Ску́льптор (лат. Sculptor, Scl) – новое созвездие южного неба, неизвестное в классическое время. Занимает на небе площадь в 474,8 квадратного градуса, содержит 55 звёзд, видимых невооружённым глазом.
В созвездии Скульптора лежит Южный полюс Галактики.
Было введено в 1756 г. Николой Луи де Лакайлем под названием «Мастерская Скульптора».  
Давно я не собирала свою особенную десятку верлибров. Особенная она потому, что в ней собраны полюбившиеся стихи. Те, которые я отметила для себя и хочу представить вам. Каждый верлибр сконцентрирован, точен и попадает прямиком в сердце. А может, сердце у меня величиной с площадь? Но в любом случае, я предлагаю походить по этой площади и попробовать довериться словам.
 Седьмая десятка. Верлибры
А начну с верлибра, который был написан автором недавно пришедшим на сайт. Я даже не знаю, насколько автор любит эту форму, но мне кажется, что она покорилась ему с первого раза. 1.
Интересно как в этом коротеньком верлибре меняется настроение. Как воспоминание перерастает в движение мысли, в мечту. И кажется, что всё возможно. В этих стихах живёт надежда. Может, поэтому этот верлибр обратил на себя внимание.
Сидя в старом кресле уставшей птицей, погружаюсь в воспоминания о днях, когда радостно парила в небесах. Воздух наполняется густым и терпким ароматом осенних яблок... Свои крылья отнесла в ломбард. Они безжизненно лежат на полке, покрытые пылью, рядом с часами, которые отсчитывают годы моей жизни. Вернусь ли за ними? Смогу ли вновь ощутить эйфорию от свободы и высоты? Или пусть остаются среди пыли и тлена? «Не всё потеряно», — шепчет надежда. Завтра соберу свои мечты, как бусины, в ожерелье и обменяю на крылья. И небо распахнет объятия.
2.
Правду говорят, что люди живы, пока мы про них помним. Этот верлибр очень тронул меня. Финал как бы встряхивает и ставит всё по своим местам. Но это состояние, что ты снова встретилась со своими старыми знакомыми, длится. Оно так быстро не отпускает.
Помнишь тот киевский вечер? Мы возвращались домой на Десятинную и представляли себе, что сейчас мы войдём в нашу узкую комнату в коммуналке и увидим всю компанию: Бегемот дурачится, разыскивая коня под кроватью, не обращая внимания на насмешки Воланда и остальных, но ему всё время попадается лягушка... Мы увлеклись, изображая в лицах всю эту сцену, и вдруг переглянулись, и ты тихо сказал: представляешь, мы входим, а они там и вправду сидят!
3.
Грань жизни и смерти в верлибре очень хорошо отображена. Ещё вчера надежды и мечты, а сегодня чашка с остывшим кофе и долгое молчание. Такой контраст заставляет оглянуться и на свой путь. Великолепно переданы состояния героев и окружающей природы. И как объёмно сработал образ заоблачных далей и неведомых земель. В самом начале даже не обращаешь внимания на него… Ну, мечтают приятельницы о новой жизни, что такого? А вон как всё обернулось – неожиданно и трагично.
Засидевшись допоздна, Мы болтали, смеялись и в мечтах о будущем Будто улетали в заоблачные дали: Обживали неведомые земли, Начинали новую жизнь – Светлую и лёгкую, как полёт бабочки. Луна цвета латуни Скучала и кисла во мгле, Как ломтик лимона в чашечке с кофе. Она освещала сонный посёлок, Заглядывала к нам в окно. Свет её, льющийся холодным шёлком, Ложился тебе на лицо, И ты, когда замолкала, В этом свете казалась неземной, бесплотной, Лишь в тёмных глазах Блуждала смешинка, смешанная с надеждой. И никто ещё не знал, Что на следующий день тебя уже не будет. Взмахнув крылышками, Твоя душа улетит от нас В заоблачные дали к неведомой земле, Оставив на память Недопитую чашечку кофе с кусочком лимона.
4.
Ещё один небольшой верлибр, который оставил сильное впечатление. Энергетика стихов зашкаливает. При прочтении появляется чувство, что ты тоже хочешь всего этого в полном объёме, так передаёт Ирина накал эмоций. Хочется немедленно исчезнуть для всех. Вероятно, срабатывает коллективный рефлекс. Ну и «вой умирающей надежды» – это что-то запредельное уже.
Уйти в себя. Спрятаться, закрыться, утонуть. Утонуть в себе. Ощутить себя зародышем, почувствовать тепло, безопасность. Запереть дверь изнутри на крепкий замок, законопатить щели, замуроваться. Чтобы никто не услышал воя умирающей надежды.
5.
Этот верлибр очень светлый. Несмотря на дождь, стихи создают хорошее настроение, приносят успокоение душе, понимание, что ангелы всё же рядом. С этим приходит и лёгкость, и многоцветие дней.
Две розовые тучки – тапочки боженьки, вольного моего, сброшенные в небо… Плывут себе рядышком... .............................Ицхак Скородинский Облака, медленные светлые ангелы – Летают над нами, Смотрят, как мы тут, Что поделываем, чем дышим? Иногда они собираются, становясь тёмными И случается дождь. Разный – тёплый, холодный, частый, или грибной, но Цель одна – очищение. Очищение ангелов. Очищение нас.
6.
Этот верлибр не участвовал в конкурсах и его вообще мало кто прочитал. А это очень красивый гимн нашей ночной серебристой соседке-луне, которая одаривает серебром и влюблённых, и обездоленных, и просто так всех желающих. Верлибр для восторженных глаз! Написан по мотивам, а значит приближён к оригиналу, но творческие находки может иметь собственные.
Shine on, O moon of summer. Shine to the leaves of grass, catalpa and oak, All silver under your rain to-night. An Italian boy is sending songs to you to-night from an accordion. A Polish boy is out with his best girl; they marry next month; to-night they are throwing you kisses.
An old man next door is dreaming over a sheen that sits in a cherry tree in his back yard.
The clocks say I must go—I stay here sitting on the back porch drinking white thoughts you rain down.
Shine on, O moon, Shake out more and more silver changes.
1916 Сияй, о летняя луна! Лей волшебство на трав покой, деревьев шёпот. А дождь из серебристых звёзд, ответный вызовет поток - поток желаний, который вспыхнет яркими мечтами.
Вот итальянский мальчик, для тебя — музЫкой душу раскрывает. И где-то в Польше парочка влюблённых воздушных поцелуев не жалеет, и шлёт тебе их на светлейший лик, надеясь получить благословенье.
Старик, живущий по соседству, и спит, и видит серебро, что миражом играет на неспелой вишне.
А время не летит, а сыплется и землю покрывает млечной пылью... Я ж опьянён души моей восторгом и любовью, и пью блаженство это из твоих ладоней.
Сияй, дари свой блеск луна. И в эту ночь ты не скупись, нас осыпая серебром звенящим, как ждущих рая в шалаше — молодожёнов. 17.07.23
7.
Замечательный верлибр Ольги. «Её стихи» – это посвящение поэту. Стихи, которые невозможно пересказать, но чувства захлёстывают, заставляют погружаться в другую реальность. Оля это умеет, поэтому так ярко она передаёт свои впечатления. Мне тоже хочется увидеть далёкий, не видимый нами горизонт.
Её стихи… Нет, это не стихи. Это, перескакивающие через ступеньки, мысли; размышления, прыгающие по лужам; кошка, которая гуляет сама по себе. Она сидит на крыше, смотрит на звёзды и ей плевать на озабоченных котов и скалящих зубы псов. Она привязывает на хвост бантик, надевает сногсшибательную шляпку и, бегая под проливным дождём, с восторгом таращится на проезжающие машины. Забавный котёнок, свалившийся с луны, мудрый и очень смышленый пёс, обжигающий ветер, солёные брызги, морской прибой… Её стихи… Нет, это не стихи… Это перевёрнутое сознание, далёкий, не видимый нами горизонт, за которым спряталось волшебное солнце. Оно заставляет посмотреть на себя совсем другими глазами. Хочется превратиться в лохматого пса, плыть по бушующему океану, выбраться на берег и долго-долго отряхиваться, вглядываясь в капли, которые превращаются в длинноухих забавных зайчат. Я понимаю, что мне никогда не догнать их, но в моих глазах уже не зелёное болото – это озеро, в котором отражается небо с пасущимися на лугу барашками. Её стихи…
8.
Давно этот верлибр у меня в избранных. Это волшебство. Читаешь и как в омут попадаешь, который тебя кружит и не отпускает. Или я просто люблю русалочьи игры.)
Катится виноградинка из моей руки - янтарная, как слеза. - Ну, лови!. Ты морщишь курносый нос и подставляешь ладонь. Попалась. Такая же егоза… Ягода падает в твою руку и покачивается, согреваясь теплом. Ты подносишь её к глазам, вглядываясь в перламутр, будто в душу, и шепчешь что-то горячо и нежно, но мне не понять, о чём. Я касаюсь твоего плеча, но ты ловко уворачиваешься, словно ундина из сети неудачливых рыбаков. Хохочешь, крепко зажимая виноградинку в кулаке и взмахиваешь головой. Рыжие локоны рассыпаются по плечам, касаясь обнаженной груди. Ты уже не со мной.. Погоди… Не беги… Но ты начинаешь кружить по песчаному берегу. Твои босые ножки притягивают мой взор. Они словно покрыты золотистым пухом, в котором отражается заходящее солнце. И я прячу взгляд, словно вор. Виновато и потерянно. Нам недолго отмерено… Схватить бы тебя в охапку и прижать, чтобы век не терять. Навсегда - навсегда. Но твои желания неумолимы, как рать. Они сметают мои шансы своей неповторимостью и скоростью, которая быстрее света. А в сердце у тебя вечно живет лето. Мне бы согреться. Грета… Изумруд вспыхивает в твоих глазах и ты ныряешь в набежавшую волну. Русалка, я в тебе утону… Подожди, подожди. Я приготовлю цепь из магии чувства. Смеёшься? Я знаю. Ты в этом более искусна.
9.
Интересный философский верлибр, в котором созданы параллели и подобия. Есть в этом закономерность? Наверняка есть, может и не такая линейная, но читать и следить за мыслью автора очень интересно. Просто рекомендую, кто ещё не прочитал этот верлибр.
Он сотворил мир С грандиозной, пусть неизвестной нам целью. Он населил его рыбами и птицами Не просто так. И человек был создан для чего-то, Недоступного жалкому человеческому сознанию. Не зная замысла, Я верю в логичность его воплощения: Я ведь тоже обдуманно конструирую мир. У каждой детали создаваемого мною механизма Есть назначение и место; Каждый кроха - кронштейн несёт рассчитанную нагрузку. Странно было бы услышать от этой детальки просьбу Дать ей поработать шкивом или цепью; И ещё нелепее Было бы Исполнить такую просьбу. Я всё понимаю. Почему же я вечно молю Его О собственном счастье? Даже если Он эту молитву и слышит...
10.
И напоследок, верлибр о мире, о себе в этом мире, о долговременной памяти.
Четыре часа утра. Раскрываюсь – жарко. Комар. Закрываюсь – жарко.
Звёзды есть, но их нет. Темно и жарко. Не уснуть.
Кофе по ночам – плохой знак. Но зато стихи рождаются – блеск! Эллочка?
В пекарне включился свет. Воздушные булки с корицей и миндалём, круассаны со сливочным и шоколадным кремом. Творожные крендельки…
Я люблю хлеб. Настоящий на закваске с вяленными томатами и розмарином.
Надо выйти в осень. Список в уме.
Перед выходом размышляю капюшон или зонт…
В подъезде соседка со стареньким отцом – тоже не спится.
Как он сдал… Тебе – нельзя. Начинаешь держать осанку. Пара фраз о погоде, о ценах, о детях Всёхорошо… Полуулыбки.
Свобода. Ветер обнимает и несёт через сквер, через дорогу, к пекарне. Там вкусно и недорого
Ты уже ждёшь. И я слушаю как дождь выстукивает: о-сень о-сень
Твоим голосом, с твоими интонациями. Представь себе… Кофе со сливками не помешал бы Люблю горечь глотать маленькими глоточками и слушать вспоминая звуки из давнего детства. Дзиньканье струй по жёлтому эмалированному ведру, лёгкий шорох калитки, бестолковые удары мухи бьющейся в окно, и тишину поднимающегося теста.
Две осени молчат Каждая о своём.
Твоя, о Мире. Моя, о мире.
Закрываю глаза. Ухожу в себя. Молоко, калитка, муха, тесто.
Люблю верлибры... Это здорово, что ты заставляешь нас к ним прикоснуться. Писать их гораздо сложней, как ни странно - за рифму не спрячешься. Начала читать... завтра продолжу. И спасибо, что и моё включила, Вика. Я раньше и не подозревала, что это верлибр.
Вика, интересный выбор. Сложная форма – верлибр. Должно быть всё безупречно: форма, мысль. Спасибо за новую обзорную публикацию. Давно их не было. Ты отвечала Онеге: пришла к верлибру, как к наивысшей точке в поэзии. Мне кажется, что в Китае тысячелетиями так и сочиняли поэзию. И авторы известны. Например, "Семь печалей" (Вань Цинь): Но я уехал... Как всё пусто, как мрачно всё за воротами. Там вся широкая равнина покрыта белыми костями. Вот женщина идёт дорогой: она худа и голодна. В траву увядшую ребёнка кладёт дрожащими руками... II век н.э.
Да, именно так, Милана! Возвращаешься к изначальному - к ценности мысли и чувства. Всё остальное антураж и игры с бубнами, хотя, конечно красиво, не спорю и не отрицаю красоты и мелодичности русского традиционного стихосложения и сама бывает что-то в рифму нашепчу, ведёт же язык, за ним и идёшь))) Вообще люблю разную поэзию. Единственно что обошла стороной — это сонеты. Я почему-то просто не стала изучать эту форму. Там же тоже целый свод законов. Спасибо тебе за интересный комментарий)
Привет, Лена! Рада, что подборка понравилась) Мне эти верлибры по-своему дороги, но когда другим тоже нравится и они находят в них что-то своё, откликнувшееся невзначай, это радует! )
Подборка замечательная)
Стоит всю прочесть и порадоваться богатству и разнообразию талантов в нашем скромном сообществе.
Должно быть всё безупречно: форма, мысль.
Спасибо за новую обзорную публикацию. Давно их не было.
Ты отвечала Онеге: пришла к верлибру, как к наивысшей точке в поэзии.
Мне кажется, что в Китае тысячелетиями так и сочиняли поэзию. И авторы известны.
Например, "Семь печалей" (Вань Цинь):
Но я уехал... Как всё пусто, как мрачно всё за воротами.
Там вся широкая равнина покрыта белыми костями.
Вот женщина идёт дорогой: она худа и голодна.
В траву увядшую ребёнка кладёт дрожащими руками...
II век н.э.
Спасибо тебе за интересный комментарий)
Спасибо!)
Доброй зимы всем!
Привет, Вика)
Рада, что подборка понравилась) Мне эти верлибры по-своему дороги, но когда другим тоже нравится и они находят в них что-то своё, откликнувшееся невзначай, это радует! )