В Ювелирном институте, где я проработала много лет, постоянно организовывались разные творческие конкурсы. Это был своеобразный способ найти интересные художественные идеи, лучшие из которых потом воплощались в жизнь. Идеи могли предлагать все желающие, не обязательно художники.
Когда я только пришла на эту работу в начале семидесятых, как раз был объявлен конкурс на оригинальный сувенир для продажи в ларьке Эрмитажа. Он должен был быть не очень дорогим и несложным в изготовлении. Такие сувениры охотно раскупали иногородние гости и иностранцы.
Само слово “конкурс” всегда вызывало у меня небывалый азарт. И тут вдруг придумался подходящий сувенир! Изящный, оригинальный и с минимальными затратами. Наши заводы тогда выпускали коробочки-шкатулки из самоцветных камней: яшмы, родонита, нефрита и пр. Это было уже давно освоенное производство. И вот идея!
Тут же я побежала к начальнице нашего отдела, мы её звали Шефиней, и предложила свою идею: сделать дно и крышки шкатулок чуть большей площади и на нижние их части ставить бронзовые отливки знаменитых эрмитажных атлантов, которые будут поддерживать крышки коробочек. Количество атлантиков и места фигурок можно варьировать – сувениры получатся разными и по стоимости.
Шефине очень понравилась моя идея, она сказала, что восковую форму для отливки она поручит Василию Гусеву, скульптору из отдела художников.
И всё заглохло… Я пыталась разыскивать фигурки: их не было нигде, но ведь они очень понравились Шефине. Их должно было оценивать жюри, хотелось бы узнать, какое место заняло моё предложение, да я и чертеж сделала, чтобы было ясно, как это будет выглядеть. Ничего найти не удалось, всё исчезло. И результатов конкурса почему-то не объявляли…
Через пару лет, а может, и больше, я услышала по радио, что Ювелирный завод начинает выпускать каменные сувенирные шкатулочки со знаменитыми эрмитажными атлантами.
— Надо же, – подумала я, – неужели кому-то пришла в голову та же мысль, что и мне? Или это мою идею кто-то украл? но как?
Прошло много лет. В те годы бывали не корпоративные вечеринки, а вечера, посвящённые государственным праздникам. Они проходили очень торжественно, с участием дирекции и прочего начальства. Со сцены объявляли и поздравляли отличившихся сотрудников, а в конце праздника после обильного застолья обязательно были танцы. Дамы приходили в своих лучших нарядах, иногда специально к этому дню заказывали или покупали что-то дорогое и необычное, каждой хотелось произвести впечатление, в первую очередь – на сослуживцев.На мне тоже было длинное вечернее платье с вышивкой бисером.
После вступительного слова вдруг меня вызывают на сцену и торжественно награждают знаком “Изобретатель СССР” за очень старую работу - я тогда вместе с авторским получила солидную премию. Это было в то время особенно приятно: на эти деньги я даже съездила в Болгарию… А тут вдруг вдогонку и медалька. Ими только недавно постановили награждать изобретателей, новинка, всем любопытно посмотреть. Не прицепить неудобно, а платье-то совсем неподходящее: кое-как пристегнула рядом с бисером и пошла танцевать.
Вдруг во время танца ко мне “подполз” пьяный в дрезину Вася Гусев и заплетающимся языком говорит, что хоть уверен, что я его ненавижу, но всё равно хочет поздравить меня с медалью.
Я страшно удивилась.
— С чего бы это мне тебя ненавидеть? — спрашиваю.
— Я же у тебя атлантов украл! Простишь? — выдавил он…
Тут только до меня дошло... Вот она, разгадка!
— Васенька, – засмеялась я, –У меня тоже на медальке написано: “Изобретатель СССР”, а я, честное слово, СССР не изобретала, это изобрёл Владимир Ильич! А мне и прощенья попросить не у кого…
Не знаю сколько раз можно объяснять, что я веду анонимные конкурсы только с новыми работами.
ЛГ на высоте / я помню, что это мемуары/, такие таланты, такая выдержка /я даже у монитора побурлила маленько/ и ... блестящий финал!
Зачёт!