ВЕРЛИБР – ПОИСК ПУТИ – 9 Победители предыдущих конкурсов: ________________________________________
Приветствую всех! Поговорим о верлибрах…
Сейчас своими словами и просто, чтобы не мудрить с теорией. Кому интересно теорию можно найти в интернете. Для меня
верлибр – это поэзия в чистом виде, не ограниченная ритмом и рифмами, но при этом несущая все остальные признаки поэзии. В первую очередь – это мысль, система образов, эмоции, а потом уже присоединяется эстетика, гармония, в том числе и музыкальная организация пространства верлибра. То есть верлибр не должен быть набором отдельных фраз, звучащим как какофония, и он не должен быть бесконечно играющей пластинкой без начала и конца.
Теперь то, что мне кажется важным для понимания верлибра. Это цитаты:
Так что верлибр – в моём понимании – едва ли не наивысшая, начальная форма поэзии. Те самые «наилучшие слова», которые крепятся не каркасом формы – а исключительно плотностью мысли, подлинностью чувства. Дополнительными костылями может служить фонетическая организация, уникальная каденция, какая-то языковая игра и прочие приёмы классической версификации.
--------------------------------------------Вячеслав Куприянов Верлибр уникален тем, что у него нет каких-то всеобщих, обязательных для всех законов. Он – у каждого свой. В нём иногда может существовать даже и рифма. Факультативная, от избытка дыхания, а не от избытка усердия.
Верлибр представляет собой апофеоз индивидуализма в поэзии. Причём он в куда большей степени исповедален, нежели поэзия традиционная. В ней, родимой, можно спрятаться за размер, позвенеть рифмами. А тут – голый человек на голом листе. Во всей своей загадочной неприглядности.
---------------------------------------- Татьяна Виноградова
У верлибра нет твёрдых форм, какими располагает поэзия «ударности и ритма». И регламентаций по объёму нет: верлибр может быть и «крошкой» в четыре слова, и полноценной поэмой. Но есть вполне определённые разновидности верлибра: лирический, медитативный, риторический/публицистический, новеллистичный (повествовательный)… В любой из своих разновидностей верлибр не ограничен в объёме, не ограничен жанровыми требованиями и существует по своим внутренним правилам, которые вряд ли будут канонизированы.
---------------------------------------- Евгений Феодоров
В верлибре слова сталкиваются неочевидными, то есть не ощутимыми на первый, скользящий от "замыленности" взгляд, смыслами. Верлибр сворачивает/выворачивает смысл из накатанной колеи силлаботоники, с её ожидаемостью, предсказуемостью и, зачастую, тривиальностью. Верлибр пролагает свою колею смыслов – по целине. Верлибр застаёт мир (и читателя врасплох). И именно этим он головокружительно прекрасен.
---------------------------------------- Татьяна Виноградова
***
Зачем нужен свободный стих, для краткости прозванный нами верлибром?
Затем, что он дает возможность умеющим писать в рифму приблизиться к прозе, не обязательно позволяя прозе поглотить поэтическое начало.
Затем, что он дает возможность сочинителям прозы приблизиться к поэзии, воплощая в изящном виде тезис о краткости как сестре таланта.
Затем, что он дает возможность спотыкающимся о рифму научиться ходить без запинки по морю речи, как посуху.
Затем, что он дает еще одну, третью возможность рыцарям пера, застывшим на распутье между дальней дорогой прозы и ухабами поэзии...
***
Верлибр отнюдь не следствие негативных устремлений бунтующих поэтов, а попытка создать новую категорию вкуса, по-своему возрождающую античную калокагатию, насущное взаимопроникновение этики и эстетики слова.
------------------------------------------- Вячеслав Куприянов
Верлибры Блока можно поискать в сети:
«На перекрестке…»
«Улица, улица…»
«К вечеру вышло тихое солнце…»
«Ночь. Город угомонился…»
«Когда вы стоите на моем пути…»
«Она пришла с мороза…»
«Вот девушка, едва развившись…
Несколько верлибров
Карена Джангирова:
x x x Из всех моих "я"
самое лучшее то, о котором
женщина с моря сказала бы грустно:
"Очень осенний день!" x x x Моя единственная возлюбленная -
Девочка До-ли-ли,
Зеленоглазая ночью
и золотоглазая утром,
убегающая веками
из всех сумасшедших домов....
Та, которую в своем почерневшем сознании
я прячу от всех уже тысячу-тысячу лет
и тысячу-тысячу лет
живу с другими.
x x x Более всего
меня настораживают простые вещи:
фиалки в руках одиноко бегущей девочки,
зеленая шляпа на голове прохожего,
обрывок афиши в объятиях безлюдного ветра,
поползновения чайной ложки на краю стола,
ужимки графина в малиновых сумерках комнаты...
Я в ужасе от
непостижимости происходящего
и, как рыцарь, признавший свое поражение,
я укрываюсь от жутких подробностей мира
хрустальным щитом безумия. x x x Сойти с ума --
все равно что сорваться с поезда,
услышав стремительный запах сиреней
на тихой безлюдной станции.
x x x С годами
человек уменьшается
до размеров
собственной
грусти x x x Я помню
нашествие в наш неустроенный быт
этих маленьких рыжих пылающих солнц,
именуемых кем-то
марокканскими апельсинами,
обшарпанный столик,
веселые брызги шампанского,
поцелуи в углах, разговоры о Кортасаре
и тысячу прочих прелестных глупостей
(мы рисовали на стенах светающей комнаты
зеленого ослика в пыльных горах Аргентины
и розовых птиц в небесах Гондураса)... Я помню
твой голос, летящий серебряной нитью,
и самое-самое легкое в мире прощание!
Ты исчезла и дни полетели за днями,
вливаясь в могучую реку забвения
и превращаясь в Ничто.
Так почему же теперь
в эти дни невозможных утрат
я вспоминаю об этой нечаянной встрече
с такой беспредельной нежностью?! ________________________________________
Я приглашаю Вас поучаствовать в создании не просто историй, а именно маленьких поэтических шедевров. Мы будем писать верлибры! Пусть они будут небольшими, но это Ваши переживания, которые я смогу принять и полюбить! И помните, пожалуйста, что у нас на земле такой степенью свободы обладают только птицы.
Правила конкурса: Темы конкурса: 1. Два слова. Выберите два слова из перечисленных. Они должны быть в вашем тексте:
Жизнь, желание, жалюзи, жжение, жертва, жеманность, жемчуг, жаворонок, жабо, женщина, жена, жук, животное, жаворонок, жужелица, женьшень, житие, житница, желатин, желток, жадность, жалость, журнал, жуть, жэк, жулик, жираф, жир, живот, железо, жюри, жара, жи-ши, желтое, желток, желатин.
2. Две цитаты. «Собирай для дела только тех, кого хочешь обнять» Вячеслав Полунин
«Никогда не отказывайся от того, что заставляет тебя улыбаться» Хит Леджер
3. Собаки. Названия породы собаки в тексте обязательно.
4. Свободная тема. 1. Количество произведений: от одного автора – до трёх произведений, включительно.
2.
Конкурс - анонимный. Конкурсные произведения присылать по адресу:
povic1965@mail.ru или в ЛС ведущему
Виктория_Соловьёва.
Пожалуйста, перед отправкой разместите свой текст в программе «Блокнот» и скопируйте оттуда, чтобы не нарушалась авторская разбивка на строки.
4. Во всех спорных ситуациях решение принимает ведущий конкурса.
5. Победившее стихотворение будет размещено в шапке манифеста.
6. Заявки принимаются до
18.00 мск 03.02.24 г. 7. Сроки голосования будут уточнены позже (это зависит от количества произведений).
Ведущая –
Виктория_Соловьёва Тех. поддержка –
Алексей_Лис
Произведений: 9 Проголосовало: 31 (участников: 5, читателей: 26)
1-е место:
Милана_Секоненко
Произведение «***» (Человек так был робок…)
Милана награждается знаком отличия Планеты Путешествий за 1-е место и наградными баллами (100).
Приз симпатий ведущего:
GP
Верлибр «Взросление»
Егор награждается знаком отличия и наградными баллами (25)
Угадайка:
В угадайке участвовали:
– Ирина_Архипова
– Милана_Секоненко
– Алексей_Лис
– Ванжелика
Самая удачная попытка угадать участников была у Ирины Архиповой. С результатом 5 из 8 отгаданных авторов верлибров, побеждает Ирина Архипова.
Ирина награждается знаками отличия и наградными баллами (25)
Поздравляю победителей! Спасибо всем!
ура! ура! ♫ ♪♫ ♪ ♫ ♪ ♫*.:。✿*゚
-----------------------------------------------------------------------------
Награды добавлены, наградные баллы переведены.
Егор, Ирина, поздравляю!
Неожиданный для меня результат.
Онега, спасибо!
Вика, спасибо за конкурс.)
Неожиданно или ожиданно, но первое место - это слава, деньги, публикации...
Вика, спасибо за конкурс - я попробовал, и есть люди, которым показалась попытка не такой уж неудачной.
Онега, Милана, Денис, Настя - спасибо!
Перепутала Дениса и Егора в угадайке.
И оба у меня в шорте
Всем участникам, голосующим и, конечно, Вике – спасибо за конкурс.
Интересные верлибры получились, на мой взгляд
Хороших выходных всем!
Спасибо, Гулим!
Это такая редкость для меня. Это же не фотодуэль или угадайка в прозе:)))
После твоей дискуссии с Егором, думала, что ты пишешь о моем тексте...
Всё было не так очевидно, как мне казалось? ) А Егор, кажется, сразу понял, как я теперь понимаю ))
Знаешь, мне кажется, скоро появятся ещё и подкатегории верлибров: одна из них, которая ближе к стихам, а вторая, эта та, которую ведут от прозы ( как приветствует Виктория)). )
А по дороге друг к другу ещё какие-то ипостаси появятся, наверное )))
Вика, спасибо за конкурс:)
огромное спасибо всем проголосовавшим:)
Дата и время окончания приёма заявок: [03/02/2024, 18:00]
Произведений: 9; авторов: 6
Минимум шорт-листа: 1
Максимум шорт-листа: 3
Можно поставить отметку «первое место»: 1
За голосование участнику начисляется: 1
Дата и время старта голосования: [03/02/2024, 18:11]
Дата и время окончания голосования:
[10/02/2024, 18:00][09/02/2024, 18:00]Через некоторое время откроется голосование.
Спасибо всем, кто принял участие в конкурсе!
меня настораживают
зелёный ослик в небесах Гондураса
и розовые птицы в горах Патагонии
беспредельная грусть
Учи матчасть - японской грусти в образах быть не должно...
Подумал Железный Дровосек. -
Иначе нельзя.
Иначе - не по правилам».
Людоед посолил Элли и посмотрел на Дровосека:
«Присоединяйся, бессердечный бро!»
«На это я пойтить не могу!» -
Страшно закричал
Металлический человек и обнял свой топор.
Одним ударом снёс он Людоеду голову,
И она покатилась под стол,
Улыбаясь и силясь что-то сказать.
Наконец Дровосек разобрал слова:
«Ну что, бро, казалось бы - кончил дело, гуляй смело.
Но...
Всегда и везде найдётся маленькое сопротивляющееся "но"
Никогда не отказывайся от того, что заставляет тебя улыбаться -
это стильно и модно.
Ты - потешный, и доставил мне
Минутку веселья.
Не могу себе отказать...»
Голова подкатилась к Дровосеку и, раззявив пасть,
Проглотила его...
О, жизнь, проливающаяся светом с небес -
Я открываю жалюзи ресниц,
И потоки радости наполняют
Моё усталое тело.
Оно становится... невесомо?!
Хочется оторваться от кресла и
Бежать, скользить, лететь...
Жертва принесена - я бегу.
Неуклюже, с шумом
Который могло бы производить маленькое
Голов на двадцать, не более,
Стадо слонов.
Но я знаю, что это только начало.
Ещё два-три шага, и...
У дверей Рая возникает... жена.
О, жизнь! Свет с небес её порождает,
Но крылья ей может дать
Только глоток ледяного пива
Из холодильника.
Живот мой живот, снова в тебя упадёт
Не животворящая влага, а
Унылый йогурт.
Он тяжелит.
И только возращение на кресло
Позволяет переносить
Земное притяжение...
Проза, но настолько убитая условностями, лишённая образности, вогнанная в кривые столбики нелепых фраз, да к тому же обозванная "поэзией".
Ты будешь обижаться, но к поэзии верлибр относится так же, как мой певок на асфальт относится ко Всемирному Потопу. Я, конечно, люблю плевать на асфальт, но это не даёт мне повода считать себя Богом.
Не называй верлибр поэзией, и те, кто любит стихи, не будут настолько негативны. Есть проза. Есть поэзия. Есть верлибры. Отдельный жанр. И только когда он будет отдельным, его начнут признавать не только апологеты, но и народ...
А самый известный верлибрист - Лев, который граф.
Его "Войну и мир" некоторые пытаются выдать за хокку, но какая в России хокка? Правильно - верлибрная...
И одно из конкурсных, нмв, - явный образец того, как можно испортить хороший рассказ, разбив его на кривые столбики .
В принципе, когда мы читаем рассказ, мы так и так делаем интонационные паузы, и нам не нужна для этого подсказок автора - как именно его нужно читать. Именно эта работа намного выиграла, когда я прочла её просто как прозу. Зачем надо было ломать хорошую работу?
А в верлибре во-первых, есть поэзия (а в этом рассказе её не найти). И, опять-таки - во-первых, эта поэзия мелодична. Она держится на своём собственном ритме, как это делает музыкальное произведение. Не ямбы и хореи, а свои собственные аккорды.
И, я скажу, было из чего выбрать, респект участникам!
В верлибре есть поэзия, а если там поэзии нет, то это не верлибр.
К этом конкурсе тоже не у всех получилось, нмв, написать именно верлибры. Именно такие работы и вызывают ощущение того, что в верлибре нет поэзии. Но, опять повторюсь, заданная автором интонация прочтения прозы не делает его верлибром. Это просто - не верлибр. Я не понимаю, почему типа верлибр, в котором нет поэзии, можно называть верлибром. Скорее всего, у нас разные понятия о верлибристике ).
Поэзия, в принципе, вполне может быть и в прозе, разве нет? Так почему она должна отсутствовать в верлибре? Если говорить, что верлибр - это не стихи и не проза, я , в принципе, могу согласиться. Но если говорить, что в верлибре нет поэзии - то с этим я не соглашусь, потому что именно тогда это не верлибр.
Как я думаю :
Верлибр, это мелодичное, поэтичное, касающееся слуха и души сочетание образов, изложенное созвучными друг другу словами.
И опять повторюсь - здесь я и такие нашла )
Придумать для себя определение чего либо не сложно. Вот это - поэзия. И вот это - поэзия. Потому что потому.
Иначе не было бы графоманов, считающих, что они авторы не хуже других.
А ещё легче сказать - это проза, потому что хочу, чтобы это не было поэзией.
Иначе не было бы критиков, убедивших себя, что они чувствуют нюансы, потому понимают границы поэзии и непоэзии.
А созвучие слов не означает их равнозначность стихотворным размерам. И это не обязательно - рифма.
Но, да, если кто-то решил для себя, что стихи - это не стихи, а проза - это не проза, а верлибры, это вообще неопределяемая субстанция, ну... потомучто....то переубеждать его смысла не имеет )
Всего доброго! )
Вот, вот она суть свободного мира -
Верь. Или, дверь(?)
Два с лишним века, как канул ливр
В Лету.
Лают псы империализма,
Воют,
Тоскуют,
Ищут.
Так вот где собаки порылись!
Английские бульдоги - морды заплыли,
Подагра скрючита,
Вечные туманы довели до астмы.
Зачем им ливр? Зачем им верить?
Выйти из парламента пописать на Биг-Бен
И скорее назад. Верить.
Или Немецкие овчарки.
Злые. Все в пикельхельмах и с усами.
Тоже ведь верят.
Верят, что будут когда-то выходить из парламента -
Пописать на Биг-Бен.
Верлибр. Свободная вера свободных...
А верили бы в ливр - и было бы у них счасиье
Гав!
Собачий мир такой же сложный и амбициозный... У нас научились?)))
1. Два обязательных слова из списка.
2. Порода собаки.
3. Одна из двух тем, заданных двумя мудрецами))
Да?
В стихотворении должны быть все 4 позиции задания? Или одно на аыбор?
А четыре задания - это для разнообразия, для показной демократичности, так сказать...
И ещё... жемчуг можно изменить на жемчужину?
Домашний - это совсем не порода. Любого пса можно назвать домашним. А дворнягой - не каждого. а относящегося только к определённой группе.
Вика, ты сама задала условие:
"3. Собаки. Названия породы собаки в тексте обязательно"
Всё ясно же - надо название породы. Так с чего ты сама себе противоречишь?
"Можно написать "дворняга" или беспородный пёс". Согласно условиям - нельзя.
Прошу прощения у Елены.