Отзыв на стихотворение "Молитва", автор (T_Ross)
http://litgalaktika.ru/publ/11-1-0-25392 Отступление 1 У меня есть статья
«
О некоторых проблемах судейства в литературных конкурсах»
http://litgalaktika.ru/publ/71-1-0-18632,
где я размышляю о том, как я обычно читаю и отзываюсь на чужие произведения.
Небольшие выдержки оттуда:
«Если стихотворение заставляет (о, какое слово!) вдуматься, навевает разные ассоциации, то мне оно часто интересно. Здесь бывает так, что просто смакуешь некоторые идеи, образы, словосочетания, рисунок стиха, рифмы, даже отдельные словечки – об этом и пишешь в отзыве.
Есть и крайность в такого рода стихах: стих-шифрограмма. У автора, вероятно, в голове была некая чёткая модель того, что́ он хотел сказать, либо в основу положены известные только ему события, ассоциации, которые он облекает в камуфляж аллегорий. Не очень-то приятно, если чувствую, что это сделано специально, что напущен искусственный туман.
В последнем случае может возникнуть дилемма:
1) попытаться вникнуть, разобраться, понять;
2) оставить стихотворение в покое – не хочу разгадывать, неохота, и всё. Зачем? Не хочу и не буду решать именно эту шараду (а вообще, люблю это дело. И не только в поэзии).
Для случая 1) образуется вилка:
- упорное желание, даже азарт: найти, что называется, верное решение (полностью понять задумку автора) – бывает, если стихотворение заинтересовало, заинтриговало даже;
- сложилось какое-то своё ви́дение – вот и славно. Имею право на своё толкование.
Замечу, что почти всегда, во всех случаях, постараюсь понять термины, собственные имена, названия чего-то и др. – то есть, перефразируя: мозги обязаны трудиться, чтобы душа восприняла хоть что-нибудь».
Отступление 2 Я испытываю трепетное отношение к рифмам. Стараюсь избегать затёртых…
Наверное, вызову негодование ряда авторов, но всё же признаюсь, что сильно морщусь, если вижу в чужом стихотворении рифму «дорога – Бога». Для меня это сигнал, что автор идёт проторенными путями, что он не слишком озабочен работой над словом и др.
/Жду побивания камнями))./
Отступление 3 Я очень слабо воцерковлена, потому заранее прошу прощения у глубоко верующих, если вдруг случайно задену их чувства.
/Взялась за отзыв на «Молитву» только потому, что об этом попросил автор./
Теперь начну, пожалуй Казалось бы, смысловую составляющую и разбирать особо нечего, потому что под стихотворением автор сам даёт пояснение:
«Это личная, внутренняя молитва человека, идущего по краю между светом и тьмой, между знанием и верой, между болью и надеждой».
Увы. Здесь причины метаний обозначены, но вот к каким краям, так сказать, хочет прибиться ЛГ, это мне пока не понятно. В финальной строке сказано, что целью ЛГ является постижение тайн. Только вот каких?
Образность изложения в двенадцатистрочном стихотворении на высоте – попробую проанализировать все (почти) тропы.
Черная туча плывёт в поднебесье,
рваным крылом страстно манит в дорогу.
Мрачноватая картинка природного явления, но мысли, возникающие при этом, вполне реальны, возможны.
Мне не понять ни бравады, ни спеси,
не полететь с ней в безвестное, к Богу... Не очень понятно, чьи это спесь и бравада – тучи? Ну, если туча направляется к самому Богу, то в этом можно увидеть проявление спеси (непомерного самомнения, дерзости).
Да и бравада в таком поведении прослеживается.
С болью смотрю на плывущую тучу,
мысленно следовать ей я пытаюсь. «С болью? Боль за подобное самомнение тучи, которая стремится воочию предстать перед Богом? То есть ЛГ позволяет себе только мысленно поступать подобно упомянутой спесивой туче.
Вплоть до этого места вполне представимо, что эти мысли рождаются в голове ЛГ, наблюдающего за некоей тучей в небе.
Или это аллегория на чёрные мысли?
/Я не придираюсь к словам – я продираюсь сквозь них на пути к смыслу./
Руки раскрыв, словно крылья, на кручу
в гонке за будущим смело взбираюсь. Если до этого ЛГ лететь не собирался, то теперь он как будто готовится к полёту. Правда, почему-то «крылья» помогают ему взобраться (не взлететь, нет) на некую высоту. А
гонка это в смысле соревновательности (с тучей?) или как обозначение особой спешки? Ну и гонка за будущим это как гонка за лидером? В чём необходимость гонки? Не отстать? Что ж – достойная задача.
Отмечу, что это
смело делает сам ЛГ, т.е. у него есть на то и воля, и силы. На это ему божья помощь не нужна.
Душу расправив, впиваюсь глазами
в тьму предрассветную, в звёздные дали. Впечатление, что у ЛГ исчезает былая зажатость, его душа готова к…
общению с природой, он любуется (интересуется) даже далёким космосом…
Он хочет постичь тайны:
Милостью Господа пред образами
тайны постигнуть прошу я скрижалей. Вот немного о постижении из святых источников:
Бытие 2 :16 И повелел Иегова Бог человеку: «Ты можешь досыта есть со всех деревьев в саду. 17 Но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, в который съешь с него, непременно умрёшь».
Осия 6,3 Итак познаем, будем стремиться познать Господа;//книга пророка Осии//
Притч.3:6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. (с)
Если намерения ЛГ подобные, то это вполне соответствует божественным предписаниям.
Но зачем-то же автор приписал под стихотворением (повторно цитирую):
«…Это личная, внутренняя молитва человека, идущего по краю между светом и тьмой, между знанием и верой, между болью и надеждой».
… между знанием и верой(?)
//Вспомнила одно своё четверостишие из цикла «Клерикализмы»:
****
С Создателем химии, физики, физиологии,
Одарившим человечество – для познания – мышлением,
Не лучше ли изъясняться нам научными слогами,
Отчитываясь об усвоенном и моля о продлении? (Г. П.)//
Мне бы хотелось остановиться на подобном толковании просьбы автора.
Несколько слов о скрижалях Прямое толкование понятия как
«
Две каменные плиты с начертанными на них десятью заповедями, данные Моисею Богом на горе Синай (с)»
исключу, так как негоже перед христианскими образАми (иконами) даже косвенно упоминать пророка иной веры.
Переносное толкование…как христианские 10 заповедей? Но они известны же.
Личные Господние благословения на… (см. выше моё четверостишие).
На такое толкование наталкивает)) и родительный падеж множественного «скрижали» --
скрижалей (иначе был бы винительный: скрижали).
Моё отношение к стихотворению? Повторю, сказанное в начале:
«- упорное желание, даже азарт: найти, что называется, верное решение (полностью понять задумку автора) – бывает, если стихотворение заинтересовало, заинтриговало даже;»
P.S.
Возможно, автор, прочитав все мы изыскания, усмехнётся, мол, в «Молитве» же всё сказано открытым текстом! Это же вот о чём…
С удовольствием узнаю и покаюсь)) за своё тугодумие.
Дальше: чья бравада и спесь? первоначально было ЕЁ (то есть тучи), но потом убрала. Но вы правы. Не ясно.
И, наверное, последнее.. да, вы правы, "милостью бога прошу тайны постичь (чего?) скрижалей". Если я вас правильно поняла, вас смутило то, что скрижали это заповеди, смысл которых понятен. Но... например, заповедь "не убий", казалось бы ясная, на самом деле не такая простая, иначе бы люди не убивали друг друга. Смысл скрижалей глубокий, возможно, кому-то понятный, а мне кажется, что в них много тайного (потаённого) смысла.
Очень и очень благодарна, что вы нашли время и возможность сделать такой подробный разбор. Повторяю: было очень интересно. Удачи вам, хороших выходных и до связи!
тайны постигнуть прошу я скрижалей.
Эта фраза в таком написании очень напоминает знаменитую
Казнить нельзя помиловать
Уточню:
моя мысленная расстановка препинаков была такова:
тайны постигнуть – прошу я скрижалей.
/ Я там написала:
«Личные Господние благословения на… (см. выше моё четверостишие).
На такое толкование наталкивает)) и родительный падеж множественного «скрижали» -- скрижалей (иначе был бы винительный: скрижали).»/
Для Вашей интерпретации неплохо хотя бы так:
тайны постигнуть – прошу я – скрижалей.
/но до такого прочтения я не додумалась, увы/
Спасибо за пожелание.
Всего Вам доброго.
/Забыла вставить ссылку Ваш стих в этом отзыве. Счас сделаю))/