Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Проза без рубрики » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Боренька   (Marara)  
Ей опять снился Боренька, в том прекрасном трогательном возрасте, когда дети верят в сказки и так близки своим мамам. Они стояли у ограды, обвитой вьюнком, и из нежного зева цветка вылетела, как ей показалось, пчела. Но Боренька храбро протянул к ней ладошку, пчела села на один из его пальчиков, а мальчик радостно закричал:

- Мама, смотри, феечка!

И, действительно, на пальчике её сына сидела крохотная девочка с прозрачными крылышками за спиной, а Боренька тут же заканючил:

- Мам, давай возьмём её к нам домой! Она будет жить в спичечной коробке, а я буду кормить её мандаринками! Давай, мам!

- Феечкам нравится летать в небе - строго ответила она сыну, - и феечкина мама будет волноваться!

В реальности всё, конечно, было иначе. Они с Боренькой стояли той же ограды и ждали Аркадия. Хозяин хаты забил телёнка и обещал им продать кусок парного мяса. Но ей не хотелось, чтобы впечатлительный мальчик наблюдал, как разделывают кровоточащую тушу животного, да и самой видеть этого не хотелось, и она, отправив мужа за телятиной, развлекала малыша небылицами. Цветочки, мол волшебные, - не цветы, а граммофончики от невидимых проигрывателей, и феи прилетают сюда по ночам, чтобы танцевать в лунном свете под их музыку.

- А почему же цветочки днём не поют? - удивился Боренька, слушавший её рассказ с раскрытым ртом, - Может, я тоже хочу танцевать под их песни и музыку?

- А может, ты их просто не слышишь? - беспечно заметила она. - Может, к ним нужно получше прислушаться?

И она тут же пожалела о своих неосторожных словах: мальчик прижался своим оттопыренным розовым ухом к ограде с лозой, а ведь не известно, какие там ползают насекомые.

Но всё обошлось, и через минуту Боренька запрыгал на одной ножке, восторженно сияя глазами и тараторя:

- Мам, они поют! Колокольчики очень тихо поют, и их трудно расслышать!

Они с Аркадием и Боренькой почти каждое лето проводили отпуск на базе отдыха от её работы. Муж её постоянно пропадал в ответственных командировках, и она очень ценила эти, выпавшие на её долю, дни совместной семейной идилии. Аккуратные домики, рассыпанные в сосновом лесу, речка, небольшое село под боком, - о чём ещё мечтать? Дважды в неделю на краю базы отдыха работал небольшой базарчик, где она закупала свежие продукты и договаривалась с какой-нибудь бабушкой о парном молоке, таком полезном для ребёнка, и поутру они обычно с Боренькой шли за договоренным молоком в деревню, а муж в это время рыбачил. И когда она возвращалась, в маленьком тазике на кухне уже серебрились караси и краснопёрки. Они с мужем дружно чистили рыбу, потом засаливали её, и к концу отпуска под крышей их домика красовались низки почти готовой таранки, укутанной в марлю - защита от вездесущих ос.

Годы их жизни были похожи друг на друга, - менялся разве что Боренька. Сперва детский сад, потом школа. В пионерский лагерь он ездить не любил, а база отдыха ему нравилась. Со временем он начал с Аркадием удить поутру рыбу, и за молоком она ходила уже одна. Но к полудню мужчины возвращались с уловом, а вечером Аркадий брал лодку, и они все вместе отправлялись на вечернюю прогулку. Сперва грёб муж, потом сын, а ей оставалось лишь наблюдать за скольжением прибрежных пейзажей и с грустью думать, что каникулы не навсегда.

Врочем, она свою работу любила, а Борина учёба проблем ей не доставляла - сынок получал одни пятёрки, и на родительских собраниях краснеть не приходилось.

Однажды, правда, она всполошилась: в шестом классе её тихого послушного мальчика усадили за одну парту с Серёжей Коробовым - второгодником и грозой всей школы. Вдобавок, её сына обязали подтянуть двоечника по учёбе: немыслимое, если подумать, задание для пионера. Но тут уже впряглась она сама, и наводивший на учителей страх хулиган к её удивлению оказался обычным, неглупым, хоть и запустившим учёбу, подростком. Её он почему-то уважал и слушался. По вечерам они занимались втроём: она, Серёжа и Боренька. В итоге и Серёжины оценки полезли вверх, и к концу школы он учился на крепкие четвёрки, а мать его - несчастная, брошенная пьющим мужем женщина, её и Борю боготворила.

Серёжины успехи стоили ей немалых сил и времени, зато у Бори появилась мощная защита от школьной шпаны: при Серёже никто не смел обижать её мальчика. А, может, и защита приятеля была ему не нужна - парень-то рос бесконфликтным, её сына любили и соученики, и учителя. Её лишь раз вызывали в школу, перед самым выпуском: на политинформации при завуче Боря привёл цитату Ленина о том, что революцию на концах штыков в чужие страны не переносят. Получилось, что её сын - против линии партии на оказание интернационального долга братскому афганскому народу. Завуч очень сердилась, назвала сына диссидентом и пригрозила выгнать из комсомола за срыв мероприятия.

И это её-то Бореньку! Когда мальчика приняли в пионеры, он и галстук отказывался снять перед тем, как идти в постель! И в комсомол вступил один из первых! Но афганская война была в народе непопулярна, дети росли на "Пусть всегда будет солнце", а их матери боялись отправлять сыновей под пули душманов. Но говорить об этом было нельзя - никому не нужны лишние неприятности. Все думали одно, а на собраниях тараторили заученные фразы из газет. Странно и страшно вспомнить, как она тогда бранила сына:

- Кому она нужна, твоя правда? Думаешь, что твоя завуч этих истин не знает? Вышвырнут из комсомола - в институт уже не возьмут. И куда ты потом пойдёшь?

К поступлению в институт Боря относился очень серьёзно. Он и в отпуск на их базу отдыха перед вступительными экзаменами притащил внушительную стопку учебников и тетрадок. На рыбалку с Аркадием он вставал по прежнему, - чуть свет, но отец удил рыбу, а сынок чёркал что-то в своих тетрадках. А после рыбалки Боря вытаскивал из домика раскладушку и читал свои учебники в тени деревьев. Однажды она силой оторвала его от раскрытой книжки, - проводи, мол, сынок, в деревню, самой идти боязно, да и от беспрестанной зубрёжки можно свихнуться.

Чудесная вышла тогда прогулка! Солнце заливало лучами луг, по которому они шли, цветы одуряюще пахли и радовали глаза своим многоцветием, а у знакомого плетня у входа в село Боря остановился и, застенчиво улыбаясь, спросил:

- Что, мам, они ещё поют, твои граммофончики-колокольчики? И феи к ним слетаются на танцульки?

Она тогда растерялась от неожиданности - неужели сын до сих пор помнит старую, придуманную ею сказку? Сама-то она давно о выдуманных феечках позабыла, но у Бореньки всегда была блестящая память, и учителя дружно прочили ему не менее блестящее будущее.

Однако в институт в то лето Боря не поступил: провалил экзамен.

- Ничего страшного,- утешала её зашедшая на чаёк Серёжина мама, - он просто переволновался! Отслужит в армии, вернётся, и фору ещё даст этим, нынче поступившим. Мой тоже не поступил. Как бы их только в Афган не послали. Но туда отправляют немногих - большинство служит на границе.

Серёжу таки не послали в Афган, а её Бореньку послали со всей его ротой. И там он геройски погиб, как написал ей Борин начальник. И её граммофончики-колокольчики замолчали навсегда.
Опубликовано: 20/07/25, 17:59 | mod 20/07/25, 17:59 | Просмотров: 48 | Комментариев: 13
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (13):   

Привет, Марина!
Пропущен предлог - Они с Боренькой стояли той же ограды и ждали Аркадия.

Рассказ написан мастерски. Тема задана глубокая. И она раскрыта.

Но есть еще одна тема, параллельная, что ли, которая ясно прослеживается в повествовании. Мы, мамы, слишком "залюбливаем" своих сыновей, начинаем сюсюкать с ними во младенчестве и не прекращаем этого делать до седин своих отпрысков. И первое, что бросается в глаза, это как мама называет своего уже взрослого сына - Боренька. А он - Борис! Он - мужчина. Боюсь навлечь на себя гнев сентиментальных читательниц, но нет ли в гибели Бореньки и вины его матери? Уж слишком в розовом мире он воспитывался. Я знаю, о чем пишу. Я вырастила четверых сыновей. И помню, насколько больно было пресекать себя и перестать "прятать их от мира под юбку".
Ольга-Клен   (22/07/25 14:57)    

Оль, она так называет своего убитого сына. Она начинает вспоминать его со сценки, когда он был маленьким - и по инерции зовёт его так. Но в принципе, маме можно так звать даже живого сына, на то она и мама.
То, что она виновата в его гибели - чушь. На современной войне гибнут независимо от сноровки и самостоятельности; это - как рулетка. Пошлют в мясной штурм и грохнут. Или взорвётся машина, в которой солдаты едут. Одного моего приятеля в Афгане так и изувечило. И совершенно всё равно Борисом звала мама этого приятеля, или Боренькой (она, кстати, звала его Борисом). Как говорят в Америке - кольт уравнивает всех в правах.

Кстати, твоё замечание мой муж очень одобрил бы. Его буквально передёргивает, когда я своих подружек зову уменьшительными именами. "Какая она тебе Фаиночка!" - возмущается он, - "Ей уже за 60". А я так привыкла, и до смерти буду её уже Фаиночкой звать. А Иту свою - Иточкой, хоть она и взрослая. А маму зову мамочкой, папу - папочкой. Мне так комфортнее. Может я сентиментальна, чёрт его знает. Но если я обращаюсь к тебе не "Оля" или "Оленька", мне кажется, что это ужасно официально звучит, хоть тебе - точно не пять лет. smile  smile  smile
Marara   (23/07/25 08:06)    

Да, ты права, Марина, что война уравнивает всех. Может, я слишком эмоционально отреагировала на тему, потому что зацепила. Каждый из нас читает одно и то же, но воспринимает по-своему. На восприятие накладывается личный опыт, какие-то события из жизни, впечатления, которых у другого читателя нет... Знаю одно точно: в воспитании сыновей нужно найти ту золотую серединку, которая не превратит будущего мужчину ни в маменькиного сынка, ни в грубого мужлана.
На наше поколение выпал Афган. И наши мальчики возвращались искореженными и физически, и морально. Это больно, когда чиновники в глаза говорили афганцам: "А иы тебя туда не посылали". Был такой случай с моим знакомым парнем. Я о нем рассказала в новелле "Перед открытой дверью" http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-17911

Мариночка! Видишь, как задел твой рассказ? Значит, правдивый, жизненный.
Ольга-Клен   (23/07/25 08:38)    

Вот такие дети в первых рядах на войне. Хорошо построен рассказ и акценты точно расставлены. Начинает проникать с первых строк. Такие жизненные рассказы о жизни, которая рядом проходит очень нужны и важны, думать заставляют. Я видела ребят живых, вернувшихся, но потерянных, не способных найти себя в жизни после пережитого. 
Гелия_Алексеева   (21/07/25 13:31)    

Огромное спасибо, Гелия!
Вы правы: такие дети в первых рядах на войне.
Marara   (21/07/25 15:08)    

Заставляет грустить и думать.
Пелагея   (21/07/25 13:09)    

Огромное спасибо, Пелагея! smile  smile  smile
Marara   (21/07/25 15:02)    

До мурашек пробрало, да, почему существуют войны? Кто может такой ответ дать. Страшно это всё.
Тигрица   (20/07/25 22:12)    

Огромное спасибо, Людмила!
Наверное, это политика виновата. Или внутривидовая борьба, как называют это биологи...
Marara   (20/07/25 23:46)    

Страшный финал. Цепануло.
Marita   (20/07/25 20:43)    

Огромное спасибо, Марита!
В жизни моего поколения было немало таких трагедий...
Marara   (20/07/25 21:49)    

Марина, хороший рассказ, отозвался в душе.
Артур_Кулаков   (20/07/25 18:56)    

Огромное спасибо, Артур!
Рада, что рассказ понравился! smile
Marara   (20/07/25 21:46)