Ску́льптор (лат. Sculptor, Scl) – новое созвездие южного неба, неизвестное в классическое время. Занимает на небе площадь в 474,8 квадратного градуса, содержит 55 звёзд, видимых невооружённым глазом.
В созвездии Скульптора лежит Южный полюс Галактики.
Было введено в 1756 г. Николой Луи де Лакайлем под названием «Мастерская Скульптора».  
Потрясающие верлибры в четвёртой десятке! Каждый люблю, как свой!))) Стоит только вслушаться, как слова берут тебя за руку и уводят в свой мир. Верлибры не находятся в каком-то особом порядке. Это просто десять произведений, которые стоит прочитать.
  Четвёртая десятка. Верлибры
1. Время давно решило «не быть», но кто же ему даст это сделать, когда штрафы, пени, недоимки исчисляются в минутах) И только счастливые ничего не замечают…
Чудесный верлибр Елены заставляет улыбнуться и снова вспомнить о законах бытия. Кратко и ёмко сказано. Образ времени приобрёл свой контур и путь его то в гору, то с горы, и как же точно всё подмечено. Браво, Елена!
Скарабей времени катит по небу шарик солнца. И нет силы, способной остановить или сбить его с пути
Время само решает быть ему или не быть.
2. Эта история про дружбу, настоящую мужскую дружбу, где важны детали, но более всего важна тишина между людьми, та тишина, в которой есть глубина) Этот верлибр, я буквально вырвала из рук автора, он ещё даже не остыл до конца. Но я уже слушала реку и вполуха друга. Потрясающий верлибр! Я слышу, как говорит река и как с ней разговаривает тот, кто её очень любит. Как разговор этот тих и не слышен постороннему уху. Как человек наслаждается тишиной и настоящей дружбой, как она питает его силы. Вот такая тихая вода, к которой я прикоснулась, дала мне силы на четвёртую десятку лучших верлибров Литгалактики.
Был утром на реке. Просто был. Сначала смотрел кино. Сверху, с обрыва-галёрки. Ждал. Заметила, позвала в кадр. Запахом лицо тронула, ветром махнула - спускайся. Шел по мосткам - встречала-баюкала: "Привет, привет... Помню, помню...". И проверяла, бликами ощупывая - как сам-то? Там, внутри? Тот же? Встал на краю понтона, печали в реку думал. Она добрая, все уносит. И мои и чужие. Может, это от них дожди осенью грустные? Подумал о весёлом, для весенних.
Потом друг пришёл, как договаривались. Больше некогда, вертимся. Никуда не плыли, в его лодке сели, заварили крепкий чай. Разговоры разговаривали. Нам так лучше.
Слушал его и вполуха - реку. Потом - реку и вполуха друга. Одновременно не получается. Слишком люблю обоих.
3. Верлибр, который меня удивил. Вроде всё просто, ан нет… Ангел всегда правдив, ироничный взгляд индейца очень символичен. Не надо никуда спешить, и твой сын увидит многое из того, о чём ты ему говорил в детстве. И пусть это всего лишь сон, но он рассказывает о том, как люди ждут реванша, о мечтах предков и их желаниях, о трагедии целого этноса. А на подложке этого другая суть – не уезжай из места, где твои корни. Они сильнее всего на свете и без корней человеку плохо. Зов предков существует. Мне нравится этот верлибр, я его для себя отметила.
Во сне я видел Ангела, Похожего, не знаю почему, На знакомого еврея, Уехавшего лет пять назад На далёкие бродвеи Сан-Франциско И не вернувшегося, как с того Света. Он наклонился ко мне И, мягко улыбаясь Извилистыми губами Авраама, сказал, Чтобы я оставался дома, И ехать мне никуда не надо, И вся эта Америка — фигня: Одно расстройство — По освоению уже освоенных Бледнолицыми земель, Не захотевших жить так просто, А копающихся всё ещё в барахле Под ироничным взглядом, Остановившегося посреди улицы Индейца.
4. Здесь вообще всё интересно. От самого первого посыла и заканчивая финалом. Попробую разобраться с вином и опьянением от этого стихотворения. Как любое иносказание, прячет истину, так и Егор каждой строкой как бы играет с читателем. Начало прямо Хайямовское, философская мысль уводит нас в глубины трактатов о пользе вина, и тут мнения Егора и Хайяма практически совпадают – пей и будет тебе просветление и будет тебе дано узнать, кто твой друг. Интересно то, что у Хайяма опьянение связано с познанием и у Егора это проходит красной строкой по всему верлибру. Всё же интересное соединение формы западного верлибра с наполнением восточными мотивами в философии. Отступление-размышление про нектар роз очень хорошо вписывается в общую канву верлибра – каждому свой напиток сладок. Не спеши верить сладкому аромату. Тут есть своя философия и своё отношение к жизни, и это отношение просматривается, оно созревшее и пряное, как настоящее домашнее вино. Финал даёт нам почти готовый рецепт, как пережить невзгоды. Читатель может принять это как рецепт – учись или как рецепт – учись быть сильным, тренируй ум и будешь видеть своих врагов. Многослойная вещь вышла у Егора. Разбираться в ней можно более подробно, и, я думаю, найдутся смельчаки копнуть поглубже)
Выпей вина, мой друг, — трезвые не замечают, что их окружают враги. Утро не должно пропасть впустую — чем больше ты пьёшь, тем яснее суть бытия. О… сколько рядом врагов — они валят с ног, они отнимают волю…
Первый голем — Адам — был безнадёжно трезв. Он упустил шанс и был изгнан из пансиона Высшего Разума. Девятьсот тридцать лет без капли вина — невыносимый срок. Пусть нам достанется лишь слегка за тридцать — кто сказал, что жизнь исчисляется годами, а не глотками? Вечерние розы поят бражников пряным нектаром, но горек он нам с тобой. Аромат роз завлекает в океан мечтаний: кажется, жизнь безоблачна навсегда. Выпей вина, мой друг, и пьющий рядом непременно спросит: «Ты меня уважаешь?» И будет тебя целовать. Трезвые не видят врагов. Открой себе глаза... Пусть боль предательства неизбежна, она не должна быть неожиданной: выпей вина, и зная всё наперёд, ты примешь любые невзгоды без горя на сердце.
5. Какая красивая параллель проведена между элегантным возрастом, окончанием дня – сумерками и вечерними розами. Всё в единой гармонии, без единого лишнего слова – только блики на листве, да переливы памяти оживляют картины. Очень хорошо передана красота, которую принимаешь с радостью, впитываешь понемногу и радуешься, когда приходят тёплые воспоминания. Чудесная лирика одного из самых лиричных авторов рунета.
Пятьдесят плюс – элегантный возраст. Вечер жизни, Напитанный воспоминаниями. Словно усики цветущего горошка, Они цепляются за перекладинки былых событий – Встречи-расставания, улыбки-слёзы, радости-печали: Игра светотени в зелёной листве Под порывами лёгкого ветра. Вот, отсияв, отзвенев, кончается день, И сумерки прячут под покрывалом Впечатления, лица, звуки, запахи, черты…
Полны памяти об утренней росе, О свежести цветущего сада, О нежных прикосновениях летнего дня Вечерние розы.
6. Верлибр-релаксация. Читаешь и сам погружаешься в туман, в прохладу воды, плывешь, безвольно ощущая лишь равновесие, и наполняешься чем-то хорошим, похожим на любовь, и вспоминаешь о тех, кого любишь. Плавность речи удивительная, не отпускает. Замечательно передано состояние возвращения к жизни, будто живой воды глоток сделала. Хорошо… Быть самой собой хорошо. Хорошо слышать авторский голос, от этого начинаешь искать совпадение со своим, и если есть совпадение, то ты - настоящий читатель Марии.
Мне понравился жучок-короед, он нисколько не походит на шустрых тараканов, но веришь сразу, что нервы он любит подгрызть. Мне кажется, я расслышала плеск воды, ощутила прохладу тумана… Всё это мне приятно и знакомо, поэтому и трогает.
Утро. Над Вуоксой - туман, похожий на волшебную стену. Со скалы сквозь туман воду не видно, и не только воду - не видно абсолютно всё. Выглядит завораживающе сказочно. Спускаюсь к берегу, погружаюсь в тишину залива - и плыву в тумане. Вода мягко обжигает, вынуждая тело разогревать себя изнутри. Спит жучок-короед, живущий где-то в подкорке, (хронический любитель подгрызать мысли и нервы) - непривычная свобода: душа не болит и ничего не просит. Всё, что ей сейчас нужно - плыть в мягкой, слегка обжигающей тело воде, и быть самой собой: маленьким кусочком природы, не имеющим ни воли, ни стремлений.
Ненадолго. Душа очнётся, вспомнив о тех, кого любит, снова начнёт заботиться и суетиться, потому что любить всеобъемлюще очень сложно, а кусочки любви, ссыпанные в кучу, как попало, создают суету и заботы - тоже своего рода туман, заполняющий жизненное пространство, скрывающий внутри себя как воду подсознательных движений и желаний, так и небесную ясность духовных истин.
Туман постепенно поднимается. Становится немного зябко. Пора возвращаться к жизни.
7. Интересный верлибр. Я его заметила на одном из конкурсов. Интересно было пограничное состояние героини, её восприятие действительности, сквозь забытье. Интересна сама трансформация действительности. Для меня был удивительным образ стены, уходящей ввысь. Марина берёт эту изгибающуюся плоскость и заставляет поверить в её существование. Стена вполне реальна, она состоит из кирпичей – уютных квартир, где есть жизнь, а ты несёшься мошкой мимо. Но оказывается всё не так, как ты увидела! Марина превращает стену в спальню, и ты снова веришь, ведь рядом оказывается любимый человек. А где же ему быть? Но и это оказывается совсем всё не так. Я как читатель судорожно пытаюсь понять: что вообще происходит. А происходит возвращение в жизнь. Ох уж эти операционные! Дай Бог здоровья всем хирургам от Бога! Я выдохнула. С возвращением, Марина! Пронзительно написано, финал очень хороший, успокаивающий такой…)
Стена, сложенная из миллиардов кирпичиков, уходит ввысь, а я — маленькая мошка, летящая вдоль неё. В каждом кирпичике чья-то жизнь... целый мир! Но мне нет до них дела. Я вдруг решаю, что надо вернуться и всё понять. Я... а кто «я»? Нет, так не пойдёт... Начинаю яростно барахтаться. Первым делом вспоминаю имя. Моё имя! Это уже кое-что. Мысль продолжает отчаянно продираться сквозь мутное нечто, и вдруг вспыхивает образ нашей спальни и рядом — ты! Дальше легче. Оказывается, то, что всё это время стучало и звякало, просто инструменты. Медсестра бросает их в металлический лоток. Замечаю, что свет, пробивавшийся сверху в какую-то щель, на самом деле льётся из окна. И понимаю, что вернулась.
8. Река – символ жизни, меняющейся стремительно, – вот она чистая и звенит хрустально, переливаясь, – полноводна, а вот уже заболочена, вовлечена в заботы, усталая течёт в тишине. Обезвожена и обездвижена. Понятно, о чём пишет Ирина. Текст то играет красками жизни, то краски блекнут – он живой и развивается по своим законам. Здесь чувствуется тонкая кисточка художника, создающая настроение и заставляющая нас верить в происходящее. Верлибр про выбор в жизни, про то, как выбор одного влияет на выбор другого и как доверие теряется постепенно. Больно. Да, я верю.
не войти дважды в ту же реку... изменилась река, сильно изменилась. утекла чистая, живая родниковая вода, приносившая радость и искорки счастья. волею судьбы или безволием заболочена ныне река. коряги да тина дремлют на тёмном дне. лишь премудрый пескарь чихнёт изредка в норе – и тишина...
вяло покачивается на редких, скупых волнах парусник остывающей любви. глупо. обидно. больно. но нельзя дважды...
9. Если ещё немного сократить текст – получится уже хокку))) Но Денис удивительно балансирует между формами. Мне нравится краткость и стиль написания верлибра. В нём всё прекрасно: и созерцательность, и состояние «между» - эта игра завораживает! Очень виртуозно Денис прошёл, как по нотам сыграл свой верлибр. Могу сказать только браво!
Между сном и сном – птичий щебет, облака хмуро глядят в балконную щель. Между днём и днём – чей-то шёпот, ожидание дождя, стрижи у окна, старые санки, бумаги и книги на столе. Между вечером и вечером – цикады своим оркестром будят мысли и сны… Штрихи к чашке чая.
10. Верлибр Артура Кулакова отозвался во мне, как отзывается колокол на удар. Если приложить к нему ладони, то можно услышать не только звук, но и все вибрации, и они будут идти столько, сколько ты будешь прикасаться к этому колоколу. Так и строки этого верлибра звучат долго и оставляют в памяти след вибрации души. Достойно уважения мастерство Артура. Спасибо ему за открытость в стихах.
Сложить бы мне стихотворение из опавших листьев дерева, на котором остались только опустевшие гнёзда.
Ни души.
Со мною лишь усталая луна, да и та задремала, свернувшись калачиком на чьей-то могиле.
Натянуть бы на сердце струны лунного света, чтобы шаманский бубен стал цыганской гитарой...
Никого.
Только тень того ребёнка, который вырос совсем некстати и притворяется взрослым.
Я понял, откуда старость: просто дряхлеет посмертная маска детства. Снял бы её, но боязно, ведь под нею - пустота.
Разрезать бы душу на строчки сумасшедшего верлибра и выпустить их на волю - пусть радуются истинной свободе...
Ни звука.
Во рту последней песни - кляп первородного страха. Я так хотел, чтобы меня похоронили в песке тишины, а теперь жалею об этом. Среди живых осталось эхо моей боли. Оно ищет меня, а я не могу ему ответить.
Смерть - это когда замолкает голос, и бьются о строчки стихов сиротливые отзвуки любви.
10+1. Не смогла не включить в свою подборку небольшой верлибр Натальи. «Когда человек вырастает до своей улыбки» – я бы так назвала этот верлибр. Читаю с улыбкой на лице, и это, наверное, самое приятное ощущение в процессе чтения стихов. Улыбка может многое, теперь я это точно знаю. У Наташи дар видеть хорошее – это дорогой дар для всех, кто с ней общается. Он же проявляется во многих её стихотворениях. И этот верлибр – чудесное подтверждение сказанного. Читать каждый день по разу – утром и вечером!)
С годами человек уменьшается до размеров собственной грусти Карен Джангиров
А если грусть – растет? Однажды она станет больше человека. Возьмет его на руки, покачает, скажет: «Не грусти!» Или: «Вместе грустить веселее!» Человек улыбнется в ответ… И вдруг почувствует, что грусть уменьшилась, а он словно бы стал выше. И вот уже грусть сидит у него на плече, трепещет крылышками, словно бабочка… Ш-ш-шр – улетела!
Ну, начать надо с Артура Кулакова, на него реакция стала строчками изливаться. В принципе, у него - своя "Последняя песня", у меня - свои "Последние песни" получились. А теперь можно и по порядку: Елена Картунова, АлеХ, Михаил К, Егор, Ольга Альтовская, maarv, Марина Юнг, Ирина Архипова, Наталья Сафронова.
Классные верлибры, очень разные, похожие на своих авторов. Конечно, удивилась, что ты взяла мой верлибр в подборку. Очень удивилась. Для меня - это событие. Спасибо, Вика.
Разные - да, каждый верлибр по-своему хорош.) Но это история про то, что я люблю, в чём вижу творчество и любопытный взгляд.))) Другой автор собрал бы совсем другую десяточку и это было бы любопытно прочитать) Спасибо, Наташа!
Ооо! "Тихая вода" потрясла меня с первого прочтения, но я не сохранила её (по недальновидности) и забыла название.((( очень сокрушалась по этому поводу, и вот - чудо! Нашлась жемчужина! Спасибо, Виктория!
Я не сомневаюсь) Я бы убрала слово "потом" в строке: Потом друг пришёл, как договаривались.
Потому, что пробел стоит между строками и так понятно, что здесь пауза и всё остальное "потом") Для меня это избыточное слово))) Но это совсем уж придирки. Мне очень нравится этот текст, хоть как Вы его назовите. )))
Придирки правильные, с точки зрения "верлибровости", Виктория. Если пару-тройку слов выкиинуть, а парочку переставить местами - явно проступят и мелодия и ритм верлибра. А хотелось именно пограничного состояния между стихами и прозой. В общем, такие были хотелки, а что вышло - то вышло )))
Спасибо, Марина! Я иногда открываю подборки верлибров и заново погружаюсь в этот мир переживаний. Наверное, поэтому и собираю их. Мне они просто дороги)
Замечательная подборка! Почти все верлибры я уже раньше читала, но вернулась к ним с удовольствием. Спасибо большое за прекрасное созвездие и за включение в него моей маленькой звёздочки)
Спасибо, Ирина! Да, я собираю верлибры по одному добавляя к подборке. Когда собирается десять верлибров я начинаю их разглядывать. Каждый по-своему красив. ))) Вот так нескоро собираются подборки.
Спасибо, Виктория, за внимание! Правда, приятно.)) Удивить женщину это надо постараться!Если её по хорошему удивишь, то она начинает печь тебе сдобные булочки и осыпать тебя разными эпитетами.)) А по сути... Да этот стих понят правильно: " не уезжай из места, где твои корни "Корни моего коллеги,который приснился мне во сне, в виде ангела, в пустынях Палестины. Там когда-то жили его предки. Ну а потом, после убийства иудейскими первосвященниками Христа, им пришлось рассеяться и жить по всему Свету, с клеймом "Христопродавцы". Родственники моего героя поселелись в Белоруссии, это было ещё задолго до Лукашенко, но и тут до революции было неспокойно. Начались погромы и, как вспоминал мой знакомый: Дедушка с бабушкой, чтобы спастись, убегали на это время в лес. Православным иерархам, как я понимаю, было на это насрать. Они и сами каждый день готовили своих прихожан к сатанинскому жертвоприношению. Ну, а когда началась Первая мировая, она (Православная церковь) с песнями и с плясками посылала всё новое и новое "христианское мясо" на убой. Ну а потом озверевшие прихожане, увидав всё лицемерие своих "батюшек" снесли нахрен и их самих и их идолопоклонченские храмы, где готовились всё новые идолопоклонники. Но это всё ещё было до"революции". А потом пришли немцы и с радостью приложились к духовному "труду" отцов нашей церкви, гонителей "христопродавцев" Всех, кого они нашли, как евреев, они задушили газом, расстреляли, замучили. Все постарались на славу! Слава Богу, нашлись страны, которые просто приняли евреев, не уничтожая их. Но в итоге - живи в мире с Богом и не шастай там, где тебе не рады.
У кого что в душе, тот то и выплескивает...Эх... Да, хороший обзор, Вика. И верлибры подобраны с душой и настроением. Искренние и эмоциональные. Спасибо..
Но сегодня обязательно изучу более подробно!
Вика, заранее спасибо!
Какие образы, какая глубина, какая красота, какая мудрость!..
А теперь можно и по порядку: Елена Картунова, АлеХ, Михаил К, Егор, Ольга Альтовская, maarv, Марина Юнг, Ирина Архипова, Наталья Сафронова.
Вот перечитал - как целую жизнь прожил!
Не хочу никого выделять - как по мне, так все работы хорошие.
Спасибо, Ви!
Я у тебя тоже нашла очень интересное стихотворение и оно написано очень свободно) Свобода!)))
Конечно, удивилась, что ты взяла мой верлибр в подборку. Очень удивилась. Для меня - это событие.
Спасибо, Вика.
Но это история про то, что я люблю, в чём вижу творчество и любопытный взгляд.))) Другой автор собрал бы совсем другую десяточку и это было бы любопытно прочитать)
Спасибо, Наташа!
Всё-таки сомневаюсь я в "верлибровости" Тихой воды. )))
А за выбор - спасибище!
И огромное - за столь чуткое прочтение.
Я бы убрала слово "потом" в строке: Потом друг пришёл, как договаривались.
Потому, что пробел стоит между строками и так понятно, что здесь пауза и всё остальное "потом") Для меня это избыточное слово))) Но это совсем уж придирки.
Мне очень нравится этот текст, хоть как Вы его назовите. )))
Спасибо за поэзию)
Если пару-тройку слов выкиинуть, а парочку переставить местами - явно проступят и мелодия и ритм верлибра.
А хотелось именно пограничного состояния между стихами и прозой.
В общем, такие были хотелки, а что вышло - то вышло )))
С некоторых пор я полюбила Вашу негромкую красоту в стихах, мне она очень близка.)
Спасибо, Инна!)
Некоторые помню, некоторые ещё не видела, но с удовольствием перечитала все верлибры.
Спасибо тебе!
Я иногда открываю подборки верлибров и заново погружаюсь в этот мир переживаний. Наверное, поэтому и собираю их. Мне они просто дороги)
Замечательная подборка!
Почти все верлибры я уже раньше читала, но вернулась к ним с удовольствием.
Спасибо большое за прекрасное созвездие и за включение в него моей маленькой звёздочки)
Тепла тебе!
Да, я собираю верлибры по одному добавляя к подборке. Когда собирается десять верлибров я начинаю их разглядывать. Каждый по-своему красив. )))
Вот так нескоро собираются подборки.
им пришлось рассеяться и жить по всему Свету, с клеймом "Христопродавцы". Родственники моего героя поселелись в Белоруссии, это было ещё задолго до Лукашенко, но и тут до революции было
неспокойно. Начались погромы и, как вспоминал мой знакомый: Дедушка с бабушкой, чтобы спастись, убегали на это время в лес. Православным иерархам, как я понимаю, было на это насрать. Они и сами каждый день готовили своих прихожан к сатанинскому жертвоприношению.
Ну, а когда началась Первая мировая, она (Православная церковь) с песнями и с плясками посылала всё новое и новое "христианское мясо" на убой. Ну а потом озверевшие прихожане, увидав всё лицемерие своих "батюшек" снесли нахрен и их самих и их идолопоклонченские
храмы, где готовились всё новые идолопоклонники. Но это всё ещё было до"революции". А потом пришли немцы и с радостью приложились к духовному "труду" отцов нашей церкви, гонителей
"христопродавцев" Всех, кого они нашли, как евреев, они задушили газом, расстреляли, замучили.
Все постарались на славу! Слава Богу, нашлись страны, которые просто приняли евреев, не уничтожая их. Но в итоге - живи в мире с Богом и не шастай там, где тебе не рады.
Да, хороший обзор, Вика. И верлибры подобраны с душой и настроением. Искренние и эмоциональные. Спасибо..
Приятно, что верлибры читают на Литгалактике)))