Ску́льптор (лат. Sculptor, Scl) – новое созвездие южного неба, неизвестное в классическое время. Занимает на небе площадь в 474,8 квадратного градуса, содержит 55 звёзд, видимых невооружённым глазом.
В созвездии Скульптора лежит Южный полюс Галактики.
Было введено в 1756 г. Николой Луи де Лакайлем под названием «Мастерская Скульптора».  
Если первая десятка верлибров – это нежность моего сердца, то вторая – это моя слабость – верлибры в которых проживаются жизни, когда душа умирает и воскресает, когда мир взрывается на твоих глазах и мозг – это уже моск, больше похожий на выжатую лимонную корочку, когда молчание – форма существования, когда страшно и темно и в горле ком – это психологическая поэзия! В этой подборке собраны, на мой взгляд, сильные верлибры – эмоционально сильные.
  Вторая десятка. Верлибры
1.   Очень трагично и мощно написано и хочется помолчать, потому, что слова застревают в горле, настолько чувствуешь этот умоляющий взгляд брата, понимаешь, насколько ему страшно уходить от родных и внутренний ступор возникает вместе с безмолвием сестры, как будто ты теряешь и зрение, и слух вместе с ней. Очень сильный верлибр.
Если нет слуха – пиши верлибры. А если ты слеп - не пиши ничего. И даже не разговаривай – в наказание за то, что слишком поздно разглядел на твоих губах безмолвное бесконечное «хочу домой – хочу домой – хочудомой…» Ты – мой старший брат с больной душой. Усталый архангел, взяв тебя под руку, что-то говорит в самое ухо – дескать, все будет хорошо, иди со мной, не бойся, и прочую ерунду. Ты киваешь - ты же всегда соглашаешься со всеми. И оглядываешься. И смотришь на меня глубоким внутренним взглядом сквозь сорокавосьмилетнюю драконью скорлупу, скрывающую тебя от всего белого света. Но я читаю «хочудомой» и на полсекунды понимаю твое смятение, и одиночество, и страх. Схватить бы тебя, удержать, но слишком поздно. Ты исчезаешь в объятиях первой градской. А я остаюсь. Не говорю. Не пишу верлибры. Не пишу вообще ничего.
2.   Удивительное чувство испытываю, читая этот верлибр. Я не знаю, в курсе ли Ирина, что по латыни стрекоза называется очень поэтично odonatum – рожденная ароматом вселенной. Стрекоза, как символ бессмертия души и ёё возрождения используется в культуре Китая. На крыльях стрекозы умельцы даже писали стихи… Вот такой интересный символ использует Ирина в своём верлибре. И смотрите, как точно ароматы её цветов вплетаются в ароматы вселенной, и блестящие стрекозы удивляют нас. А я вдруг слышу, как глухо падают семена и не прорастают и это трудно понять, почему так происходит, а просто, наверное, им не пришло время, тут можно вспомнить Цветаеву про «свой черёд»… но я не буду)
Стрекозы памяти, перелетая с травинки на травинку, оживляют давно потерянные образы, некогда бывшие теми стеблями, на которых прорастали соцветия моих эмоций, мыслей, чувств. Соцветия превращались в прекрасные цветы, семена которых уносил ветер. Они всходили на новом месте, их стебли прорастали, крепли, переплетались с другими стеблями, зацветали, давали новые семена. Их жизнь продолжается и поныне. Но иногда соцветие оказывалось пустоцветом, не способным проронить в землю доброе семя. Неровно, ох как неровно засеяна моя поляна. Некоторые участки на ней почти голые, и стрекозам памяти негде присесть, чтобы дать отдохнуть уставшим крыльям.
3.   Вот он – хрустальный шар! Изящество воплощения – вот, на мой взгляд, достоинство этого верлибра. Мир, живой и неповторимый, с бунтом, с рождением чуда, но главное очень динамичный! Так ощущает себя взрослеющий человек, так развивается земля и галактика – одни законы.) Но главное заметить, что эта жизнь совсем другая и она неповторима.
Земля казалась хрупким хрустальным шаром, который можно разбить неосторожным движением. Его хотелось взять в ладони и согреть дыханием, наблюдая, как от горячих волн стремительно тают полярные льды.
- Мальчику уже 16 лет, – философски заметила мама. - В его годы... – привычно начал отец, но мать не дала ему договорить. Он почувствовал на губах тепло её ладони.
Мир взорвался. Ледники стремительно таяли. Волны с оглушительным грохотом набрасывались на берег, отвоевывая сушу. И, когда море окончательно её поглотило, он понял, что ему нечем возразить той, что подарила ему это чудо...
4.   Это почти переход между мирами – своё междумирье, которое героиня проходит почти каждый день. Интересно читать. ) Я помню, как специально медленно шла с работы, чтобы успеть пройти эту трансформацию из куколки в живую бабочку, которая… ну дальше неважно))). Небанальная передача состояния, яркая образность…. Да, удивила Мария! Мне запомнилось) А если честно, то мне все верлибры Марии понравились) И я до сих пор не написала рекомендацию?.. Уже иду)))
Выносимый с работы моск - горькая, тщательно выжатая корочка лимона; нервы - обугленные оголённые проводочки; душа, погружённая в формалин - почивает, отмахиваясь от мыслей, нарезающих жжжуткие круги, подобно оводам, чтобы впиваться и впиваться, и впиваться в обескровленный интеллект. Мир вокруг - чёрно-бел.
Но на фоне лилового лоскутка неба появляется жёлтая ветка клёна, подсвеченная снизу оранжевым фонарем - мир обретает цвет.
Остаётся около получаса: окуклившись, гусеница смысла отрастит живые крылья - и (о чудо!) взлетит над обыденностью в пространство Пегасов и прекрасно далёких звёзд - в безграничную глубину реальности...
5.   Этот верлибр очень цветной. Сколько надо солнечного света, чтобы появилась радуга, а если много радуг? А многие знают, что радуга состоит из более чем миллиона цветов, включая цвета, которые человеческий глаз не может увидеть, но они же есть! Вот – красиво так…))) Спасибо Алексею за этот мощный поток света))) Верлибр создаёт хорошее настроение, приносит тепло душе. И не говорите, что я не поняла, что этот верлибр про любовь)))
иногда в наших снах есть радуги, и они (так мне кажется) идут от дыхания к дыханию, от одного сердца к другому...
когда мы просыпаемся, мы не помним, мы можем только почувствовать, что сегодня ночью в небе было полным-полно радуг... красиво так...
6.   Очень философский такой верлибр. Онега рассуждает о времени и о том, как выжить в настоящем. Грустная картина, но это её взгляд, и я его встречаю уже не первый раз в её стихах. Онега переживает не за себя, а за будущее, за мир в целом, вот такой большой охват. И этот большой мир она хранит в себе: «Мир где-то во мне, еще живой. Но где я?» Интересный верлибр, его стоит читать не спеша, и тогда можно услышать, как кто-то спорит до хрипоты, а кто-то просто несёт свет в себе.
Говорят, я жил когда-то вечно. Или живу... Лукавые рассказчики прибавляют к истории свои детали, чувства, фантазии, желания. Они спорят, спорят, спорят. До хрипоты. О том, кто прав, а кто лжесловит. И все больше отдаляются от настоящего. Я помню мир — другой, цветущий. Там не было пустых ссор, войн и бед. Люди любили. И рождались дети, вмещавшие в душах солнце. Ведические колокольчики Вселенной. У каждого играли свои нотки. Динь-дон. Динь.... Но все вместе сливались в одну мелодию - истину. В гармонии с природой живое развивалось и росло. У мира было имя. Но не помню какое. Был свет. Что ж теперь так страшно и темно? Бездонная глотка тьмы - это не пазуха Бога. В ней не паришь, а падаешь. Прошлое поймано вместе с настоящим и будущим. Ловушка захлопнулась. Капкан времени. Мир где-то во мне, еще живой. Но где я? Когда же вы уже наговоритесь. Начнёте создавать. Да не сбивайтесь в стаи! Так можно затоптать следы, оставленные Временем и мной. Зажгите свет и дайте оглядеться друг другу. Может, я найдусь...
7.   А это психологические стихи, здесь переживания, которые, так или иначе, испытывали, наверное, все. Лена говорит предельно откровенно, болезненно, передавая состояние разрыва. Верлибр любопытен прежде всего потому, что в нём угадывается какая-то жизненная история. Я верю Лене, она пишет искренне о том, что её волнует, и это не слепое следование трендам. Кроме эмоций, в верлибре есть интересная собственная образность, но подача остаётся чистой и ясной.
Тебе нужна я, но не такая, ты бы встретил другую меня, и я тоже, тоже изменила бы тебя, мы выплёскивались криками друг другу в лицо – разные слишком, приросли углами, взрослые, да много всего, а теперь я оглохла, перестав слышать тебя – тишина. Ты молчишь, мне необходим твой голос, я онемела без твоих слов, мои тоже заперты внутри, остались только глаза, они могут говорить, но сейчас из них водой вытекает страх потери, он солоней, чем твоя вода, та, что из крана, ты бросаешь горстью себе в лицо ледяную её, а она стекает по твоей коже капельками, впитывает твой гнев, что-то ещё, притаившееся – я не разгадаю, слова твои впитывает тоже, роняет – даже эти отдаёшь ей, не мне, а я бы сейчас и их взяла – давящая тишина. Эта комната стала ловушкой, поймала в мысли, чувства, поступки, стенами, как контуром сопричастности нашего несовершенства, если мы выйдем отсюда, то, наверное, навсегда растворимся среди неважных других – страшно, и тебе тоже, я вижу твои глаза, и мы молчим – не озвучиваем себя. Молчание как форма существования, способ остаться тут и сейчас вдвоём, и позже, может, надолго – вместе, может быть, навсегда – утопическая степень надежды женщины обычной, не придумывай больше меня – слишком нелепо и горько, а я не буду выдумывать тебя, хочешь, я выучу язык жестов, буду смотреть как ты молча рассказываешь себя?
8.   Это небольшое посвящение мне очень нравится. Володя пишет лёгкими штрихами, летящим слогом, он добродушен в своих стихах и я с удовольствием прикасаюсь к его поэзии. Этот верлибр по сути признание поэта, но оно не напрягает меня, наоборот – точно подобранные слова погружают в его эмоции и удивляюсь его тонкому восприятию. А вообще, говорю уже, наверное, не в первый раз, что меня завораживает лёгкость авторского пера.)
Так бывает, что в горле ком – И дышать невозможно. Слёзы вскипают и жгут, А песня обнимет тебя, Прижмёт к себе так крепко, Что учуешь запах Засаленного ватника И самой жизни. И тебе покажется, что гармонь Играет у тебя внутри, А душа плачет. Так бывает…
9.   Я выбрала этот верлибр давно, еще, когда принимала работы на конкурс. Что же так приковало моё внимание? Милана проявляет здесь себя неожиданно, она создаёт притчу о птицах обрушивших небо, о страннике, о том, что иногда, для того чтобы стало лучше, нужно преодолеть притяжение обыденности, что вместе мы – сила, и что всего один человек может поднять многих. Маленькая притча с большими подтекстами. Причём, Милана, говоря о вполне современных вещах не впадает в «злободневность», наоборот она от неё уходит – изящно перенося действие в небо). Можно, конечно, сказать, что Милана писала верлибр о другом, что это лёгкая фантазийная зарисовка и это может быть и обращением к своему собственному внутреннему Я, и способом разобраться в своих проблемах (где взять то, что недоступно), но мне показалось, что Милана как будто вглядывается в тревожное будущее, но она видит, как картина светлеет в финале.
Когда в прошедшем сентябре, отколотым от жаркого лета острым лучом осени, в один день озябли травы и птицы, на пыльной дороге появился странник. Он показал путь наверх, сгоняя птиц с травы: — Кыш! Поднялось великое множество в небо – отворилось среди туч окно. Изумились птицы: в своем календаре перелистывает Перун сухие облачные дни вплоть до зимы. Прижались пернатые горестно к небесному карнизу, не выдержал он тяжести перьев на белых крыльях – рухнула водяная лавина, напитала землю влагой. Спустились птицы поблагодарить, но смыли потоки воды все следы путника.
10.   И напоследок, два красивых мужских верлибра. Очень красивых и нежных.
Каждую ночь гаснут и умирают звёзды. Небо чернеет, потеряв осколки света. Но потом миллиарды светлячков поднимаются вверх, занимают ещё тёплые, нагретые ушедшими звёздами, места. И, негромко переговариваясь, смотрят оттуда на землю, вспоминают яркие травы, сочные росинки, ароматные цветы. И грустят. От этой грусти они срываются, летят к земле и исчезают в темноте. И так повторяется снова и снова.
10+1.   А здесь настоящий талант, заключённый в способности прильнуть к читательской душе и заставить её растаять)))
а когда рассвет разбудит тебя тихо, ласково, нежно коснётся ты улыбнёшься не только губами а словно всем телом просто и удивительно рождается красота об этом нельзя молчать но трудно говорить когда рассвет разбудит тебя
Спасибо, Вика, еще раз. Теперь – за те красивые и щедрые слова, которые нашла для каждого автора. "Традиционный" подарок от меня
(20 век) *** Сидит у дома на крыльце щенок, похожий на волчка. Дымит очаг на кухне под навесом, парИт-варИт котел, и словно полночи живое воплощенье, на запах курицы с лапшой к подножию горы пришла лиса и брешет...
(13 век) Тень Древесная тень беспросветна. Струится ручей по земле. Ароматом курильницы Воздух в беседке пропитан. Жаркая нынче погода, А день едва начался! Лягу на землю, буду смотреть, Как над соснами солнце встает…
Отличная подборка замечательных верлибров! Спасибо всем авторам за удовольствие от прочтения, за грусть сопереживания, за глубокие раздумья, возникающие при чтении этих удивительных верлибров.
Нет, Виктория, я не знала, что "по латыни стрекоза называется очень поэтично odonatum – рожденная ароматом вселенной". Теперь буду знать. Большое спасибо за добрые слова в адрес моих стрекоз памяти.
И еще раз - спасибо вам, Виктория. Сколько вам досталось с этим верлибром: и слипался он, и разлипался: я ведь до сих пор не разобралась, как посылать тексты в ЛС, чтобы они не теряли соей разбивки) И Ирине Архиповой спасибо за "работу над ошибками"))
Елена, во-первых, большое спасибо за участие в конкурсе, за Ваши произведения. Во-вторых, я сама ещё забываю иногда копировать предварительно тексты из Блокнота (это типовая программа, которая есть на любом компьютере). Поэтому, я спокойно отношусь к таким небольшим казусам.
Здесь, повторю для всех, у кого тексты ещё слипаются. Перед тем как отослать свой текст в ЛС, пропустите его через Блокнот, просто скопируйте свой текст эту программу, а потом возьмите оттуда и вставьте в ЛС. Уверена, у вас всё получится!)
Мне приятно работать с публикой, которая не воспринимает в штыки что-то непривычное. Новым верлибры назвать невозможно, потому, что эта форма была изначальной в поэзии. Предполагается даже, что изначальная речь была близка к верлибру, ведь человек начинал передавать сначала образы, он мыслил образами, а потом уже присваивал образам слова. поэтому мы только вспоминаем свои корни)
Вика, спасибо за вторую часть, обязательно прочитаю внимательно каждый верлибр из твоего выбора. Вика, обо мне так пишет только Наташа Сафронова))) Спасибо за такую красивую речь в адрес моего верлибра:) Да, ты права, это не легкая фантазийная зарисовка:) я рада, что Путник у меня получился... хоть и получился сам собой.
Спасибо за глубокое понимание и удивительное тонкое восприятие сути верлибров, Вика. Обзор замечательный. И представленные тобой работы, действительно, мгогогранны. Я перечитаю все и в 1 и во 2 части. Обычно при новом погружении в текст замечаешь и более глубокое.
"Традиционный" подарок от меня
Это правда для меня подарок!)
Спасибо, что взяла в десяточку
Отличная подборка замечательных верлибров!
Спасибо всем авторам за удовольствие от прочтения, за грусть сопереживания, за глубокие раздумья, возникающие при чтении этих удивительных верлибров.
Нет, Виктория, я не знала, что "по латыни стрекоза называется очень поэтично odonatum – рожденная ароматом вселенной". Теперь буду знать. Большое спасибо за добрые слова в адрес моих стрекоз памяти.
Всем авторам осеннего яркого вдохновения!
Сколько вам досталось с этим верлибром: и слипался он, и разлипался: я ведь до сих пор не разобралась, как посылать тексты в ЛС, чтобы они не теряли соей разбивки)
И Ирине Архиповой спасибо за "работу над ошибками"))
Здесь, повторю для всех, у кого тексты ещё слипаются.
Перед тем как отослать свой текст в ЛС, пропустите его через Блокнот, просто скопируйте свой текст эту программу, а потом возьмите оттуда и вставьте в ЛС. Уверена, у вас всё получится!)
И за свой стиш приятно, и другие стихи обоих подборок перечитала с удовольствием:))
Вика, обо мне так пишет только Наташа Сафронова)))
Спасибо за такую красивую речь в адрес моего верлибра:)
Да, ты права, это не легкая фантазийная зарисовка:) я рада, что Путник у меня получился... хоть и получился сам собой.
Вика, спасибо (сейчас вспомнила), ты мне здорово помогла с текстом, показав, где отсечь лишнее:)