Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
GP. О белиберде в творчестве (Миры Литгалактики. Выпуск 11)   (Наталья_Сафронова)  
Это одиннадцатая публикация проекта «Миры», который ведёт (Не)чайный клуб.

Полный интерактивный каталог проектов Созвездия и Миры
 

GP. О белиберде в творчестве
 
GP http://litgalaktika.ru/index/8-54



Последние несколько лет размышляю о природе абсурда в творчестве. Пожалуй, чаще всего вспоминаются «Таракан» Кафки и статуэтки слонов на тоненьких ножках Сальвадора Дали (выставлялись у нас работы из чьей-то частной коллекции, я лицезрела их вживую и хорошо помню: сжалось что-то внутри от жалости). И особенно ярко – как мы с подругой изумлялись фантазии художников на выставке авторских кукол, а маленькая дочка подруги – хмурилась, даже отворачивалась. Я спросила:
- Алёнка, тебе не интересно? А какие работы тебе нравятся?

Девочка подвела нас к привычным мягким игрушкам. Дети любят знакомое и понятное. Перевёрнутый с ног на голову мир их пугает. А взрослые? В царстве абсурда мы кажемся себе беззащитными слонами на тоненьких ножках, тараканами… «Все мы немножко лошади…»* Совершаем нелогичные поступки, мечемся из одного конца света в другой на угнанном паровозе, ищем свою дорогу, как сержант Семёнов GP. И как важно при этом – сжечь в паровозной топке обиды и сомнения!

И тогда сержант повернул на юг,
Кинув в топку обиды все,
И подумал: «Доеду — поем урюк,
И забуду, чем пахнет снег».
(Сержант Семёнов)

Но при этом не переборщить, не сжечь – ВСЕ чувства. С выжженной душой – откуда силы черпать?

А назавтра сержант угоняет танк...
Так жить он давно привык.
(Сержант Семёнов)

Парадоксальный как будто вывод. И так просто написано. Так обыденно… Как «Из дома вышел человек» Даниила Хармса. Вышел – и не вернулся. И «отряд не заметил потери бойца»**. Так люди не заметили гибели героя на картине «Падения Икара» Брейгеля. Не почувствовали приближения чуда в «Переписи в Вифлееме» и «Поклонении волхвов» этого же художника. Спасение – в творчестве?

Вот - я́. И сомнения мир разрушают мой:
Я жаждал музу, но вижу ужасных мойр,
Рвущих душу в куски,

..............................сплетающих сети неотвратимых бед.
Скажи хоть слово, дай хоть какой-то знак.
(Винсент)

...А Мунк создавал «Крик»,
..............................где безухий Винсент пытается выйти из тьмы. (Винсент)

В комментариях к этому стихотворению Егор рассказал, что строчки родились, когда у него разрушились какие-то планы… Очень важные, наверное. Подсознание мучительно искало выход – как минимум, чтобы выбраться из бездны разочарования. Значит, творчество всё-таки спасает.
 

Изумила вариация Егора «на тему пожара в "Нотр-Дам де Пари"»:

Нет, Эсмеральда! Нет -
Мечты улетают в дверь
Раскрытого в крике рта,
И время течёт из глаз
Слезой по щеке-стене.
Ты бьёшься внутри как нерв -
Не вылечить ни черта
Безумства больную власть.

И рвёт колокольный лай
Раздумий тугую суть:
Мне мало того, что есть,
И бес на плече трубит!
Гори, Нотр-Дам, пылай -
Лети на Небесный Суд.
А я же останусь здесь
Бессмертным огнём любви.
(Квазимодо)
 

Улыбнулась его вариации Великого потопа:

— Пей, дурень, если хочешь жить, — отец уже с трудом перекрикивал шум льющейся с неба воды, — спать нам долго не придётся. Столько забот, столько забот… Делай, что должно - пей, говорю! Пьяному - море по колено!
Тридцать дней и тридцать ночей нескончаемо шёл дождь, и вода покрыла даже самые высокие горы. Но все небожители с удивлением смотрели, как пляшут вокруг бочек с вином по колени в воде пьяные люди и звери и горланят совместно песни.
(Проще простого)

Правда, здорово? Изумила абсурдная, но воспринимаемая героями как норма реплика торговца вином: она берёт у меня оптом вино, значит, человек она порядочный. Вот оно – мерило порядочности! Удобный для тебя лично человек – положительный.

Вспомнилось шварцевское: «Мы привыкли к своему дракону. Он уже четыреста лет живет у нас… Уверяю вас, единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного». Помните, как Буратино сражался с Карабасом Барабасом? На выручку деревянный мальчишка призвал друзей – и собственное чувство юмора. Пьеро читал обидные стишки, а Мальвина – хохотала! Вот так же весело Егор интерпретирует теорию Дарвина о происхождении человека. Оказывается, в том, что человек произошел от обезьяны, великого ученого убедила няня, обеспокоенная хулиганским поведением воспитанника. Где-то я прочитала, как юная мама сказала своему малышу: «Не балуйся, посмотри, как хорошо себя ведет дедушка». И дедуля, которого впервые в жизни поставили кому-то в пример – вдруг скорчил страшную рожу!

Воистину, абсурд окружает нас. И уберечься от его проникновения внутрь можно только с помощью иронии и самоиронии. Ну нельзя воспринимать себя чересчур серьёзно! Смех GP – добрый, заразительный – помогает справиться с раздражением, дарит силы дождаться утра, которое обязательно будет мудренее вечера. Ну вот как лунной лошади, например, которая пережила зиму только потому, что верила, что «вылезет заяц, со спячки тощий, и крикнет: «Насколько ты всё же, лошадь, нарядная по весне!» (Лунное)

Бывает так трудно и одиноко, а зима кажется столь долгой, почти бесконечной, что и зайцы впадают в спячку. Зато, когда проснутся – можно и о крыльях помечтать.

С тех пор не спеша, с чертежом сверяясь,
И лунная лошадь, и лунный заяц
Мечту воплощают…
(Лунное)

И невольно вспоминаются сказки Сергея Козлова о ежике и медвежонке. И прекрасный советский мультфильм «Ну, погоди!» В «Большой зиме» у Егора волк и заяц вместе «едят луну»:

Заяц стоял поодаль
И терпеливо ждал, пока насытится волк.
«И чем мне приглянулся столб? —
Удивлялся он, ощупывая расшатавшийся зуб —
Луна большая.
Нам с волком на всю бесконечную зиму
хватит...»
(Большая зима)

Удивительные аллюзии, правда? Но это ещё что! Сравните «Зимний колибри» GP и «Исповедь хулигана» Есенина.

Когда умирает листва деревьев,
Обнажая ворон в ветвях,
Колибри в «прекрасное завтра» верит,
Не ведая слово «страх»:
Он летит на юга, обгоняя холод,
Засосав бокал «Шардоне»,
Чтоб плюхнуться в море бесстыже голым
На досаду зиме и мне.
Взять бы иголку дамасской стали —
К черепу мозг пришить.
С чего я смотрю, как колибри малый
На юг отлететь спешит?
Я медленно ввысь поднимаюсь — в тучи:
Голова, как воздушный шар...
Сейчас полечу на юга, где лучше,
Не отдав за то ни гроша,
Покидая ворон с их гусиной кожей,
Да скелеты ив и берёз —
Мой разорванный мозг выносить не может,
Когда его жрёт мороз.
(Зимний колибри)

… А я, ничтожнейший в мире атом,
В сугробную рухну стынь,
Ища оправдания мозгом рваным,
Почему этот край мне мил,
Где листья, как пластырь, покрыли раны,
Землю скрыв от зимы...
(Зимний колибри)
 

А это – Есенин:

Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.

Сие есть самая великая исповедь,
Которой исповедуется хулиган.

Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы,
Я только крепче жму тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь. (С. Есенин. «Исповедь хулигана»)

…Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Я нежно болен вспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь. (С. Есенин. «Исповедь хулигана»)

Как будто о разном – однако, вспомнилось…
 

Я могу сколько угодно вспоминать мировую классику, подводя вас к мысли о том, что Егор – глубокий трагический поэт, который умеет вытаскивать себя за волосы из болота, как Мюнхгаузен. И в помощь ему (и всем нам) – белиберда. Да-да, та самая, к которой мы успешно прибегали в детстве.
«Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана:
«Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить». Что там, в этих детских считалочках? Народная память, защитный код. Творчество – это тоже код, когда работает подсознание. Щелчок – и срабатывает механизм защиты, выдает строчки, мы распутываем их, как волшебный клубок в сказке, нащупываем свой путь.

Глядь, Ангел Господень слетает кругами вниз,
И громко кричит: «Отдохну́л маленько, и хватит!

Давай, — голосит, — вставай: дела! Повсюду - дела!
Тебя доставить наверх положено мне бы,
Да так осточертели ваши людские тела…
Ты сам построй-ка лестницу прямо в небо!».
И Тим Ви́льсон по́днял топор да пилу:
Он привык трудиться, что бы с ним ни случалось.
Для начала поймал скользящий солнечный луч
И прибил, чтоб в будущем лестница не качалась...
(Лестница в небо)

Со стихотворения «Лестница в небо» Егор советует читателям начинать знакомство с его творчеством. А я завершаю этим стихотворением свой обзор. Абсурд, скажете вы? Не так всё просто. Я вдруг подумала, что нелишним будет напомнить себе, как это важно: продумывать каждый шаг, сверяясь с совестью, торить прямую, а не окольную тропинку – и почаще смотреть на небо.

* В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
** М.Светлов «Гренада»
Опубликовано: 03/10/21, 20:37 | mod 05/10/21, 10:37 | Просмотров: 96 | Комментариев: 31
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (31):    1 2 »

Раздумчиво и есть над чем подумать после...
Михаил_Кульков   (10/10/21 09:38)    

Это хорошо, спасибо:)
Наталья_Сафронова   (10/10/21 14:30)    

Замечательное эссе, Наташа!
Но вот то, что показано в качестве белиберды, это, на мой взгляд, далеко не чушь и галиматья.
Когда человек куражится, совмещая несовместимое, и это весело, тогда можно обозвать несуразицей. А когда чувства и философский  смысл под гипертрофированными образами, даже  язык не поворачивается назвать это белибердой...
Но это только моё мнение. А я снимаю шляпу и благодарю за глубокий анализ произведений)
Елена_Картунова   (06/10/21 22:17)    

Лена, спасибо. Мне такую тему дали  - о белиберде в творчестве Егора. А я только расшифровывала.
Наталья_Сафронова   (07/10/21 00:15)    

Да, я знаю) Просто я высказала своё мнение о слове "белиберда"  biggrin
Елена_Картунова   (07/10/21 07:50)    

Наталья, большое спасибо за такой обзор. Я показал его дома, и всем он очень понравился. А уж мне-то он понравился больше всех! :))
GP   (06/10/21 12:54)    

Пожалуйста:) Я очень рада, Егор.
Наталья_Сафронова   (07/10/21 00:16)    

Наташа, это очень незаурядное эссе. Вы - удивительный автор! Поэты, в большинстве своем - народ эгоистичный.  Так глубоко и с невероятной эмпатией проникнуть в творчество другого автора дано не многим. Кроме того, написано очень красивым языком, интересно, нескучно. И, спасибо вам за знакомство с творчеством автора, которого я практически не читала до сих пор. Пойду почитаю))
Галья_Рубина-Бадьян   (06/10/21 11:27)    

Галья, большое спасибо, очень радует такой отзыв о работе.
Наталья_Сафронова   (07/10/21 00:17)    

Вот люблю я твои эссе и обзоры, Наташа. Ты и важное улавливаешь, и подсознательное затронуть умудряешься. Оттенки и нюансы складываются в красочный калейдоскоп. Получается узор мысли и образов. Твори...
Гелия   (05/10/21 08:29)    

Онега, спасибо, ты умеешь вдохновлять, спасибо тебе!
Наталья_Сафронова   (05/10/21 10:02)    

Наташа, на конкурсе сразу поняла, кто автор:)))
Очень хорошее эссе.
Егор должен быть доволен, а, может быть, даже счастлив. biggrin
Милана_Секоненко   (05/10/21 06:33)    

Это потому, что я начала с выставки кукол:))  Егору как будто по душе пришлось, значит, что-то я угадала. Спасибо, Милана.
Наталья_Сафронова   (05/10/21 10:05)    

Милана, добрый день!
Я не угадал автора. Но я просто мало читаю на Литгалактике тексты, написанные в прозе - глаза устают.
Но тут - да, не просто доволен оказался, а очень. Как же приятно, когда вот так препарируют, и оказывается, что я и не совсем пропащий!  biggrin
GP   (06/10/21 12:51)    

Егор, вот не согласна с Вами:) Как же это Вы мало прозы читаете, когда так активно участвуете в конкурсах прозы, а потом голосуете?:) но глаза надо беречь!
Дома на Вас теперь другими глазами смотрят?:)))
Отличное эссе Наташа сочинила. И да, Ваша "Лестница в небо" – хорошо, что ею закончила свою работу. Но она мастер – от начала до конца:)
Милана_Секоненко   (06/10/21 13:19)    

В конкурсах, раз ввязался, надо читать. А в ленте читаю прозу очень мало.
А эссе, хоть и замечательное, но офтальмологическим действием не обладает. Дома какими глазами смотрели на меня ранее, теми и продолжают  biggrin
GP   (06/10/21 13:37)    

Хорошо написано. По сути. Очень точно и читать не скучно.
Фрагорийский   (04/10/21 20:02)    

Спасибо, Юрий.
Наталья_Сафронова   (04/10/21 21:22)    

Да, ты в этом деле поднаторела) Чувствуется! А ведь очень хорошо!
Владимир_Печников   (04/10/21 12:13)    

Спасибо, Володь, ты мне много посланий сегодня написал:)
Я не поднаторела, мне кажется, это какая-то часть меня. Мне интересно такое погружение в творчество автора, тогда хорошо размышляется, можно что-то понять, нащупать суть. Это как влюбленность.  Представь, вокруг тебя много людей, но ты о них не думаешь. Думаешь только об одном, неустанно, подробно, все в нем тебе интересно.  Ты можешь много рассказать о предмете своей любви, даже портрет написать.
Наталья_Сафронова   (04/10/21 21:38)    

Удивительный у Вас взгляд, Наталья! С удовольствием читаю Ваши работы.) 

Хороший был конкурс, хотелось увеличить шортик в два раза - много хороших произведений не поместилось...
Туранга   (04/10/21 08:15)    

Спасибо, Настя.  В каждом конкурсе так, всегда шорта не хватает.
Наталья_Сафронова   (04/10/21 21:39)    

Здравствуй, Наташа:)
а давай его сделаем в Миры? ты не против?
я поправлю ссылки и шапку сделаю
радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (03/10/21 23:34)    

Здравствуй, Лис.
Я буду рада, спасибо!
У меня на странице есть еще эссе об авторах сайта, если интересно.
Наталья_Сафронова   (04/10/21 06:31)    

Здравствуй, Наташа:) Хорошо, я сделаю:)
Да, я помню о тех старых эссе, их тоже сделаем постепенно:)
Прости, я пока не успеваю.
Радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (04/10/21 06:38)    

Здравствуй, Наташа:)
я сделал:)
Радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (05/10/21 10:46)    

Здравствуй, Лис!  Это очень-очень красиво! Спасибо тебе огромное!!!
Наталья_Сафронова   (05/10/21 11:04)    
Продолжение списка комментариев: 1-10 11-12