Сказка – на высшем уровне. Буйство фантазии, как у Андерсена. При этом логичность соблюдена, стилистика без перебоев.
Айрат Мустафин : 10 (2+4+4)
Мне очень понравилось. Хорошая притча обо всем мироустройстве, о нашем дне, о правильном и не правильном, о богатстве настоящем и богатстве мнимом, о природе и экологии. О Человеке и его месте в этом мире, о том, чем каждый из нас зарабатывает на жизнь, о выборе спутника жизни, о продаже самого ценного и родного, что никогда уже не вернуть. Очень хорошо.
Анна Немеровская : 10 (2+4+4)
Рассказ понравился за новизну фантастической идеи.
В фантастических произведениях также должна быть логика действий и мыслей героев. Пауль занимается делом, которое ему не приносит ни радости, ни морального удовлетвоерения, кроме того и противозаконным.
"...Многие из-за нужды продают свою тень и не могут больше ловить».
Действительно, ловцы без тени — все равно как слепые художники или глухие музыканты, ни к чему не пригодны. Они не видят объемно. (Пауль не хочет остаться без тени. Почему?) Вот хотя бы Кристина, чью тень родители продали еще в детстве. Она не понимает, чем Пауль отличается от нее. Если он лишится тени, она и не заметит.
«Кристина не видит моей особенности, моего таланта, - думал он с грустью. (О каком таланте идет речь?)
Автор пишет: "Все его приятели давно продали свои тени и разумно потратили деньги. Только он до сих пор держится за какие-то принципы."
О каких принципах идет речь?
Пауль задумчиво помялся на перепутье и решительно повернул назад.
Сможет ли он обратно пришить свою тень?
Алексей Лис : 10 (2+4+4)
Да уж, фантастика, фантазия, буйная, интересная... Эта работа мне понравилась, есть в ней "изюминка", на мой взгляд. Единственное замечание: к оформлению. Трудно читать "сплошной текст". Ну хотя бы на абзацы надо разделить из уважения к читателю.
Вернулся уже после всех прочтений (а их было три). На мой взгляд, это лучшая работа конкурса.
Игорь Колесников : 8 (2+3+3)
Хорошая почти свежая идея, интересное второе дно (хотя второе дно получилось более банальным), приятное исполнение.
Немного портят впечатление дефисы-тире.
Игорь Гуревич : 10 (2+4+4)
Все кстати! Афористично, умно, настроенчески – то есть подтверждает эпиграф не только буквально, расширяет горизонты стихотворения Бальмонта, рождает новые смыслы. Здорово! И язык точен. Без замечаний.
Алла Райц : 9 (2+4+3)
Вполне себе миниатюра, образ тени выписан мастерски, смысловая нагрузка довольно-таки неординарная – последняя тень последнего человека… Впечатляет.
Что помешало (лично мне) воспринимать конкурсный текст в качестве идеальной миниатюры: много парцелляций, составных сказуемых, обилие местоимений. Текст надо почистить, сделать идеальным, поработать со знаками-препинаками, чтобы ни слово, ни знак не оказался лишним. Когда ни одно слово (знак) невозможно выкинуть из текста малой формы, тогда можно говорить о миниатюре. Ну, или, по крайней мере, об идеальной малой прозе.
Идея не отличается оригинальностью. Образ героини бледен, остальные персонажи, в частности, муж, вовсе похожи на тени. В общем, топорная работа. «В ее душе поселилась мечта, хотя она была странной». Правильнее будет: «в ее душе поселилась странная мечта». «Не обращали внимание». Правильнее: «не обращали внимания». «Тихий вечер опустился… скользя в тишину» - все равно что красный цвет стал красным. Не менее странная фраза: «цвета дня устремились в глубину облаков». Лишний повтор: «Небо закрылось синими тонами, закутавшись ими, словно одеялом». Надо бы так: «Небо закуталось синими тонами, словно одеялом». «Всех тормошила, отвлекая Риту» - от чего отвлекая? «Вставайте, сударыня…» - это говорит героине врач после операции… Странно.
Айрат Мустафин : 6 (2+2+2)
Концовка меня разочаровала. По логике характера главной героини она обязательно должна была поехать в Англию. А здесь - на море. Странно. Идея интересная. Но очень долгими лабиринтами добираемся до сути. Да, желание стать королевой, стремление не только казаться, но и быть ею – и вот возможность превратиться в реальную королеву, пусть даже через операционный стол. Да, конфликт мужа, который не замечал свою королеву, не был внимателен к ее мечтам, вообще не знал её. И тут узнавание. Но в рассказе такого не случилось. Только молодая женщина со своими мечтами, и удивленный муж, который читает чужие дневники, не стесняясь. А потом тупо видит только стремление жены посетить Англию, как туристический экскурс.
Анна Немеровская : 7 (1+3+3)
Требуется "почистить" мелкие огрехи (запятые, опечатки)
"...но ей с сыном надо спасаться у Людовика" - фраза исторически неверная.
Во-первых, её единственный сына Эдуард был убит в битве при Тьюксбери в 1471 году, в Войне Алых и Белых Роз (Маргарита разожгла конфликт, который и превратился в 30-летнюю войну Роз).
Во-вторых, Маргарита попала в плен, но в 1475 году она была выкуплена её кузеном, королём Франции Людовиком XI. Маргарита уехала во Францию, где жила как бедная родственница короля и умерла в возрасте 52 лет.
В фантастических произведениях часто обыгрывается ситуация со скачками во времени.
Но при этом все равно должна соблюдаться некая хронология событий.
"Дневник закрылся, и она увидела золотистые цифры – дату её нового рождения – тысяча четыреста тридцатый…" Когда, в каком времени это случилось?
Если Рита видит эти цифры из нашего времени, то это указывает - следующая ее реинкарнация перенесет ее в 1430 год, она родится Маргаритой Анжуйской и проживет вновь ту жизнь, которую увидела/прожила в своем фантастическом сне.
А если Рита-Маргарита уже находится в середине пятнадцатого века ("явственно ощутила себя в том прошлом, о котором мечтала. В королевском одеянии, в короне, она идёт по огромному залу, и перед ней склоняются герцоги и лорды. Подходит к трону и садится.") и там видит свой дневник, то как же она видит дату её нового рождения?
В рассказе каждое слово имеет значение.
Помните, "если на стене висит ружье, то оно для чего-то нужно..."
"Макс вошел в палату с цветами и пакетом." Что за пакет? Зачем? Для кого?
"Анестезиолог быстро ходила по большой палате и всех тормошила, отвлекая Риту.
– Где мои ножницы? Каждый раз они исчезают! Ты не брал?"
Что добавляет к сюжету поиск анестезиолога своих ножниц?
Алексей Лис : 7 (2+2+3)
Игорь Колесников : 5 (1+2+2)
Вроде интересная идея, а подана плоско и скучновато.
Вроде неплохо написано, но обычно и не всегда безупречно. Например, неправильно используются личные местоимения, в результате чего грудь чувствует себя королевой, а скорая спускается по лестнице. Не всё гладко и с временами, в одном предложении прошедшее и настоящее (перед лицом белая ширмочка и над Ритой наклонились три головы в белых шапочках).
Игорь Гуревич : 2 (0+1+1)
Не сложилось.
Алла Райц : 5 (1+2+2)
Сентиментальный с налетом лиризма рассказ о мечтах, реальности, дневнике, муже, смерти, но не жанровая миниатюра.
Отдельное спасибо автору за чешую объявлений на заборе. Очень зацепил образ. А «молодой привратник в милицейской форме» – так по-гоголевски хорошо обращается со словом автор, аж зависть берет. Приём разговора от первого лица использовали многие писатели. Много таких рассказов у Фёдора Александровича Абрамова. Да, есть здесь ирония добрая, есть характер рассказчика через речь его. Многие «Ч» дают ему твёрдость и авантюрность, которая и позволила выжить в девяностые. А вот чем можно было бы усилить картинку, добавить перчинку и яркость: самым началом, где в двух-трех предложениях автор помог бы нам представить эту пенсионерку, которая и олицетворяет собой русскую женщину, на которой и выживает наша страна. За счет ее стремления к жизни. Как она выглядела? Как в её одежде, облике проступает её характер, который проявился в то время, когда её обстоятельства прижали к стенке.
Анна Немеровская : 7 (2+3+2)
По стилю рассказ ближе к публицистике, эссе.
Будет интересен для будущих историков, изучающих "лихие девяностые".
Героине рассказа - почет за деловые качества, за упорство, но сейчас история не актуальна.
Алексей Лис : 6 (1+2+3)
Соответствие эпиграфу, на мой взгляд, довольно условное. Ну, нельзя сказать, что его совсем уж нет. А сам рассказ мне не понравился. Я не люблю определение "вкусно/не вкусно" в отношении к творчеству. Но здесь иначе и не скашешь, наверное: мне просто "невкусно". Нет, идея-то интересная, не спорю. Описание времени, как она выкрутилась из своих всяких там ситуаций, но вот само это описание не интересное какое-то, на мой вкус.
Игорь Колесников : 4 (1+1+2)
Если опубликовать этот рассказ в той газете, читатель, думаю, прочтёт с удовольствием.
Героиня однозначно молодец, но рассказ, увы, никакой.
Игорь Гуревич : 10 (2+4+4)
Прекрасно! Зачё-ооот!! Без комментариев. Просто. Доходчиво. В точку. Почти «по-довлатовски» … или «по-чеховски»?
Алла Райц : 6 (1+3+2)
История издания «Ярмарки» впечатляет, хорошая эссеистика, но уж точно не миниатюра.
Оценки за идею и художественность предложено смешать в одном флаконе. А здесь стилистика шагает впереди, а идея плетется глубоко позади. Да, есть шероховатости: «бросить платок» у фокусника. Фокусник набрасывает платок. А бросают платок уже ненужный, в угол или в мусорный бак. Я так думаю. Описание просто чудесное. А вот идеи я не ухватил. Как фотография дня. Как пейзаж на картине. Да, созерцаешь, наслаждаешься. Но рассказа, на мой взгляд, не получилось. Зарисовка, начало, а вот так, чтобы от начала и до конца, чтобы герой главный был. Чтобы понятно было о чём это, а ещё лучше: для чего – не случилось.
Анна Немеровская : 10 (2+4+4)
Рассказ соответствует выбранному эпиграфу. Однако, из стихотворения выбраны строки вторая и четырнадцатая. В условии конкурса сказано: "из стихотворения классика выбрать не менее 1 и не более 4 строчек.
(Не указано или строчки могут быть из разных концов стихотворения...}
Рассказ понравился. Написано красиво, с любовью.
Образные выразительные сравнения.
"...пока не настанет утро, и солнце не прошьёт его мириадами фотонов. А пока он сеет споры тайн…
"стайка мелких вампирчиков"
Но есть пара фраз, которые вызвали вопросы:
"приходят люди, увлеченные тихой охотой, сюда спускаются зайцы и лоси"
Тихая охота - это грибники? Не уверена, что лоси спустятся в овраг, они побоятся (возможно, я не права, спорить не буду)
Еще зацепила одна непонятная фраза ..."скрадывая тени от всего живого" Как это?
Алексей Лис : 10 (2+4+4)
Слово "мелизмы" я не знал. Пришлось гуглить.
В ней, укрывшись перепончатым плащом, принюхиваясь в ожидании добычи, в полуанабиозе затаился Некто – голоден, терпелив… – вот как это "в полуанабиозе"? странное такое слово.
Довольно красочный рассказ. Интересный своим языком, описанием, картинами, которые открываются. И финал тоже неплох. Но вот на самые высокие оценки чего-то мне не хватило... Я несколько раз читал, но сам не понял – чего же не хватает (мне). Не могу сформулировать...
В итоге я всё же решил поставить высокую оценку из-за своего "немогусформулированья". Ладно. Но лучшей работой конкурса не назову.
Игорь Колесников : 5 (2+1+2)
Пожалуй, концовка немного оживила текст. А по сути – Пришвин, только не так мило.
И конечно, это не рассказ. Зарисовка, которая не запомнилась ничем. Ни стилем, ни смыслом, ни образами.
Игорь Гуревич : 8 (1+3+4)
Алла Райц : 8 (2+3+3)
Хорошая малая проза, образная, фантазийная. Эпитет и сюжет гармоничны и слажены. Что помешало стать прозе миниатюрой – обилие деепричастий, страдательных залогов, восклицание. Нуар хорош, если текст без восклицаний, но все равно пробирает до костей.
Опять же, к жанру миниатюры могу отнести условно, так как символическая составляющая –овраг- исчез среди других героев: ветра, тумана, ухающего филина, Бога леса (он же владыка лесной) и неизвестным Некто в норе... По сути все они должны жить в овраге, но так богато выписаны, что затмили овраг. Богатый сочный язык, настроенный на описание героев рассказа, но не на раскрытие символической целостности миниатюры, сослужил ненужную службу. Подытоживая, оцениваю миниатюру заниженными оценками, а жаль.
Спасибо судьям за подробный разбор. Понимаю, какой это труд и какое надо иметь терпение. Буду разбираться с замечаниями, но хочу пояснить по поводу операции. Анестезиолог отвлекала пациента глупым вопросом про ножницы, чтобы отвлечь, резать она ничего не собиралась, а надо было ввести наркоз и после этого человек может видеть, что угодно. Врач пришел на следующий день и велел подниматься - была лапароскопия. Если бы это была статья - нужно было придерживаться фактов, но в рассказе - видение человека в состоянии наркоза. Что касается исторических фактов, указанную в рецензии информацию я видела. Все так, но я пользовалась другой статьей. Сына Маргариты убили позже. Я сверю даты и внесу изменения, если надо. Ведь теперь можно добавить знаки. Мне их явно не хватило. Еще раз благодарю за разбор моей миниатюры.