Туманность Крылья Бабочки – планетарная туманность, расположенная в 2100 световых годах от Солнца в направлении созвездия Змееносца.
Данная биполярная туманность имеет причудливую форму в виде двух лопастей из вещества, выделяемого центральной звездой. Астрономы также называют данный объект туманностью Два джета, поскольку предполагается, что форму лопастей задают релятивистские струи (джеты). Форма туманности также напоминает крылья бабочки.   Здравствуйте, литгалактяне. В проекте «Туманности» (в отличие от проекта «Созвездия») произведения, включённые в подборку, объединены не конкретной рубрикой, а иной логической закономерностью. Это восьмая туманность, собранная мной, сейчас я предлагаю вам половить стрекоз в стихотворениях наших авторов и подробнее остановиться на наиболее интересных из них.
Посчитав стрекоз и проанализировав эволюцию образа стрекозы в своих произведениях, я задумалась: а часто ли встречаются стрекозы в стихотворениях литгалактян? И к радости обнаружила, что летают, летают красавицы-стрекозы в поэтических строках!)) Более полусотни стихотворений, в которых мелькают или занимают более важную позицию эти удивительные насекомые. Понаблюдаем?))
«…первобытные песни, в которых трепетали радуги стрекоз» (Артур_Кулаков «Оглохший»)
«Стрекоза – стремительность и лёгкость» (Ольга_Альтовская «Подарки природы»)
«Но Эйфелевой башни паутина не выдержит крыловской стрекозы» (Жиль_де_Брюн «roland garros»)
«Богиня-стрекоза искала в луже душу» (GP «Водопой»)
«Помнишь, на стекле мороз рисовал тела стрекоз?» (Фрагорийский «Лилит»)
«Мне стрекоза, блистая шармом, здесь палец красит в цвет пожарный» (АлеХ «Жара»)
«Но вдруг соловей вмешался в унылую мудрость ворона и рассеял по лесу песню солнечными стрекозами с крыльями смеха и плача» (Артур_Кулаков «Два голоса»)
А теперь перейдём к наиболее заинтересовавшим меня стихотворениям.
Села робко на ладошку И потупила глаза Фиолетовая мошка, Ледяная стрекоза.
Синих молний мне насыпав, Крепко-крепко, что есть сил, Руку сжала мне, трусиха, Чтоб подальше уносил.
Видно, я богат не спесью – Стрекоза так стрекоза! О стекло лишь не разбейся, Не разбей свои глаза!
Мой дворец – почти берлога, Где завалинка – прорух. Огоньками от былого Отогреем цапки рук.
А зима придёт, мы сами Улетим, и не долдонь, Ледяными голосами - Греться в Божию ладонь.
Казалось бы, что такого в этом стихотворении с незамысловатым названием «Стрекоза»? Ну прилетела стрекоза, села на руку. Но посмотрите, какая симпатичная стрекоза:
Села робко на ладошку И потупила глаза Фиолетовая мошка, Ледяная стрекоза.
Фиолетовая – видимо, тельце, а ледяная – по всей вероятности, ассоциация с прозрачными, тонкими, как пластинки льды, крылышками. А может быть, это глаза ледяные? Боится автор, что они могут разбиться:
Видно, я богат не спесью – Стрекоза так стрекоза! О стекло лишь не разбейся, Не разбей свои глаза!
Бросается в глаза дважды зарифмованные «стрекоза» – «глаза». Не очень понятным остался для меня смысл выражения «Мой дворец – почти берлога, где завалинка – прорух.» «Прорух» (м.р.) – устаревшее слово. Предположим, это «ошибка». «Завалинка» – сооружение-насыпь вдоль наружных стен в основании по периметру деревянного дома), служит для предохранения постройки от промерзания зимой («сидеть на завалинке»). ЛГ сидит на ошибках? Но это мысли, возникшие по ходу прочтения стихотворения.
Вернёмся к стрекозе. Оказывается, у неё и голос был ледяным:
А зима придёт, мы сами Улетим, и не долдонь, Ледяными голосами - Греться в Божию ладонь.
Серьёзная, философская концовка. Только возник вопрос: как это «ледяными голосами греться»? Если бы после «не долдонь» не было запятой, то получилось бы «улетим греться в Божию ладонь» (и соответственно, обращение к стрекозе: «не долдонь ледяными голосами»). А при такой постановке знаков препинания я немного запуталась. Кстати, редкий необычный глагол использован автором – это интересно.
Человек - это ладонь, протянутая к Богу. Иногда на неё садится стрекоза детской радости, озябшая от наших серьёзных слов и осенних взглядов. Пригревшись, она замирает кусочком радужного неба. И тогда ладонь сжимается, чтобы не упустить мимолётную благодать, - и от неба остаётся раздавленное насекомое.
Интересно, что в этом верлибре тоже встречается образ ладони, на которую садится стрекоза. Но это совсем другая стрекоза и совсем другая ладонь.
Человек - это ладонь, протянутая к Богу. Иногда на неё садится стрекоза детской радости, озябшая от наших серьёзных слов и осенних взглядов.
А дальше всё очень печально:
Пригревшись, она замирает кусочком радужного неба. И тогда ладонь сжимается, чтобы не упустить мимолётную благодать, - и от неба остаётся раздавленное насекомое.
Вот такой очень грустный верлибр. Сильный, философский, как все верлибры Артура.
Свет белёных яблонь вдоль дорожки, коврик домотканый на плетне — вот и всё — до боли и до дрожи память оживает в тишине: Солнце гладит худенькие плечи, музыка стрекочет в голове. Маленький оранжевый кузнечик, яблоко (надкушено) в траве.
Внучка, отнеси домой лукошко — пахнет воздух мятой пред грозой. Стрекоза на грудь присела брошкой. Ба, ты стать хотела б стрекозой? Вот глупышка, все мы божьи твари, вона всяко-разного на всех. Глянь, как воссияет за сараем — ветки молний рубит дровосек.
Наигрался и ушёл далече, сад оставив мокнуть под дождём. Посидим до зорьки на крылечке, расскажи мне, ба, о том о сём. Не расскажешь... тихо на погосте, слово рассыпается на сны. И летят, обнявшись, две стрекозки между горним светом и земным.
Стихотворение-воспоминание, возвращение в прошлое.
Внучка, отнеси домой лукошко — пахнет воздух мятой пред грозой. Стрекоза на грудь присела брошкой. Ба, ты стать хотела б стрекозой? Вот глупышка, все мы божьи твари…
Такой наивный и такой милый вопрос внучки. И такой мудрый ответ бабушки. Много ещё о чём хочется ЛГ спросить у неё, да время ушло.
расскажи мне, ба, о том о сём. Не расскажешь... тихо на погосте, слово рассыпается на сны. И летят, обнявшись, две стрекозки между горним светом и земным.
И здесь появляется очень интересный образ стрекозы – как связующая ниточка между небом и землёй.
Ещё мне очень понравился образ грозы, данный бабушкой:
Глянь, как воссияет за сараем — ветки молний рубит дровосек.
Разноцветные чувства – радужная волна – Переливами цвета крылышек стрекозы. Нежно-хрупкое танго мыслей в ночи без сна. И настырно-упруга вера – как ветвь лозы.
Жизнь прорвёт оболочку страхов ростком надежд. Словно бабочка в танце - юной любви цветок. Поцелованный светом вечер уютно-свеж, Сказкой зрелого лета жёлтой листвы поток.
С каждым днём я мудрею. Теплится жизнь-свеча. Изучаю страницы бренного бытия. Открываются мира истины по ночам, И звучит об ушедших тихая лития.
Вдох за выдохом сыплет время судьбы песок. Мироточит стихами сердце сквозь боль потерь. Образ мамы ушедшей лёгок и невесом, А слова - тёплым светом: "Помни, Люби и Верь!"
Вот ещё одна радужная стрекоза появляется на грани связи двух миров:
Разноцветные чувства – радужная волна – Переливами цвета крылышек стрекозы.
Очень хорошее, тёплое стихотворение о пробуждении к жизни после потери близкого человека.
Вдох за выдохом сыплет время судьбы песок. Мироточит стихами сердце сквозь боль потерь. Образ мамы ушедшей лёгок и невесом, А слова - тёплым светом: "Помни, Люби и Верь!"
Стрекозы тихо складывали крылья, Волчицы на луну протяжно выли, И рыбы задыхались. Вот беда. Новорожденных львят бросали львицы, Больные обезумевшие птицы Выталкивали яйца из гнезда. Сточились клювы крохотных колибри, И антилопы чувствовали гибель, И поджигало солнце паруса. И лёд крошился, превращаясь в порох, И дрались вожаки в собачьих сворах, Когда он в первый раз меня бросал.
А теперь посмотрим, что за апокалипсис представлен автором и какую роль играют в нём стрекозы. Очень мирное, спокойное начало, не предвещающее ничего страшного.
Стрекозы тихо складывали крылья
А дальше обстановка нагнетается: Волчицы на луну протяжно выли, И рыбы задыхались. Вот беда. Новорожденных львят бросали львицы…
Дальше – больше. Так в чём дело?
И поджигало солнце паруса. И лёд крошился, превращаясь в порох, И дрались вожаки в собачьих сворах, Когда он в первый раз меня бросал.
Здесь у меня возникло два вопроса. Сколько всего раз он бросал ЛГ? Были ли следующие разы столь же трагичны?
Энергичное стихотворение, эмоциональное. На фоне всеобщего безумия стрекозы, тихо складывающие крылья, выглядят очень разумными существами.
Осенним днём рядиться не пристало. По выцветшему ситцу неба стих, медвяный ветер, горизонт сластит... Сентябрьский мёд - не много и не мало: поёт в цветке пузатым баритоном невидимый мохнатый сладкий шмель, от сытости - гудит на тон нежней полуденно и разморённо, сонно, лугами, над рекой и над полями стремительно волнение стрекоз - то вверх, то вниз, то перламутром кос, срезают поле зрения, виляют, висит в зените хищный наблюдатель, от крыльев - вниз - голодный силуэт, что видит он? Меня, тебя, наш свет, которым - неслучайно обладаем... Ползёт чернильных туч патлатый демон по бирюзе сентябрьских простыней... По осени в особенной цене тревожный, острый вкус прикосновений: руки, плеча, частиц цветочной пыли подхваченной - летучим сквозняком... Наш век, наш миг сейчас произойдёт: - Эй сверху! Этим днём мы вместе были! Откуда эти мысли, эти чувства? Мокро лицо, а сверху льёт и льёт... Молчать вдвоём - великое искусство... Молчать, и ощущать сентябрьский мёд.
Далее идёт группа стихотворений, в которых стрекозы ассоциируются с болью, страхом, тревогой, даже ужасом.
стремительно волнение стрекоз - то вверх, то вниз, то перламутром кос, срезают поле зрения, виляют, висит в зените хищный наблюдатель, от крыльев - вниз - голодный силуэт, что видит он?
В этом стихотворении стрекоза – «хищный наблюдатель». А за чем же он так внимательно наблюдает?
Ползёт чернильных туч патлатый демон по бирюзе сентябрьских простыней... По осени в особенной цене тревожный, острый вкус прикосновений: руки, плеча, частиц цветочной пыли подхваченной - летучим сквозняком...
А стихотворение хорошее, обязательно прочитайте его!
Всё одно к одному. Не заладились день и погода. Тусклый серенький дождь занавесил оконный проем На листве растекаются пятна зеленки и йода, Эта осень больна и сгорает холодным огнём.
Ни спасти, ни сберечь, обозначена точка отсчета, И в последнем кружении лист прилипает к стеклу. Кто однажды решил, что у каждого тайная квота И в назначенный час с тетивы отпускает стрелу?
Если выбран не ты, опереньем легко прикоснётся, Прозвенит, проскользнёт ледяной стрекозой у виска Оглянувшись, увидишь всё то же осеннее солнце, Отрешенно неспешны над чёрной водой облака.
И затянута брешь опустевшего рядом пространства Чьим-то новым рожденьем: баланс на Земле соблюдён. Только как примириться душою с твоим окаянством, Дьявол с ангельским ликом, избравший мишенью мой дом?
Не смотри на часы. Наши руки еще не разжаты, И теплы еще губы и мир не утратил цвета. Даже в сумраке дня через стёкла больничной палаты Он удар отведёт трепетаньем живого листа.
Это очень горькое, болезненное стихотворение.
Ни спасти, ни сберечь, обозначена точка отсчета, И в последнем кружении лист прилипает к стеклу. Кто однажды решил, что у каждого тайная квота И в назначенный час с тетивы отпускает стрелу?
Если выбран не ты, опереньем легко прикоснётся, Прозвенит, проскользнёт ледяной стрекозой у виска…
Очень необычен образ стрекозы в этом стихотворении. Причём заметим, что вновь мы видим ледяную стрекозу. Что же такое таится в этих удивительных насекомых, что заставляет авторов давать им такой эпитет? В данном стихотворении это, видимо, это ассоциация пробежавшего холода от пролетевшей совсем рядом судьбоносной стрелы.
Ночь свернулась анакондой. Сердце жмёт кошмар под утро: Завывая канте хондо, тварь без глаз читает сутру. В масках лиц застыли в рамах звери бешеного века, манекен с витрины храма — точный слепок человека.
На пороге тьмы и света бьются огненные кони. В мире Бога больше нету ни в душе, ни на иконе. В ледяных стрекозах страха — хищный дух. Живой мишенью чья качается над плахой голова на тонкой шее?
Сквозь волшебный шар хрустальный чьи глаза на нас глядели? Небо — из дамасской стали, голос истины — подделен. Я уже себе не верю: ныне, присно и вовеки — Человек с глазами зверя? Зверь в обличье человека?
Плотоядными цветами смотрят дети с черных грядок. Дьявол Библию листает. Мир во зле. Навек — порядок. Нет границ. На картах строгих — ни Америки, ни Польши. Дивный мир. И только Бога — слышишь? — нету в мире больше...
P.S. ...Бог несовместим с машинами, научной медициной и всеобщим счастьем. ...........................................................................Олдос Хаксли. Brave New World
И вот уже третье стихотворение, в котором стрекозы ассоциируются у автора со льдом. На этот раз это ледяные стрекозы страха. Вот такой яркий образ.
На пороге тьмы и света бьются огненные кони. В мире Бога больше нету ни в душе, ни на иконе. В ледяных стрекозах страха — хищный дух.
Причём ледяные стрекозы страха соседствуют с огненными конями. Полный хаос в мире. Серьёзное и сложное по смыслу стихотворение.
Холодный перламутр в её глазах лишен добра и малого сознанья: ноябрьская слепая стрекоза нависла над полями и лесами; она не видит — чует свой сезон, и холодит — природа безответна, что до меня, то я не удивлён, напротив, я готов к внезапной смерти; являя сверху блики хищных крыл, голодная, грызёт нещадно веки... Больному, нынче мне не до игры в слепящую ненужную опеку. Но — слышу шёпот хищных страшных губ, охотником присела в изголовье. Она из тех, кто реки на бегу морозит, отпускает, снова ловит. Коварная пришла ко мне, за мной: кровавые круги и блики, блики. Она и я. И парацетамол. Я весь в поту, пижама к телу липнет. Дрожащий, слабый, я иду к окну. Леса, поля...У горизонта алым сочится даль, а выше (ну и ну!) висит слепая тварь расправив жвала...
И вот ещё от одной стрекозы веет холодом. Да что ж такое? Неужели стрекоза и холод – неразлучные понятия?
Холодный перламутр в её глазах лишен добра и малого сознанья: ноябрьская слепая стрекоза нависла над полями и лесами; она не видит — чует свой сезон, и холодит…
Тяжело болен ЛГ. Чего только не привидится во время болезни? Стрекоза-страх, стрекоза-смерть…
Дрожащий, слабый, я иду к окну. Леса, поля...У горизонта алым сочится даль, а выше (ну и ну!) висит слепая тварь расправив жвала...
Напряжённое стихотворение. Хорошо, что всё обошлось.
словно лампадное масло чадит тонкими нитями чёрной гари длинные крылышки стрекозы кто-то рисует и отпускает по полу, под ноги, пригвоздив взгляд к бестелесной летучей твари и начинается вой борзых в душу мне брошенной кем-то стаи
в страхе заставив сжиматься, ныть от беспричинной больной тревоги …длинные крылышки стрекозы разве не игры теней и света? полноте, после любую нить взглядом ловить и бросать под ноги эти не тают, уснули псы в дебрях душевного бересклета
И ещё одно стихотворение, в котором образ стрекозы – это образ тревоги.
словно лампадное масло чадит тонкими нитями чёрной гари длинные крылышки стрекозы кто-то рисует и отпускает по полу, под ноги, пригвоздив взгляд к бестелесной летучей твари и начинается вой борзых в душу мне брошенной кем-то стаи
в страхе заставив сжиматься, ныть от беспричинной больной тревоги
Тревожное стихотворение. И что же всё-таки не так с этим, казалось бы, безобидным насекомым? Почему стрекоза часто является образом страха, тревоги, боли? Что так пугает в её облике?
Ирина, спасибо большое! Мне очень приятно, что и моя стрекозка залетела в обзор. У природы столько лиц и иногда одно и тоже может быть двумя противоположностями. Очень популярна тема в мистике и фантастике - сочетание красоты и смертельной опасности в одном образе. Огромные глаза и изумительные ажурные крылья стрекозы в сочетании с хищным оскалом - возможно эта двойственность завораживает и привлекает ее в стихи. И потом стремительности и непредсказуемость ее полета... Но ведь можно ее и по-другому увидеть - например, голубые стрекозки над водой - фантастически красивое и очень радующее взгляд зрелище.
Большое спасибо, Ольга! Наверное, в любом объекте можно увидеть разные, в том числе противоположные, его стороны. Пусть будут разными стрекозы в наших стихах! Главное, пусть будут сами стихи)) Доброй осени Вам и вдохновения!
Возможный вариант, Артём. Но мне не очень нравится глагол "толпятся" в отношении ласточек. Может быть, лучше "А ласточки сидят на проводах" или "И ласточки сидят на проводах"?
Нет, Ирина. Союз должен быть вплетён грамотно, а не ради слога, которого не хватает. Уж лучше пусть будет глагол "толпятся". Хотя именно глаголы я терпеть не могу.
Здравствуйте, Юлия. Может быть. Хотя не каждый хищник у нас ассоциируется со страхом. Вот кошка, например, не ассоциируется. Да и стрекоза не у всех вызывает подобные ассоциации. В общем, для меня это загадка. Спасибо большое за отклик! Доброго Вам дня!
Спасибо за стрекоз, Ирина! Была уверена, что у меня её нет. А крылья, и правда, похожи на корку прозрачного наста. И страх понятен - на войне стрекозами вертолёты зовут. Замечательная подборка!
Спасибо, Ирина! Рада знакомству с новым /для меня/. Что то даже очень зацепило. И, да простят меня поэты, несмотря на всех стрекоз внутри почему то застрял образ железной стрекозы. Хотя ужастики никогда не смотрю. Но вот почему то так...
Прочитал обзор, спасибо Ирина. Если хорошо приглядеться -- обнаруживаются какие-то не совсем заметные интересные вещи. Спасибо за интерес и за острый цепкий взгляд. Стрекозы действительно таинственны и, на мой взгляд прекрасны насколько, ужасны. Удачи.
Очень интересная подборка!
Рада, что Вы выбрали мой стишок!
Наверное, в любом объекте можно увидеть разные, в том числе противоположные, его стороны. Пусть будут разными стрекозы в наших стихах! Главное, пусть будут сами стихи))
Доброй осени Вам и вдохновения!
Про стрижей не знал. Спасибо. Теперь буду думать как исправить.
Надеюсь, вариант найдётся. Удачи!
Задумалась над злым образом стрекозы... Что в ней такого? Может быть, то, что она хищник?
Может быть. Хотя не каждый хищник у нас ассоциируется со страхом. Вот кошка, например, не ассоциируется. Да и стрекоза не у всех вызывает подобные ассоциации. В общем, для меня это загадка.
Спасибо большое за отклик!
Доброго Вам дня!
Интересная подборка!
Приятно оказаться в Вашем обзоре)
Хорошего дня Вам!
Вдохновения Вам!
Доброго дня Вам!
И страх понятен - на войне стрекозами вертолёты зовут. Замечательная подборка!
Доброго вечера Вам!
И, да простят меня поэты, несмотря на всех стрекоз внутри почему то застрял образ железной стрекозы.
Хотя ужастики никогда не смотрю. Но вот почему то так...
И за стихи спасибо!
Доброго Вам дня!