Не секрет, что на сайте развивается (и будет развиваться) направление "Произведения в звуке, раздел Аудиофайлы, конкурсы декламаций".
И я знаю, что многие хотели бы себя попробовать в озвучке, но не знают с чего начать или не понимают как это сделать хорошо чисто технически, какие программы можно использовать, как с ними успешно работать, где найти помощь в редактировании звуковых файлов.
Поэтому мы открываем на Планете СоГласие Творческую мастерскую звука. Вместе со всеми желающими мы будем учиться, советовать, помогать друг другу.
И пусть наши голоса зазвучат!  
1. Реально ли сделать хорошую озвучку какого-то произведения своими силами, без опыта или с минимальным опытом в этой области?
Да, вполне реально. Для этого нужна какая-нибудь программа для редактирования звука. Этих программ очень много – от очень простых до суперсложных, бесплатные и платные, удобные и слегка замороченные.
Я лично пользуюсь программой Audacity. Почему именно ей:
а) она абсолютна бесплатная и доступная (в интернете её можно легко найти и скачать себе), есть русские версии;
б) у неё очень много функций и примочек, но в то же время вполне можно разобраться как и что делать;
в) кроме того, в интернете можно найти море инструкций по этой программе вплоть до видеоуроков и описаний отдельных функций (чистка шума, обрезка, склейка, микширование, эффект эха и т. п.).  
2. Программа "Audacity". Где скачать и на что обращать внимание
Итак, откройте Яндекс или Гугл и введите в строку поиска "Audacity скачать", вам выдаст море ссылок. Найдите то, что вам больше подходит.
На что надо обращать внимание: а) это программа бесплатная, поэтому если вам предлагают что-то там заплатить – бегите с этого сайта сразу;
б) если вам предлагают что-то вроде такого: "Вместе с установочным файлом Аудасити в архиве находится программа ..., которая на работу Audacity, если честно, не влияет ни как, а поставляется в рекламных целях. Но попробовать можно. Программа бывает действительно полезна..." – бегите с этого сайта сразу, вам не нужны никакие "левые" программы "в нагрузку" да ещё и в "рекламных целях";
в) если вы видите что-то вроде "скачать крякнутый Audacity последней версии на русском" – бегите с этого сайта сразу, есть вполне официальные версии программы на русском языке, её не нужно "крякать" (т. е. "взламывать"), программа бесплатная, в конце концов, о каких взломах вообще может идти речь? зачем они?!
г) на хорошем сайте с софтом обычно минимум "левой рекламы" (типа "Купите квартиру в Гондурасе..."), есть описание программы, её характеристик, указан размер файла (примерно 27-29 Мб), указаны версии операционных систем, для которых она подходит, указана сама версия программы, нет никаких "левых загрузчиков" (типа "Скачайте сначала наш специальный загрузщик, а потом с помощью него..." - ну, для файла 27-29 Мб это прямо очень уж нужно, я понимаю ещё если фильмы гигабайтные скачивать...);
д) и вообще если вас на каком-то сайте что-то сомневает, ну даже, скажем так, чисто интуитивно, вы открыли сайт и чувствуете "здесь что-то не то", то найдите лучше другой сайт для скачивания, их же много в интернете, это бесплатная программа, которая свободно распространяется волонтёрами.  
3. Программа "Audacity". Установка
Опять-таки в интернете можно найти множество инструкций по установке программы. Обычно это даже на тех сайтах, с которых можно программу скачать.
Стандартная инструкция выглядит примерно так:
"... Прежде всего, необходимо обзавестись установщиком программы и инсталлировать её либо скачать портативную версию и распаковать в удобное место на компьютере. Для загрузки любой версии редактора переходим ... и выбираем нужный дистрибутив.
Обращайте внимание на то, подходит ли версия программы для вашей операционной системы (разные версии для Windows, MAC OS и LINUX; кроме того, есть версии для Windows 32-бит и Windows 64-бит, они тоже отличаются).
После загрузки архива с портативной версией его нужно только распаковать. После загрузки установщика программы (файл с расширением .exe) его нужно запустить и следовать инструкциям по установке программы.
Для экспорта файлов в формат mp3 необходимо отдельно загрузить приложение LAME для сжатия в mp3 (для старых версий программы, в новых версиях уже интегрировано). Впрочем, это совершенно несложно – поставить этот самый кодек mp3 и показать программе, где он "лежит" (она запоминает и больше не "спрашивает")..."
Бывает, что возникают проблемы из-за отсутствия на вашем устройстве каких-то нужных библиотек (файлов с расширением .dll), устаревшей версии DirectX и тому подобное. Но это всё можно решить. Опять-таки в интернете можно найти множество инструкций по этим темам.  
4. Программа "Audacity". Так называемые "сложности интерфейса"
Как я уже сказал, в интернете море инструкций на тему "как пользоваться программой". Но в принципе, если у вас есть голова на плечах, то вполне можно разобраться и самому. Вы умеете работать в Ворде? Выделять курсивом текст, менять шрифт, подкрашивать разными цветами? Так вот, Audacity – не намного сложнее. Просто работа идёт с записанным звуком, а не текстом. И всё.
Вообще, отвлекусь немножко, меня всегда удивляют фразы в стиле "Ой, да я ничего не понимаю в программах! Наверное, я не смогу разобраться, ведь это для более умных, чем я..."
А теперь подумайте логически. В мире не так уж много гениев. Если все программы делались бы ТОЛЬКО для них, гениев, то... да вряд ли эти программы бы выкладывали для скачивания и использования в свободный доступ. Зачем? Для кого?
Любая программа (ну, кроме, разве что, каких-то стратегических, военных, специфических) делается для ЛЮДЕЙ, то есть, в расчёте на то, что обычный нормальный человек СМОЖЕТ ей пользоваться. Иначе делать саму эту программу (а затем выкладывать, позволять её скачивать и работать в ней всем) да просто бессмысленно. Кому она тогда нужна, если в ней трудно разобраться многим, а подходит она только для гениев (которых, повторю, крайне мало в мире)?
Более того, производители программ соревнуются между собой в плане "давайте сделаем нашу программу более понятной и удобной для людей, чем у наших конкурентов-программистов, а соответственно – сделаем нашу программу более популярной, чем у них".
Те же программы, которые сделаны плохо, ну не очень удачно, не слишком понятно для людей, просто проигрывают в конкуренции и "уходят". Ну или они остаются лишь для "гурманов", "фанатов", "тех, кто в теме".
Другой вопрос: вы научились получать и отправлять смс-ки на смартфоне? Это такой тест. Если да, то вы вполне сможете разобраться в любой стандартной программе. Кто-то подумает, наверное, что-то вроде "Ну... как это? смс-ки это ж легко, что там делать-то... набрать, выбрать номер, нажать..." А почему вы думаете, что программа для редактирования звука – это сложно. Да, там другие кнопки и функции, ну и что? Ещё раз скажу: если есть желание (и возможность, конечно), нормальный человек вполне может научиться и смс-ки отправлять, и звук в программе редактировать. Просто не надо самому себе ставить барьер "ой, это сложно для меня".
Вот лично для меня приготовить борщ – это сложно, да... я не пробовал никогда, правда:) ну, может, когда-нибудь рискну, попробую:) А ведь многие из вас, наверно, умеют готовить борщ:) Микшировать, так сказать, овощи, чистить накипь, редактировать солевое наполнение вкуса и уровень перцовой громкости... я пока не умею:) Точнее, я просто не пробовал.
Возвращаемся к интерфейсу программы. Вторая ошибка мышления, которая возникает иногда у людей: "ой, как тут много всего! ой... да я не разберусь ни в жизнь!.."
Давайте я приведу такую аналогию. Вот вы зашли в магазин. Там тоже "много всего". Но почему-то вас это не смущает, покупаете вы только то, что вам НУЖНО: хлеб, молоко, сметану, картошку... Вас абсолютно не волнуют какие-то там "артишоки", маринованные лепестки гуань-пи-тюань-дзы для гурманов (это я придумал сейчас) и тому подобное. Вам это не мешает ведь, да? Так и с программой. Да, там "много всего". И вот из этого "много всего" вы в лучшем случае будете использовать процентов 10. Да нет, даже меньше... Остальные "артишоки" и "...пи-тюань-дзы" так и останутся на "полке" невостребованными вами (а кому-то, может, и нужны).
Вам совершенно не нужно будет сдавать экзамен по предмету "Насколько хорошо вы знаете ВСЕ функции программы Audacity и умеете ими пользоваться" (я лично не сдал бы... даже на троечку с минусом). Вас никто не будет строго спрашивать "Что такое фейзер и чем это отличается от инвертирования?" (ваще не знаю, не использовал ни то, ни другое пока). Вас могут спросить "А шумы умеешь почистить?" (да элементарно!), "А уровень громкости поднять?" (раз плюнуть!), "А плавное затухание сделать в конце?" (да это вообще самое лёгкое!). Так что, про "артишоки" и "...пи-тюань-дзы" забудьте сразу:)  
5. Программа "Audacity". Текстовое описание стандартного интерфейса
Верхнюю часть главного окна приложения занимает главное меню, предоставляющее доступ ко всем функциям Audacity.
Ниже расположен блок кнопок для управления воспроизведением активной аудиодорожки с установленного места и записью. Кнопки: Пауза; Воспроизведение; Стоп; Переход к началу и концу дорожки; Запись нового трека.
Затем идет блок с инструментами для работы с треками, семплами и их группами: Выделение; Огибающие; Рисование; Масштаб; Сдвиг по времени; Мульти-инструмент – переключается на один из первых трёх в зависимости от положения курсора.
Дальше расположена пара измерителей уровня громкости на входе и на выходе,
Ещё ниже панель быстрого доступа с ярлыками на часто выполняемые команды, к примеру: Вырезание; Копирование; Вставка; Обрезка; Заполнение выделенного фрагмента тишиной; Отмена и повтор шагов.
После них располагаются инструменты для масштабирования: увеличить, уменьшить, вписать выделенную область либо весь проект в окно по ширине и кнопка для последовательного переключения между всеми режимами отображения.
Последняя группа кнопок отвечает за переключение между звуковыми устройствами.
Под инструментами расположена главная часть интерфейса – рабочая область, где находится диаграмма звуковых дорожек с временной шкалой. Здесь они и редактируются.
Самая нижняя часть окна – строка состояния, в ней отображается состояние трека, выбранный инструмент, текущая позиция аудио, начало и конец выделенного фрагмента (режимы переключаются).
Опять-таки хочу подчеркнуть: из всего выше перечисленного вы будете использовать в лучшем случае процентов 10. Ну, 25%, ладно. Остальное для вас – "артишоки на полке". Ну, может, когда-нибудь пригодится... Чисто для интереса попробовать, поэкспериментировать... Но оно не должно "мешать". Кстати, через меню "Вид -> Панели инструментов" что-то можно и убрать как ненужное (не отображать).  
6. Программа "Audacity". Как это выглядит
Вот так это выглядит у меня. У меня стоит версия Audacity 2.1.0, а сейчас в интернете уже 3.0.2 от 19.04.2021, но мне не хочется мою обновлять, мне и этой хватает. Вообще у меня изначально стояла англоязычная версия (язык выбирается во время инсталляции), мне с ней проще. Но, как оказалось, через меню "Правка -> Параметры -> Интерфейс" можно поменять на "Русский". Поменял. Тоже прикольно:)
Можно кликнуть на картинку, чтобы открыть её в большем размере  
7. Что делать, если нет возможности установить программу
Ну, к примеру, у вас нет компа, только смартфон. Я, честно говоря, не в курсе – существуют ли программы для редактирования звука на смартфонах. Наверное, такие есть. Наверняка есть ещё и какие-то онлайновые сервисы, где программа работает "в интернете", её и инсталлировать себе не нужно.
Но я хочу сказать о другом. У нас на Литгалактике уже довольно много людей, которые УМЕЮТ. У каждого из них свой опыт, конечно. Так почему бы не обратиться за помощью?
К примеру, вы записали декламацию. Вы можете написать комментарий здесь, под этой публикацией в виде "Ребята, я записал декламацию. Но у меня нет компа, я не могу сам. Может ли кто-то помочь с оформлемием? Ну, шумы почистить, с фоном смикшировать... ну, просто "довести до ума" эту декламацию..." И вполне вероятно, что кто-то откликнется. А там уже можно и по почте переслать файл.
Пора, на мой взгляд, создавать и развивать на Литгалактике не только направление "Я озвучил", но и ещё одно новое: "Помощь в редактировании". А вот дальше уже можно дойти и до "Совместная работа, групповые проекты".
Вообще давно хотел посоревноваться с кем-то... Ну, к примеру "голую декламацию" посылают двум редакторам. Они её оформляют, подбирают фон и т. д. Ну и дуэль - двух отредактированных декламаций. То есть, декламация-то одна (изначально), но вот оформлена, "доведена" двумя редакторами сообразно их вкусам, опыту, знаниям. Это было бы интересно, как мне кажется.
Второй вариант помощи: "Ребята, я записал декламацию, но я хочу сделать мело... Но вот никак фон не могу подобрать подходящий... Может, подскажете?.."
Третий вариант помощи: "Я почистил шумы, но у меня голос исказился, что делать? Чтоя делаю не так?"
Четвёртый вариант помощи: "А мне очень хочется декламацию на своё произведение (вот это). Но я сам не умею... Может, кто-то захочет?"
Иными словами, в комментариях под этой публикациеи вполне можно общаться обо всём, что касается записи, редактирования звука и тому подобного.
Координатор мастерской: Алексей Лис
P.S. Если вы заметили опечатки или ошибки в этой публикации, то не стесняйтесь об этом сказать. Я пишу на транслите, у меня нет русской клавиатуры, поэтому вполне возможно, что где-то что-то не так:)  
Да, программа "Audacity" интересна по многим причинам. Использовал ее. Когда записываю с микрофона, ноут отключаю от сети. работает только от батареи. Тогда 50-герцового фона практически нет. Но для сведения, мастеринга и прочего удобно пользоваться и программой Steinberg Cubase. Купил и пользуйся ))
Здравствуйте, Виктор:) спасибо:) > Когда записываю с микрофона, ноут отключаю от сети. работает только от батареи. Тогда 50-герцового фона практически нет. ух ты, хороший совет:) надо попробовать:) > Но для сведения, мастеринга и прочего удобно пользоваться и программой Steinberg Cubase. Купил и пользуйся )) не слышал о такой программе... да уж, дорогая программа, однако (на мой взгляд):) радости Вам:) Лис
Замечательно, Лис! Надеюсь, что желающих обучиться этому мастерству будет много - это очень интересно. Поделюсь своим опытом. Поначалу ребята с сайта что-то подсказывали, а потом я сутками сидела - ползала по интернету, смотрела обучающие уроки, задавала там же вопросы. В основном всё методом тыка. Многого и сейчас не умею. Очень долго искала подходящую гарнитуру. Две дешёвые почти сразу вышли из строя. С третьей повезло (тьфу-тьфу-тьфу) - уже много лет пашет и записывает довольно чисто. Марка Sennheiser pc 3 - https://www.dns-shop.ru/product....-cernyj - здесь всё о них. Были проблемы с библиотекой для сохранения - на некоторых версиях этой программы её не было и приходилось скачивать её отдельно. Почитала комментарии - пяльцы перед микрофоном, губка у рта... ничего такого не делаю, но надо попробовать. Я просто ищу верное положение микрофона, но иногда свист проскакивает - это можно удалить чисткой, что иногда сделать сложно, приходится переписывать. Даа... Поначалу, когда я ещё не знала всё о чистке - нечаянно нажимала на удаление шумов, закрасив не маленький участок примера, а всё - поэтому исчезало всё и приходилось переписывать. Это можно вернуть - пункт Правка - Отменить - и усё... Короче, нюансов много. Если будут вопросы - обращайтесь. Лис загружен по полной, а мне не трудно - чем могу, правда. Но чему-то научилась, думаю. Главное - не бояться и всё получится!
Здравствуй, Николь:)) спасибо:) > Короче, нюансов много. Если будут вопросы - обращайтесь. Лис загружен по полной, а мне не трудно - чем могу, правда. Но чему-то научилась, думаю. Главное - не бояться и всё получится! а вот за это особенно спасибо:)) радости тебе:) Лис
Здравствуй, Ирина:) спасибо:)) да, мне бы хотелось попробовать:) но у нас такое получилось с однм твоим на конкурсе, помнишь? ну, спонтанно так:) радости тебе:) Лис
Очень интересная мастерская! Вопросов, как у начинающего декламатора, масса. Вот первый, который меня мучит. Записываю со смартфона - довольно неплохо получается, живой звук неплохого качества. Но формат .а4. Приходится его конвертировать и всё - живое уходит, громкость уменьшается, объем увеличивается. Дальше начинаю крутить в программе - громко, слышно, но то, что осталось на телефоне, мне больше нравится. Вопрос: а в чем собственно вопрос, понятно, что можно загружать на сайт только mp3, но может есть какие-то перспективы и у нового формата?
Здравствуй, Яна:) я пока коротко - о форматах, наверное, надо отдельную публикацию делать а как ты конвертируешь? мне иногда присылают с просьбой помочь, я открываю Гугл, ввожу "convert a4 to mp3 online", нахожу кучу сайтов, открываю какой приглянётся, конвертирую и всё... вроде ничего плохого из этого не было ну единственное там нужно правильный битрейт выбрать для конвертации (в принципе, стандартный) нет, другие форматы не будет поддерживать аудиоплеер сайта, по-моему... хотя я не пробовал, если честно... то есть: загрузили и что, и какой смысл, если не играет на сайте? это же "телефонный формат", на мобильниках-то где-то у читателей возможно будет играть, а на компах вряд ли (не на всех бразузерах) мп3 поэтому и выбран - потому что он играется ВЕЗДЕ... ну я не встречал ещё устройств и бразузеров, где его нет... а вот с а4 - да сколько угодно - то играет, то не играет... значит, надо искать правильные алгоритмы конвертации, чтобы не пропадало качество записи... я думаю так... это интересная тема... радости тебе:) Лис
Я конвертировала и так, как ты описал - на сайте. И в программе Sound Forge® Pro 10.0. Но настройками не заморачивалась - может надо поразбираться с этим.
Настя, хотела с озвучкой твоей Шахматной партии напрячь Лиса. Теперь неловко. Записала, осталось поставить программу, быстренько обучиться, склеить, убрать, добавить – и тебе на оценивание:) но я, как и Лис, немного зануда, подожди еще немного, пока меня саму результат не устроит:))
Милана, нет-нет, можно меня озадачить, почему нет:) мы же договаривались:) обучаться тут только начали... в первой части как установить программу:) а про чистка шума и тому подобное - это надо ещё рассказывать:)
Лис, спасибо! Отправила, как договаривались:)) Мы с Настей обе терпеливые, умеем ждать долго:) Программу поставлю дома на стареньком нетбуке, на работе не получается: у нас всё запаролено.
Лис, спасибо большое за скорую помощь! Я не узнала свою озвучку, таким чистым стал звук. В дальнейшем постараюсь самостоятельно справляться. Обязательно научусь:)
Лис, очередное спасибо тебе за гениально быстрый практический отклик и гениально простое объяснение сложного! А говоришь, мало гениев:)) один-то у нас есть:) Борщ варить не сложно:) а сметана в австралийских магазинах есть?
Здравствуй, Милана:) спасибо:) да ну, какой из меня гений:) да, сметана есть:) не так называется и немножко не такая на вкус, но есть:) радости тебе:) Лис
Улыбаюсь! Узнаю старину Лиса и его мега-подход к любому делу. Всё начинается либо с супер-сервиса, либо с супер-раздела А я-то думал, ты забыл мою просьбу просто подсказать программу редактирования звука Спасибо, маэстро! Очень благодарен тебе. Нужно же наконец разгрузить Женю от наших бесконечных просьб Не, ну каков масштаб! Он опять сделал всё, что только было можно сделать. Для всех
Здравствуй, Костя:) нет, не забыл... но сильно задержался... да, надо ставить весь этот сервис помощи и обучения... у нас же сайт со звуком;) спасибо:) радости тебе:) Лис
Ещё вот что хотел сказать. Как-то я наткнулся на очень полезную информацию на одном небезызвестном сайте. Там Наташа (Имум Коэли) в рецензии на декламацию Натальи (Talya_Na) давала очень полезные советы по существенному повышению качества записи декламации подручными предметами и нехитрыми способами. Может быть чуть позже Наташа (Имум Коэли) смогла бы здесь поделиться этими секретами и хитростями. Было бы просто здорово.
по поводу Наташи - ничего сказать не могу... а было бы хорошо, конечно, она в этом разбирается... и Николь разбирается тоже... и Андрей Ш да и вообще - кто что умеет, тот может делиться, советовать, помогать... я же почему назвал "...мастерская Часть 1" то есть будет много, целый раздел... вот я могу написать про работу в Аудасити (ну по тем штукам, которые я в ней освоил)
Костя, давно хотел тебя спросить - а ты как записываешь? на компе, на телефоне? на встроенный микрофон или на отдельный? у тебя есть запись недоделаная (необработанная)?
Ох, Алексей, это больная тема Моё слабое место. Думаю, что благодаря вот этому твоему разделу что-то действительно сможет измениться к лучшему. Я записываю просто на диктофон айфона. Без каких-либо дополнительных примочек - микрофонов, фильтров и т.д. Если делаю запись с музыкой, то просто включаю её параллельно с компа через колонки. Музыка звучит, я читаю. Сам понимаешь, что при этом способе - не получится ни нормального чтения, ни музыки. Нужно именно налагать. С помощью программы звукового редактирования. А перед этим - чистить фон, выставлять соотношение уровней громкости. Возможно, склеивать куски. В моём случае, в тех прочтениях где запись более качественная, это скорее всего результат работы со звуком моего доброго ангела - Жени
Без фона записей нет. Куда ж от него деться А недоделанного, с разыми витающими идеями - полным полно. Раньше у меня все стихи сопровождались аудиофайлами. Летом мало свободного времени. Думаю, долгими зимними вечерами, да вот с этим твоим-то новым разделом постепенно приведу всё в порядок. Нужно будет ещё пару-тройку твоих и пару-тройку Ирининых стихов озвучить. С Алекером мы уже сотрудничаем Подскажите с Ириной, какие из ваших стихов по вашему мнению лучше сочетаются с моей манерой прочтения. Может, чего-нибудь и сотворим все вместе. Заодно и предложенную тобой программу освоим.
ааа.... если они уже с фоном, то его не уберёшь... лучше всё же записать голос отдельно... по моим стихам - да не знаю я, Костя... у меня как-то нет по ним идей, я свои вообще довольно редко записываю сейчас... да и читаю их редко:) да, можно что-нибудь и сотворить:)
Могу поделиться своим алгоритмом. Записываю несколько (от 3-х до десяти обычно) дублей. Выбираю лучший, заменяю в нем не совсем удачные фрагменты на кусочки из других дублей. Убираю случайные щелчки, чмоки и пр. Пропускаю через шумодав (главное – не переусердствовать). Давлю в паузах собственные шумные вдохи. Пропускаю через эквалайзер (пресет для каждого микрофона свой). Тут же вылезают мои «эски». Давлю их поштучно (ни один из Деэссеров не понравился). Добавляю совсем чуть-чуть ревера для «воздуха». Думаю, если бы настоящий звукорежиссер прочитал бы – долго бы смеялся… Ну, а музыкальная дорожка – это отдельная песня. Приходится иногда на несколько процентов растягивать или сжимать по времени, вырезать, склеивать. Пытался сначала освоить Аудасити, в итоге всё делаю в Аудишне...
Да, Алексей, мы фоном разные вещи называем. Я не про музыкальный или иной, специально наложенный фон, говорю. А про шумы. С помощью программы редактирования звука они легко удаляются. А заготовок прочтений с музыкальным фоном у меня пока нет...
Да, об этом и речь, Андрей. Нужно тоже освоить вот такой вот алгоритм. С чмоками и вздохами у меня только один способ борьбы пока - новый дубль И в лучшем случае их можно лишь минимизировать.
Андрей, до слов "Давлю в паузах собственные шумные вдохи" я ещё понял, а вот дальше... эквалайзер я пока не умею > мои «эски» - не понял:) > Давлю их поштучно (ни один из Деэссеров не понравился) - не понял:) > Добавляю совсем чуть-чуть ревера для «воздуха». - знаю, но е исползовал, я эхо делаю на очень малых долях секунды > Приходится иногда на несколько процентов растягивать или сжимать по времени, вырезать, склеивать. - ну это да > Пытался сначала освоить Аудасити, в итоге всё делаю в Аудишне... - не слышал такой... называется Аудишн?
> Я не про музыкальный или иной, специально наложенный фон, говорю. А про шумы. Костя, ну я это и назвал необработанная... конечно, их не избежать, но можно научиться их чистить... вот это как раз не особенно сложно, просто понять логику как и что... значит, у тебя есть запись с шумами... вот... а можешь прислать мне какую-нибудь?
Ну, не так уж и легко. Есть у меня один микрофон сильно шумящий, так после шумодава звуковая картинка так сильно искажается, что приходится эквалайзером сильно подруливать.
нет... у меня нет никаких примочек... мне Андрей посоветовал говорить немножко сбоку от микрофона (не прямо в негго)... вроде бы лучше стало... но шум всё равно же убирать...
Adobe Audition. У меня сильно выражены С,Ш. Есть куча Деэссеров, но они сжирают много полезного. Поэтому выделяю эти звуки и понижаю уровень. Если текст большой... очень муторно. Дублями с дефектами бороться невозможно - они от тебя не зависят, убираю вручную. Дубли - для поиска нужной интонации. Оговорки просто вырезаются.
значит, у тебя есть запись с шумами... вот... а можешь прислать мне какую-нибудь?
Алексей, чтобы одним выстрелом двух зайцев убить, я пришлю тебе в ближайшее время (через несколько дней) запись одного из стихотворений Алекера. Запишу его чуть позже, на работе. Там есть тихая комната и фон чуть меньше получается. Почистим с тобой вместе фон для Алекера. А параллельно я программу качну и буду осваивать.
Кстати, у меня микрофон с наушниками. Обратила внимание, что если наушники на голову надеть - шумы невероятные, а если снять и держать микрофон сбоку - звук намного чище.
Настя: да, читается, что лучше отдельно микрофон, иначе фонят они как-то... хотя я в этом не очень разбираюсь... а вот читать надо - не прямо в микрофон, а как бы найти такое положение, чтобы с краю, сбоку, что ли... ну мне так объясняли...
Наташа (Имум Коэли) последнее время не на связи. Я не знаю, всё ли у неё хорошо, но очень надеюсь на это и жду её возвращения на сайт. Когда она вернётся, то сможет сама дать массу полезных советов по звукозаписи. В её отсутствие прикреплю отрывки из её советов по записи звука.
"У меня сложилось ощущение, что читаешь рядом с компьютером. В таком случае любой микрофон ловит компьютерный фон, а избавиться от него невозможно никакой программной чисткой файла. На каком расстоянии ты читаешь от микрофона? Мне показалось, что слишком близко. И АлексейЛеший прав - громкость надо выставлять при чтении. У тебя жужжат, свистят и шипят звуки. Избежать этого можно используя поп-фильтр. Его можно самой сделать дома. возьми обычные пяльца для вышивания, натяни на них туго лоскут, отрезанный от эластичных колготок. Этот фильтр должен быть установлен между тобой и микрофоном. Когда ты дала старт записывающему устройству, то в начале делай паузу - минуту, а то и две. То есть, микрофон пишет просто ту тишину, которая в помещении, где ты читаешь. При обработке файла в Аудасити именно по этой начальной паузе происходит чистка шумов.
В помещении, где ты читаешь, не должны работать никакие другие электроприборы - холодильники, компьютеры и прочее. Эти шумы почти не убираются.
Теперь о самом помещении. Голос звучит диаметрально разно в комнате маленькой и большой, звук зависит от высоты потолка, от свободного пространства в комнате.
Это всё техника техническая))) Теперь непосредственно о чтении - Голос твой хорош! Тональность и дикция - отлично. Но ты им пользуешься, как малыш, который взял дедушкину гитару и дёргает её, как придётся. Королева декламации - пауза. У тебя она - редкая гостья. Самое сокровенное, самое то, что должно обжечь слушателя, подаётся на два уровня тише, чем основной текст. Это даёт слушателю самому прочувствовать текст. Если ты хочешь выделить фразу или слово, хочешь ввинтить его в ухо и сознание слушателя, произноси его медленно, почти по слогам. А иногда - почти напевно. Обращай внимание на окончания стихотворных строф. Далеко не всегда голосом надо ставить точку. Если строфа по смыслу тянет за собой следующую, то и голосовой точки почти не должно быть. интонация голоса должна идти вверх, и только лёгкая, едва заметная пауза отделяет строфу от строфы. Но! Я считаю, что чтец (если это не специальная театрализованная постановка по стиху) не должен нарушать авторской структуры стихотворения. И слушателю должно быть понятно, слышно, какой ритм задал стихотворению автор. Поверьте, у меня тоже нет личной студии). Отличный, высококачественный рекордер - есть, накопила и купила))). Но кроме него также есть члены семьи - шумные и весёлые, двое детей, которым мои завывания абсолютно пофиг))). Под окном - самая большая детская площадка микрорайона и детский сад))) А ещё совсем рядом аэропорт Внуково))) Самолёты летают каждые 10 минут и так низко, что однажды губастый мужик в иллюминаторе скорчил мне рожу, а я запустила в него огрызком яблока и, прикиньте, попала!))) Поп-фильтр сделала сама из старых колготок). С тишиной у всех полная засада) По секрету скажу - даже наш эксперт турнира - Илья Змеев - строил домашнюю студию в сарайчике, обивая его одеялами и коробками из-под яиц)))."
дааааа уж.. интересные советы:) а я без поп-фильтра делаю... ну нет у меня колготок:))) и пялец тоже нет:)) а в остальном - да... на записи нужна часть "чисто шум", чтобы программе дать проанализировать так называемый "профильшума", а потом на его основе и чистить... программа же не обладает интеллектом, она не "понимает" что такое шум:)) вот только так: "вот это шум, поняла?" - "ага" - вот теперь везде почисть именно такое" - "сделано"
Еще раз: поп-фильтр только от взрывных звуков. От шипяще-свистящих - вроде бы правильная ориентация микрофона (я ее так и не нашел). Губка - это интересно, это еще какой-то тип фильтра получается. А вообще советы Наташи прочел с таким интересом! Именно она ведь меня еще на "дружественный" сайт привела...
а почему тогда, когда читаешь через губку...свистеть перестаёт, если поп-фильтр только от взрывных звуков? значит недостаточно мы знаем о губковых поп- фильтрах))) ага... если поп- фильтр не губковый....все равно свистит... я это заметила, отказавшись от губок в пользу заводских поп- фильтров)))
Губка - это больше на ветрозащиту похоже, но она прямо на микрофон ставится, а у Вас на место поп-фильтра. Интересно. А как же ее зафиксировать? К поп фильтру приторочить? А завал на верхних не сильный образуется?
Ой Андрей, вы не пугайте меня такими терминами, как "завал на верхних".... я же говорю, что я - не профи, а чистый любитель....а губку нужно держать левой рукой, зажимая указательным и большим пальцами))))
ну значит и любитель любителю рознь.... как валятся верхние, мне не довелось наблюдать, а может и наблюдала, но не знала, что это повалились верхние.... А микрофон у меня крутой...с встроенной звуковой картой... я как поняла, что более менее сносно читаю, разорилась и купила его...и с тех пор он радует мое сердце)))
Микрофон классный, я вообще думал, что Вы в студии записываетесь... И все записи, выложенные на Литгалактике сделаны с губкой? А название у Вашего микрофона есть, ежели не секрет? Я в основном пользуюсь AT 2020 с внешней картой.
Ух, ты... Первый раз про такой слышу! Наверное, очень хорошо Аудишн изучили - никаких недостатков на итоговых записях я не слышу. Правда, без музыки ни одной не нашёл...
уууу.... если бы я хорошо изучила аудишин, это были бы такие записи.... у аудишина большие возможности... но я изучила поверхностно и методом тыка основное.... всякие видеоуроки по аудишину в сети сиротливо ждут меня, но дождаться пока не могут...)))
Я целых два dvd скачал, а потом выкинул. Пользуюсь встроенным шумодавом, эквалайзером, ревербератором и замечательным "Автоисправлением". Если есть где-нибудь ненужный "цык" - выделяю его и нажимаю на эту кнопочку.
Аудишин тем и хорош, что никакие настройки вручную выставлять не надо….там есть куча плагинов с уже выставленными настройками, только выбирай какое звучание тебе нравится, а вариаций тьма тьмущая… и чистит от шумов замечательно, но естественно чем чище исходная запись, тем лучше будет результат....
Программа установлена уже была. Но ещё не во всём я разобралась. Надеюсь, каждую опцию будем прорабатывать!
Эх, не знаю... нет у меня времени на это пока.
Радости тебе:)
Лис
Но для сведения, мастеринга и прочего удобно пользоваться и программой Steinberg Cubase. Купил и пользуйся ))
> Когда записываю с микрофона, ноут отключаю от сети. работает только от батареи. Тогда 50-герцового фона практически нет.
ух ты, хороший совет:) надо попробовать:)
> Но для сведения, мастеринга и прочего удобно пользоваться и программой Steinberg Cubase. Купил и пользуйся ))
не слышал о такой программе... да уж, дорогая программа, однако (на мой взгляд):)
радости Вам:)
Лис
Поначалу ребята с сайта что-то подсказывали, а потом я сутками сидела - ползала по интернету, смотрела обучающие уроки, задавала там же вопросы. В основном всё методом тыка. Многого и сейчас не умею. Очень долго искала подходящую гарнитуру. Две дешёвые почти сразу вышли из строя. С третьей повезло (тьфу-тьфу-тьфу) - уже много лет пашет и записывает довольно чисто. Марка Sennheiser pc 3 - https://www.dns-shop.ru/product....-cernyj - здесь всё о них.
Были проблемы с библиотекой для сохранения - на некоторых версиях этой программы её не было и приходилось скачивать её отдельно.
Почитала комментарии - пяльцы перед микрофоном, губка у рта... ничего такого не делаю, но надо попробовать. Я просто ищу верное положение микрофона, но иногда свист проскакивает - это можно удалить чисткой, что иногда сделать сложно, приходится переписывать.
Даа... Поначалу, когда я ещё не знала всё о чистке - нечаянно нажимала на удаление шумов, закрасив не маленький участок примера, а всё - поэтому исчезало всё и приходилось переписывать. Это можно вернуть - пункт Правка - Отменить - и усё...
Короче, нюансов много. Если будут вопросы - обращайтесь. Лис загружен по полной, а мне не трудно - чем могу, правда. Но чему-то научилась, думаю. Главное - не бояться и всё получится!
> Короче, нюансов много. Если будут вопросы - обращайтесь. Лис загружен по полной, а мне не трудно - чем могу, правда. Но чему-то научилась, думаю. Главное - не бояться и всё получится!
а вот за это особенно спасибо:))
радости тебе:)
Лис
Спасибо, Лис!
И очки интересная идея дуэлей с одной озвучкой и разными оформлениями её.
да, мне бы хотелось попробовать:)
но у нас такое получилось с однм твоим на конкурсе, помнишь?
ну, спонтанно так:)
радости тебе:)
Лис
Вот первый, который меня мучит. Записываю со смартфона - довольно неплохо получается, живой звук неплохого качества. Но формат .а4. Приходится его конвертировать и всё - живое уходит, громкость уменьшается, объем увеличивается. Дальше начинаю крутить в программе - громко, слышно, но то, что осталось на телефоне, мне больше нравится. Вопрос: а в чем собственно вопрос, понятно, что можно загружать на сайт только mp3, но может есть какие-то перспективы и у нового формата?
я пока коротко - о форматах, наверное, надо отдельную публикацию делать
а как ты конвертируешь?
мне иногда присылают с просьбой помочь, я открываю Гугл, ввожу "convert a4 to mp3 online", нахожу кучу сайтов, открываю какой приглянётся, конвертирую и всё...
вроде ничего плохого из этого не было
ну единственное там нужно правильный битрейт выбрать для конвертации (в принципе, стандартный)
нет, другие форматы не будет поддерживать аудиоплеер сайта, по-моему... хотя я не пробовал, если честно... то есть: загрузили и что, и какой смысл, если не играет на сайте? это же "телефонный формат", на мобильниках-то где-то у читателей возможно будет играть, а на компах вряд ли (не на всех бразузерах)
мп3 поэтому и выбран - потому что он играется ВЕЗДЕ... ну я не встречал ещё устройств и бразузеров, где его нет... а вот с а4 - да сколько угодно - то играет, то не играет...
значит, надо искать правильные алгоритмы конвертации, чтобы не пропадало качество записи... я думаю так... это интересная тема...
радости тебе:)
Лис
Записала, осталось поставить программу, быстренько обучиться, склеить, убрать, добавить – и тебе на оценивание:) но я, как и Лис, немного зануда, подожди еще немного, пока меня саму результат не устроит:))
Мы с Настей обе терпеливые, умеем ждать долго:)
Программу поставлю дома на стареньком нетбуке, на работе не получается: у нас всё запаролено.
спасибо, я посмотрю:)
радости тебе:)
Лис
Ты еще и послушай, ладно?
Я не узнала свою озвучку, таким чистым стал звук.
В дальнейшем постараюсь самостоятельно справляться. Обязательно научусь:)
радости тебе:)
Лис
А говоришь, мало гениев:)) один-то у нас есть:)
Борщ варить не сложно:) а сметана в австралийских магазинах есть?
да ну, какой из меня гений:)
да, сметана есть:) не так называется и немножко не такая на вкус, но есть:)
радости тебе:)
Лис
нет, не забыл... но сильно задержался...
да, надо ставить весь этот сервис помощи и обучения... у нас же сайт со звуком;)
спасибо:)
радости тебе:)
Лис
и Николь разбирается тоже... и Андрей Ш
да и вообще - кто что умеет, тот может делиться, советовать, помогать...
я же почему назвал "...мастерская Часть 1"
то есть будет много, целый раздел...
вот я могу написать про работу в Аудасити (ну по тем штукам, которые я в ней освоил)
Я записываю просто на диктофон айфона. Без каких-либо дополнительных примочек - микрофонов, фильтров и т.д. Если делаю запись с музыкой, то просто включаю её параллельно с компа через колонки. Музыка звучит, я читаю. Сам понимаешь, что при этом способе - не получится ни нормального чтения, ни музыки. Нужно именно налагать. С помощью программы звукового редактирования. А перед этим - чистить фон, выставлять соотношение уровней громкости. Возможно, склеивать куски. В моём случае, в тех прочтениях где запись более качественная, это скорее всего результат работы со звуком моего доброго ангела - Жени
ну вот у тебя есть запись голоса (без фона, конечно)?
необработанная?
и может предложения по фону для неё?
по моим стихам - да не знаю я, Костя... у меня как-то нет по ним идей, я свои вообще довольно редко записываю сейчас... да и читаю их редко:)
да, можно что-нибудь и сотворить:)
эквалайзер я пока не умею
> мои «эски» - не понял:)
> Давлю их поштучно (ни один из Деэссеров не понравился) - не понял:)
> Добавляю совсем чуть-чуть ревера для «воздуха». - знаю, но е исползовал, я эхо делаю на очень малых долях секунды
> Приходится иногда на несколько процентов растягивать или сжимать по времени, вырезать, склеивать. - ну это да
> Пытался сначала освоить Аудасити, в итоге всё делаю в Аудишне... - не слышал такой... называется Аудишн?
Костя, ну я это и назвал необработанная... конечно, их не избежать, но можно научиться их чистить... вот это как раз не особенно сложно, просто понять логику как и что...
значит, у тебя есть запись с шумами... вот... а можешь прислать мне какую-нибудь?
У меня сильно выражены С,Ш. Есть куча Деэссеров, но они сжирают много полезного. Поэтому выделяю эти звуки и понижаю уровень. Если текст большой... очень муторно. Дублями с дефектами бороться невозможно - они от тебя не зависят, убираю вручную. Дубли - для поиска нужной интонации. Оговорки просто вырезаются.
ааа... понял... но Adobe Audition кажется платная? или я не в курсе...
да, дефекты фикции и у меня есть:))
да, читается, что лучше отдельно микрофон, иначе фонят они как-то... хотя я в этом не очень разбираюсь...
а вот читать надо - не прямо в микрофон, а как бы найти такое положение, чтобы с краю, сбоку, что ли... ну мне так объясняли...
"У меня сложилось ощущение, что читаешь рядом с компьютером. В таком случае любой микрофон ловит компьютерный фон, а избавиться от него невозможно никакой программной чисткой файла.
На каком расстоянии ты читаешь от микрофона? Мне показалось, что слишком близко. И АлексейЛеший прав - громкость надо выставлять при чтении.
У тебя жужжат, свистят и шипят звуки. Избежать этого можно используя поп-фильтр. Его можно самой сделать дома. возьми обычные пяльца для вышивания, натяни на них туго лоскут, отрезанный от эластичных колготок. Этот фильтр должен быть установлен между тобой и микрофоном.
Когда ты дала старт записывающему устройству, то в начале делай паузу - минуту, а то и две. То есть, микрофон пишет просто ту тишину, которая в помещении, где ты читаешь. При обработке файла в Аудасити именно по этой начальной паузе происходит чистка шумов.
В помещении, где ты читаешь, не должны работать никакие другие электроприборы - холодильники, компьютеры и прочее. Эти шумы почти не убираются.
Теперь о самом помещении. Голос звучит диаметрально разно в комнате маленькой и большой, звук зависит от высоты потолка, от свободного пространства в комнате.
Это всё техника техническая))) Теперь непосредственно о чтении -
Голос твой хорош! Тональность и дикция - отлично. Но ты им пользуешься, как малыш, который взял дедушкину гитару и дёргает её, как придётся.
Королева декламации - пауза. У тебя она - редкая гостья.
Самое сокровенное, самое то, что должно обжечь слушателя, подаётся на два уровня тише, чем основной текст. Это даёт слушателю самому прочувствовать текст.
Если ты хочешь выделить фразу или слово, хочешь ввинтить его в ухо и сознание слушателя, произноси его медленно, почти по слогам. А иногда - почти напевно.
Обращай внимание на окончания стихотворных строф. Далеко не всегда голосом надо ставить точку. Если строфа по смыслу тянет за собой следующую, то и голосовой точки почти не должно быть. интонация голоса должна идти вверх, и только лёгкая, едва заметная пауза отделяет строфу от строфы.
Но! Я считаю, что чтец (если это не специальная театрализованная постановка по стиху) не должен нарушать авторской структуры стихотворения. И слушателю должно быть понятно, слышно, какой ритм задал стихотворению автор.
Поверьте, у меня тоже нет личной студии). Отличный, высококачественный рекордер - есть, накопила и купила))). Но кроме него также есть члены семьи - шумные и весёлые, двое детей, которым мои завывания абсолютно пофиг))). Под окном - самая большая детская площадка микрорайона и детский сад))) А ещё совсем рядом аэропорт Внуково))) Самолёты летают каждые 10 минут и так низко, что однажды губастый мужик в иллюминаторе скорчил мне рожу, а я запустила в него огрызком яблока и, прикиньте, попала!)))
Поп-фильтр сделала сама из старых колготок).
С тишиной у всех полная засада) По секрету скажу - даже наш эксперт турнира - Илья Змеев - строил домашнюю студию в сарайчике, обивая его одеялами и коробками из-под яиц)))."
а в остальном - да... на записи нужна часть "чисто шум", чтобы программе дать проанализировать так называемый "профильшума", а потом на его основе и чистить...
программа же не обладает интеллектом, она не "понимает" что такое шум:)) вот только так: "вот это шум, поняла?" - "ага" - вот теперь везде почисть именно такое" - "сделано"
а по поводу разгрузить меня... мне и не в тягость, я - не такой уж и большой специалист, просто давно этим занимаюсь, и что-то могу)))
ага... если поп- фильтр не губковый....все равно свистит... я это заметила, отказавшись от губок в пользу заводских поп- фильтров)))
А микрофон у меня крутой...с встроенной звуковой картой... я как поняла, что более менее сносно читаю, разорилась и купила его...и с тех пор он радует мое сердце)))
лет пять назад покупала....наверно сейчас и что-то получше есть)))
а программный комплекс не использовала... аудишин установила и в связке с ним...
что-то там ругаются на него злые люди, все врут....одно правда - треножка хилая)))
всякие видеоуроки по аудишину в сети сиротливо ждут меня, но дождаться пока не могут...)))
нравится, а вариаций тьма тьмущая…
и чистит от шумов замечательно, но естественно чем чище исходная запись, тем лучше будет результат....