Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Медиа и общение
[ свернуть / развернуть всё ]
Какой вкус у Вашего уха? Творческий диспут.   (Планета_СоГласие)  


А вы больше любите борщ или овощной протёртый супчик? А любите – с хреном или со сметанкой? А вы блинчики любите больше с медком или с вареньем?..
Нет-нет, друзья, на этой странице мы не будем грызть чьи-либо уши))) и вааще не будем говорить о кулинарии))). Услада желудка – важно, конечно). Но услада слуха, услада души – интересно и важно ничуть не менее.
На этой страничке мы поговорим о наших вкусах и предпочтениях в декламации.
Но моё вступление о борщах и блинчиках – не напрасно))). На вкус и на цвет – известно что… )))

Как по-разному все люди читают стихи! Один – монотонно, вяло. Другой – выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально.
Мы с удовольствием слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением. Но иногда нам в душу западает прочтение ровное, отстранённое от эмоциональной окраски, мы многое домысливаем сами и чувствуем так, как хочется именно нам. А зачастую мы хохочем и радуемся, слушая яркое, игровое чтение.

Опытные чтецы выстраивают художественную схему. Она включает в себя: логическое ударение, паузы и интонации. Но многие люди даже не задумываются, что это такое, а читают, как чувствуют. И мы тоже нередко восхищаемся таким чтением.

Многие любят читать под музыку, а другие без музыкального фона. Отличие декламации под фоновую музыку и мелодекламации в том, что в мелодекламации читающий соблюдает ритмику мелодии, под которою идёт чтение. Мелодекламацию можно сравнить с пением без соблюдения тональности, но с соблюдением ритма.

Есть много способов и приёмов чтения стихов вслух. Например:

Бесстрастное чтение – Размеренное точное ритмичное проговаривание по строкам, с точным учётом всех знаков препинания и выделением последнего слова. При этом читающий не вносит в чтение своих мыслей, не показывает своих образов. Он видит только авторский текст, как бы впервые его читает – озвучивает.

Чтецкое (декламатарское) – Размеренное ритмичное проговаривание по строкам, с точным учётом всех знаков препинания и выделением последнего слова. Но при этом декламатор знает о чём говорит и видит всё, о чём сказал поэт, а значит, мысленно «передаёт картинку» слушателям. И не только картинку, но и авторское настроение. Чтец на первый план ставит произведение, с которым хочет познакомить слушателей. Он относится к нему бережно, раскрывает постепенно, хотя знает о читаемом произведении почти всё возможное. Чтец отделён от того, что читает, он рассказывает о том, что пережил и почувствовал автор, когда писал.
Профессиональный чтец стоит между автором и слушателем, а потому может затушевать, приглушить прямой контакт между произведением и чувствами читателей/слушателей. Восприятие слушающих впитывает представления декламатора. Ведь если бы слушающий просто читал с листа, у него возникли бы совершенно иные, собственные душевные отклики, образы и мысли.

Актёрское чтение – Как правило, актёр играет здесь и сейчас. Читая чужой текст, он перевоплощается в литературного героя, от лица которого написано произведение. Но актёрская индивидуальность такова, что в отличие от декламатора, чтец-актёр будет говорить со слушателями от своего собственного лица. А оно, это самое лицо, далеко не всегда совпадает с тем, что задумывал поэт. То есть, основные мысли останутся те же, но актёр так их оживит и раскрасит, чтобы возбудить интерес у публики, в том числе, к собственной персоне, что слушающие могут вообще забыть о начальных замыслах автора литературного произведения.

Каждая форма декламации – не лучше, и не хуже остальных. Они просто разные. И по-разному волнуют нас – слушателей.

Давайте на примерах обсудим, поговорим, что лично вам нравится, а что не очень. Как именно вы видите трактовку, интерпретацию конкретного стихотворения. Насколько это прочтение тронуло вас, или оставило равнодушным, а может, даже покоробило и вызвало раздражение.

Я буду здесь публиковать декламации разных актёров или не актёров вовсе. И мы хором их сравним, выскажем своё мнение.

Каждый житель Литгалактики может принести сюда примеры декламации, которая ему нравится (или наоборот), и рассказать – почему это так. Каждый житель Литгалактики может здесь сам продекламировать стихотворение, чтецкую трактовку которого мы обсуждаем.

Просьба: декламации (не свои) приносить ссылками с других ресурсов, чтобы не противоречить правилам сайта (на сайт можно грузить только аудио декламации лично ваших стихов или декламации лично вашим голосом).
Опубликовано: 04/02/21, 17:43 | mod 05/02/21, 03:28 | Просмотров: 381 | Комментариев: 59
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (59):   

Резюме первого диспута: На этой неделе мы слушали и обсуждали разные прочтения стихотворения А.С.Пушкина «Зима. Что делать нам в деревне?..»
Я постаралась посчитать мнения «за» и «против».
Сердца большинства слушателей покорило чтение Иннокентия Смоктуновского.

Актёр Иннокентий Смоктуновский– 10голосов
Александра_Юсупова
Сергей_Кодес
GP
Михаил_Любавин
Бутманова_Оксана
Вера_Рехтер
Милана_Секоненко
Алексей_Лис
Туранга
Имум Коэли

Актёр Константин Райкин – 5 голосов
Андрей_Ш
Имум Коэли
Эризн
Вера_Рехтер
Андрей_Яковлев

Актёр Александр Арсентьев – 3голоса
LiluAmber
Имум Коэли
Ирина_Архипова

Анатолий Валентинович Кулагин –доктор филологических наук, профессор ГСГУ – 3 голоса.
Виктория_Соловьёва
Алексей_Лис
Андрей_Яковлев

Манеру авторского чтения стихов выбрала Инесса_Полянская.
Ровную чтецкую декламацию выбрала muhhada.
Все виды декламации принимает Сергей_Кодес.

Спасибо всем, кто высказал своё мнение). Новый диспут уже совсем скоро, приходите smile
Планета_СоГласие   (06/02/21 12:19)    

Александра_Юсупова   (05/02/21 22:52)    

Я люблю вслух читать стихи, проживать и иногда чуть не плачу. Но! Мой голос со стороны не могу воспринимать. Не так звучит, комично – для меня. Может, просто не привыкла. Но Смоктуновский и Фрейндлих меня держат до последней секунды. Мне главное – верить. И я им верю.
Александра_Юсупова   (05/02/21 22:58)    

...до мурашек... до жгучей влаги в глазах... Спасибо, Александра)
слушайте все - это изумительно)
Вот знаете, что мне интересно? На это прочтение, на эти стихи отзывается только женская душа? А что ощущают мужчины?
Имум_Коэли   (06/02/21 06:57)    

а что ощущают?.. да... это классное прочтение... очень...
Алексей_Лис   (06/02/21 07:20)    

Здравствуйте...
Почти нет опыта декламации - только две дилетантских записи собственных стишков. Ну, а слушательский вкус - якобы да, есть...)  
В рамках Литгалактики мне интересней слушать авторское чтение - ведь это знакомство со стихами, голосом и личными(в самом широком смысле личными) интонациями автора. Не люблю пафос, даже игровой(актёрское чтение), люблю - индивидуальность. Бродский, например - далеко не артистично читает свои стихи, но ни одно актерское исполнение не сравнится с его авторским.
Инесса_Полянская   (05/02/21 16:58)    

Интересная точка зрения, вернее, слуха). Авторское чтение нравится не многим. Авторы не часто читают свои стихи удачно. Хотя... "удачно" или не очень - это всё сугубо индивидуально. И спорить с этим нет смысла. Но вот то, что автор, читая свои стихи, раскрывается и проявляет свой внутренний мир... с этим, пожалуй, я бы поспорила). Но, когда я берусь за декламацию, я стараюсь, если это возможно, поговорить с автором - как родился стих, о чём думал автор, что хотел сказать.
Инесса, спасибо). Очень хочется увидеть/услышать Вас в конкурсе "ЯПоРекомендации" - ждём)
А опыт декламации - дело наживное, стоит только начать).
Имум_Коэли   (05/02/21 18:01)    

Насчет участия - это вряд ли...) Записей чужих стихов нет, и моих собственных в рекомендованных - тем более. 
Допустим, мне интересно авторское чтение Бродского только потому, что он гениален. Но именно благодаря этим его записям я поняла насколько важны авторские интонации, пусть и с недостатками дикции и другими индивидуальными особенностями - по большей степени - недостатками декламации, чем достоинствами. И может быть только поэтому решилась записать своих пару стишков - пусть, думаю, будут...
Вообще, дискутировать о вкусах - верно, занятие бесполезное. Все мы по-своему правы...
Инесса_Полянская   (05/02/21 18:46)    

Мне кажется, тут важнее не как читать, а насколько чтец попадает в характер текста и автора. Одним текстам органично одно прочтение, другим другое. Ничего ужасного не вижу ни в одном из вариантов. biggrin

Щас ещё парочку ссылок добавлю, что сама люблю.
muhhada   (05/02/21 10:23)    

Текстам органично своё прочтение - это да. А какое прочтение органично для Вас? Очень ждём Ваши примеры)
Планета_СоГласие   (05/02/21 10:27)    

Вот такой Бродский:
https://youtu.be/Rc2ImpIfH28



И ещё вот такой Бродский :
https://youtu.be/X19yqmsM6BE



Совсем разный подход и манера, но оба нравятся капец biggrin
muhhada   (05/02/21 10:28)    

И ещё один Бродский:
https://youtu.be/r6V4GK4hqxY

muhhada   (05/02/21 10:29)    

А какая интерпритация Бродского ближе Вам? Ну, какой бы Вы дали 1 место?)
Я - третьей, где читает Вадим Демчог. Это прочтение мне даёт возможность принять текст целиком, даёт возможность размышления над текстом в ходе слушания.
Планета_СоГласие   (05/02/21 10:42)    

Больше всего мне нравится Игорь Хрипунов (первое видео), мне кажется, он более точно в автора попадет). Но Демчог прекрасен, конечно, и про любовь)
muhhada   (05/02/21 12:27)    

Здравствуй, Наташа:)
Очень интересная тема:) Да, есть разные способы и приёмы прочтения:)
Сейчас послушаю примеры:)
Спасибо за диспут:)
Алексей_Лис   (05/02/21 03:29)    

Очень я люблю разные интерпритации в чтении).  Интересны мнения творческих людей. Лис, спасибо.
Планета_СоГласие   (05/02/21 09:46)    

Каждое прочтение хорошо по-своему.
Ни одного из исполнителей я не могу отождествить с Пушкиным, с его прочтением, как я себе это представляю.

Профессор Кулагин - наш современник, хорошо читающий классическую поэзию. 
Константин Райкин - создаёт образ человека, вспоминающего события по свежим следам, полного энергии, напора, желающего поделиться со слушателями своими впечатлениями и эмоциями и даже немножко заигрывающего с ними, чтобы вовлечь эмоционально.
Иннокентий Смоктуновский - вспоминает далёкую молодость и делится своими воспоминаниями мягко, задушевно и с явной грустью о былом.

Спвсибо огромное за прекрасную подборку.
Сергей_Кодес   (05/02/21 03:21)    

Сергей, привет). Да, разные чтения. Но какое всё же ближе именно Вам?
Планета_СоГласие   (05/02/21 09:47)    

Наташа, дорогая, для меня ни один из них не звучал, как Пушкин.

По манере исполнения мне ближе всего Смоктуновский. Но он читал очень по-своему, "по-Смоктуновски".
Сам бы я читал иначе, наверное, попытался бы совместить задумчивость прочтения Кулагина и энергию Райкина (только без специальной игры на зрителя). Не знаю, получилось бы...
Сергей_Кодес   (05/02/21 09:52)    

Сергей), а может, попробовать? Давно я жду Ваш живой голос)
Планета_СоГласие   (05/02/21 10:29)    

Как-то никто не зацепил. Но посмотрела с интересом, спасибо.
LiluAmber   (04/02/21 19:51)    

Ух ты! Вашей выдержке можно позавидовать)
Планета_СоГласие   (04/02/21 22:00)    

Я люблю Смоктуновского и Райкина, так что было приятно посмотреть, просто не совпало с тем, как я слышу текст)
LiluAmber   (05/02/21 10:27)    

А может, у Вас есть пример прочтения этого стихотворения, которое попадает "в десятку" Вашего восприятия? Это стихотворение читали многие известные актёры, не актёры, просто люди, любящие Пушкина. может, Вам удасться показать это нам? Было бы очень интересно).
Имум_Коэли   (05/02/21 10:55)    

Да, есть) Вот это чтение мне нравится smile 

LiluAmber   (05/02/21 12:48)    

Очень атмосферное прочтение). Я бы не назвала эту трактовку отстранённой... но она и не декламаторская). Лёгкая такая! И снегопад - очень в тему). Александр Арсентьев - актёр школы МХТ - востребован и известен. Спасибо за видео, интересный ацент).
Имум_Коэли   (05/02/21 14:11)    

Спасибо за подборку! Тут сравнивать невозможно - получились три абсолютно разных произведения! Как будто три разных текста читают исполнители... Но Райкин... Это блеск! Именно так я себе Пушкина и представляю!
Андрей_Ш   (04/02/21 18:45)    

Ага! От исполнения Райкина я тоже просто балдею))). Тем более, что я слышала это чтение живьём, да ещё в приватном клубе "Гнездо глухаря" - публики мало, я выбрала самые ближние места, и Константин Райкин читал прямо... ну, прямо мне в уши))). Это было нечто!
Далее я ещё покажу чтения Райкина в сравнении с другими актёрами.
Но и Смоктуновский - !!!!! Оххх, я просто влипла ушами до самых пяток в его голос))).
А что вы скажете, Андрей? Ваше мнение очень интересно, как профи.
Планета_СоГласие   (04/02/21 18:50)    

Простите, а "профи" это про кого? Я обычный любитель, который три года назад вдруг решил записать любимого Паустовского на телефон, потом втянулся... Ну какой профи будет записывать минутное стихотворение за 20-30 дублей?

Первое прочтение - томик Пушкина в руках вдумчивого читателя.
Третье - это сам Пушкин рассказывает случай из своей жизни.
Второе - это Смоктуновский... и Смоктуновский...
Андрей_Ш   (04/02/21 22:06)    

И Вы, Андрей, не считаете себя профи? А комментарий очень профессиональный. Как и Ваши декламации. Мне очень понравились Ваши оценки-ассоциации, совпали с моими, только я так не смогла высказать).
Планета_СоГласие   (04/02/21 22:09)    

Я люблю естественное, спокойное, плавное прочтение. Мой выбор: Анатолий Валентинович Кулагин. Легко воспринимается на слух текст, и думаешь действительно над текстом.
Виктория_Соловьёва   (04/02/21 18:26)    

Это, как я вижу, пример бесстрастного, отстранённого чтения. Никакой чтецкой оценки, и полная свобода восприятия слушателя. Но на моё ухо - скучновато). Ваше мнение интересно. Может, мы таким образом выявим основные предпочтения жителей сайта?
Планета_СоГласие   (04/02/21 18:45)    

Мне понравилось только прочтение Смокруновского. Первый как будто занят вообще не своим делом, а Райкин - суетлив...
GP   (05/02/21 14:44)    

Согласна). Кулагин просто знакомит с текстом. Смоктуновский погружает в эпоху. Райкин - яркая театрализованная трактовка озорства Пушкина и актёрское мастерство, вовлекающее слушателя.
Имум_Коэли   (05/02/21 15:10)    

Какое прочтение Вам нравится больше? Какое не нравится? Почему?
Поделитесь Вашим мнением).

А.С.Пушкин «Зима. Что делать нам в деревне?..»

Первое прочтение -
 Анатолий Валентинович Кулагин – доктор филологических наук, профессор ГСГУ.



Второе прочтение - актёр Иннокентий Смоктуновский

Третье прочтение – актёр Константин Райкин

Планета_СоГласие   (04/02/21 17:49)    

Смоктуновский)))
Райкин перебарщивает с актёрством, как мне кажется.
Проф. Кулагин делает не всегда уместные, на мой взгляд, паузы; это затрудняет восприятие.
Михаил_Любавин   (04/02/21 18:48)    

Смоктуновский - мощь! И вроде бы не сильно играет интонациями, а эффект погружения - полный.
Планета_СоГласие   (04/02/21 18:52)    

Ну и я об этом: с первой строчки ощущаешь атмосферу дворянского безделья))) Всё органично))
Михаил_Любавин   (04/02/21 18:55)    

Ой, как Вы точно выразились, Михаил! Точно! Смоктуновский погружает в эпоху - именно.
Планета_СоГласие   (04/02/21 18:57)    

Прочтение Райкина, мне видится, понравилось бы озорному Пушкину))). Да, Райкин включает актёрство по полной, но и открывает какие-то новые грани. Если Смоктуновский скуку деревенской жизни поддерживает, то Райкин её не принимает, и скука от него бежит с полным поражением).
Планета_СоГласие   (04/02/21 18:59)    

Анатолий Валентинович Кулагин читает, как голос у меня в голове))), когда читаю это стихотворение с листа, но гораздо медленнее, что неплохо.

А нравится - Иннокентий Смоктуновский.
Бутманова_Оксана   (04/02/21 19:03)    

О! Ещё одно мнение - мнение Оксаны кладёт гирьку на чашу весов Иннокентия Смоктуновского! Вот интересно, кто наберёт больше... ммм... лайков, что ли?)))
Планета_СоГласие   (04/02/21 19:06)    

Я совершенно не профессионал и даже, в общем-то, и не любитель в плане восприятия/оценки озвучек, но в то же время, наверно, придирчива очень. Поэтому изложу свой способ восприятия, не претендуя ни на какую объективность smile Для меня текст имеет собственный голос. Я его так вижу - со всеми интонациями, с заложенными эмоциями ЛГ, с ускорением/замедлением, с повышением/понижением тона и громкости... И при прослушивании мной декламации - чтец либо попадает в это моё представление, либо нет. Диссонанс я, в зависимости от контекста, воспринимаю либо как замысел чтеца (поразить, привлечь внимание к данному моменту, сломать шаблоны), либо как фальшь, попадание не по тем нотам.
Ну, вот из трёх декламаций тут с моим больше всего в гармонию попало прочтение Райкина. Чуточку чересчур эмоционально для меня, но интонации все те, как мне представляется в этом тексте smile В остальных прочтениях много "лишних" для меня пауз, "не тех" интонаций, то есть больше расхождений с моим внутренним прочтением.
Эризн   (04/02/21 19:35)    

Очень интересное мнение, Эризн). Ещё более интересно - а есть ли у Вас пример декламации (актёра/не актёра - не важно), которая полностью попала в Ваш настрой? Есть ли чтец, манера которого Вам наиболее близка?
Мне это всегда очень интересно, потому, что... ну, это, как зеркало, в котором отражается внутренний мир человека. А заглянуть в мир другого человека - всегда страшно любопытно))). Поискать там созвучие твоему собственному, открыть  что-то новое для себя.
Поделитесь? Ну, ведь было же что-то, от чего Вы полностью приходили в восторг?
Планета_СоГласие   (04/02/21 19:44)    

Ой, да конечно, не вопрос! Достаточно много такого. Вот с соседнего конкурса декламаций ("Позвучим?" который) и принесу, далеко ходить не надо. Только завтра, хорошо? Когда уже там результаты объявят  wink
Эризн   (04/02/21 20:02)    

И Смоктуновский, и Райкин  читают великолепно, примеряя на себя действо, проживая его и завлекая нас в игру!
Вера_Рехтер   (04/02/21 20:49)    

Иннокентий Смоктуновский, только он.
Чтение Кулагина А. В. скучным показалось, даже во второй части.
Понимаю, за что чтение Райкина нравится, но для моего восприятия - всего чересчур.
Талантливых актёров и чтецов уровня (высочайшего уровня) К. Райкина и в будущем представляю.
И. Смоктуновского "не повторить" никогда. Он единственный.
Милана_Секоненко   (04/02/21 21:20)    

Ещё плюсы Райкину и Смоктуновскому). Но Смоктуновский явно лидирует).
Планета_СоГласие   (04/02/21 22:02)    

сложно выбрать, очень разные прочтения... могу сказать, что прочтениe Константина Райкина мне понравилось меньше всего... ну как-то слишком, на мой взгляд...
а вот из первых двух... оба хорошие... наверное, выбрал бы Смоктуновского... но и у Кулагина тоже хорошо получилось...
Алексей_Лис   (05/02/21 03:44)    

Каждый чтец открывает своего Пушкина, каждый проявляет разные грани его таланта и характера. Трактовка Смоктуновского, похоже, ближе прочих для наших слушателей).
Планета_СоГласие   (05/02/21 09:50)    

Смоктуновский - однозначно. Райкин - не нравится категорично. Чересчур наигранно, слишком много мимики и жестов. Кулагин - я бы сказала - академичное исполнение. Смоктуновский - домашнее, уютное, уникальное владение голосом, интонацией, живая картинка перед глазами.
Туранга   (05/02/21 12:15)    

Прочтение Смоктуновского НЕ понравилось.
Андрей_Яковлев   (05/02/21 13:01)    

Для Андрея Яковлева

А чем именно не понравилось? Что тебя напрягает в этой трактовке? Ты - понимающий чтец. Поделись своими "нет" и "да", Андрей). А какое тебе понравилось?
Имум_Коэли   (05/02/21 14:13)    

Не нравится, поскольку, с моей точки зрения, Смоктуновский "передавливает" с трагизмом. Ему бы с этими интонациями Фауста, его начальное резонёрство, озвучивать... В итоге - касательно этого прочтения - хочется сказать "не верю!".
Райкин - хорош, поскольку есть такое слово "забавно".
А вот Кулагин - точен. Хотя очень уж тих... )))
Андрей_Яковлев   (05/02/21 15:15)    

Хм... Ни одну запись из этих трёх не смогла дослушать до конца, ни одно прочтение не отозвалось как идеал. Райкина вообще выключила в самом начале. У Кулагина действительно слишком много пауз. Больше всего понравилось прочтение Арсентьевна, которое Лилу принесла.
Ирина_Архипова   (05/02/21 18:04)    

Ирине Архиповой
Чтецкая трактовка Арсентьева очень хороша! Но я - не приемлю однообразия. Меня восхищают  чтецы, которые могут каждый новый  стих читать по-новому, которые проявляют в стихотворении то, чего, может быть, не заметил и сам автор. Каждый автор - поэт - это планета, это многогранный и многозвучный мир. И если чтец умеет увидеть эти грани и окрасить их радужной палитрой, то для меня это - ЧТЕЦ. Точно так же я воспринимаю актёров. Истинный талант сыграет короля и нищего, злодея и героя, урода и красавца - независимо от личных внешних данных. Я ценю талант перевоплощения. Но это - абсолютное ИМХО))). Я уважаю другое мнение, и оно мне всегда интересно.
Имум_Коэли   (05/02/21 20:05)    

Очень непростая тема, которой в свое время было посвящено немало времени и.. копий)))
У меня есть один затык: тексты не воспринимаю аудиально, хоть режьте (поэтому мне вебинары и мастер классы проходить по видео - пытка, всегда ищу текст или схему глазами). 

Другое дело - актёрское чтение или аудиоспектали, аудиокниги (по мне, это и есть аудиоспектакль). Это отдельно от текста, это проживание. Поэтому разнообразные авторские прочтения слушаю редко.

Сорри, но лучше текст отдельно и.. аудиоспектакль (в профессиональном исполнении) - отдельно.
синешкафье   (10/02/21 11:30)    

синешкафье, привет, рада Вам). Какое неоднозначное мнение! И всё же - что-то из представленного здесь, зашло к Вам внутрь?)
Планета_СоГласие   (10/02/21 11:35)    

Я как-то не в таком восторге от самого стихотворения Пушкина (сорри), чтобы его слушать на разные лады)) интонационально и по духу мне из предложенных товарищей ближе всего Смоктуновский. Мне кажется, это тот случай, когда по аналогии с Аланом Рикманом его можно было бы назвать Voice.
синешкафье   (10/02/21 11:41)