ВЕРЛИБР – ПОИСК ПУТИ – 3 Победители предыдущих конкурсов: Верлибр – поиск пути – 1 Алексей_Лис Произведение: мои воспоминания о тебе
Лелина Произведение: Когда ты вернёшься...
Верлибр – поиск пути – 2 Елена_Картунова. Произведение: Чудо
Ирина_Архипова. Произведение: Стрекозы памяти
Ольга_Альтовская. Произведение: Я слышу время
Артур_Кулаков. Произведение: Крест
________________________________________
Приветствую всех! Поговорим о верлибрах…
Сейчас своими словами и просто, чтобы не мудрить с теорией. Кому интересно теорию можно найти в интернете. Для меня
верлибр – это поэзия в чистом виде, не ограниченная ритмом и рифмами, но при этом несущая все остальные признаки поэзии. В первую очередь – это мысль, система образов, эмоции, а потом уже присоединяется эстетика, гармония, в том числе и музыкальная организация пространства верлибра. То есть верлибр не должен быть набором отдельных фраз, звучащим как какофония, и он не должен быть бесконечно играющей пластинкой без начала и конца.
Теперь то, что мне кажется важным для понимания верлибра. Это цитаты:
Так что верлибр – в моём понимании – едва ли не наивысшая, начальная форма поэзии. Те самые «наилучшие слова», которые крепятся не каркасом формы – а исключительно плотностью мысли, подлинностью чувства. Дополнительными костылями может служить фонетическая организация, уникальная каденция, какая-то языковая игра и прочие приёмы классической версификации.
--------------------------------------------Вячеслав Куприянов Верлибр уникален тем, что у него нет каких-то всеобщих, обязательных для всех законов. Он – у каждого свой. В нём иногда может существовать даже и рифма. Факультативная, от избытка дыхания, а не от избытка усердия.
Верлибр представляет собой апофеоз индивидуализма в поэзии. Причём он в куда большей степени исповедален, нежели поэзия традиционная. В ней, родимой, можно спрятаться за размер, позвенеть рифмами. А тут – голый человек на голом листе. Во всей своей загадочной неприглядности.
---------------------------------------- Татьяна Виноградова
У верлибра нет твёрдых форм, какими располагает поэзия «ударности и ритма». И регламентаций по объёму нет: верлибр может быть и «крошкой» в четыре слова, и полноценной поэмой. Но есть вполне определённые разновидности верлибра: лирический, медитативный, риторический/публицистический, новеллистичный (повествовательный)… В любой из своих разновидностей верлибр не ограничен в объёме, не ограничен жанровыми требованиями и существует по своим внутренним правилам, которые вряд ли будут канонизированы.
---------------------------------------- Евгений Феодоров
В верлибре слова сталкиваются неочевидными, то есть не ощутимыми на первый, скользящий от "замыленности" взгляд, смыслами. Верлибр сворачивает/выворачивает смысл из накатанной колеи силлаботоники, с её ожидаемостью, предсказуемостью и, зачастую, тривиальностью. Верлибр пролагает свою колею смыслов – по целине. Верлибр застаёт мир (и читателя врасплох). И именно этим он головокружительно прекрасен.
---------------------------------------- Татьяна Виноградова
***
Зачем нужен свободный стих, для краткости прозванный нами верлибром?
Затем, что он дает возможность умеющим писать в рифму приблизиться к прозе, не обязательно позволяя прозе поглотить поэтическое начало.
Затем, что он дает возможность сочинителям прозы приблизиться к поэзии, воплощая в изящном виде тезис о краткости как сестре таланта.
Затем, что он дает возможность спотыкающимся о рифму научиться ходить без запинки по морю речи, как посуху.
Затем, что он дает еще одну, третью возможность рыцарям пера, застывшим на распутье между дальней дорогой прозы и ухабами поэзии...
***
Верлибр отнюдь не следствие негативных устремлений бунтующих поэтов, а попытка создать новую категорию вкуса, по-своему возрождающую античную калокагатию, насущное взаимопроникновение этики и эстетики слова.
------------------------------------------- Вячеслав Куприянов
Верлибры Блока можно поискать в сети:
«На перекрестке…»
«Улица, улица…»
«К вечеру вышло тихое солнце…»
«Ночь. Город угомонился…»
«Когда вы стоите на моем пути…»
«Она пришла с мороза…»
«Вот девушка, едва развившись…
Несколько верлибров
Карена Джангирова:
x x x Из всех моих "я"
самое лучшее то, о котором
женщина с моря сказала бы грустно:
"Очень осенний день!" x x x Моя единственная возлюбленная -
Девочка До-ли-ли,
Зеленоглазая ночью
и золотоглазая утром,
убегающая веками
из всех сумасшедших домов....
Та, которую в своем почерневшем сознании
я прячу от всех уже тысячу-тысячу лет
и тысячу-тысячу лет
живу с другими.
x x x Более всего
меня настораживают простые вещи:
фиалки в руках одиноко бегущей девочки,
зеленая шляпа на голове прохожего,
обрывок афиши в объятиях безлюдного ветра,
поползновения чайной ложки на краю стола,
ужимки графина в малиновых сумерках комнаты...
Я в ужасе от
непостижимости происходящего
и, как рыцарь, признавший свое поражение,
я укрываюсь от жутких подробностей мира
хрустальным щитом безумия. x x x Сойти с ума --
все равно что сорваться с поезда,
услышав стремительный запах сиреней
на тихой безлюдной станции.
x x x С годами
человек уменьшается
до размеров
собственной
грусти x x x Я помню
нашествие в наш неустроенный быт
этих маленьких рыжих пылающих солнц,
именуемых кем-то
марокканскими апельсинами,
обшарпанный столик,
веселые брызги шампанского,
поцелуи в углах, разговоры о Кортасаре
и тысячу прочих прелестных глупостей
(мы рисовали на стенах светающей комнаты
зеленого ослика в пыльных горах Аргентины
и розовых птиц в небесах Гондураса)... Я помню
твой голос, летящий серебряной нитью,
и самое-самое легкое в мире прощание!
Ты исчезла и дни полетели за днями,
вливаясь в могучую реку забвения
и превращаясь в Ничто.
Так почему же теперь
в эти дни невозможных утрат
я вспоминаю об этой нечаянной встрече
с такой беспредельной нежностью?! ________________________________________
Я приглашаю Вас поучаствовать в создании не просто историй, а именно маленьких поэтических шедевров. Мы будем писать верлибры! Пусть они будут небольшими, но это Ваши переживания, которые я смогу принять и полюбить! И помните, пожалуйста, что у нас на земле такой степенью свободы обладают только птицы.)))
Правила конкурса: Тема конкурса: Три слова + возраст. Выберете три слова/словосочетания/их комбинацию из перечисленных. Они должны быть в Вашем тексте: Утро, вечер, совесть, улыбка, фалафель, жасмин, родная, вечерние розы, хорошо, может быть, океан, тревога, горошек, мак, тыква, Мулен Руж, волонтёры. В тексте должен быть указан возраст героя или предмета или состояния…
Обращаю внимание! Возраст - это конкретная цифра! 1. Количество произведений: от одного автора – до трёх произведений.
2.
Конкурс - анонимный. Конкурсные произведения присылать по адресу:
povic1965@mail.ru (Просьба - указать авторский ник) или в личные сообщения ведущему.
Пожалуйста, перед отправкой разместите свой текст в программе «Блокнот» и скопируйте оттуда, чтобы не нарушалась авторская разбивка на строки.
4. Во всех спорных ситуациях решение принимает ведущий конкурса.
5. Победившее стихотворение будет размещено в шапке манифеста.
6. Заявки принимаются до
18.00 мск 31.01.22 г.
7. Сроки голосования будут уточнены позже (это зависит от количества произведений).
Ведущая –
Виктория_Соловьёва Тех. поддержка –
Алексей_Лис
Здравствуйте участники, те, кто не смог поучаствовать в самом конкурсе, но почитал работы, проголосовал и те, кто оставил своё мнение - пообщался под манифестом конкурса. Мне было интересно работать вместе с вами, скучно точно не было. Возникали вопросы, находились ответы, терялся интерес и находился оптимизм – всего было вдоволь. Я немного поразмышляла и решила, что жизнь всегда пестрит красками, там, где этого нет, там нет жизни. Поэтому я снова радуюсь вместе с вами и вновь поздравляю победителей этого непростого конкурса.)))
Произведений: 15 Проголосовало: 28 (участников: 9,читателей: 19)
1-е место:
Елена_Картунова Верлибр «Может быть»
Елена награждается знаком отличия Планеты Путешествий за 1-е место и космобаллами (100).
2-е место:
Яна_Яблоко Верлибр «Мои начала»
Яна награждается знаком отличия Планеты Путешествий за 2-е место и космобаллами (75).
3-е место:
Ольга_Альтовская Верлибр«Пятьдесят плюс…»
Ольга награждается знаком отличия Планеты Путешествий за 3-е место и космобаллами (50).
Поздравляю победителей! Спасибо всем!)))
-----------------------------------------------------------------------------
Награды добавлены, космобаллы переведены.
По сложившейся традиции я назову имя того, кто меня удивил в конкурсе — это Ольга с произведением «Двенадцать тысяч лун».
Сомневаюсь, что то, что я написала - верлибр, но спасибо всем, кто проникся настроением моих воспоминаний. Каждому, кто за меня проголосовал - макофетка
Вика, а тебе ОООгромная макофетка за организацию конкурса!
А Лена очень большая молодец, она как-то уловила эту грань, когда каждое слово на вес золота.
А вообще почти все старались, мне и верлибр Николь очень понравился, чувственный такой))) Я хотела написать обзор после конкурса, но не буду, хоть вы и молодцы, но десять авторов, включая меня - это слишком мало для обзора. Может ещё чуть позже напишем верлибры, тогда соберу из двух конкурсов всю красоту)
Поздравляю ещё раз Лену, тебя, Яна и Олю с красивыми верлибрами!
Спасибо ведущей за конкурс!
Для меня это вторая попытка приобщиться к написанию верлибра. Увлекательный процесс
Но я могу сказать, что на наших конкурсах очень неплохой уровень. Немного жаль, что не пришли многие участники, которые работают с этой формой не только в конкурсе, для кого эта форма поэзии стала любимой.
А у Вас, Наташа, верлибр получился, он мечтательный такой)))
Если кто-то сможет мне объяснить, что в нём есть верлибровое, буду признательна, ибо я -то не специалист, но хочется понять.
Поэтому вот насчёт обзора, а мне кажется, здесь не так уж мало придётся обзорить, а может не ждать, пока порох отсыреет, а? )
а мне очень понравилось стихотворение "Сорок пять" Виктории Соловьёвой... поставил ему отметку "1-е место", вот...
Спасибо всем, особенно Вике за организацию конкурса.
Для меня верлибр всё еще великая тайна, которую хочется постичь) Вот и будем совместно постигать и разгадывать ее.
У каждого своё видение и ощущение, но хочется, чтобы мы все нашли общую точку соприкосновения в понимании верлибра)
Вика, ты собираешься организовать следующий конкурс. Очень жду!))
Обязательно будем ещё раз пробовать писать верлибры и будут обзоры, надо просто побольше материала собрать)))
Не могу я с этим определением согласиться, Виктория. Я не к тому, что как ты могла принять, если это не верлибр, нет. Но, на мой взгляд, это попытка верлибра, потому, что проза тоже может быть поэтичной, вот в этом всё и дело. За него голосовали исходя из поэтичности текста, но то, что проза не может быть поэтичной, нмв и не только мой, не верное утверждение. Поэзия, она не только в стихах, а этот текст в А4 прочитывается у меня с такой же интонацией, как в этой разбивке. То есть, есть грамматика, но нет оригинального звучания, перелива, и нет стержня, на котором держится именно авторская кардиограма. Это просто поэтический текст. Но не стихи.
Но я как бы я поговорить хочу, а не то, чтобы поспорить )
В прозе много описательства, много слов и оборотов чисто прозаических. Пусть даже поэтизированная, но она остаётся прозой. В верлибре этого не должно быть, в этом плане верлибр ближе к поэзии, потому, что строка и строфа идёт по поэтическому типу. Вот если прозу хорошенько отжать, до афористичной мысли, если включить воображение интересным образом и интересным сравнением и выстроить слова единственным способом, таким, при котором не будет возможности убрать ни одного слова, вот это будет верлибром.
Ещё, наверное я не верно высказалась... есть проза - проза, но есть действительно поэтизированная проза и кусочки такой прозы, если они оформлены как законченная мысль могут быть названы стихами в прозе или миниатюрами, в зависимости от того как они написаны. Если это отдельное законченное произведение - это всё же миниатюра и она имеет признаки поэтической речи, там тоже должен быть и образ, и сюжет, и конфликт, и разрешение конфликта, и всё это загнано в единую рамочку, поэтому и называется миниатюрой.
Все эти жанры различаются, различия эти всё же существенны. Миниатюра и стихи в прозе давлеют к прозе, к описательству. Верлибр гораздо ближе к поэзии, чем к прозе. Это всё же стихи, просто без выраженной регулярной ритмики в строках, без выраженных рифм. Но пишется верлибр именно стихотворными строками.
горошина луны беспокоит.
Лежит под матрасом пухлого неба
и мешает.
Звёздные часы отбивают
очередное полнолуние.
Стрелки замирают на каждой минуте
и чего-то ждут вместе со мной,
надеясь на очень шаткое
"может быть".
К семи утра луна упадёт в мои ладони
и окажется
на длинной нити времени "безтебя".
Там уже много всяких лун.
Получатся четки.
Буду перебирать их
и молиться."
Виктория, а разве что-то изменится, если вот это записать в виде прозы, в строчку? Я пробовала, текст читается абсолютно одинаково, как бы его не записали. И чем это не описательство? Если отвлечься от того, что это - поэтические образы, разве это - не повествование? Нет, я не говорю, что стихи не могут быть повествовательными, но ваше определение верлибра основано на этом, не так ли? Стихи -могут. Классические стихи, в смысле. А в верлибре должно быть что-то ещё.
Ну, горошины луны, ну, собираю, ну, не спится. Образы шикарные, но где особая организация стиха, где нерв верлибра?
Я вижу хороший поэтический текст, который только выиграет от написания в форме А4.
Пока что вы меня не убедили в обратном, Виктория )
Может, кто-то ещё мне поможет уловить верлибровость этого текста? Я действительно, пытаюсь её уловить
Ну, как бы, мой шорт почти весь на верхней ступени, то есть, я не нахожусь в полном неприятии позиции и понимания большинства, но вот здесь я сильно торможу.
До 18:00 мск
Надеюсь, что кто-то её успеет
Жаль, что Вы не пришли, приходите в другой раз обязательно!)
Произведений: 15; авторов: 10
Минимум шорт-листа: 1
Максимум шорт-листа: 5
Можно поставить отметку «первое место»: 1
За голосование участнику начисляется: 1
Дата и время старта голосования: [31/01/2022, 20:00]
Дата и время окончания голосования: [06/02/2022, 18:00]
http://litgalaktika.ru/load/1-1-0-2669
Угадайки не будет в этот раз.
Ладно:)
Радости тебе:)
Лис
Через некоторое время откроется голосование.
Спасибо всем кто принял участие в конкурсе!)
Иллюзия
Маковое зёрнышко совести вряд ли прорастёт
в каменном сердце.
Кто знает…
Лишайники мыслей токсичны
и способны растворить даже камень.
Возможно, и этот нарцисс
вспомнит ту, чьи пальцы пахли жасмином.
Но будет уже поздно…
«В обед сто лет» – потерянно шепчет она сегодня
и, глядя на заросший сад, бездумно
обрывает ароматные лепестки.
Бедная девочка…
Он покорил её музыкой слов,
сорвавшихся с поводка страсти.
Тронутое подагрой время
не сумело погасить тлеющую головешку её воспоминаний,
и она по-прежнему его ждёт:
на поседевшей от пыли столешнице
выводит ненавистное мне имя и,
прикладывая к уху подаренную им ракушку,
вслушивается в шум океана, не понимая,
что это только иллюзия.
Иллюзия, созданная изогнутой, как раковина,
действительностью и её воображением…
Мои начала
Пять лет – моё начало.
Я хорошо помню свои солнечные улыбчивые пять
в платьице в мелкий синий горошек,
на который слетаются птицы моих фантазий
и кружат с пёстрыми бабочками
и с алыми лепестками маков
над клумбами радости.
Быстрее, быстрей навстречу чудесам в зелёных дебрях сада:
к зубастым уползающим драконам, дарящим на память свои хвосты,
к синекрылым кузнечикам, прыгающих выше неба,
к божьим коровкам, взлетающим со взлётной полосы
измазанного малиной мизинца…
А то вдруг поманит запах из летней кухни,
а там
кудесница-бабушка в белой косынке
«доставает» из духовки вышитым полотенцем
волшебное маковое лакомство,
и приговаривает:
«жар-огонь горячий
нам спеки калачик
а для наших деток
маковых конфеток
макофетки не простые
дуйте-дуйте, чтоб остыли»
И ты дуешь-дуешь на блестящую волшебную макофетку
и загадываешь желание - самое-самое.
И оно непременно
когда-нибудь
сбывается.
Сорок пять
Сорок пять.
Не смотри в небо –
ищи своего ангела на снегу
среди лепестков белой сирени.
Не принимает небо –
обними землю.
Научись другому полёту –
закрываешь глаза – паришь…
Белый ангел будет с тобой.
Назови его Ле, обними, согрей.
Накорми зимней вишней,
травой-лебедой, горошком.
Расскажи свою жизнь, всё как есть –
про крест до небес и про то, что теперь ничего не нужно,
только собирать слова, и вплетать их в косы…
Косы-глаза раскосы и маковка на родничке.
И иди с ним хоть молча, а хоть смеясь…
Улыбнись неизвестно чему,
словно сошла с ума,
словно сошлись слова…
Выращивай то плач, а то спич,
обнажая корень «любовь»
исцеляя всё, что на «ты».
Забывай имена любви,
не грусти…
Ты же раньше была смешливой.
Маленькими глотками свобода – не ядовита.
Впереди твоё небо, оно открыто.
Улыбка болит, слетает молитва.
Знаешь, ты наверняка это знала –
в сорок пять
легко
начинать
сначала…
Только выучи «Правило неофита»,
Выучи «Правило невозврата»
Не бойся.
В сорок пять – все такие растерянные как ты.
Вчерашняя гостья вообще уселась в снег и давай рыдать…
Нет-нет, не делай этого!
Ну вот…целый океан,
Горький,
солёный,
бездонный…
Где взять морских волонтёров?
Да, здесь я, твой Ле, в рукаве,
захлёбываюсь,
выпил, наверно,
море…
Двенадцать тысяч Лун
Сменяли вечер на утро:
Горошек превращался в фалафель,
Маковые зерна в опиум,
Тыквы катились в вечность -
Многоточие вариантов...
Можно ли обмануть время?
Скрипит прокураторское кресло.
а ветер холодит былые раны:
ровно в полночь
Миледи обращается в Золушку
И едет освобождать Руан в карете-тыкве.
Но маковых зёрен
всегда не хватает на всех,
и обманутое время окукливается... (((