлены, наградные баллы переведены.
Единственное, чего я не поняла - это смысла в угадайке, притом, что были опубликованы исходные стихотворения и заранее было известно, что ты выдавала участникам их собственные произведения.
Поздравляю Ирину!
Поздравляю Михаила и Лиса!
Спасибо за угадайку, она тоже оказалась непривычной.
Некоторые стихи я помнила, чьё-то авторство узнала, но решила просто поддержать конкурс.
Кстати, время кофе пить
Вика, спасибо за конкурс:)
Только меня-то с чем поздравлять?))) С завершением конкурса, наверное)))
еще будет?
Надо подумать хорошо, может быть ещё и решимся на этот эксперимент. Спасибо Ванжелика!)
Дата и время окончания приёма заявок: [23/05/2023, 08:00]
Произведений: 16; авторов: 11
Минимум шорт-листа: 1
Максимум шорт-листа: 5
Без отметок «первое место»
За голосование участнику начисляется: 1
Дата и время старта голосования: [23/05/2023, 08:20]
Дата и время окончания голосования: [28/05/2023, 18:00]
Приглашаем на обсуждение конкурсных работ: http://litgalaktika.ru/index/8-127
последний день голосования - до 18:00 мск
на мой взгляд, вполне можно выбрать:) у меня оставалось в конце 7, ну пришлось оставить 5
Через некоторое время откроется голосование.
Спасибо всем кто принял участие в конкурсе!)
Насчёт последовательности слов мне понятно.
А вот можно прописные буквы менять на строчные и наоборот, разбивать длинные строчки на несколько коротких, ставить другие знаки препинания?
То есть твоё стихотворение должно читаться сверху вниз, без перескакивания с нижних строк на верхние.
Выделять слова желательно прямо в тексте, чтобы видно было как ты вычленяла слова.
Присылать лучше на почту в теле письма, а не в прикреплённом файле.
Спасибо, Егору, без него бы долго соображала
Тексты с выделенными словами лучше присылать на почту. В теле письма. Там разбивка сохраняется и выделенные (цветом, шрифтом) слова.
Егор, спасибо огромное за пример. Очень наглядно!
Миша, открой спойлер, там на картинках прямо показано. Егор чуть ниже наглядно показал как это делается!
Я из объяснений не понял ничего, потому решил, что если надо убирать лишнее, то, наверное, так...
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое тёмный ужас начинателя игры!
Тот, кто взял её однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток.
Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —
Тотчас бешеные волки в кровожадном иступленьи
В горло вцепятся зубами,
Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.
Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью лапами на грудь.
Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.
Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!
Сможешь прислать что-то анонимно?
Просто мной убрана вся словесная вода, на что сам он так и не решился.