Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Поэзия
[ свернуть / развернуть всё ]
Переход   (Для_анонимов)  
А старость - это переход
От жизни в смерть, от были в небыль.
Душа в тоске то рвётся к небу,
То понимает, что умрёт.

Финал тосклив... Бессмыслен труд...
От фолиантов тянет скукой...
Куда божественные руки
Тебя по-прежнему влекут?

Он дарит день; он дарит год,
В существованье мало толку,
А ты цепляешься за корки
Его скудеющих щедрот.

Тебя пугает пустота...
И перед близкою развязкой
Всё безнадёжней веришь в сказку,
Что даже смерть - не навсегда.
Опубликовано: 05/09/24, 16:31 | mod 05/09/24, 16:31 | Просмотров: 114 | Комментариев: 9
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (9):   

Я не атеист. И верю в сказку...
5
Виктор_Казимиров   (08/09/24 11:42)    

А старость - это переход
От жизни в смерть, от были в небыль.
- здесь всё понятно.

Душа в тоске то рвётся к небу,
То понимает, что умрёт.
- согласна с уже высказанным замечанием - душа считается бессмертной.

Финал тосклив... Бессмыслен труд...
От фолиантов тянет скукой...
Куда божественные руки

Тебя по-прежнему влекут?
- ну да, вопрос логичен - к чему всё, и жизнь дана для чего?

Он дарит день; он дарит год,
В существованье мало толку,
А ты цепляешься за корки

Его скудеющих щедрот. 
- сильно сказано!

Тебя пугает пустота...
И перед близкою развязкой
Всё безнадёжней веришь в сказку,

Что даже смерть - не навсегда. 
- надежда в помощь))

Добротные строки-размышление. Рифмы обычные. Не скажу, что есть то, что цепляет и восхищает, но особо придраться не к чему.
Оценка - 8
Елена_Картунова   (08/09/24 07:19)    

По моему мнению, самые лучшие в стихотворении первая и последняя строфы; если опустить остальные, большой беды не случится. Но стихотворение написано, как оно написано, и я попытаюсь его критиковать, опираясь, как всегда на мнение коллег.

Большинство критикующих, как я поняла - оптимисты, и основной недостаток - пессимизм текста. Существует довольно много пессимистических и даже трагических стихотворений, которые писали классики и не-классики. Тут дело сугубо вкуса. 

Если речь о старости - то же самое, люди - разные, процесс старения у них тоже протекает по разному: кто-то, как сказал Егор, прыгнул с парашютом в возрасте 106 лет 327 дней, у кого-то "старость" наступает уже в 60 лет. Но и по пешеходному переходу кто-то несётся, сломя голову, а кто-то ползёт черепахой, кляня каждую незаметную глазом выбоину. Человек в своём развитии переживает разные стадии - детство, юность, молодость, средний возраст, старость. Согласно этому словарю, https://www-merriam--webster-com.translate.goog/?_x_tr_....rue#h1, переход это "изменение от одного состояния, предмета, места и т. д. к другому" или "период или фаза, в которой происходит такое изменение или сдвиг". По моим скромным наблюдениям, обычный средний человек, войдя в фазу старения или старости начинает дряхлеть, бороться с множеством, ранее не мучавших его болезней, а потом умирает. Крайне редко по возрасту став стариком, он каким-то чудом превращается в полного сил подростка или любопытного, жаждущего вырасти ребёнка (если конечно не считать реальным детством старческий маразм). Поэтому при самом пылком оптимизме старость мне кажется фазой жизни, после человек умирает, т.е. переходом от жизни к смерти. В этом автор, с моей точки зрения прав.

""От были в небыль" - небыль, это то, чего быть не может, враньё, сказка. Тут по смыслу должно быть "небытие"". Я не согласна с Егором. Пока человек жив о нём судят по реальным поступкам, совершённым в жизни; рассказы о нём чаще всего - быль. Когда человек умер, его начинают мифологизировать - на уровне страны, если он заметен, или на уровне собственной семьи. "когда был Ленин маленький с кудрявой головой"  или "твоя покойная бабушка, в честь которой тебя назвали Анной, никогда не дралась с мальчиками и приносила из школы только пятёрки" После смерти человек превращается сказку о себе самом. И почти никто не знает, сколько в этой сказке вранья, а сколько истины.

"Бог дарит день, 
Бог дарит год".

По-моему, религиозные евреи стараются не упоминать слово "Бог" всуе. Они даже букву "о" в этом слове стараются пропускать. В американских иудейских молитвенниках вместо "бог" используют слово "лорд". Тут - вместо Бога используется местоимение "Он" - дело автора. По-моему, абсолютно все итак догадались, кто за этим местоимением стоит.

"Что такое корки Его скудеющих щедрот? И могут ли оскудеть Его щедроты?"

Я думаю, да. Стариков очень донимают болезни и беспомощность. Поход к врачу, к примеру, - вместо поездки на курорт. Да и на курорте всё совсем не так: коленки болят, особо не походишь по достопримечательностям. В старости жизнь или Бог куда скуднее на радости, которые достаются человеку. 

Не могу согласиться с автором. Душа не умирает - она как раз бессмертна, в отличие от смертного тела... - Это зависит от религиозных воззрений человека. Для атеиста душа - это внутренний мир человека. Нет человека - нет души.

Но, опять же,  самые лучшие в стихотворении первая и последняя строфы; если опустить остальные, большой беды не случится. А это, если и переделка, то незначительная. Стихотворение между 8-ю и 9-ё баллами. Буду доброй, поставлю 9.
Marara   (08/09/24 03:59)    

Даже не знаю как оценивать... Я оптимист по жизни, несмотря ни на что, и мысли мне не близки.
Старость сама по себе - это ещё не переход. Переход приближает сам человек.
Почему бессмыслен труд? И где ответ на вопрос - куда влекут, да ещё по-прежнему, Его руки?

Он дарит день; он дарит год,
В существованье мало толку
- это мысли тяжело больного человека, который не может дождаться ухода.
Что такое корки Его скудеющих щедрот? И могут ли оскудеть Его щедроты?

Вопросов много, да и стихи выстроены в старомодном стиле - похоже на подражание.
Но я автора понимаю - речь о человеке, который устал от жизни, но, несмотря ни на что, жить хочет - уж так он устроен. Если бы стихи были написаны от первого лица и можно было бы почувствовать его боль... Но здесь этого нет - просто констатация факта. Не трогает - от слова совсем. Возможно, философия такой и должна быть - не знаю. Но тогда и мысль должна быть новой или чётко выстроенной.
Доработка явно нужна. Поэтому оценка - 6.
Николь_Аверина   (07/09/24 22:16)    

"Душа в тоске то рвётся к небу,
То понимает, что умрёт".
Не могу согласиться с автором. Душа не умирает - она как раз бессмертна, в отличие от смертного тела...

"Куда божественные руки
Тебя по-прежнему влекут?

Он дарит день; он дарит год..."
Кто - ОН? Если до того речь шла в руках?
Впечатление некой небрежности - или поспешности - в том, как написано стихотворение...
Думаю, его вполне можно довести до кондиции - при желании...
Удачи автору!
ЛЮдмила_Клёнова   (07/09/24 21:30)    

От непоэта
Это когда ты не веришь головой, но страшно же, что совсем будет пустота, поэтому вроде начинаешь верить для своего успокоения
Но внутри всё равно не веришь... По-настоящему
"Всё суета сует..." 

А мне нравится жить... Низачем, просто жить, потому что вокруг так много красоты, с одной стороны, и так со многими можно поделиться тем, чем богата, во что вложила свои "таланты", с другой
Но мы жеж все разные
Просто обнимаю автора... Полосатым хвостом, всеми лапами и... ушами (они слегка щекотают)
Ксени   (06/09/24 22:04)    

Главная мысль автора понятна. Есть неплохая рифма небу - небыль. И остальные строки правильно зарифмованы. Стихотворный ритм соблюдён. Но некоторые строки стихотворения вызывают
вопросы. 
"От жизни в смерть, от были в небыль" . Существуют устойчивые сочетания  "от - к "и 
"из- в". "Из жизни в смерть", или "От жизни к смерти"

"Куда божественные руки
Тебя по-прежнему влекут?
 Он дарит день; он дарит год," - сначала речь о руках, а потом появляется "он".Наверное, это Бог. Но тогда уж и назвать его надо было.

"Бог дарит день, 
Бог дарит год".

"Финал тосклив... Бессмыслен труд.." "В существованье мало толку".
Непонятно, о каком труде идёт речь. Если о труде как таковом, то это похоже на решение, начиная с какого-то возраста, опустить руки и ждать конца. Похоже на депрессию. Хотя в дальнейших строках есть намёки на надежду.

"А ты цепляешься за корки
Его скудеющих щедрот."     Можно предположить, что корки от прежнего полноценного хлеба, но всё же как-то неуклюже это звучит.

В принципе, автор имеет право писать об упадническом настроении. Мысль свою он донёс, но небезупречно в плане грамотного построения фраз. 
Моя оценка 7
Пелагея   (06/09/24 17:57)    

Вот философия... Если умер в 20/30/40 лет - это без перехода. Типа, перебегал дорогу в неположенном месте.
Как сказал один очень нехороший человек: "Жизнь — это очередь за смертью, но некоторые лезут без очереди".
Альфред "Эл" Блашке прыгнул с парашютом в возрасте 106 лет 327 дней. Он никуда не переходит - просто живёт. А бывает, что "старость" наступает уже в 60 лет. Это не "переход" - это неправильное восприятие жизни.

"От были в небыль" - небыль, это то, чего быть не может, враньё, сказка. Тут по смыслу должно быть "небытие". 

Ну и душа... Если автор верит в существование души, то должен знать - она бессмертна. Если автор - материалист, почему душа рвётся в небо?
GP   (06/09/24 14:37)    

Вот философия... Если умер в 20/30/40 лет - это без перехода. Типа, перебегал дорогу в неположенном месте.
Как сказал один очень нехороший человек: "Жизнь — это очередь за смертью, но некоторые лезут без очереди". up  smile  smile  :)
Marara   (08/09/24 02:21)