Невыносимая лазурь
и нескончаемое пекло.
Контрразведчики "пасут"
из разных стран – оставим это.
Сидим без шашек, без погон –
луна таращит глаз циклопий,
и муэдзина клич вдогон
рассвету шлет Константинополь.
То день, то ночь – и сутки прочь.
И месяц прочь. А там, за морем…
Но, впрочем, горю не помочь.
Или помочь возможно горю?
Чужое небо! В вышине,
недостижимой и гнетущей,
кружАтся тучи, будто мне
гадают на кофейной гуще.
«Духовной жаждою томим» –
как верно и велеречиво!
А позади остался Крым,
предательство, позор прорыва.
Как покатились – в душу мать! –
герои давешних ристалищ,
раз дал команду отступать
дражайший Петр Николаич.
Дрожащий! Мигом – на причал,
там корабли уже под паром.
А корпус наш оборонял
Крым целый год – и все задаром.
Ты помнишь, Нина: март, Чонгар,
два километра гиблой гати,
соединившей берега,
разъединившей бывших братьев.
И ненависти был накал
такой, что воздух стал инаков –
плотней. Сквозь орудийный шквал
я поднял юнкеров в атаку.
В литавры ударял оркестр.
Чеканя шаг, в огонь и в воду
с оружьем шли наперевес –
и ты, мой мичман Нечволодов,
кричала первая: «Ура-а!»
Где, смерть, твое двойное жало?
Их больше было в десять раз,
чем нас, но как они бежали!
Теперь… К чему терять слова?
И не воротит смысл витийство.
А знаешь – снилась мне Москва,
у набережной храм Софийский...
Так бы стоял, пока река
не унесет кораблик каждый
и кучевые облака
не утолят духовной жажды.
только, имхо, Нина была "юнкер Нечволодов", а не мичман.
Мичман - офицерский первичный чин, вроде кавалерийского корнета, а юнкер - " недоофицер", "(пере)курсант"...
Источник: https://www.litprichal.ru/work/76720/"
Во всяком случае нет свидетельств о присвоении ей звания юнкера.
Сам генерал Слащёв был противником ношения в Добровольческой армии полной формы Русской императорской армии с погонами. И его ординарец (а в последствии - жена) также не имела воинских знаков различия на фотографиях.
Юнкер - воинское звание в Русской императорской армии, до 1918 года, промежуточное по своему правовому статусу между воинскими чинами унтер-офицеров и обер-офицеров.
На снимке Слащёв в центре, в опушенном мехом белом доломане. Нина стоит справа от него.
Поэтому, совершенно не споря с вами, просто приведу свои основания для сомнений в звании мичмана.
1. Мичман - флотское звание, Нина Нечволодова никогда не имела никакого отношения к флоту.
2. Игорь Воеводин - писатель, не историк. Подтверждений того, что наша героиня была мичманом он не приводит.
3. Александр Вертинский, лично встречавшийся с генералом Слащёвым и его женой в Одессе во время Гражданской войны, в своих воспоминаниях называет её "юнкером Ничволодовым" и "Лидой":
В огромном пульмановском вагоне, ярко освещённом, за столом сидело десять — двенадцать человек.
Грязные тарелки, бутылки и цветы…
Все уже было скомкано, смято, залито вином и разбросано по столу. Из‑за стола быстро и шумно поднялась длинная, статная фигура Слащова. Огромная рука протянулась ко мне.
—-Спасибо, что приехали. Я ваш большой поклонник. Вы поёте о многом таком, что мучает нас всех. Кокаину хотите?
— Нет, благодарю вас.
— Лида, налей Вертинскому! Ты же в него влюблена!
Справа от него встал молодой офицер в черкеске.
— Познакомьтесь, — хрипло бросил Слащов.
— Юнкер Ничволодов.
Это и была знаменитая Лида, его любовница, делившая с ним походную жизнь, участница всех сражений, дважды спасшая ему жизнь. Худая, стройная, с серыми сумасшедшими глазами, коротко остриженная, нервно курившая папиросу за папиросой.
https://flibusta.is/b/570489/read
4. Александр Борисович Широкорад — современный российский военный публицист, один из ведущих специалистов по отечественной артиллерии - в очерке "Любовь в прифронтовой полосе" называет её юнкером:
В конце 1919 года 20-летний «юнкер Нечволодов» стал ординарцем белого генерала Якова Слащева.
https://nvo.ng.ru/history/2016-10-14/10_love.html
5. Сам Слащёв в своих воспоминаниях "Белый Крым, 1920" при упоминаниях Нины ни разу не называет её мичманом. Он называет её "ординарцем" и "моей женой" без указания какого-ибо воинского звания.
https://flibusta.is/b/398797/read
6. В Вооруженных силах Юга России воевал реальный мичман Нечволодов Дмитрий Владимирович. В 1920 году был произведен в лейтенанты, был в эмиграции в Константинополе, потом - во Франции. https://rosgenea.ru/familiya/nechvolodov
Это обстоятельство могло сбить некоторых авторов.
По нынешним меркам - кадет, суворовец, или нахимовец.
Мне так кажется.)
...
Сидим без шашек, без погон –
луна таращит глаз циклопий,
и муэдзина клич вдогон
рассвету шлет Константинополь. --- классные образы, яркие, детальные
То день, то ночь – и сутки прочь.
И месяц прочь. А там, за морем…
Но, впрочем, горю не помочь.
Или помочь возможно горю? --- здесь получается "иЛИ" по ритму, но впрочем, не критично...
...
В литавры ударял оркестр.
Чеканя шаг, в огонь и в воду
с оружьем шли наперевес –
и ты, мой мичман Нечволодов, --- да, известная историческая личность - Нина Нечволодов
кричала первая: «Ура-а!»
Где, смерть, твое двойное жало?
Их больше было в десять раз,
чем нас, но как они бежали! --- классно звучит...
Теперь… К чему терять слова?
И не воротит смысл витийство.
А знаешь – снилась мне Москва,
у набережной храм Софийский...
Так бы стоял, пока река
не унесет кораблик каждый
и кучевые облака
не утолят духовной жажды. --- да, хорошая концовка...
Замечательное стихотворение, Наринэ... горькое, психологическое... спасибо Вам...
Радости Вам:)
Лис
Меня всегда занимала с этими ударениями вот какая вещь. Даже в обычном разговоре я бы сказала: "илипомОчь" - в одно слово с одним ударением. Или в стихах это все-таки критично?
ну это долго объяснять...
представьте себе мост, он держится на опорах, они стоят в определённых местах...
если там всё правильно стоит, то он не рухнет, по нему можно ходить
так и в стихотворных строках: есть слоги где ударение ну просто обязано быть, иначе ритм рухнет, а есть такие уже не особенно важные...
То день, то ночь – и сутки прочь.
И месяц прочь. А там, за морем…
Но, впрочем, горю не помочь.
Или помочь возможно горю?
-/-/-/-/
-/-/-/-/-
-/-/-!-/
!!-/-/-/-
здесь вторая и четвёртые стопы опорные, а первая и третья вариативные... вот про "НЕ помочь" я ничего не сказал, оно попало на третью
(конечно, я не рисовал схем, я чисто на слух)
иЛИ попало на первую стопу, не опорную, ну можно при прочтении и "пробросить" в виде "или поМОЧЬ", но шероховатость будет всё равно, небольшая такая...
а вот сравните с вариантом:
То день, то ночь – и сутки прочь.
И месяц прочь. А там, за морем…
Но, впрочем, [судьБЕ] не помочь.
Или помочь возможно горю?
если вместо "ГОрю" поставить "судьБЕ" и говорить всем "да я там читаю вот так "Но впрочем... судьбенепоМОЧь", ну как бы пробрасываю слово "судьбе" безударным, то...
нет:) не получится его пробросить:) это опорная стопа, мост уже рухнул на ней:)
так что бывает критично, бывает что не особенно критично...
бывают даже специальные нарушения ритма, но это уже как приём, а не ошибка... но тут надо вообще понимать, что ты делаешь, иначе мосты будут падать:)
Радости Вам:)
Лис
Или помочь возможно горю?
Но, впрочем, горю не помочь.
А как помочь возможно горю?