Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Новеллы » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Четыре женских портрета   (Александр_Сороковик)    
Бог не одарил меня талантами – я не рисовал, не писал стихов или рассказов. Умел только бренчать три аккорда на гитаре и петь фальшивым голосом. Но взамен этого, Он наградил меня хорошим вкусом, а также способностями к точным наукам, что дало мне возможность получить солидное образование, очень неплохо зарабатывать и не только содержать семью, но и иметь возможность собирать интересные картины и книги. Конечно, не подлинники великих мастеров, а полотна современных художников, где зачастую попадались очень необычные вещицы.
В эту субботу я, как водится, вышел в Горсад на Дерибасовской, где возле ротонды собираются художники со своими полотнами. Это была и выставка, и продажа, и тусовка, где я был вполне своим, уважаемым гостем: не только рассматривал и критиковал картины, но и нередко покупал их для своей коллекции.
Ничего заслуживающего внимания сегодня я не увидел, пообщался с народом и хотел уже идти домой, как меня остановил Серёга – у него я покупал картины чаще всех, очень самобытный художник!
– Смотри, Костя, видишь, женщина пожилая на лавочке, в сторонке? Это вдова Павла Бестужева, слышал о таком?
– Конечно! И не только слышал, у меня есть пара его картин.
– Подойди к ней, пообщайся. Она не совсем в себе, но если разговорится, может показать работы мужа, которые у неё хранятся, и нигде не выставляются.
Я последовал мудрому совету и подсел к пожилой женщине. Она сначала держалась настороженно, но я говорил спокойно, ничего не просил, рассказывал о работах её мужа, которые видел на выставках, и про те, которые были у меня.
Мы стали общаться, всё там же, в Горсаду на скамейке. Мне очень хотелось напроситься к ней в гости, посмотреть картины: Бестужев, несомненно, был очень талантливым художником, но весьма нелюдимым, выставлялся редко, друзей у них с женой было очень мало.
Он умер около пятнадцати лет назад, и с тех пор практически забылся в среде ценителей – его вдова прекратила всякую связь с миром художников, не выставляла его картины, а держала у себя дома. В последнее время стала приходить к ротонде, но в разговоры особо не вступала, а все попытки прощупать почву насчёт продажи картин пресекала на корню.
Принимая особенности поведения женщины – звали её Верой Аполлинарьевной – я не торопил события. Мы разговаривали об искусстве, о жизни, о поэзии. Однажды я пришёл к ротонде с только что купленной любопытной книжкой стихов малоизвестного поэта Юрия Мещерского, и она вдруг попросила разрешения посмотреть её. Сразу же открыла оглавление, просмотрела, разочарованно вздохнула. Немного полистала книжку и вернула мне.
– Павлик любил стихи Мещерского, и меня пристрастил.
– Этого поэта мало кто помнит, – осторожно продолжил я тему, – он почти не издавался и ушёл довольно молодым.
– Да, его стихи всегда были не ко двору. Он писал о жизни, о любви, о природе. В начале ХХ века в моде был декаданс – «О, закрой свои бледные ноги», – она грустно улыбнулась, – а потом революция, чеканные строки про товарища Маузера.
– Он издавался мизерными тиражами, за свой счёт во времена НЭПа. Да и фамилия у него была для того времени слишком уж дворянская. Его расстреляли в 37-м…
– Неверно, – собеседница покачала головой, – он действительно умер в 37-м, но не в застенках НКВД (она произнесла это с иронией, словно передразнивая какого-то оратора), а от банальной лейкемии. Власти его просто не замечали...

В конце концов, в один из тёплых майских дней, она спросила меня, не хочу ли я посмотреть картины её мужа? Разумеется, я выказал живейшее согласие, и мы отправились к Вере Аполлинарьевне домой на двух трамваях с пересадкой – она категорически отказалась садиться в такси.
Наконец-то я попал в легендарную мастерскую забытого художника! Вернее, мастерская превратилась в склад набросков, эскизов, полузаконченных, и реже – законченных картин. К моему огромному сожалению, ничего интересного я не увидел. Во всяком случае, ничего достойного занять место в моей коллекции.
Я вежливо похвалил работы, досадуя, что потерял столько времени, и собрался уходить. Когда уже вышел в прихожую, хозяйка остановила меня, словно, наконец, решившись, и пригласила в маленькую комнатку, больше похожую на просторный чулан. Там находились три небольших полотна – завершённых, отточенных, словно написанных художником в свои лучшие годы.
– Это триптих «Жизнь». Сначала он хотел назвать его «Времена года», но потом передумал. Павлик написал его через пять лет после нашей свадьбы… Мы с ним были очень счастливы тогда, – подтвердила она моё предположение. – Он никогда не выставлял эти картины, это был наш секрет, их видели только несколько близких друзей.
На первом полотне художник изобразил девочку лет семи-восьми в лёгоньком платьице, с растрёпанной причёской, весело хохочущую. Она бежала среди цветущих деревьев, в вихре белых лепестков, облитая утренним солнцем. Её руки, вскинутые над головой, были обсыпаны этими лепестками, словно волшебным, не тающим, ласковым и тёплым снегом.
На втором полотне сад очень походил на тот, из первой картины, только деревья сменили ослепительно-белый наряд на изумрудно-зелёный. Лепестки ушли, но плоды ещё только завязались – это было начало лета, его буйная молодость, прекрасная, безудержная, сильная. Над садом аквамариновой чашей опрокинулось невозможно глубокое небо с тянущимися через него полосами облаков. А по тропинке между деревьями то ли шла, то ли летела девушка – юная, воздушная, невыразимо прекрасная.
Её улыбка уже не была такой беззаботной, как у девочки на первой картине, одной рукой, поднятой над головой, она словно тянулась в небо, но другая, сжимавшая букетик полевых цветов, уже обращалась вниз, к земле.
Перед третьим полотном я остановился надолго. Если девочка с первого холста символизировала весну, девушка олицетворяла самое начало лета, то теперь наступало время осени? Но нет, листья на деревьях стали просто более насыщенными, яркими, и на их фоне ослепительно алели сочные вишнёвые капли.
Это ведь разгар лета, зрелая красота природы, дарящей людям свои плоды. И под стать ей – женщина. Ей где-то тридцать-тридцать пять, её красота не девическая, слегка ещё угловатая, а мягкая, округлая, зрелая. На картине она была одна, но чувствовалась – в линиях фигуры, налитой груди, мягких, но сильных руках – красота матери, хранительницы очага, любимой и любящей жены.
При всём очаровании предыдущих полотен, детства и юности их героинь, женщина с третьего холста олицетворяла не просто жизнь, а всю её полноту, продолжение рода – то, ради чего живут люди на этой земле…

Вера Аполлинарьевна наблюдала за мной с едва заметной улыбкой на губах, но улыбка эта относилась не ко мне, а к воспоминаниям о счастливом времени, которое прошло и уже никогда не вернётся.
– Простите, ради Бога, – я откашлялся, – вы продаёте эти картины?
– Как вам сказать, – задумчиво ответила женщина, – раньше я не думала об этом, не хотела расставаться с ними, но пришло, наверное, время. Мне осталось недолго, и я не хочу, чтобы после моей смерти они попали к чужим, холодным людям. После того как умер Боренька, у нас больше не было детей, а друзья все ушли вслед за Павликом. Пусть лучше его картины живут у вас…
Она назвала какую-то смехотворную сумму, а я спросил, когда их можно будет забрать. Она пожала плечами:
– Забирайте хоть сейчас. Я помню их сердцем, мне не нужно видеть оригиналы.
Я попросил её подождать буквально полчаса, чтобы найти ближайший банкомат и снять деньги. Она согласилась: «Да, я как раз успею с ними попрощаться!»
Вскоре я уже упаковал прекрасные полотна, хотел вручить Вере Аполлинарьевне гораздо больше денег, чтобы хоть как-то приблизиться к реальной стоимости картин. Но она покачала головой, и отодвинула от себя лишние банкноты:
– Не надо, Костя, мне столько не понадобится.
– Но я не могу, ведь они стоят дороже, гораздо дороже, а деньги эти у меня далеко не последние.
– Нет-нет, не стоит…
– А давайте так сделаем, – осенила меня мысль, – я оставлю вам свой телефон, и если вы передумаете, или просто понадобятся деньги, вы мне позвоните!
На этом мы и расстались. Последующие дни я любовался своим приобретением, вспоминал удивительную встречу, но постепенно мною стали овладевать иные мысли. Было совершенно ясно, что художник изобразил на этих полотнах свою жену, только осталось непонятным, была она такой в жизни, или только в его воображении.
Но почему он хотел назвать свой триптих «Времена года»? Ведь мало того, что здесь собственно два сезона – весна и лето, его разные периоды. Даже сюжет с женщиной на третьем полотне показывал в лучшем случае июль. Почему отсутствуют осень и зима? Мне очень хотелось прийти к Вере Аполлинарьевне и спросить её об этом, но что-то меня останавливало: свой телефон она мне не оставила, а приезжать без звонка я считал неприличным.
Однажды мне посчастливилось купить совершенно незнакомое издание стихов того же Мещерского. В дешёвой бумажной обложке, потрёпанная книжица издания 1925-го года, тираж – 50 экземпляров.
Как следует я рассмотрел его только дома, благоговейно переворачивая ветхие страницы, улыбаясь знакомым строкам, изредка радуясь находкам – новым для меня, никогда не читанным стихам. И вдруг, в самом конце я увидел стихотворение «Жизнь». Перечитал его раз, другой, третий. Несомненно, Бестужев писал свой триптих под его влиянием! Таких совпадений просто не бывает!
Но сюжетов в стихотворении было четыре! Значит, должна быть четвёртая картина! А может, Павел не успел, или не захотел её писать? Я решительно поднялся, чтобы ехать к Вере Аполлинарьевне прямо сейчас, наплевав на приличия, но вдруг затренькал мобильник, высвечивая незнакомый номер.
– Костя? – мне показалось, что голос вдовы Павла Бестужева постарел на десяток лет. – Костя, простите меня ради Бога, но вы не могли бы приехать ко мне прямо сейчас? Если можете, то не спрашивайте ничего, а просто приезжайте.
Я тут же вызвал такси, прихватил все наличные деньги, имеющиеся в доме, и помчался по вечерним улицам к дому Веры Аполлинарьевны. Та действительно постарела за эти несколько дней, голос по телефону меня не обманул. Она остановила все мои попытки заговорить и тихо произнесла:
– Костя, я должна вам признаться в невольном обмане. На самом деле, Павлик написал тогда не триптих, а тетраптих. Да, есть четвёртая картина, наверное, это «Осень». Он написал её чуть позже, но я эту работу так и не увидела: незаконченные полотна Павлик не разрешал смотреть, а потом сказал, что картина не получилась, и он её уничтожил.
Вчера я нашла её, он спрятал полотно в самый дальний уголок, словно не хотел выпускать на свет Божий. Я очень скоро умру, не успею войти в образ – она кивнула в сторону полотна, властным жестом остановила мои возражения, – и хочу, чтобы весь тетраптих был у вас. Хотите – выставляйте его, хотите – любуйтесь сами. Только одно условие – не продавайте.
Я лишь кивнул, понимая всю пустоту слов, не в силах отвести взгляд от четвёртого портрета. С серого, холодного холста на меня смотрела старуха с морщинистым, высохшим лицом, седыми волосами под платком. Она сидела в комнате, или, скорее, в горнице, возле стены, увешанной размытыми фотографиями и образами.
Жилистые натруженные руки сложены на коленях, взгляд спокойный, глубокий, величественный. И при этом всё вокруг засыпано сухими жёлтыми листьями. Они лежат на полу, на мебели, и даже на её руках – скрученные, ломкие, мёртвые.
А сама она, несмотря на морщины и какую-то неземную отрешённость, уже погружающаяся в мудрость Вечности, была той самой девчонкой, бегущей по саду, юной красавицей, летящей среди деревьев, зрелой мадонной, украсившей наш мир своим явлением.
И тогда я вдруг ясно понял, почему художник прятал эту картину от любимой. Он словно проник в будущее, написал портрет, который должен был со временем стать ликом той усталой старой женщины, что дарила мне сейчас это полотно. Художник-провидец, ушедший раньше той, которую так любил, но заглянувший на много лет вперёд и ограждающий её от этого ненужного знания…
– Юрий Мещерский. Стихотворение «Жизнь». После его прочтения ваш муж написал этот триптих, а потом и четвёртый портрет, который никогда не показывал, так? – я словно сорвал покровы с прошлого, вернул и себя и свою собеседницу на много лет назад.
– Вы правы, – Вера Аполлинарьевна совершенно не удивилась, – я не зря выбрала именно вас. Но откуда вы узнали? Это стихотворение напечатано только в одной маленькой книжечке, у нас был экземпляр, но он исчез куда-то, а больше я его нигде не встречала… И даже не могу вспомнить сейчас все строки…
Я вытащил из кармана захваченную по какому-то наитию книжку, раскрыл на нужной странице, и прочитал вслух это стихотворение:
На заре играешь с первым солнцем,
Чьи лучи исчёрканы ветвями
И цветов слетающих червонцы
Ловишь неумелыми руками.

В небе, до гудения бездонном,
Следуя пчелиною тропою
Облаков неспешные колонны
Поднимают властно за собою.

Но оставшись, скован притяженьем,
Ты растёшь, протягивая руки,
К листьям, что смели цветов кипенье –
Первым провозвестникам разлуки

А цветы растают лепестками,
Избавляясь от нарядов лишних,
Чтобы не остаться должниками
И взойти рубином первой вишни.

Там рукой уверенной и сильной,
С бархата зелёного наряда
Ты срывал сиявшие рубины
И растил простор иного сада.

Только ветви становились круче,
Уходя от устремленья лестниц.
Потемнело небо гроздью тучек –
Хмурых запустения предвестниц.

А в вершине сморщенною кистью
Горсть засохших ягод стынет в муке,
И летят истраченные листья
В слабые и немощные руки…

На глазах Веры Аполлинарьевны выступили слёзы. Я положил книжку на стол, взял картину и тихо вышел.
***
Через неделю мне позвонил незнакомый человек и попросил подойти к нему, чтобы получить пакет с книжкой стихов Юрия Мещерского, который оставила мне вдова художника Павла Бестужева, скончавшаяся несколько дней назад. Стихотворение «Жизнь» было обведено в ней красным карандашом…

Июль 2020 - сентябрь 2021
Опубликовано: 10/09/21, 08:20 | mod 24/07/23, 16:02 | Просмотров: 335 | Комментариев: 27
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (27):   

Поздравляю, Александр! Это заслуженная победа и заслуженный сатурнчик.)
Туранга   (23/07/23 05:55)    

Большое спасибо, Настя!
Александр_Сороковик   (24/07/23 15:10)    

Здравствуйте, Александр:) поздравляю с рекомендацией:) конечно, мы не могли не отметить победителя прозаического конкурса:))

Умел только бренчать три аккорда на гитаре, и петь фальшивым голосом. --- запятая здесь не нужна

Но взамен этого, Он наградил меня хорошим вкусом, а также способностями к точным наукам, что дало мне возможность получить солидное образование, очень неплохо зарабатывать(,) и не только содержать семью, но и иметь возможность собирать интересные картины и книги. --- здесь одна запятая лишняя, на мой взгляд, отметил её в ()

Ничего заслуживающего внимания сегодня я не увидел, пообщался с народом(,) и хотел уже идти домой, как меня остановил Серёга – у него я покупал картины чаще всех, очень самобытный художник! --- и здесь одна запятая лишняя, по-моему

– Подойди к ней, пообщайся. Она не совсем в себе, но если разговорится, может показать работы мужа, которые у неё хранятся(,) и нигде не выставляются. --- здесь тиже одна лишняя запятая

Я последовал мудрому совету(,) и подсел к пожилой женщине. --- и здесь... ну, простите за занудство, Александр:))

Она бежала среди цветущих деревьев, в вихре белых лепестков, облитая утренним солнцем. Её руки, вскинутые над головой, были обсыпаны этими лепестками, словно волшебным, не тающим, ласковым и тёплым снегом. -- представил... да, классная картина...

Её улыбка уже не была такой беззаботной, как у девочки на первой картине, одной рукой, поднятой над головой, она словно тянулась в небо, но другая, сжимавшая букетик полевых цветов, уже обращалась вниз, к земле. --- да, интересно... а Вы, Александр, наверное, ценитель живописи:) очень хорошо об этом рассказываете:)

При всём очаровании предыдущих полотен, детства и юности их героинь, женщина с третьего холста олицетворяла не просто жизнь, а всю её полноту, продолжение рода – то, ради чего живут люди на этой земле… --- да... представил...

После того, как умер Боренька, у нас больше не было детей, а друзья все ушли вслед за Павликом. Пусть лучше его картины живут у вас… --- есть очень хорошая статья вот здесь: https://kakpishem.ru/punktua....yu.html
То есть в данном случае, я предполагаю, что запятая перед "как" не нужна, это составной сочинительный союз: после того как (умер Боренька, у нас...)

– А давайте так сделаем, – осенила меня мысль, – я оставлю вам свой телефон, и если вы передумаете, или просто понадобятся деньги, вы мне позвоните! --- да, хорошо придумал герой...

Как следует, я рассмотрел его только дома, благоговейно переворачивая ветхие страницы, улыбаясь знакомым строкам, изредка радуясь находкам – новым для меня, никогда не читанным стихам. --- здесь я сомневаюсь, но всё же, по-моему, после "как следует" не нужна запятая... оно по смыслу заменяется словом: Хорошо я рассмотрел его только дома... не напишите же вы так: Хорошо, я рассмотрел его только дома...

И вдруг, в самом конце я увидел стихотворение «Жизнь». Перечитал его раз, другой, третий. Несомненно, Бестужев писал свой триптих под его влиянием! Таких совпадений просто не бывает! --- да, интересно:))

Но сюжетов в стихотворении было четыре! Значит, должна быть четвёртая картина! -- вот здесь прямо детективный сюжет немножко:)

Она остановила все мои попытки заговорить(,) и тихо произнесла: --- запятая не нужна

И тогда я вдруг ясно понял, почему художник прятал эту картину от любимой. Он словно проник в будущее, написал портрет, который должен был со временем стать ликом той усталой старой женщины, что дарила мне сейчас это полотно. Художник-провидец, ушедший раньше той, которую так любил, но заглянувший на много лет вперёд(,) и ограждающий её от этого ненужного знания… -- одна запятая лишняя... да, понимаю его...

На заре играешь с первым солнцем,
Чьи лучи исчёрканы ветвями
И цветов слетающих червонцы
Ловишь неумелыми руками. --- классное стихотворение, Александр... насколько я понял, оно Ваше? на Поэмбуке было опубликовано под Вашим именем

Через неделю мне позвонил незнакомый человек(,) и попросил подойти к нему, чтобы получить пакет с книжкой стихов Юрия Мещерского, который оставила мне вдова художника Павла Бестужева, скончавшаяся несколько дней назад. --- одна запятая лишняя здесь

Да, хороший рассказ, Александр
спасибо:)
радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис   (23/07/23 04:33)    

Добрый день, Алексей!
Спасибо за поздравления кропотливую работу над моими ошибками)). Всё принял и исправил, с запятыми уже перестал бороться, просто принимаю рекомендации грамотных собеседников)) По ценителю живописи... Я всегда мечтал заниматься творчеством, и если с писательством как-то разобрался, по музыке просто не развил способности, которые у меня были, то рисовать не умел никогда)) у моих родителей были знакомые художники, я бывал в их мастерских, кое-что сильно запало в душу, но это всё было дилетантство.
Стихотворение действительно моё, я написал его под впечатлениям сна, в котором увидел четвёртую картину тетраптиха и намёки на первые три картины. Но поскольку я всё же не поэт, а прозаик, не успокоился, пока не выразил себя привычным способом!
Александр_Сороковик   (24/07/23 16:24)    

Ещё одно забыл - сцена. Тоже несбывшееся, по краю прошедшее...
Александр_Сороковик   (24/07/23 20:34)    

Здравствуйте, Александр:)
спасибо, что поделились:)
радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис   (29/07/23 03:20)    

smile
Александр_Сороковик   (29/07/23 09:01)    

Духовная возвышенность в каждом слове, хоть и написано о земном.
Татьяна_Смирнова   (18/07/23 11:53)    

Спасибо, Татьяна!
Александр_Сороковик   (18/07/23 15:11)    

Очень душевный рассказ, Александр!
С удовольствием прочитал, понравилось описание картин и то, как передано их настроение.

Кроме того, спасибо за очень приятные воспоминания: в Горсаду на Дерибасовской мне посчастливилось побывать осенью 2013 года. Художников не было, но в был ретро велопробег - в саду было много людей стилизованно одетых в наряды 1930-1940-х, все были на старинных велосипедах - они здорово вписывались в антураж сада.
Midav   (12/07/23 12:21)    

Благодарю, Вадим! Историю этого рассказа я написал в ответе Джону. А Горсад на Дерибасовской это мест, где я в своё время провёл много времени, когда был молод и беспечен...
Александр_Сороковик   (13/07/23 09:01)    

Интересный рассказ, Александр. Очень понравилось описание картин... Вот так всю жизнь человека можно уложить в четырех полотнах. А где же всё-таки зима? Только три времени года... И что могло быть на " зимней" картине?
Джон_Маверик   (12/07/23 11:40)    

Спасибо, Джон! Эти картины пришли ко мне во сне, очень явственно - последняя, со старухой и сухими листьями. Остальные фрагментарно. Эта четвёртая картина - и осень и зима, трудно сказать точно. И худождник ведь не назвал свою работу "Времена года", хотел, но не назвал! Я не умею рисовать, поэтому написал сначала стихотворение, а потом уже, попозже, этот рассказ...
Александр_Сороковик   (13/07/23 08:59)    

не всегда удачно получаются в литературе работы о музыке или живописи - трудно не уйти просто в описание. У Вас получилось создать зримые картины, как истории.
Рассказ написан так, будто это реальная история - все настоящее, где красивое без красивостей, чувства без преувеличений. понравилось! hands 
Ксени   (11/07/23 10:23)    

С благодарностью! Я очень люблю писать о музыке. О живописи тоже, но это пока единственный рассказ на эту тему.
Александр_Сороковик   (11/07/23 10:28)    

дайте пожалуйста ссылки на Ваши истории о музыке - тоже близкая тема smile 
Ксени   (14/07/23 10:58)    

Чуть попозже вышлю, надо их все собрать))
Александр_Сороковик   (14/07/23 11:15)    

Вот, собрал свои истории о музыке.
Вечерняя серенада Шуберта http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-12353
Маэстро и Муза http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-7105
Принцесса со скрипкой http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-17445
Прощальный ужин http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-17446
Алые розы на сером асфальте http://litgalaktika.ru/publ/53-1-0-6568
Александр_Сороковик   (14/07/23 19:15)    

спасибо, обязательно посмотрю
Ксени   (14/07/23 20:09)    

И мне очень понравилось )
Hellin   (10/07/23 22:41)    

Спасибо!
Александр_Сороковик   (11/07/23 08:12)    

Спасибо, Александр, хорошая работа. Вспомнилась картина "Три возраста женщины" Густава Климта.
Наталья_Сафронова   (10/09/21 22:20)    

Благодарю! А картина Климта по теме да, близка. Но исполнение разное, да и акценты другие))
Александр_Сороковик   (11/09/21 11:18)    

Прекрасная новелла, Александр! Приковывает, что называется, с первого абзаца? 
Читается легко. Буквально не замечаешь строк, словно слушаешь автора.
А такой поэт в природе существует? О роде  Мещерских много инфы, но о таком поэте не нашел. Если это ваше стихотворение, то и оно замечательно! Беру в избранное.
Спасибо!
Виктор_Казимиров   (10/09/21 10:02)    

Спасибо за добрые слова, Виктор!
В этой новелле все герои придуманы)) А стихотворение - да, моё...
Александр_Сороковик   (10/09/21 11:27)    

Очень, Александр... Как будто сама эту жизнь прожила...
Туранга   (10/09/21 09:56)    

Благодарю!
Александр_Сороковик   (10/09/21 11:28)