Шуршит ячмень, клоня свои колосья,
внося раздрай в когда-то ровный строй.
Деревья говорят, что скоро осень,
но полдни отвечают им жарой.
Деревья говорят:
— Пора! Желтеем!
Но хитрый август прячет календарь,
А солнце рыжебрюхим котофеем
мурлычет, что осталось навсегда.
Ещё не клинит небо журавлями,
и птичий гомон редок и далёк,
Но небо любит утром покальянить,
да и под вечер плавает дымок.
А я не верю, что уходит август,
он так красив, так молод и горяч!
Деревья обронили тень на лавку,
И тихо прошептали мне:
— Не плачь...
Единственное, наверное, где мой глаз зацепился – «и птичий гомон редок и далёк». Почему редок и далёк, если ещё небо не клинит?)))) Если бы клинья уже были бы – тогда понятно было бы, что «редок и далёк», а так я чувствую противоречие в этих двух строках.
Я бы подумала ещё над финалом. Ничто не предвещало плача вроде…
Стихотворение мне понравилось.
Оценка: 9
Мне кажется, этот стих родился «на ура!», автор не особо заморачивался агрономией и географией, долго подбирал рифму к «август», вот так и осталась «лавка» собирать слёзки ЛГ. А публика у нас добрая, публика то чепчики кидала, то яблоки мочёные грызла )
Мне частично нравится, частично — не айс. Финальные две вымучены, хотя и придают определённый шарм.
Ну, на мой взгляд, получился негрустный стих про грустное. И, да, можно сказать, что стих получился, а это же главное! )
Всё пошла баллы распределять )
Некоторые образы показались достаточно интересными, особенно, когда речь идёт о деревьях и разговоре с ними.
Замечательно, на мой взгляд:
"Деревья говорят, что скоро осень,
но полдни отвечают им жарой.
Деревья говорят:
— Пора! Желтеем!
Но хитрый август прячет календарь"
И конец стихотворения:
"А я не верю, что уходит август,
он так красив, так молод и горяч!
Деревья обронили тень на лавку,
И тихо прошептали мне:
— Не плачь..." - мне всерьёз понравился.
А конец значит для стихотворения значит немало.
То, что не пришлось: эклектика во всём, начиная от рифм, которые скачут от точных к ассонансным и обратно, кончая образами.
Как читатель, встречая ячменное поле с начале стихотворения, я вправе предполагать, что именно ячменное поле будет основной декорацией к тексту. Но тут же возникают деревья, которые в поле не растут, рыжебрюхий котофей, который по полю вряд ли бегает, и кальян, который и вовсе из другой оперы. В обычной жизни все эти образы сочетаются крайне редко: трудно представить себе механизаторов или комбайнёров, томно сидящих на скамейках в лесопосадке и роняющих слёзы об уходящем лете, посасывая дым из изящно изогнутых кальянов.
В стихотворении много удачных "опорных" настроенческих точек, создающих ощущение детской непосредственности, благодаря чему и возникает образ личности самого автора: скорее всего горожанина, вернее горожанки (вряд ли мужчина скажет "не плачь" при мысли об осени), наделённой несомненным талантом, тонко чувствующей природу, умеющей оживлять в своём воображении деревья, солнце и небо, но понять, где он гуляет, по ячменному полю в деревне, или по парку рядом с домом, и, соответственно, проникнуться авторским настроем мне лично трудно. Такое ощущение, что автор пытается объединить в своём стихотворении все приметы осени, о которых он слышал, при этом непременно выразиться пооригинальнее. При этом точность образа играет не столь уж серьёзную роль: читатель вдумываться в него не станет.
Взять хотя бы кальянящее небо: дым от кальяна ассоциируется у меня с восточным притоном, где курильщиков много, пространство ограничено стенами и потолком, и дыму некуда деться. На природе дымок над кальяном едва заметен, тут же рассеивается, а вот трубка в глаза бросается.
Солнце "а ля" рыжебрюхий котофей тоже вызывает у меня вопрос. С одной стороны - явно удачный образ, так как вызывает радостные, светлые эмоции. С другой стороны, я никогда не видела "рыжебрюхое" солнце. Может я ошибаюсь, но центр солнца (брюхо) чаще всего ослепительно белый, а вот по краям солнце огненное или рыжее. Дети, правда, рисуют солнце сплошь жёлтым или оранжевым.
8 баллов, пожалуй.
Но вот мне интересно, деревья, которые вполне могут соседствовать с ячменным полем, вас слегка удивили, а вот как же быть насчёт лавки-то? )) Она жк тоже на ячменном поле тогда должна быть? Могу предположить, что с полем соседствует не роща, а парковая зона, но как-то вот, натянуто, что ли... )
Не, я бы на месте автора лавку куда-то спрятала бы...
А, ещё вот солнце... Есть такая примета у моряков: "Солнце крано поутру, моряку не по нутру. Солнце красно вечером, моряку уж весело." То бишь, солце, оно в разное время разным бывает. )
Опять же, каждый автор и критик судит об образе исходя лишь из своего персонального опыта; может автор и видел рыжебрюхое солнце, может я и ошибаюсь.
На счёт "лавочек", я же пишу " трудно представить себе механизаторов или комбайнёров, томно сидящих на скамейках в лесопосадке", а скамейка - та же лавочка.
Но насчёт рыжего, совершенно серъёзно:
"На восходе или закате, когда солнце стоит низко над горизонтом, оно бывает красным или оранжевым. Объясняется это тем, что земной шар окружен атмосферой, которая поглощает синие и голубые лучи солнца."
Облака, они, конечно, получают своё, но солнце само именно не красивое, а красного цвета или оранж. )
Временами )
--
Деревья говорят, что скоро осень,
но полдни отвечают им жарой.
Деревья говорят:
— Пора! Желтеем!
Но хитрый август прячет календарь,
А солнце рыжебрюхим котофеем
мурлычет, что осталось навсегда.
Но я допускаю, что автор, видя его на рассвете или закате оранжевым или красным (а это бывает, если верить гуглу), счёл своего котофея неизменно рыжебрюхим, даже когда атмосфера не поглощает синие и голубые лучи, как утверждает гугл. Тем паче, что утро и вечер в стихотворении тоже встречаются, хоть речь о них идёт в принципе, когда небо кальянит под утро или вечером.
Дети тоже рисуют солнце ярко-жёлтым, независимо от времени суток.
Деревья говорят, что скоро осень,
но полдни отвечают им жарой.
Деревья говорят:
— Пора! Желтеем!
Но хитрый август прячет календарь,
А солнце рыжебрюхим котофеем
мурлычет, что осталось навсегда.
Но я допускаю, что автор, видя его на рассвете или закате оранжевым или красным (а это бывает, если верить гуглу), счёл своего котофея неизменно рыжебрюхим, даже когда атмосфера не поглощает синие и голубые лучи, как утверждает гугл. Тем паче, что утро и вечер в стихотворении тоже встречаются, хоть речь о них идёт в принципе, когда небо кальянит под утро или вечером.
В самом начале мне тоже показалось, что начало с ячменём не к месту, но... человек пишет то, что он видит: идёт вдоль поля к лесу, а потом на берег реки, например, где эта лавочка.
В моём понимании здесь всё на месте и стихи чудесные!
Хотя в целом я с вами согласна, стихи эти такая солянка образов, ботаники, и географии )
А солнце, которое красно вечерами, говорит о ясной безветренной погоде, то бишь, о солнечных днях, ну, мне так кажется )
Насчёт баллов, таки баллы отдельно, а "поговорить" - отдельно ))
Насчет коммент не публикуется - вы не спешите дублить, а сначала обновите страницу. У меня та же история )
Несомненно, это происходит в мозгу ЛГ, в её рассуждениях и воспоминаниях, на какой бы лавочке она не сидела. Собирала она впечатления довольно долго. Но при этом она употребляет почему-то глаголы в настоящем времени, чтобы у меня - читателя возникло ощущение именно сиюминутности. Сперва шуршит ячмень, потом без всякого перехода появляются говорящие деревья. И читая о том, что "полдни" отвечают им жарой, следующую строку о рыжебрюхом солнце - котофее, я, читатель, соотношу именно с полуденным временем, когда солнце - ослепительно белобрюхое, а не с утренним или вечерним временем, речь о котором вскользь пойдёт в следующей строфе. Именно эта строфа, кстати, описательная и общая, в ней перечисляются осенние приметы "вообще", которым автор не верит, слишком уж горяч август. И через четыре строки забытые мною деревья уже уговаривают автора не плакать, хоть он в осень не верит и очень огорчённым не выглядит.
В голове автора все эти события и пейзажи разложены по полочкам, а на меня все эти разные пейзажи, совершенно разноплановые образы вывалены за минуту, пока я читаю стихотворение. Поэтому у меня и возникает впечатление сумбура, которое Вы никак не обязаны со мной разделять.
Хотя между полднями и котофеем ещё целый август, который прячет целый календарь )
Но личное впечатление читателя не на пустом месте возникает, вот с этим я абсолютно согласна.
Поэтому - да! Марина ))
И абстрагироваться не получается, не выходит вычитать про август...
Но в целом стихотворение неплохое. Хотя образы, на мой вкус, есть и удачные и неудачные.
К удачным отнесу: «ещё не клинит небо журавлями» (это находка, несомненная авторская удача), «но хитрый август прячет календарь».
Неудачные, с моей точки зрения: «внося раздрай в когда-то ровный строй» («раздрай» мне категорически не нравится на фоне в целом красивого, лиричного стихотворения), «а солнце рыжебрюхим котофеем мурлычет, что осталось навсегда» (возникло ощущение, что образ котика вписан, чтобы привлечь внимание читателя, ведь все знают, что если в стихотворении есть котик, оно априори выигрывает у всех остальных; ну и само слово «котофей» мне не нравится).
А вот отношение к образу
«Но небо любит утром покальянить,
да и под вечер плавает дымок»
я так и не смогла определить. С одной стороны, вроде интересный образ утренний туман как дым от кальяна. С другой стороны, негативное отношение к кальяну очень крепко во мне сидит, и мириться с образом «небо кальянит» не получается.
И концовка этого стихотворения мне тоже не нравится.
Общее впечатление – стихотворение вызвало двоякое впечатление, в чём-то понравилось, в чём-то не понравилось. Как зарисовка достойная, но сама тема меня не слишком тронула. Руку мастера видно, но над концовкой я бы всё-таки посоветовала автору подумать.
8 баллов
"образ котика вписан, чтобы привлечь внимание читателя, ведь все знают, что если в стихотворении
есть котик, оно априори выигрывает у всех остальных..."
Слышу об этом второй раз и удивляюсь, Ирина. Я раньше об этом не знала! Неужели кто-то будет это делать специально, чтобы выиграть?
Странно, что Вы не слышали про котиков в стихах, об этом довольно часто говорят.
Не думаю, что все авторы, у кого в стихотворениях встречаются коты и кошки, специально упоминают о них с целью выиграть конкурс (понятно, что не могут всегда стопроцентно выигрывать конкурсы стихи, где есть кошки). Но можно, как минимум, расположить к себе читателей мурлычущим пушистым котёнком. Такой приём вполне может быть использован автором как сознательно, так и на подсознательном уровне (авторы же тоже читатели и у них тоже кошки в произведениях могут вызывать добрые и нежные чувства).
Я не утверждаю, что в этом стихотворении автор сознательно использовал приём ввода кота в сюжет. Вы упустили из моего комментария очень важную часть: "возникло ощущение, что образ котика вписан, чтобы привлечь внимание читателя, ведь все знают, что если в стихотворении есть котик, оно априори выигрывает у всех остальных..."
А вот почему такое ощущение возникло, могу объяснить. Если стихотворение написано о коте или кошке, то понятно, что избежать их описания в тексте нереально. И в этом случае вопросов бы не возникло. Но здесь ничего не предвещало появления кошачьих - обыкновенное пейзажное стихотворение. И вдруг из ниоткуда возникает "котофей" - причём не простой кот, греющийся на солнышке, а само солнце "рыжебрюхим котофеем мурлычет". Ну и сразу возникло такое ощущение... Я же не специально, оно само возникло, с первого же прочтения. Но за это я, конечно, баллы не снимала (автор вполне имеет право на такой образ, и, думаю, многим он понравится), я просто отметила свою реакцию.
Приползло "котофеем" к "желтеем", вот и всё. Так-то я особо котиков не мучаю
и раздрай:
Казалось бы, понятное слово "кровать". А вот синонимы... нары, шлямка, гамак, мебель, могила... Да много чего ещё.
Надо использовать не просто синоним, а близкое по смыслу слово. Мне кажется, что "раздрай" совсем не родня тому, что имеет в виду автор. А вот автору может казаться, что слово то самое. Но читатель-то я в данном случае, и понимаю я по своему разумению...
"не клинит небо журавлями", "небо любит покальянить" - замечательные находки.
Но ложка дёгтя - раздрай - портит картинку.
Но 9 заслуживает)
Деревья обронили тень на лавку,
А Таня обронила в речку мяч...
Но это стихотворение и так лучшее в конкурсе, на мой взгляд. И делать его совершенным ради одного лишнего балла - это сибаритство какое-то.
Главное, ячмень созрел. И солнце остаётся. С голоду и холоду не пропадём.
Мне кажется, что "раздрай" - не совсем точное слово. Я бы употребил "сумбур". Хоть это как бы синонимы, но нюансы есть. Первое скорее ссора, несогласие друг с другом, а второе - беспорядок, путаница.
Вторая и третья строки, мне кажется, о разном.
Это всё равно как: "Желудок говорит, что в миске каша, а рот возражает, что горячо..." Но каша от горячности не становится чаем, она остаётся кашей...
Ну и реклама кальянокурения выглядит провокационно. Нельзя вот так в открытую...
Я бы дал 8 баллов стихотворению. Даже с плюсом. Да чего там, с пятью плюсами!
И было бы интересно, если бы другие читатели тоже ставили свои баллы, пусть они ни на что не влияют. Кто-нибудь десятку даст, или все жадины-говядины?
Но глас народа очень громогласен ))