Ты слышишь, как деревья говорят?
Бормочут что-то, шепчут…
Дни подряд
я вслушиваюсь в трепет. Старый вяз
судачит о былом, твердит про грязь…
Про руки что-то – не в его руках…
Про власть, что не дана…
Ещё про страх
за внуков и детей… А, знаешь, мы
похожи. Только выбраться из тьмы
по силам не ему – корнями врос.
Про сердце говорит – в нём ржавый гвоздь,
что вбит уже давно… И плачет – дочь
не выжила в тот год.
Ему б помочь,
но скован, будто узник. Помнит – их
вели тогда на казнь…
…Молчит, притих.
Ты слышишь, что деревья говорят?
Он так же, как и я, мечтал летать…
Смыслы здесь есть в этом стихотворении, но они очень сильно спрятаны. До них надо буквально прорываться.
Оценка: 7 (надо поработать над стихотворением)
Очевидно, написано в кратчайшие сроки, строки порой спонтанные, а порой стихийные (не знаю, ощутима ли разница )).
Мне почему-то хочется сказать: Спасибо за участие, и — главное не победа! )
Ближе к теме…
«судачит» мне как-то не айс. То есть, судачить могут деревья, но не один вяз. Ну, или вяз с … (тополями) судачат. И, тем более, что это слово близко по смыслу со «сплетничать», а тема-то серьёзная.
Вслушиваться в «трепет» без пояснения (листьев, например) как-то не так. Не всякий трепет можно услышать ).
Вяз твердит про «грязное дело»? Много грязи повидал на своём веку старый вяз
«Про руки что-то – не в его руках…
Про власть, что не дана…»
Это он говорит «что-то про руки» — вроде того, что «не в его руках, не в его власти»? Много рук, автор )
«Ещё про страх
за внуков и детей… А, знаешь, мы
похожи.»
Ну, что, если вяз разбирается в политике, почему же он не может бояться за внуков и детей, и оплакивать свою дочь?
Но мне почему-то кажется, что «дочь» появилась для рифмы. Ну, у вяза, скорее всего, должен был бы быть сын. )
«Только выбраться из тьмы
по силам не ему – корнями врос.» — имеется ввиду, что вяз сделать что-либо не в силах, а вот мы-то можем? Можем выбраться из тьмы? Оптимизм, дело хорошее. Он нам строить и жить помогает )
«Ему б помочь,
но скован, будто узник.» Кто скован — тот, кому надо помочь, или тот, кто хотел бы помочь?
«Помнит – их
вели тогда на казнь…» Их — это не «вяз и его дочь», а это «их — узников», наверное, всё же.
Вяз вспоминает лихое время. Ржавый гвоздь, это не от виселицы привет?
Финал я не поняла. Речь идёт о том, кого тогда казнили?
В общем и целом оценка не на высоте.
С ней чуть позже. )
Причём на примере перевода с языка деревьев переживаний и дум одного старого вяза. Мне показалось, что чересчур накручено. Про грязи, про руки, про власть, что ему не дана (зачем дереву власть?), про раненное гвоздём сердце (это понятно), про страх за внуков и детей. Плач о погибшей дочери – это уже перебор, с моей точки зрения. И стало интересно, кого «их вели тогда на казнь»? Причём «вели» – то есть деревья, в том числе дочь вяза (если я правильно поняла автора) шли сами, ведомые кем-то (стражниками, палачами и т.д.). То есть сам вяз идти не может, потому что «корнями врос», а его дочь могла? Если бы было сказано «везли на казнь», это было бы понятно. Не поняла, из чего следует, что вяз мечтал летать?
На что ещё обратила внимание. Деревья говорят, бормочут, шепчут, трепещут («вслушиваюсь в трепет»), судачат, твердят… Богатый лексикон у автора. Но, на мой взгляд, это тоже перебор: на четыре строки шесть синонимов слова «говорят».
Общее впечатление – слишком надуманное и призывающее к жалости. С моей точки зрения, пожалеть этот старый вяз можно из-за вбитого в него ржавого гвоздя. Не зацепило стихотворение. На мой взгляд, если автор хочет сохранить это стихотворение, с ним надо ещё достаточно много работать.
4 балла
"Ему б помочь,
но скован, будто узник: помнит – их (узников)
вели тогда на казнь… " == но и так не очень ясно...
Правда, отсюда становится понятно при чём здесь власть - не в его власти пошевелить не только рукой, не дано это дереву.
Тьма... похоже, что это постоянная тень - отсюда, возможно, и грязь. Вот если бы было указано, что скрыться от палящего солнца тоже невозможно - что-то бы стало проясняться. А так...
Мне и самой нравится очеловечивание природы - поэтому дети дерева меня не смущают. Кто знает - возможно одно семечко и сумело укорениться рядышком. Все мы созданы по образу и подобию и уже доказано, что деревья и цветы тоже могут чувствовать.
Но стихи явно нуждаются в доработке. Оценка 4.
или вяз и "я" всё время переплетаются между собой...
Ты слышишь, как деревья говорят?
Бормочут что-то, шепчут…
Дни подряд
я вслушиваюсь в трепет.
Эти строки - нет:
Старый вяз
судачит о былом, твердит про грязь…
Про руки что-то – не в его руках…
Про власть, что не дана…
Можно "очеловечивать" деревья, конечно, но что для дерева "грязь", "власть" и "руки"? Нам его ветки кажутся руками в сравнении с нашими, но дерево не пользуется ветками, как руками и уж никак не интересуется "властью". Грязь в корнях для него живительна: из сухой земли много влаги не высосешь.
Ещё про страх
за внуков и детей…
"Дети" и "внуки" для дерева, по-моему, исчезают в тот момент, когда семя или плод отрывается от ветки. После этого дерево знать не знает, где и как прорастает его потомство. Ну, если сравнивать с человеком, то это всё равно, как мужчина, сдавший сперму для донорства. Может она где-то и проросла "младенцами", но ему знать об этом не дано. Ветер унёс семя, оно скрылось в земле, и его сожрали черви или жужелицы, оно упало на камень и вообще не выросло. Дочь дерево вряд ли проидентифицирует. А уж страдать, как человек, о смерти дочери вряд ли станет.
" Помнит – их
вели тогда на казнь…" - это метафора, но после того, что дерево сковано, как узник, корнями буквально в строчке до того, эта конкретно метафора воспринимается несколько странно.
По-моему, стихотворение стоило бы немного доработать. 5 баллов.
Ты слышишь, как деревья говорят?
Бормочут что-то, шепчут…
Дни подряд
я вслушиваюсь в трепет. Старый вяз
судачит о былом, твердит про грязь…
Про руки что-то – не в его руках…
Про власть, что не дана…
Ещё про страх
за внуков и детей… - до этого места всё замечательно!
А, знаешь, мы
похожи. Только выбраться из тьмы
по силам не ему – корнями врос. - а здесь возникает вопрос - из какой тьмы вязу выбираться? Корни только под землёй...
Про сердце говорит – в нём ржавый гвоздь,
что вбит уже давно… И плачет – дочь
не выжила в тот год.
Ему б помочь,
но скован, будто узник. Помнит – их
вели тогда на казнь…
…Молчит, притих. - эта часть отличная!
Ты слышишь, что деревья говорят?
Он так же, как и я, мечтал летать… - а здесь тоже вопрос - по каким признакам автор решил, что дерево летать хотело?
А оценка? Где-то между 7 и 8... Ну пусть будет 8
Погибшая дочь вяза, которю казнили. Вели, при этом обоих - и сам вяз и дочь. Но раньше-то мы видели - врос вяз корнями, не выбраться ему.
Вышло стихотворение-настроение, в котором слова в принципе не важны.
Само интересное, что править тут нечего ни немного, ни много. Что выросло то выросло...
Тут больше негодяйских 3 баллов ничго не выходит.