Добрый день, Литгалактика! Мы вновь ищем семерых смелых, которые напишут стихи по нашему трудному заданию, а затем проранжируют все тексты конкурсантов (включая свой)!
Текст, которым мы сегодня будем вдохновляться, красив, мелодичен и необычайно актуален осенью. Это стихотворение Всеволода Александровича Рождественского (1895–1977) «Всю ночь шуршало и шумело…»:
Всеволод Рождественский
«Всю ночь шуршало и шумело…»
Всю ночь шуршало и шумело,
Шептало, в темень уходя,
Текло, срывалось, шелестело
И что-то мне сказать хотело
Под шум дождя, под шум дождя.
И мнилось мне, что кто-то, строго
Дням отшумевшим счет ведя,
Стоит у темного порога
Неотвратимо, как тревога,
Под шум дождя, под шум дождя.
Рассвет туманно разгорался,
И умоляя, и стыдя,
А я понять его старался,
Я засыпал и просыпался
Под шум дождя, под шум дождя.
1972
Задание на конкурсе «Семеро смелых», напоминаю, всего одно и не самое простое. Разумеется, мы не будем писать стихи об осени – мы обратимся к форме стихотворения Вс. Рождественского. Этот текст был положен на музыку и стал романсом – на чём основана его музыкальность? На рефрене («Под шум дождя, под шум дождя» в конце каждой строфы), повторяемости звуков (например, в начале стихотворения это Ш: ШурШало, Шумело, Шептало, Шелестело, в конце – С/С': раССвет, разгоралСя, Стыдя, СтаралСя, заСыпал, проСыпалСя; эти звуки будто воссоздают шорох и шелест) и гармоничности частей (три пятистишия). Всё это вам, дорогие наши смелые, предстоит воплотить в своих текстах.
Итак, задание:
написать поэтический текст из трёх рифмованных пятистиший с повторением в них последней строки, при этом используя приём звукописи*.
*Звукопись мы будем понимать как намеренное частое использование определённых звуков для создания желаемого эффекта.
Отправляя заявку на конкурс, указывайте, пожалуйста, какими звуками Вы создали уникальную атмосферу своего стихотворения.
Рефрен последних строк допускается точный (как у Рождественского) или вариативный (например, как в известной песне о тучах в голубом: «Где мы с тобой танцуем вальс в миноре» дважды, а на третий раз – «Где мы с тобой танцуем вальс в мажоре»).
Задание трудное – однако я надеюсь, что найдутся семь авторов сайта, которые с ним справятся.
Думаю, мы получим что-то изысканное и музыкальное (а стихи одинаковой длины будет удобно сравнивать).
Всем удачи!
.
Напоминаем правила:
Правила конкурсов «Семеро смелых»:
1. Участникам конкурса предлагается одно задание, вдохновлённое каким-либо поэтическим текстом.
За сутки до размещения задания жители Литгалактики оповещаются о времени проведения конкурса массовой рассылкой.
Время и дни недели начала конкурсов будут постоянно меняться, чтобы жители разных уголков планеты находились в равных условиях.
2. На конкурс принимаются только новые, ранее нигде не опубликованные стихи.
Участники присылают стихи личным сообщением ведущему.
Соответствие заданиям проверяет ведущий конкурса.
От одного автора принимается не более одного стихотворения.
3. Приём ведётся до седьмой заявки.
Ведущий оповещает о количестве принятых заявок; после объявления о приёме седьмой заявки приём прекращается (возможна ситуация, при которой участники успеют прислать более семи заявок до объявления о завершении приёма; тогда участников будет немного больше).
4. По окончании приёма заявок начинается анонимное голосование, которое длится одни сутки.
ВНИМАНИЕ! Голосование на этом конкурсе будет проходить с ранжированием, то есть участники голосования должны будут расставить все стихотворения в рейтинг по своим предпочтениям (первое место, второе, третье… – и так далее). Поскольку участников будет семь или чуть больше – ранжирование будет быстрым и увлекательным.
Ранжирование – главная «изюминка» конкурсов этого цикла, поэтому и авторы будут поставлены в особые условия: своё стихотворение также нужно будет вставить в рейтинг. Уверен, наши авторы не станут автоматически ставить свои стихи на первое место, а будут смотреть на них со стороны и сравнивать с другими конкурсантами.
5. По итогам голосования один победитель награждается оливковой лирой и 100 космобаллами.
В случае минимального разрыва между первым и вторым местами возможно дополнительное поощрение «второго» участника значком.
Ведущий
Вит Музуров Ждём ваших заявок!
спасибо участникам – конкурс делают участники:)
новые конкурсы обязательно будут – через пару недель классиков запущу:) всех буду ждать)
Спасибо, Ната.
Было нелегко ранжировать стихи - хотелось нескольким стихам дать первое-второе место.
Виту спасибо за интересную идею для конкурса!
Проголосовать не успела, сорри, но результат почти совпал с моим ранжированием. В любом случае лучшие стихи получили по заслугам ))
спасибо всем-всем за стихи!
А лучшей по итогам голосования стала Ольга Альтовская с актуальным стихотворением о ноябре:
Ольга Альтовская
Пришёл ноябрь
Пришёл ноябрь. И небосвод
В ошмётках цвета серой мыши.
Уже крошится первый лёд,
Уже неслышно снег идёт
И шебуршит листвой на крыше.
А мне бы шёпот ветерка,
Шмеля в беседке – в тёплой нише,
Где дня воздушная река
Ласкает зелени шелка
И шебуршит листвой на крыше.
Под плюшем мается душа,
Шагает к ночи день притихший,
И ветер, снегом мельтеша,
Пушит верхушки камыша
И шебуршит листвой на крыше.
Поздравляем победителя! Ольга - постоянный участник конкурсов нашей планеты, и очень приятно наконец вручить ей награду: сто космобаллов и оливковую лиру!
Интересно также, что результаты настолько плотные, что сразу два текста разделили третье место (при голосовании по рангам вероятность такого совпадения крайне низка), а значит - в отдельное произведение со стихами-победителями войдёт не три, а четыре текста) Ура нашим авторам!
И наконец, не менее замечательной получилась угадайка: Елена Че угадала пять авторов из семи и получает наш традиционный поощрительный значок, а Ирина Архипова и вовсе узнала ВСЕХ участников (шесть из шести)! За результат в 100% - решение такой непростой головоломки - мы вручаем Ирине особый приз. Это кубик Рубика! Тем более что у кубика шесть граней - как раз по числу отгаданных Ириной участников))
Благодарим всех проголосовавших на конкурсе! Огромное вам спасибо за поддержку смельчаков!
До новых встреч на планете "Классика и современники"!
Вит, спасибо за конкурс:))
даааа... угадать всех - это что-то... а я никого не угадал, эх:))
Вообще хорошие стихи на конкурсе, непросто было ранжировать, тем более удивительно, что моё ранжирование практически совпало с результатами (только одно стихотворение я поставила на пятое место, а оно разделило третье; остальные места полностью совпали).
Первый раз удалось угадать абсолютно всех))) Приз очень понравился! Люблю кубик Рубика))
Спасибо за конкурс, Вит!
Всем спасибо! Вдохновения всем!
Очень надеюсь, что будет активно. Пока только 13 проголосовавших, ну маловато...
В первом стихотворении не понравилась политкорректная половинчатость - и вашим, и нашим. Либо надо заглавные буквы поставить, либо препинаки убрать.
Во втором "дум зола" показалась тяжеловесной, и не понял, как можно "оседать, как молва"
В третьем стихотворении я представил темень, с вросшими глазами героя. Она ими зло моргает и говорит: "Щаз как укусю!" Страшно... Ну и дежавю из первого стихотворения. Тут как в анекдоте получается - автор, Вы или крестик снимите, или трусы наденьте.
В четвёртом не совсем понял, как неслышный снег шебуршит листвой. Ну и во фразе "Пушит верхушки камыша" лучше сказать не "верхушки, а "метёлки".
В пятом стихотворении возникает вопрос: откуда герой знает всех друзей Пьеро, утешающих брошенных им (Пьеро) Мальвин? Созванивается, что ли?
В шестом, в строке "И в первый раз сказала "Да" ты" окончание упорно читается как: "...сказала: "Датый"...
Ну и последнее стихотворение. Вроде, про море. И вдруг - мост, специально построенный для бичей. Мост через море - это по-нашему!
это блиц-конкурс с трудным заданием) авторы ограничены временем и рамками требований, поэтому идеальных текстов мы не ожидаем здесь увидеть) а обсудить их лучше будет на авторских страницах после завершения голосования, я думаю) чтобы не влиять на голосующих)
со многими замечаниями я согласен, с некоторыми – не вполне, однако предлагаю продолжить этот разговор после голосования. ради чистоты эксперимента)
Мнение читателя это интересно, но я согласна с Витом, что лучше во время конкурса не высказываться, потому что это может повлиять на голосование других читателей. Лично на меня ничьё мнение повлиять не может, я руководствуюсь только своим. Надеюсь, и большинство наших голосующих тоже.
Твои заметки прочитала только сейчас. За свой номер первый могу ответить. Я пишу стихи без знаков препинания только на конкурсы, в которых это является обязательным условием. А без заглавных букв иногда пишу. И считаю, что наличие или отсутствие заглавных букв никак не связано со знаками препинания в данном случае. Если произведение записано по всем правилам языка, то в нём должны быть как знаки препинания, так и заглавные буквы. Если произведение записано в свободной форме (а сейчас это считается допустимым и используется довольно-таки часто), то только автору решать, использовать ли знаки препинания и заглавные буквы. А читателю, в свою очередь, решать, голосовать или нет за произведение, если ему не понравилась форма записи. У каждого есть право выбора.
Если кому-то обсуждения во время голосования навязывают чужое мнение, то голос такого читателя ничего не стоит даже без обсуждений. Такое голосование идёт спонтанно или по дружбе, не учитывая достоинства или недостатки стихов. Ты говоришь, что большинство голосующих не отвлекаются на чью либо критику стихов во время, а думают сами. Вот и славно.
Мне читательские мнения интересны в любое время. Но по большей части - конкурс прошёл, и забылся. И никто не вернётся в конкурсную ленту что либо обсудить. Так ради чего бились - ради медальки в профиле?
Насчёт заглавных букв и препинаков - да, это прерогатива автора, использовать или нет. Как и написание слов в тексте, не используя между ними пробелы. Кто захочет - прочтёт.
Насчёт "допустимо и используется довольно-таки часто" - я знаю несколько не литературных сайтов, где в правилах прописано, что неиспользование автором поста заглавных букв и знаков препинания ведёт к автоматическому бану. Но там обычные люди общаются, а не гиганты слова или волшебники рифмы.
Воткактотаг
Обсуждение во время конкурса должно идти. Сейчас сюда заглянут только ради очередной поздравлялки или очередной пасипки. Конкурс уехал, и авторы лишь машут друг другу ручкой. Обниматься или бить друг друга в нос поздно.
а вот после – да, интересно) давайте попробуем)
Пробовать "после" - дело бесперспективное. На него не придут ни конкурсные авторы, ни читатели. Конечно, можно их настойчиво приглашать письмами в личку, но - не придут. Во всяком случае, большинство.
мне кажется, попробовать разборы после голосования можно) кажется, так где-то уже делали. судя по тому, что люди пишут (пусть и поздравлялки), – они сюда всё-таки пришли) пусть и не очень многие.
возможно, кстати, авторы и читатели приходили бы чаще, если бы подобные отзывы регулярно появлялись под конкурсами) можно попробовать)
Мне понравилось стихотворение, очень лиричное.
Пришёл ноябрь. И небосвод
В ошмётках цвета серой мыши.
Уже крошится первый лёд,
Уже неслышно снег идёт
И шебуршит листвой на крыше.
Наступил ноябрь. Картинка поздней осени. Тучи. Снег.
"небосвод вошмётках цвета серой мыши" - очень интересный, неизбитый, на мой взгляд, образ. Мне не очень нравится слово "ошмётки", но серые рваные тучи вполне с ними ассоциируются, а для звукописи это слово подходит очень хорошо.
Не вижу противоречия между "неслышно снег идёт" и "шебуршит листвой на крыше". В воздухе снег падает неслышно, а когда он падает на сухую листву, раздаётся шуршание (шебуршание).
А мне бы шёпот ветерка,
Шмеля в беседке – в тёплой нише,
Где дня воздушная река
Ласкает зелени шелка
И шебуршит листвой на крыше.
А ЛГ мечтает о лете. Шёпот ветерка, шмель в беседке - такое умиротворение возникает, тоже хочется попасть в такой день.
"дня воздушная река ласкает зелени шелка и шебуршит листвой на крыше" - красиво. И теперь уже ветерок шебуршит листвой на крыше.
Под плюшем мается душа,
Шагает к ночи день притихший,
И ветер, снегом мельтеша,
Пушит верхушки камыша
И шебуршит листвой на крыше.
Третье пятистишие, на мой взгляд, уступает первым двум.
"под плюшем мается душа" - видимо, имеется в виду плюшевый плед ("под лаской плюшевого пледа"). Но вот почему под пледом мается душа? По-видимому, так и тоскует о тёплом летнем дне. Если строго говорить, то под пледом тело, а не душа. Но мы-то поэты))
"шагает к ночи день притихший" - интересно.
"ветер, снегом мельтеша, пушит верхушки камыша и шебуршит листвой на крыше" - здесь мне не очень нравится слово "мельтеша", но оно тоже и суть отражает, и в звукописи участвует.
В общем, цельное и красивое стихотворение. Поэтому я его поставила на первое место.
впрочем, при голосовании читать простыню обсуждений тоже не то же самое, что прийти и проголосовать) кто-то вот (не будем показывать пальцем) простынёй зачитается – и вообще не проголосует
во время конкурса или после - но обсуждение стихов - важно.
Да и у слова "ошмётки" есть вполне определённый смысл. Это мелкие обрывки. Из таких туч снег идёт обычно совсем мелкий и лёгкий. Он шебуршать не может ни при каких случаях.
Шмеля в беседке
Я не против этого стихотворения и не хочу искать в нём недочёты. При желании их можно нарыть сколько угодно. Но на первое место у меня оно не ложилось.
Я поставил твоё стихо на 1 место, потому что мне, несмотря на отсутствие заглавных букв, показалось, что смысл, поэтичность и соответствие заданию интереснее, чем в других текстах. Видимых ляпов нет, а выискивать можно, конечно, но тогда никто первого места не заслуживает вообще.
Кстати!.. Шёпот шмеля это интересно)) Обожаю шмелей)) А как тут поставить точку, если "мне бы" и к шмелю тоже относится?
А если камыш без метёлок, то у него не верхушки сверху? А что тогда? Это я серьёзно спрашиваю. Думаю, что под "пушит" может подразумеваться не распушение этих самых метёлок, а заметание снегом (то есть камыш становится пушистым от снега). Но это вопрос к автору: что он имел в виду? Мне так представилось.
 
Да я не предлагаю искать недостатки в конкурсных стихах. Но выделить основные сильные моменты (или слабые) и объяснить, почему им досталось именно это место в ранге вполне можно.
А вот таких-то всегда недостаток.
Когда на конкурс приходит десяток (и это успех!) авторов из почти 200 зарегистрированных, то традиции не создаются, а, если очень упереться, навязываются.
Ну вот теперь хочу объяснения за шестое место. Лис? Расскажешь?))
Да, такое случается. Но при общем количестве авторов это не должно сильно влиять на количество конкурсантов. Так что можешь смело менять слово "каждый" на "каждого", и это нас возвращает к реплике выше.
Интересный и нужный разговор, Егор. Может, завтра кто-то ещё выскажется.
Доброй ночи!
за это конкурс "Семеро смелых" некоторые наши авторы ругают, а некоторым это, наоборот, нравится) вот такой это конкурс, он у нас такой один, в этом его специфика – бескомпромиссный рейтинг)
напоминаю, что голосование на этом конкурсе осуществляется с ранжированием - от первого места до седьмого.
голосование, согласно регламенту, длится один день, но мы не будем высчитывать часы и минуты, потому что никто заранее не знал, в какой момент голосование стартует, - мы откроем его сейчас, а закроем завтра в полночь, чтобы завтрашний день был у всех для голосования целиком.
предлагаем также принять участие в угадайке, которая в этот раз тоже будет очень трудна, потому что каждый автор получил жёсткие рамки задания:) попробуем же оценить наши экспериментальные стихи и узнать за ними друг друга)
Есть в наших стишах индивидуальные заморочки, которые не свойственны другим гениям...
в ближайшее время начнётся голосование)