Это одиннадцатая публикация проекта «Миры», который ведёт (Не)чайный клуб.
Полный интерактивный каталог проектов Созвездия и Миры  
GP. О белиберде в творчестве  
GP http://litgalaktika.ru/index/8-54
Последние несколько лет размышляю о природе абсурда в творчестве. Пожалуй, чаще всего вспоминаются «Таракан» Кафки и статуэтки слонов на тоненьких ножках Сальвадора Дали (выставлялись у нас работы из чьей-то частной коллекции, я лицезрела их вживую и хорошо помню: сжалось что-то внутри от жалости). И особенно ярко – как мы с подругой изумлялись фантазии художников на выставке авторских кукол, а маленькая дочка подруги – хмурилась, даже отворачивалась. Я спросила:
- Алёнка, тебе не интересно? А какие работы тебе нравятся?
Девочка подвела нас к привычным мягким игрушкам. Дети любят знакомое и понятное. Перевёрнутый с ног на голову мир их пугает. А взрослые? В царстве абсурда мы кажемся себе беззащитными слонами на тоненьких ножках, тараканами… «Все мы немножко лошади…»* Совершаем нелогичные поступки, мечемся из одного конца света в другой на угнанном паровозе, ищем свою дорогу, как сержант Семёнов GP. И как важно при этом – сжечь в паровозной топке обиды и сомнения!
И тогда сержант повернул на юг,
Кинув в топку обиды все,
И подумал: «Доеду — поем урюк,
И забуду, чем пахнет снег». (
Сержант Семёнов)
Но при этом не переборщить, не сжечь – ВСЕ чувства. С выжженной душой – откуда силы черпать?
А назавтра сержант угоняет танк...
Так жить он давно привык. (
Сержант Семёнов)
Парадоксальный как будто вывод. И так просто написано. Так обыденно… Как «Из дома вышел человек» Даниила Хармса. Вышел – и не вернулся. И «отряд не заметил потери бойца»**. Так люди не заметили гибели героя на картине «Падения Икара» Брейгеля. Не почувствовали приближения чуда в «Переписи в Вифлееме» и «Поклонении волхвов» этого же художника. Спасение – в творчестве?
Вот - я́. И сомнения мир разрушают мой:
Я жаждал музу, но вижу ужасных мойр,
Рвущих душу в куски, ..............................сплетающих сети неотвратимых бед.
Скажи хоть слово, дай хоть какой-то знак. (
Винсент)
...А Мунк создавал «Крик», ..............................где безухий Винсент пытается выйти из тьмы. (
Винсент)
В комментариях к этому стихотворению Егор рассказал, что строчки родились, когда у него разрушились какие-то планы… Очень важные, наверное. Подсознание мучительно искало выход – как минимум, чтобы выбраться из бездны разочарования. Значит, творчество всё-таки спасает.
 
Изумила вариация Егора «на тему пожара в "Нотр-Дам де Пари"»:
Нет, Эсмеральда! Нет -
Мечты улетают в дверь
Раскрытого в крике рта,
И время течёт из глаз
Слезой по щеке-стене.
Ты бьёшься внутри как нерв -
Не вылечить ни черта
Безумства больную власть.
И рвёт колокольный лай
Раздумий тугую суть:
Мне мало того, что есть,
И бес на плече трубит!
Гори, Нотр-Дам, пылай -
Лети на Небесный Суд.
А я же останусь здесь
Бессмертным огнём любви. (
Квазимодо)
 
Улыбнулась его вариации Великого потопа:
— Пей, дурень, если хочешь жить, — отец уже с трудом перекрикивал шум льющейся с неба воды, — спать нам долго не придётся. Столько забот, столько забот… Делай, что должно - пей, говорю! Пьяному - море по колено!
Тридцать дней и тридцать ночей нескончаемо шёл дождь, и вода покрыла даже самые высокие горы. Но все небожители с удивлением смотрели, как пляшут вокруг бочек с вином по колени в воде пьяные люди и звери и горланят совместно песни. (
Проще простого)
Правда, здорово? Изумила абсурдная, но воспринимаемая героями как норма реплика торговца вином: она берёт у меня оптом вино, значит, человек она порядочный. Вот оно – мерило порядочности! Удобный для тебя лично человек – положительный.
Вспомнилось шварцевское: «Мы привыкли к своему дракону. Он уже четыреста лет живет у нас… Уверяю вас, единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного». Помните, как Буратино сражался с Карабасом Барабасом? На выручку деревянный мальчишка призвал друзей – и собственное чувство юмора. Пьеро читал обидные стишки, а Мальвина – хохотала! Вот так же весело Егор интерпретирует теорию Дарвина о происхождении человека. Оказывается, в том, что человек произошел от обезьяны, великого ученого убедила няня, обеспокоенная хулиганским поведением воспитанника. Где-то я прочитала, как юная мама сказала своему малышу: «Не балуйся, посмотри, как хорошо себя ведет дедушка». И дедуля, которого впервые в жизни поставили кому-то в пример – вдруг скорчил страшную рожу!
Воистину, абсурд окружает нас. И уберечься от его проникновения внутрь можно только с помощью иронии и самоиронии. Ну нельзя воспринимать себя чересчур серьёзно! Смех GP – добрый, заразительный – помогает справиться с раздражением, дарит силы дождаться утра, которое обязательно будет мудренее вечера. Ну вот как лунной лошади, например, которая пережила зиму только потому, что верила, что «вылезет заяц, со спячки тощий, и крикнет: «Насколько ты всё же, лошадь, нарядная по весне!» (
Лунное)
Бывает так трудно и одиноко, а зима кажется столь долгой, почти бесконечной, что и зайцы впадают в спячку. Зато, когда проснутся – можно и о крыльях помечтать.
С тех пор не спеша, с чертежом сверяясь,
И лунная лошадь, и лунный заяц
Мечту воплощают… (
Лунное)
И невольно вспоминаются сказки Сергея Козлова о ежике и медвежонке. И прекрасный советский мультфильм «Ну, погоди!» В «Большой зиме» у Егора волк и заяц вместе «едят луну»:
Заяц стоял поодаль
И терпеливо ждал, пока насытится волк.
«И чем мне приглянулся столб? —
Удивлялся он, ощупывая расшатавшийся зуб —
Луна большая.
Нам с волком на всю бесконечную зиму
хватит...» (
Большая зима)
Удивительные аллюзии, правда? Но это ещё что! Сравните «Зимний колибри» GP и «Исповедь хулигана» Есенина.
Когда умирает листва деревьев,
Обнажая ворон в ветвях,
Колибри в «прекрасное завтра» верит,
Не ведая слово «страх»:
Он летит на юга, обгоняя холод,
Засосав бокал «Шардоне»,
Чтоб плюхнуться в море бесстыже голым
На досаду зиме и мне.
Взять бы иголку дамасской стали —
К черепу мозг пришить.
С чего я смотрю, как колибри малый
На юг отлететь спешит?
Я медленно ввысь поднимаюсь — в тучи:
Голова, как воздушный шар...
Сейчас полечу на юга, где лучше,
Не отдав за то ни гроша,
Покидая ворон с их гусиной кожей,
Да скелеты ив и берёз —
Мой разорванный мозг выносить не может,
Когда его жрёт мороз. (
Зимний колибри)
… А я, ничтожнейший в мире атом,
В сугробную рухну стынь,
Ища оправдания мозгом рваным,
Почему этот край мне мил,
Где листья, как пластырь, покрыли раны,
Землю скрыв от зимы... (
Зимний колибри)
 
А это – Есенин:
Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.
Сие есть самая великая исповедь,
Которой исповедуется хулиган.
Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы,
Я только крепче жму тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь. (С. Есенин. «Исповедь хулигана»)
…Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Я нежно болен вспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь. (С. Есенин. «Исповедь хулигана»)
Как будто о разном – однако, вспомнилось…
 
Я могу сколько угодно вспоминать мировую классику, подводя вас к мысли о том, что Егор – глубокий трагический поэт, который умеет вытаскивать себя за волосы из болота, как Мюнхгаузен. И в помощь ему (и всем нам) – белиберда. Да-да, та самая, к которой мы успешно прибегали в детстве.
«Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана:
«Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить». Что там, в этих детских считалочках? Народная память, защитный код. Творчество – это тоже код, когда работает подсознание. Щелчок – и срабатывает механизм защиты, выдает строчки, мы распутываем их, как волшебный клубок в сказке, нащупываем свой путь.
Глядь, Ангел Господень слетает кругами вниз,
И громко кричит: «Отдохну́л маленько, и хватит!
Давай, — голосит, — вставай: дела! Повсюду - дела!
Тебя доставить наверх положено мне бы,
Да так осточертели ваши людские тела…
Ты сам построй-ка лестницу прямо в небо!».
И Тим Ви́льсон по́днял топор да пилу:
Он привык трудиться, что бы с ним ни случалось.
Для начала поймал скользящий солнечный луч
И прибил, чтоб в будущем лестница не качалась... (
Лестница в небо)
Со стихотворения «Лестница в небо» Егор советует читателям начинать знакомство с его творчеством. А я завершаю этим стихотворением свой обзор. Абсурд, скажете вы? Не так всё просто. Я вдруг подумала, что нелишним будет напомнить себе, как это важно: продумывать каждый шаг, сверяясь с совестью, торить прямую, а не окольную тропинку – и почаще смотреть на небо.
* В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
** М.Светлов «Гренада»
14 сентября 2021г
Но вот то, что показано в качестве белиберды, это, на мой взгляд, далеко не чушь и галиматья.
Когда человек куражится, совмещая несовместимое, и это весело, тогда можно обозвать несуразицей. А когда чувства и философский смысл под гипертрофированными образами, даже язык не поворачивается назвать это белибердой...
Но это только моё мнение. А я снимаю шляпу и благодарю за глубокий анализ произведений)
Очень хорошее эссе.
Егор должен быть доволен, а, может быть, даже счастлив.
Я не угадал автора. Но я просто мало читаю на Литгалактике тексты, написанные в прозе - глаза устают.
Но тут - да, не просто доволен оказался, а очень. Как же приятно, когда вот так препарируют, и оказывается, что я и не совсем пропащий!
Дома на Вас теперь другими глазами смотрят?:)))
Отличное эссе Наташа сочинила. И да, Ваша "Лестница в небо" – хорошо, что ею закончила свою работу. Но она мастер – от начала до конца:)
А эссе, хоть и замечательное, но офтальмологическим действием не обладает. Дома какими глазами смотрели на меня ранее, теми и продолжают
Я не поднаторела, мне кажется, это какая-то часть меня. Мне интересно такое погружение в творчество автора, тогда хорошо размышляется, можно что-то понять, нащупать суть. Это как влюбленность. Представь, вокруг тебя много людей, но ты о них не думаешь. Думаешь только об одном, неустанно, подробно, все в нем тебе интересно. Ты можешь много рассказать о предмете своей любви, даже портрет написать.
Хороший был конкурс, хотелось увеличить шортик в два раза - много хороших произведений не поместилось...
а давай его сделаем в Миры? ты не против?
я поправлю ссылки и шапку сделаю
радости тебе:)
Лис
Я буду рада, спасибо!
У меня на странице есть еще эссе об авторах сайта, если интересно.
Да, я помню о тех старых эссе, их тоже сделаем постепенно:)
Прости, я пока не успеваю.
Радости тебе:)
Лис
я сделал:)
Радости тебе:)
Лис