Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Обзоры » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Замки Баварии. Нойшванштайн – замок грёз Баварского короля   (Гелия_Алексеева)  
В той далёкой стране, которую не достичь
пешим ходом, находится крепость,
названая Монсальват, сияющий храм,
такой прекрасный,
который невозможно найти на земле.
Из древних сказаний о Чаше Грааля.




Не расставшись ещё с впечатлениями от экскурсии по замку Хоэншванштайн, направляюсь к другому лебединому замку Нойшванштайн. Старый дворец показался мне наполненным семейным теплом, как родительский дом, в котором всегда хорошо, надежно, светло.

Место для замка Нойшванштайн было выбрано красивейшее – на высоком холме в живописном уголке Баварских Альп недалеко от города Фюссен на юге Германии, вблизи границы с Австрией.



Добраться к замку можно из долины по извилистой дороге, любуясь видами склонов, покрытых высокими деревьями с тропинками, зовущими в глубину леса. По обе стороны дороги густые заросли, неподалёку журчит горная речка, вскоре она открывается, становится видна над пропастью.



Можно было подняться на карете, запряжённой двумя красивыми лошадьми. Но я пожалела лошадок и решила подняться пешком. А оказалось, что карета оборудована гидросистемой и лошадкам не так трудно везти пассажиров.

В долине Хоэншвангау замок превосходно вписывается в окружающий альпийский пейзаж. И здесь дух захватывает от восторга!





Стройный, белокаменный, устремлённый ввысь замок с узорчатыми окнами венчают изящные островерхие башенки с бойницами и арочными балконами. Архитектурный замысел сказочного дворца принадлежал самому Людвигу II. Проект замка разработал архитектор и художник Кристиан Джанк. Хотя в конце XIX века замки уже перестали быть сооружениями для обороны города, дворец выдержан в стиле старых немецких рыцарских крепостей. Замок Нойшванштайн кажется нереальным сказочным видением, местом грёз короля-романтика. Если осматривать замок с разных сторон не верится, что это один дворец, насколько необыкновенно красивые виды открываются взору.









Когда Людвигу было восемнадцать лет, его отец, король Максимилиан неожиданно скончался. Проведя лучшие годы своей молодости в семейном замке, Людвиг II – красивый, очень высокий и прекрасно образованный в 1864 г. стал королём. Он вступил на престол по своей королевской крови, а не по велению сердца, не будучи готовым, не имея опыта, как в жизни, так и в вопросах политики. Новый конституционный правитель Баварии получил достаточно прав, много обязанностей, но при этом очень мало свободы выбора.



Но Людвиг решил поспорить с судьбой. Юный, глубоко верующий, православный король-романтик переложил управление государством на плечи своих министров, а сам занялся вопросами культуры.

В 1866 г несмотря на союз с Австрией, Бавария потерпела поражение в войне с Пруссией. Король утратил право в случае войны созывать армию. Это стало для Людвига огромным потрясением. В реальном мире Людвиг не чувствовал себя настоящим королём и всё больше погружался в свой сложный внутренний мир.
Отдавая все силы, укрываясь от реальности, отдаляясь от людей и предпочитая спать днём, а бодрствовать ночью, молодой король Баварии начал возводить замок Нойшванштайн.

В воображаемом мире Людвиг хотел чувствовать себя настоящим королём. Он представлял себя Лоэнгрином и мечтал о том, что созданный Вагнером герой вернётся в этот замок. Нойшванштайн окутал легендами и полон тайн, как и его создатель. Людвиг не был сумасшедшим, он был мечтателем, иначе не мог бы создать такое великолепие! Ведь для этого нужно было иметь очень сильное воображение и большое стремление воплотить свою мечту.

Сказаниями о святом Граале очень увлекался дедушка баварского Ганнибала Людвиг I. Каждая трапеза в замке Хоэншвангау именовалась трапезой Грааля. В замке маленький Людвиг вырос в атмосфере почитания рыцарей Круглого стола и Святой Чаши и впоследствии Людвиг достиг высших ступеней посвящения.
Если построить мост из старинных преданий в день сегодняшний, становится понятным – Людвиг верил, что строительство замков Святого Грааля – ключ к спасению мира. А символ Грааля – замок на горе, окружённый озёрами.



Начинаю знакомство с замком с зубчатых главных ворот из красного кирпича с двумя угловыми башнями. Именно с них и началось строительство. Здание ворот обращено на восток. Стены выдержаны в контрастных тонах – внешние облицованы красным кирпичом, а фасады двора – жёлтым известняком. Отсюда, из своих апартаментов король наблюдал за строительством замка. Посетители входят в замок-музей через сводчатый проход.





Строительство замка началось летом 1868 года, и закончить его планировалось через три года. Для устойчивости сооружения по приказу короля Людвига II был взорван скальный массив и опорное плато на месте двух старых крепостей Швангау было опущено на 8 метров. Так была создана прочная основа для постройки «сказочного дворца». Расположить в горах такое сложное сооружение было достаточно сложно.

Длина участка, на котором построен замок Нойшванштайн, составляет 130 м и занимает почти 60 тыс. кв. м. Высота основного здания 57 м. Над зданием возвышаются две башни – главная высотой – 80 м и квадратная в основании башня высотой 48 м.

В 1869—1873 годах были построены ворота. Начиная с 1873 года работы велись в очень напряжённом темпе. Король подгонял мастеров, ставил им нереально короткие сроки, заставлял работать и днём, и ночью.

Но строительство дворца продолжалось ещё десять лет. Весной 1884 года король поселился в своих покоях на 4 этаже, хотя третий этаж замка и рыцарский зал ещё не были достроены.



Здание Главных ворот соединяется с Квадратной башней. Небольшая лестница ведёт на Верхний двор, там с правой и с левой стороны располагаются Рыцарские Палаты справа и Женская башня слева. Впереди возвышается главное здание замка – Палас.





Через Главные ворота замка вместе с посетителями вхожу сначала на Нижний двор замка. При осмотре замка поражает богатство воображения и точность исполнения замысла зодчего. Чёткость линий, симметрия, разнообразие деталей создают образ действительно сказочного замка. Сознание напряжённо ищет эпитеты – величественность, таинственность, восторженность. Фасады украшает ажурная отделка и порталы – углублённые ниши с скульптурными изображениями животных и мифических персонажей. На фасадах замка изобилие средневековых деталей – узкие винтовые лестницы, башни и башенки.







При виде сказочного дворца вспоминается легенда о чаше Грааль и о рыцаре Лоэнгрине, которую поведал немецкий поэт-певец (миннезингер) Вольфрам фон Эшенбах (1170 - 1220) в рыцарской поэме «Парсифаль».

– «Где-то в таком месте, куда никто не знает дороги, находится высокая гора Монсальват. На её вершине стоит Замок из белого мрамора. В этом замке живут рыцари – хранители чудесной чаши Грааль. Рыцари появляются время от времени там, где нужно защищать слабых и обиженных».



В семейном замке Хоэншвангау король Людвиг II провёл большую часть своей жизни. Но только ли сюжетом оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера навеян образ «нового лебединого замка»? Только ли яркое детское воображение стало такой силой, которая побуждала Людвига строить прекрасные дворцы?

Высокий лебединый рай был не только королевской резиденцией, семейным замком. Вовсе нет! Какой же замок без тайны? А легенды "Тамплиеров"? Людвиг с детских лет был посвящён в тайну рыцарских замков. Его любимый дедушка Людвиг I построил замок Хоэншвангау и завещал своему внуку:

«Достаточно построить 24 замка, и Европа спасётся от войн и зла, ожидаемых в будущем. Не жалей денег! Построй 24 небесных палаты, пронизанных архитектоническими вибрациями доброты, – и спасёшь от зла целый континент».

И выполняя завет дедушки Людвиг II посмел нарушить римский запрет и, бросив вызов баварскому парламенту, построил катарский замок Ноэншвангау. Он очень рисковал и впоследствии за смелость поплатился своей жизнью. Людвиг II был воспитан дедом Людвигом I. И разделил его печальную участь. Короля Баварии, как и его дедушку, объявили сумасшедшим и свергли с престола…



Влияние веры, которую исповедовали катары, на баварского короля было огромным. «Алибигойская ересь» зародилась в одноимённом городе. Старинный арочный мост и величественный кафедральный собор-крепость Св. Цецилии в Альби, построены уже после разгрома катаров, как напоминание о могуществе матери-церкви. Если сравнить храм в Альбе и замок Нойшванштайн, можно заметить определенное соответствие образа. Считается, что в конце XIII века альбигойство было искоренено. Французский историк Эммануэль Ле Руа Ладюри в своей монографии утверждает, что последнего катара сожгли на костре в 1321 году.

Катары носили на пряжках и пуговицах изображение пчелы, как символ тайны оплодотворения без физического контакта и отрицали крест, считая его инструментом наказания и пыток. Зато они обожествляли пятиугольник.

«Наши замки, – говорили катары, – столпы солнечной цивилизации добра и бесконечного божественного милосердия».

Но композитор Рихард Вагнер был катаром… Людвиг II был катаром – чистым… Теперь становится понятной причина его конфликта с Папой Римским и та уверенность, с которой он отстаивал свою идею создания катарского замка. А экскурсовод назвала его геем… Ведь это так просто – король отказался от помолвки с Софией Баварской, младшей сестрой императрицы Австрии Елизаветы… его не тянет к женщинам. Что там задумываться дальше….

о катарах можно прочитать здесь https://sell-off.livejournal.com/2261027.html

https://geogen-mir.livejournal.com/654951.html

Пытаясь уравновесить в сознании яркую мечту короля о создании сказочного замка и его высокую и благородную идею защиты мира, основанную на древних мистических знаниях, вхожу в покои замка с замиранием в сердце и чувством проникновения в глубокие тайны его истории.

Королевская лестница ведёт на четвёртый этаж дворца, где напротив друг друга расположены Тронный зал и королевские покои.



Тронный зал выполнен двухъярусным, его отделка – купол с небосводом и ликами Иисуса Христа, Девы Марии и Иоанна Крестителя, окружённого ангелами, усыпанный золотистыми звёздами на зелёном фоне, навеян обликом византийского собора Святой Софии.

Под святыми над пустым тронным местом расположены полотна Вильгельма Хаусшильда с изображениями шести канонизированных европейских монархов, а справа и слева – двенадцати апостолов.

Трон короля планировалось установить на помосте в нише в виде базилики, чтобы подчеркнуть связь короля с богом.

Впечатляет массивная люстра на 96 свечей в форме царской короны. Она сделана из позолоченной бронзы и весит более полутора тонн. Многие картины в тронном зале посвящены сценам из опер немецкого композитора Рихарда Вагнера, на стенах фрески с изображением ангелов. Очень красивый мозаичный пол работы Детона из Вены – на его поверхности изображен небесный шар с животными и растениями. Колонны тронного зала пурпурного цвета выполнены из мрамора в нижней части и из лазурита в верхней.



Красочные панно в большой гостиной показывают сцены из саги о Лоэнгрине. Здесь же размещена картина, посвященная Святому Граалю.



Фрески в спальне короля посвящены сказанию о Тристане и Изольде, ещё в детстве затронувшей душу молодого короля. Четырнадцать лучших немецких мастеров украшали комнату искусной резьбой и тонкой чеканкой. Работа длилась четыре года. Из окна спальни открывается вид на водопад в ущелье Пёллат.



Жилая комната украшена тонкой резьбой по дереву, картинами из произведения Вагнера Лоэнгрин, скульптурами белых лебедей, драпировками. Массивная люстра придаёт покоям ощущение роскоши, освещая множество деталей отделки.

Королевская часовня расположена рядом с спальней короля. В капелле установлен трехстворчатый алтарь с распятием из слоновой кости и изображением святого Людовика IX – Людвиг II считал его своим покровителем. Аналой перед алтарем оббит шёлком пурпурного цвета и расшит золотыми нитями.
Стрельчатый свод капеллы для зрительного увеличения высоты расписан золотыми звёздами на голубом фоне.





Это уголок для отдыха. Словно какой-то мистический знак, картина смерти Тристана и Изольды возвышается над креслом для чтения...

В замке нет привычных застывших портретов немецких королей. Певческий зал украшен картинами на мотивы легенды о Парсифале и сказания о Тангейзере.







В королевской столовой Людвиг обедал один. Дворцовая кухня оборудована плитами, различными жаровнями, печами. Король передавал заказ на кухню, столик на ручном лифте опускался на три этажа ниже и затем поднимался с накрытыми блюдами. На первом этаже Нойшванштайна расположена дворцовая кухня и комнаты для слуг.

Изображения лебедей встречаются везде – на стенах и потолках, на гобеленах, в отделке мебели, лестниц. Художники вдохновляли мотивы опер Вагнера «Тангейзер», «Кольцо Нибелунгов», «Тристан и Изольда», «Парсифаль» и германский эпос. Лебеди везде: лебеди-вазы, лебеди-статуи, лебеди-картины…





Стены рабочего кабинета отделаны морёным дубом с тонкой изящной резьбой и искусной чеканкой.



Для отдыха короля рядом с кабинетом создана искусственная каменная пещера – Грот.



По замыслу короля прекрасные виды должны были открываться из любого окна.



Король иногда ночью выходил к подвесному мосту Марии. Слуги зажигали свечи в зале певцов и Людвиг наслаждался видом сказочного замка.



С мостика Марии хорошо видны оба замка – Нойшванштайн и Хоэншвангау.



Внутри в замке установлено инженерное оборудование, применены передовые инженерные достижениями: подогрев воздуха, водопровод на всех этажах и туалеты с автоматическим спуском воды. Из ближайшего источника на двести метров выше замка, подавалась горячая и холодная вода. Во всём замке работала система воздушного обогрева. Даже телефоны были на третьем и четвёртом этажах. Необычными для того времени были и большие окна.

В 1886 г. сооружение замка ещё не было закончено. Главная башня высотой 90 м не была возведена, а в её основании должна была расположиться Готическая часовня (Kapelle) – её контуры обозначены мощением на площадке Верхнего двора. Не была закончена и западная терраса, ведущая к купальне, также незавершенной.

Хотя Конституция Баварии в то время не имела соответствующего закона, правительство приняло решение покончить с причудами короля. Он был назван невменяемым и 11 июня 1886 г. в личном кабинете Людвигу II было объявлено о низложении, и он был отправлен в Berg Palace.

Перед арестом Людвиг II обращается к своему камердинеру Штиху:

«Штихерль, следи за помещениями, как за святыми, не дай здесь разгуляться профанам и любопытным, ведь я провёл здесь самые горькие часы моей жизни, и я больше сюда никогда не вернусь».

13 июня 1886 года Людвиг II отправился на прогулку в парк вместе со своим психиатром, профессором фон Гудденом, объявившим короля недееспособным. Вечером того же дня их тела были обнаружены на мелководье Штарнбергского озера. Следов насильственной смерти на телах не было. До сих пор обстоятельства смерти обоих остаются загадкой – король был прекрасный пловец. На момент смерти Людвигу II был всего только 41 год... Так оборвалась жизнь короля-романтика. Захоронен он в родословной могиле Виттельсбахов. Сердце короля хранится в капелле помилования в Альтоттинге.



С точки зрения людей того времени правление Людвига II было для Баварии разорительным и бесперспективным. На самом деле Людвиг II строил замок на свои деньги и брал кредиты, которые после смерти короля были возвращены его семьёй. Строительство замка Нойшванштайн обошлось в 6 млн. 180 тыс. марок золотом.

Молодой король был отстранён от власти до завершения строительства замка, прожив там всего 172 дня. Строительство было окончено лишь в 1891 г. и уже спустя семь недель после смерти короля Людвига II замок был открыт для посетителей.

И сегодня прибежище души короля, это сакральное место, ежедневно посещают шесть тысяч туристов! Мог ли король-мечтатель даже подумать об этом! Бавария гордится уникальными архитектурными сооружениями, оставленными Людвигом в память о себе, которые, благодаря туризму, приносят немалые средства в бюджет Баварии. Король построил замок, чтобы скрыться от людей, но вышло так, что теперь множество гостей замка хотят увидеть его личное убежище.

Хотя известен архитектор и художник, создавшие чертежи замков Хоэншвангау Людвига I и Нойшванштайн Людвига II, трудно представить, как можно было без современных технологий построить такие сложные сооружения. Совершенство замков Нойшванштайн и Хоэншвангау поневоле заставляет задуматься о том, что создателю его были известно что-то выше зодчества.

Каждый замок сопровождает своя легенда. Нойшванштайн также окружен тайнами. Как утверждает Иоанн Соловьиногорский*, ссылаясь на архитектонические свитки из мистической библиотеки, оба баварских замка построены по чертежам, переданным королям – рыцарям посвященными тамплиерами и катарами высшей степени. Ценность чертежей – в особых геометрических пропорциях элементов замка. Из поколения в поколение династия Виттельсбахов тайно передавала потомкам и хранила священные свитки и бесценные чертежи.

Рисунки наполнены геральдическими символами. Но есть тайна больше, чем архитектурно-геометрическая – в чертежах запечатлены гиперборейские коды. Тамплиеры знали, что чертежи катарских замков были чудесным образом сохранившимися шедеврами другой цивилизации. Особая архитектоника, геометрически благорасположенные залы переносили душу в небесные сферы с особыми вибрациями.

Вот почему так поражает мистическая красота необычных по своей архитектуре замков. В них воплощены тайны тамплиеров, записанные в священных свитках.



Нойшванштайн продолжал вдохновлять талантливых людей. В Парижском Диснейленде он стал прототипом замка Спящей красавицы и его логотипом. Сказочный замок стал источником вдохновения Чайковского для балета «Лебединое озеро».



Нойшванштайн и сейчас принадлежит фонду Виттельсбахов – бывшей королевской фамилии. В годы Второй Мировой Войны в залах замка хранились золотые запасы Рейхсбанка, исчезнувшие незадолго до окончания войны. Есть предположение, что это золото утоплено в водах озера Алат.

Конечно, рассмотреть все детали великолепного интерьера замка и запомнить их за одну экскурсию невозможно. Но в магазинчике можно купить книги и потом рассматривать фотографии, сверяя их со своими впечатлениями. Хорошо и то, что посетителям выдают аудиогиды – телефоны, с помощью которых можно слушать экскурсовода на родном языке. По ходу просмотра возникают образы членов королевской семьи, гостей и незаметных слуг, которым позволено перемещаться только в параллельных коридорах, ныряя в низкие двери и исчезая с глаз членов королевской семьи. И где-то по залам своего замка бродит Людвиг Баварский.



Сказочный король смотрит с балкона на равнину, долгими ночами прогуливается в горах, выходит на мостик к шумящему над ущельем водопаду.

«Посети своё маленькое святилище тайн,
внутренний Нойшванштайн.
А назавтра по богочеловека
преимущественному праву –
внутренний Хоэншвангау.»


Здесь продолжает жить дух моей музыки, – так мог бы сказать Вагнер о Баварских Альпах. Он услышал свои мелодии раскатах водопада, в пении проснувшихся птиц, в скрипе высоких сосен. А король Людвиг уловил в музыке Вагнера особенные божественные вибрации и, как самый преданный его поклонник, воплотил гениальную музыку в застывшем камне. Пылкое сердце короля мечтателя навсегда осталось среди этих гор. Да и вряд ли найдётся человек, оставшийся равнодушный к этому краю, о себе я этого точно сказать не смогу.



Начало. Замки Баварии. Хоэншвангау – замок древних катаров http://litgalaktika.ru/publ/70-1-0-15344

Это интересно:

http://seanconneryfan.ru/str3/statia91.html Нацисты и Грааль. Рихард Вагнер.

* https://solosofii.com/zamok-beloj-lebedi/ "Замок белой лебеди" Иоанн Соловьиногорский

https://sergey-life.ru/vse-stati/blazhennyj-ioann-bogomil-blazhennyj-ioann.html#i-4 Кто такой Иоанн Богомил Соловьиногорский
Опубликовано: 07/02/23, 18:30 | mod 07/02/23, 18:30 | Просмотров: 216 | Комментариев: 14
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (14):   

Просто прекрасно! Как бы я хотела там побывать!
Marita   (14/02/23 08:43)    

Марита, очень даже стоит побывать! Мечты имеют свойство сбываться совершенно неожиданным образом, так что все у тебя впереди. Надо только сделать маленький шаг навстречу.  smile 
Гелия_Алексеева   (14/02/23 09:38)    

Спасибо, Гелия, за столь интересный рассказ о Нойшванштайне!


Цитата
Как утверждает Иоанн Соловьиногорский*, ссылаясь на архитектонические свитки из мистической библиотеки, оба баварских замка построены по чертежам, переданным королям – рыцарям посвященными тамплиерами и катарами высшей степени. Ценность чертежей – в особых геометрических пропорциях элементов замка. Из поколения в поколение династия Виттельсбахов тайно передавала потомкам и хранила священные свитки и бесценные чертежи.

кто такой этот Иоанн Соловьиногорский? Да и чертежи плюс концепция, переданные от тамплиеров, сами по себе потрясают - этакий триллер в камне!
D_Grossteniente_Okku   (11/02/23 00:23)    

Денис! Я добавила ссылку в конце обзора. Упомянуть о связи с тамплиерами меня натолкнуло сопоставление с замком в Персеполе, это древняя Персия. Замок - дворец, который построен царем Ксерксом 2500 лет назад, также возводился, как центр управления миром, и был соответственно ориентирован по сторонам света. Замок Ксеркса был увязан с космическими циклами. Что-то очень интересное знали и передавали древние. А вот где взяли?  smile
Гелия_Алексеева   (11/02/23 09:50)    

Замечательно Вы рассказала, Гелия!) Спасибо за экскурсию.)
Марина_Юнг   (08/02/23 22:06)    

Спасибо, Марина, за отзыв! Я всегда рада поделиться впечатлениями, особенно такими яркими!  smile  smile 
Гелия_Алексеева   (09/02/23 10:24)    

Очень интересно, Гелия!
Большое спасибо за замечательную экскурсию и красивые фотографии!
Грот для отдыха мне очень понравился)

И это тоже нужно в (Не)знакомые миры добавить.
Ирина_Архипова   (08/02/23 00:11)    

Спасибо, Ирина!  smile 
Гелия_Алексеева   (08/02/23 08:47)    

И вторую статью добавила в (Не)знакомые миры.
Ирина_Архипова   (08/02/23 20:12)    

Спасибо, Ирина! Рада поделиться впечатлениями.  smile
Гелия_Алексеева   (08/02/23 20:14)    

Гелия, спасибо за экскурсию) Было очень интересно! )
Виктория_Соловьёва   (07/02/23 21:15)    

Я рада, Виктория! В историю интересно погружаться.  smile 
Гелия_Алексеева   (07/02/23 21:20)    

Красивая экскурсия, Гелия! smile 
Я получила большое удовольствие, гуляя по замку, и не меньшее вспоминая об этой прогулке благодаря Вашему рассказу. Хорохо, что Вы вспомнили и создателя этих замков, украшающих Баварию. smile  smile  smile
Marara   (07/02/23 20:18)    

Марина, этот замок долгое время был моей мечтой, которая считалась несбыточной. И, несмотря на то, что о нем написано много, захотелось сохранить свои впечатления. Наверное, это путешествие всех так вдохновляет, что невозможно не поделиться своими мыслями.  smile  Приглашаю и в другой баварский замок - Хоэншвангау.
Гелия_Алексеева   (07/02/23 20:22)