Путешествия по историческим местам привлекательны вдвойне – интересно узнать то, о чём не написано в книгах, интернете, и лично почувствовать другой мир, словно пожить в нём некоторое время. Этой осенью удалось поехать в Баварию по романтической дороге. Путь пролегал по очень красивым и интересным местам. 
 Возвратившись домой, я начала разбирать фотографии и читать в интернете о баварских замках. Написано очень много. Но фотографии в свободном доступе, особенно касающиеся интерьеров и внутренней обстановки, перепутаны – под названием одного замка вывалились все подряд, даже те, которых в Баварии нет. Хотелось поделиться своими фотографиями. Я собрала их здесь, чтобы неоднократно возвращаться в эти прекрасные замки и рассматривать те детали, которые заметить при часовой экскурсии в толпе гостей просто невозможно. 
 Оба замка – Хоэншвангау и Нойшванштайн очень взаимосвязаны. Можно сказать, что первый породил второй. Хоэншвангау – семейный замок, резиденция короля. А второй его продолжение и развитие. Нойшванштайн появился благодаря замыслу и мечтам короля Людвига II. 
 Самые яркие впечатления оставили Баварские Альпы, где среди гор и лесов над озёрами Альпзее и Шванзее возвышается фамильный замок Хоэншвангау – «Высокий лебединый рай». Королевская резиденция династии Виттельсбахов построена среди покрытых лесами склонов Альп на месте Лебединой крепости Шванштайн недалеко от посёлка Швангау. Чуть южнее пролегает граница с Австрией. 
 С XII века это величественное сооружение принадлежало храбрым рыцарям и знаменитым трубадурам знатного рода Швангау, последователям двух династий: Гогенштауфенов и Вельфов. Согласно традициям, в 10-12 веках здесь проводились рыцарские и конные турниры. Последний владелец замка Швангау ушёл в лучший мир в XVI веке. Крепость стала разрушаться и была повреждена во время войны против Наполеона. Кронпринцу Максимилиану очень понравилась эта местность, он купил руины крепости и с 1832 по 1836 г. замок был отреставрирован и стал королевской резиденцией. Символично, что статуя лебедя с крыши замка оглядывает окрестности.  
 
   
  Поднимаясь по довольно широкой асфальтированной дороге к замку, любуюсь живописными видами Баварских Альп.  
 
   
  У подножия гор много туристов. Говорят, летом это место напоминает муравейник. Покупая билет, я услышала, что неделю назад до моего посещения каждый день сюда приезжали по пятьдесят автобусов только с китайцами.  
 
  Извилистая дорога ведет на вершину холма к замку и вот сказочное здание словно вырастает из густого зелёного леса. Необыкновенно красивый замок с башнями, окрашенными в тёплый жёлтый цвет, настолько органично вписался в окружающий ландшафт, что кажется созданным самой природой. Ничего уже не напоминает о разрушенной мрачной крепости.  
 
  Обзор великолепного сооружения наполняет душу радостью. Мощность стен не подавляет, лёгкие, ярко раскрашенные витражи придают зданию неповторимое сияние и атмосферу высокой торжественности. Жёлтый цвет стен создает впечатление, что замок всегда залит солнцем.  
 
  На террасе собираются посетители в ожидании, когда их пригласят на экскурсию по замку. Пока гости собираются к назначенному времени, можно сделать фотографии замка снаружи. Внутри делать снимки не разрешается. Но у подножия замка интересно побродить.  
 
  На террасе у замка расположен большой фонтан с фигурами львов.  
 
  Отсюда видно озеро Альпзее с кристально чистой водой, расположенное у подножия крепости.  
 
  Еще один фонтан с фигурой бронзового лебедя в центре. Возможно, во времена правления баварского короля он выглядел по-другому. Сейчас вокруг фонтана три концентрических окружности из декоративного кустарника.  
 
  Замок окружён зеленью – повсюду деревья, необычные клумбы и цветы в больших горшках. За лабиринтом из кустов есть пруд. Раньше там жили лебеди.  
 
  А этот забавный фонтан называется «Гусиный пастушок». Такая фигурка мужичка с гусями есть у ратуши в Нюрнберге и король Людвиг, увидев его, заказал для замка копию. 
 Здание выдержано в готическом стиле – конструкции тянутся вверх. Экскурсовод рассказывает, что замок Хоэншвангау построен в неоготическом стиле с применением элементов романтизма. Стены различной конфигурации с остроконечными башенками и кованные решётки на окнах придают замку сказочный вид. Хотя высокие башни – вероятно, смотровые, и маленькие башенки присутствуют во всех городах Баварии. Недавно я прочитала, что такие башни с козырьками и окошками называются ветровыми. Благодаря потоками воздуха, они создают прохладу в нижних ярусах. Сооружение построено из кирпича, облицовка выполнена местным известняком. Для придания прочности сооружения применены массивные металлические конструкции. Понятно, что не просто так все эти башенки «прилепились» к стенам, а внутри их заделаны опорные элементы, красиво декорированные.  
 
  Ворота в стене песочного цвета, над которыми в нишу вставлены гербы рода Швангау.  
 
   
  Скульптуры рыцарей с флагами рода Швангау и гербы основателей крепости над главным входом в замок встречают посетителей, и гости замка погружаются в глубокую историю начала второго тысячелетия.  
 
   
  В верхней части портала возвышается корона из лебедей.  
 
  Очень красочный балкончик украшает дополнительный корпус замка. Он находится во внутреннем дворе. Комнаты королевских детей – Людвига и Отто находились за этим балкончиком.  
 
   
  Во внутреннем дворе расположена красивая кирпичная ниша, расписанная фресками. Здесь роспись иконы "Дева Мария", фамильный герб и лебеди...  
 
   
  Король Максимилиан Баварский увлекался охотой – местные леса были богаты всякой живностью. Королева Мария Фридерика восхищалась естественной, нетронутой природой. Дети любили гулять в небольшом дворике при замке. В то время замок часто посещал любимец королевской семьи – композитор Рихард Вагнер. В этих местах он создал музыкальную композицию «Лоэнгрин». 
 При входе в замок сердце начинает биться учащенно. Совершенно новая эпоха открывается взору. Конечно, внутри снимки делать не разрешается, поэтому дальнейший рассказ по фотографиям из интернета в свободном доступе и со слов экскурсовода.  
 Маленькая капелла
  Маленькая капелла расположена в подвале замка, где раньше хранились запасы вина и оружия. Здесь проводили время певцы и поэты «миннезингеры». Затем король Максимилиан велел переделать помещение в часовню. На стеклянных витражах слева изображен Людовик Баварский, а справа курфюрст Максимилиан фон Виттелсбах – во время тридцатилетней войны он был военачальником католической лиги. 
 В домашней часовне в эркере хранятся две очень ценные иконы, подаренные королю русским царём Александром II – изображение «Казанской Божьей матери» и «Иисуса Христа». Обе иконы покрыты золотым напылением и хорошо сохранились. Крест сделан из лазурита. Рельеф, изображающий Христа – выполнил датский скульптор Торвальдсен. 
 Настенные росписи 
зала лебединого рыцаря  посвящены саге о лебедином рыцаре Лоэнгрине. Искусно выполненный серебряный столовый прибор на столе – подарок кронпринцу Максимилиану и гогенцолерской принцессе Марии от баварских швабов. Здесь и другие подарки – святой Георгий с драконом, блюдо из позолоченного серебра. 
 Картины этого торжественного зала отображают сагу о Велькине, бюст короля Людовика II, выполненный из каррарского мрамора, строго взирает на гостей.  
В Зале лебединого рыцаря за дубовым столом на стульях, оббитых бархатом, сидели члены королевской семьи во время обеда и ужина. Они, вероятно, рассматривали фрески и картины о жизни династии Виттельсбахов.  
 
  На картинах эпизоды сражений. При этом ни на одной не изображается пролитая кровь. Это считалось неэстетичным.  
 
   Спальные покои королевы Марии
  Спальные покои королевы Марии отделаны в турецком стиле. О впечатлениях, полученных во время путешествия кронпринца Максимилиана, рассказывает настенная живопись художника Вильгельма Шойхцера. В росписи комнаты присутствуют яркие сочные краски – бирюзовый цвет стен сочетается с золотым, лаковый стол красного цвета, панели на стенах – кружевные, белые с золотом. Привлекают внимание изысканные бра. Прусская принцесса Мария Фридерика была дочерью Фридриха Вильгельма и родилась в берлинском Городском дворце. Она отличалась редкой красотой и поэтому её портрет выставлен в «Галерее красавиц» в Мюнхене.  
 Зал Берты – рабочий кабинет королевы Марии Фридерики
  Зал Берты – рабочий кабинет королевы Марии Фридерики – небольшая комната, стены которой украшены растительным орнаментом. Мебель покрыта позолотой. Настенные картины посвящены Карлу Великому и его матери Берхте. Сразу привлекает внимание кубок из позолоченной меди – подарок георгиевского рыцаря принц регенту Луитпольду в честь 50-летия.  
 
  Брак Марии Фридерики с наследником баварского престола Максимилианом был заключён в 1842 году. Она вышла замуж по любви, стала королевой и матерью двух будущих баварских королей – Людвига и Отто. Строгий отец не радовал сыновей подарками, не выделял праздники среди будних дней, не отмечал их дни рождения. А мать всё время посвящала молитвам, передав детей нянькам.  
 
  На стенах гостиной рыцари и принцы, давно ушедшие в лучший мир, строго взирают на гостей замка и словно задают вопрос – достойны ли живущие в настоящее время великих завоеваний, верно ли распорядились богатствами Баварии?  
Комната Гогенштауфена на втором этаже замка – предназначена для переодевания короля и служила музыкальной комнатой. Здесь, в небольших покоях стоит рояль Рихарда Вагнера, сделанный из клёна. Композитор любил музицировать и здесь сочинил знаменитую пьесу «Лоэнгрин». Один из принцев династии Гогенштауфенов Конрадин – последний представитель королевского рода, известен, как яростный противник самого Папы Римского Климента IV и неоднократно был проклят католической церковью. Принц Конрадин Гогенштауфен скрывался в замке от преследования Папы Римского.  
 Комната Тассо
  Комната Тассо названа в честь одноимённого итальянского поэта. На росписи стен – история Ринальдо и Армиды по произведению Торкато Тассо «освобождённый Иерусалим». На полу разложен великолепный ковёр. В этой комнате Людовик II, мучаясь от зубной боли, подписал знаменитое королевское письмо о провозглашении Вильгельма I немецким канцлером.  
 Комната Аутари
  Комната Аутари   На росписях стен здесь оживает старинная баварская легенда о сватовстве лангобартского короля Аутари к баварской принцессе Теоделине, дочери Герцога Гарибальда I. В этой комнате останавливался Рихард Вагнер.  
 
  В горах недалеко от замка есть лёгкий подвесной мост через ущелье. Это мост Марии, названный в честь матери короля Людвига. Отсюда очень хороший обзор местности и виден сорока пятиметровый водопад. С мостика можно сфотографировать оба замка – Хоэншвангау и Нойшванштайн. Они помещаются в кадр полностью с окружающими их горами и лесом.  
 
   
  Детство будущего короля Баварии Людвига II прошло в замке Хоэншвангау. Залы и жилые помещения дворца, украшенные сценами из средневековых легенд, образы лебедя в росписях стен, будоражили воображение юного наследника трона. При осмотре дворца Хоэншвангау приходит понимание, именно здесь сформировалась личность «сказочного короля». Нойшванштайн – самый известный замок короля Людвига II. Именно о нём будет следующий рассказ. 
 Считается, что образ «нового лебединого замка» навеян сюжетом оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, но, пожалуй, это не так просто и после обзора замка Хоэншвангау я хочу поделиться своими мыслями. 
 Маленький принц очень любил читать легенды о рыцарях круглого стола, о герое Лоэнгрине, нибелунгах. Его увлекали истории любви Абеляра и Элоизы, Тристана и Изольды… Представляя себя на месте сказочных героев, чаще всего Людвиг видел себя Лоэнгрином. Уже тогда он придумал свой волшебный мир и сумел прожить там короткую жизнь. 
 Мне это очень понятно. Если есть мечта, цель – мы представляем себя в ней – видим себя в новой профессии, в будущей семье, создаём себе хобби, чтобы чувствовать себя в созданном в воображении образе. А если нет – цель кажется примитивной, жизнь серой. Когда говорят – человек, лишённый воображения – это почти приговор. Но только ли яркие детские представления стали такой силой, которая побуждала Людвига строить прекрасные дворцы? 
 Легенды повествуют, что в подземелье замка Хоэншвангау жили рыцари «Священного Грааля». Здесь проходили различные таинства и устраивались круглые столы. Иногда они выходили из замка. Но чтобы вернуться в подземелье нужно было знать секретный ключ. Двери сами открывались по определённому зашифрованному стуку. 
 В сокровенных кладовых хранилась одна из двенадцати чаш Грааля – так утверждают легенды. Но это ещё не всё! При Людвиге II замок был объявлен духовной столицей мира, крепостью межгалактического масштаба. Легенды гласят, что именно здесь, в священном хранилище находилось несколько мистических теургических жезлов управления миром. Этот атрибут и особый дар получали для земного служения только совершенные, рыцари, достигшие ступени бессмертных.  
«Катары были посвящены в мистические тайны мироздания, они были хранителями тайной мудрости, они были магами и алхимиками, волшебниками и учеными, они хранили Святой Грааль и знали судьбы мира. Окруженные ореолом загадочности, катары и теперь являются одной из самых таинственных организаций в хрониках цивилизации. 
 Катары создали Орден Храма – Орден тамплиеров, катары создали Орден розенкрейцеров, они считали себя прямыми потомками Христа, но не признавали в нем бога. В Нарбоне катары основали академию, в которой преподавали магию, астрологию, Каббалу... Нарбон был магической столицей мира, все маги стремились в Нарбон. Николя Фламель, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Виктор Гюго, Клод Дебюсси были катарами. Катары знали прошлое и будущее...» 
   Подробнее можно прочитать здесь 
https://sell-off.livejournal.com/2261027.html  Короля Людвига II придворная знать считала сумасшедшим, а он был просто своеобразным человеком, которого не принимали и не понимали... Он прекрасно разбирался в музыке, любил и чувствовал её, знал несколько языков, любил историю, искусство, поэзию... Зато теперь наследием «сказочного короля» стали прекрасные дворцы, которые приносят в казну миллионы евро. 
 С сожалением расставаясь с очарованием красоты и таинственности замка Хоэншвангау, бросаю на него прощальный взгляд, и прекрасный дворец, словно желая прочно остаться в памяти, предстает во всём своём великолепии.  
 
  И дальше направляемся в другой баварский замок – 
Нойшванштайн, расположенный в долине Швангау близ озера Альпзее 
http://litgalaktika.ru/publ/70-1-0-15380
Интересный рассказ. Очень красивое место. Люблю горы)) И замок красивый.
Спасибо за путешествие.
В (Не)знакомые миры добавим?