Человек идёт без спросу
к другу на денёк.
Человек несёт в авоське –
старый «Огонёк».
В «Огоньке» лежит бутылка,
«Краковской» – кружок.
Человек с лицом утырка –
жизнь на посошок.
Сядут рядом – потолкуют
о своих делах.
Поминая жизнь людскую,
время в колтунах...
И совсем под тёмный вечер
на крыльце с плющом
звёзды шепчут им о вечном…
А о чём ещё?
Автор песни и исполнитель: Владимир Печников
Человек с лицом утырка -
жизнь на посошок.
Основной триггер этого текста - алкоголь как символ саморазрушения, механического повторения падений и бегства от реальности.
Второстепенный триггер:
И совсем под тёмный вечер
на крыльце с плющом
звёзды шепчут им о вечном...
А о чём ещё?
- метафизическая тяга к смыслу, которая остаётся неудовлетворённой.
И, конечно, - 'Огонёк' (отсылка к советскому журналу, ассоциировавшемуся с интеллигенцией, литературой, культурой).
Такие триггеры выходят за рамки бытовой конкретики - они превращаются в ориентиры, раскрывающие драму внутреннего мира героя, разрывающегося между утраченным талантом и опустошённостью существования. Герой, несущий в авоське старый 'Огонёк' и кружок 'Краковской', - кто он? Актёр, который давно перестал отличать сцену от жизни, а его 'денёк' у друга - последний акт пьесы, где звёзды-софиты гаснут, оставляя его в темноте с вопросом: 'А о чём ещё?'. Поэт, чья муза захлебнулась в бытовом болоте болтовни о своих делах? Философ, что слишком много думал, чтобы принять мир, и слишком разуверился, чтобы его изменить?
Лирический герой этого стихотворения действительно неоднозначен и явно несёт в себе черты травмированной творческой личности, погрузившейся в экзистенциальный кризис. Он - прямой наследник Венички из 'Москва-Петушки', чьи философские бдения в электричке тоже сопровождались бутылкой и метаниями между абсурдом и откровением. Здесь, как мне кажется, происходит разрушение иерархий, стирание границ между возвышенным и обыденным: высокое ('звёзды о вечном') и низкое ('лицо утырка') смешиваются, как в сцене с ангелами у Ерофеева, где небесные посланники спорят о сортах портвейна. Оба героя задают вопросы без ответов. Строка 'звёзды шепчут им о вечном...' в этом произведении перекликается с ерофеевским: 'Петушки - это место, где не умолкают птицы, но где я никогда не был'. Однако если Веничка ищет 'райсобес' (обетованную землю в советской реальности), герой Виктории Соловьёвой уже не верит в поиски. Его 'денёк' у друга - не паломничество, а ритуал капитуляции, где даже разговоры о вечном превращаются в 'колтун' времени.
Дмитрий Куваев
(Рецензия перенесена с другого сайта.)
Володя хорошо спел)
Браво вам двоим!
Вик, интересно, что тебя вдохновило на эти строки?
Задание №3 Короткометражка "Холодец"
Спасибо, Лена!)
И в целом понравилось.
Там билет берёт.
Человек не пьяный, вроде,
И не идиот.
Нафига же человеку
Проездной талон?
Не бебека, не мемека,
Не баран же он.
Человек, на вид приличный,
И не наркоман.
У него автобус личный:
Деньги все - в карман...
Вика, стихо классное, но тока я не понял: это ирония, юмор или всё-таки философия?
Что касается стихотворения, то я считаю, что если в стихотворении есть хоть какая-то мысль - то это уже философская лирика, потому, что созревшая мысль - это плод размышлений)))
Спасибо, Витя)
Спасибо, Марита, за такое точное определение?))