Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Моя ИКСпедиция   (Наталья_Сафронова)  
Пескари (Елена_Бородина)
http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-17208


Художник Алексей Саврасов "Спасский затон на Волге"

Люблю героиню стихов Елены Бородиной. Хрупкую, нежную, любящую, с умным сердцем… Прощающую и всепрощающую – без надрыва, истерик, естественно, как сама природа. Она и сама близка природе, учится у нее, впитывая прозрачность неба, шелест крыльев, плеск волны, мурчанье кошки…
Вот и в стихотворении «Пескари» женщина не остается один на один с разлукой – идет к реке, переливает боль в слова. Душа учится плавать, становится более гибкой, легкой, вольной. Расправляет крылья. Диалог с любимым не прекращается ни на секунду – она и его, пусть мысленно – ведет к реке.

… а лучше ничего не говори,
смоли цигарку с ночи до зари
и думай, как в затоне за оврагом,
играя, бьют хвостами пескари.


Мне хочется отметить слово «играя» в стихотворении. Героиня принимает условия «игры» любимого. Ты играешь в войнушку? Смотри, как подыгрывает тебе природа: даже пескари «плывут, чеканя шаг», а небо «полощется» белыми флагами… И река. И луг.

Но ветер дунет лишь – пойдет волна,
зеленым морем быть она вольна.
А ты не говори, не думай даже,
что мне тобой объявлена война.


Любящая женщина как «двоякодышащая рыба» может быть и в воде, и на суше – только бы рядом с любимым. И плавники – как крылья. Правда, плывет она «в овражьей лебеде». Лебеда упоминается в начале и в конце стихотворения, настойчиво привлекая внимание героя: «представь», «смотри»… Самая первая ассоциация со словом «лебеда» - горечь, горький хлеб с лебедой в голодные годы. Смотри, любимый, хлеб с тобой – горек. Это сигнал «SOS».

В стихотворении Лены «Пескари» есть ощущение простора – и сказки. Сказочного простора. Самая первая ассоциации по прочтении – детский стишок Ирины Токмаковой
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,
След собачий — к конуре.

Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Ощущение сказки – сказки для любимого – есть и в «Пескарях» Елены Бородиной. Бесконечной нежности. Бесконечности любви. Рифмованные строки (1, 2 и 4) – плещутся, перетекают друг в друга, как волны. Разбиваются о третьи, нерифмованные –

и думай, как в затоне за оврагом

А ты представь – в овраге у затона

А ты не говори, не думай даже

молчание твое невыносимо

а я – двоякодышащая рыба


обнажая «болевые точки». Но следом спешит следующая волна, лечит.

Колыбельная на двоих (Галья_Рубина-Бадьян)
http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-17721


Художник Огюст Ренуар "Спящая девушка с кошкой"

«Колыбельная на двоих» Гальи Рубиной-Бадьян изумляет узнаванием. Ежедневная обыденная жизнь в стихотворении Гали рисуется такой уютной, ласковой, улыбчивой, что буквально киваешь каждой строчке – счастье в малом. Счастье созерцать, как

Солнце упало, намаявшись за день,
в заросли леса на черной горе.


Сравнение вечера с «телятей» обдает сердце нежностью, материнский инстинкт никто не отменял. Мне почему-то вспоминается фильм «Несколько дней из жизни Обломова» Никиты Михалкова с Олегом Табаковым в главной роли. Вот эти кадры – где маленький Илья бежит по залитому солнцем полю «Маменька приехала!» А еще вспоминается русская поговорка: При солнышке – тепло, при матери – добро.
Нега разливается по строчкам.

Я провожаю последние звуки
жаркого дня на желанный покой.


Здесь интересная звукопись, буквально – полет шмеля. Шмели жужжат – завораж-ж-живающе. И солнышко рядом…

Сценка с кошкой – жанровая, чудесная. Улыбка не сходит с лица от первой до последней строки, в кошачьих строчках - просто растягивается до ушей. Если кого-то мучает бессонница – можно прописать «Колыбельную» Гали. Или кошку заведите – обязательно убаюкает…

БЕГ за черепахой (Милана Секоненко)
http://litgalaktika.ru/publ/49-1-0-15605


Художник Пабло Пикассо "Девочка на шаре"

Люблю «Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковского. И народные сказки, которые учат детей в ответственную минуту сделать выбор – тоже люблю. А для взрослых - мне любопытны произведения неоднозначные. И нравится протяженность темы – из произведения в произведение. Милана Секоненко – такой автор, с ней можно размышлять, вести диалог.
Поэтому я обратила, конечно, внимание в миниатюре «Бег за черепахой» на отсыл к «Мифу о Сизифе» Камю. Потому что уже читала ее миниатюру «Синтез» (http://litgalaktika.ru/publ/49-1-0-1894).

Автор словно бы проводит параллель между бегом Ахиллеса за черепахой и Сизифом, раз за разом катившим камень на вершину скалы… Наверное, так или иначе каждый из нас размышлял об этом. После древних греков никто ничего нового не придумал. И все-таки мы снова и снова ищем выход – в каждый следующий момент нашей жизни… Возвращаемся к «забытому старому»…
Читая размышления Миланы об Ахиллесе и черепахе, я подумала, что каждый из них – Сизиф. Не только Ахиллес, но и черепаха. И у нее тоже каждый день – день сурка… И бегут они, в сущности – по кругу… И только передышка (автор пишет о том, что Ахиллесу, как и Сизифу – понадобится отдых). Созерцание (возможное только во время передышки – либо это умение отстраниться и понаблюдать за собой) – единственное, что поможет найти выход из этого замкнутого круга… В миниатюре «Синтез» Милана сделала это блестяще – с помощью слияния с картиной Пикассо «Девочка на шаре»: Философски порассуждав, силач стал любоваться гимнасткой, кончиками пальцев ног удерживающейся на круглом валуне.
Героиня миниатюры «Бег за черепахой» вышла из «бега по кругу» словно бы поневоле: сломался автобус. Заглянула в зоомагазин (рядом с остановкой), увидела мечущегося (! – у Миланы даже «мятущегося») в террариуме черепашонка. Словно бы увидела себя со стороны. Пока ехала в тесном, набитом пассажирами автобусе – женщина размышляла об отшельничестве как «бегстве от проблем». «Отрастить бы панцирь, улизнуть под защиту пластин». То есть мечтала – об остановке. Вселенная услышала ее – исполнила желание буквально. Женщина вышла из автобуса и пошла пешком. Неторопливо созерцая мир…

Хочется добавить, что 55-словник «Синтез» Милана выстроила четко (жанр предполагает), кажется, там не только слова – вздоха лишнего нет. И мысль – словно бы подана на блюдечке. Просто возьми и проглоти. Но не так это просто, как кажется, тем не менее.
А миниатюра «Бег за черепахой» - читается тяжело. И конструкция тяжела. И предложения тяжело выстроены…
И только когда я начала писать о Сизифе, Ахиллесе и черепахе – мне не то, чтобы стало все понятно… Но я вдруг поняла – что «Бег за черепахой» написан правильно. И читаться он должен так вот сложно. Ну нельзя его читать на бегу. То есть можно – но потом все равно вернешься. И к Сизифу вернешься. Когда захочешь вырваться из круга…
И вдруг увидишь девочку на шаре… Себя маленькую. Когда ты решала свои маленькие проблемы – играючи. В игре… И все в твоей игре было гармонично… Потому что ты прочитала «Что такое хорошо и что такое плохо» и русские народные сказки – и знаешь, как принимать решения в ответственных ситуациях.

Хочется добавить. Я посмотрела фильм "Ахиллес и черепаха" Такэси Китано и нашла информацию о том, что два года назад в Иркутске прошла выставка питерских художников "Ахиллес и черепаха"...
Опубликовано: 21/08/23, 05:53 | mod 31/08/23, 09:41 | Просмотров: 177 | Комментариев: 22
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (22):   

Спасибо тебе, Наташа. Такого читателя (а также, писателя, поэта, фотографа и т.д. - всех твоих талантов не знаю)) иметь - большое счастье, не шучу.
Елена_Бородина   (31/08/23 09:35)    

очень ждала тебя, Лена, спасибо:)
Наталья_Сафронова   (31/08/23 09:42)    

Здравствуй, Наташа:)
спасибо тебе за эти рецензии:) 
спасибо:)
очень хорошо получилось
радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (27/08/23 03:58)    

Здравствуй, Лис.
Мне только жаль, что Лена не видит.
Общую Икспедицию видела, вероятно, твоя рассылка все-таки важна.
Радости тебе:)
Наталья_Сафронова   (27/08/23 06:53)    

ааа.... надо ей написать, наверное... возможно, и не знает даже...
Алексей_Лис   (27/08/23 06:57)    

я ей даже приглашение отправила:)  но не везет мне с приглашениями:)
Наталья_Сафронова   (27/08/23 07:02)    

эх... прости, Наташа...
Алексей_Лис   (27/08/23 07:20)    

Здравствуйте, Наталья.
Отличная личная Икспедиция получилась!
С удовольствием и интересом прочитала Ваш обзор.
Спасибо!
Доброго вечера Вам!
Ирина_Архипова   (23/08/23 22:15)    

Здравствуйте, Ирина.
Большое спасибо за отзыв!
Всего самого доброго Вам:)
Наталья_Сафронова   (23/08/23 22:57)    

Очень интересная идея — превратить отзывы из Икспедиции в эссе!
Получилось замечательно, Наташа!
Марина_Юнг   (21/08/23 14:37)    

Спасибо, Марина, это новые отзывы, произведения по моему выбору, Лис предлагал - я откликнулась
Наталья_Сафронова   (21/08/23 15:38)    

А, поняла. Тогда ещё интереснее.)
Марина_Юнг   (21/08/23 15:57)    

Наташа, очень неожиданно для меня - такая вот спонтанная Икспедиция. Другой формат, другие ощущения, но так радостно читать о твоих впечатлениях! Я потом ещё дополню этот свой пост, когда буду дома - с телефона писать не очень удобно.
Галья_Рубина-Бадьян   (21/08/23 12:11)    

Спасибо, Галя, да, вот так неожиданно получилось:)
Наталья_Сафронова   (21/08/23 15:39)    

Я что еще хотела сказать - интересно, Наташа, как ты выбираешь тексты, которые хочется прокомментировать? Мне, например, часто не хватает слов, чтобы превратить эмоции в слова. Чаще всего читаю молча. А ты, Наташа, щедро делишься своими впечатлениями, анализируешь, иллюстрации подбираешь. Это какое-то отдельное умение.
Спасибо тебе!
Галья_Рубина-Бадьян   (21/08/23 16:04)    

Иллюстрации я не часто подбираю - иногда вдруг захочется:)
Тексты к этой икспедиции выбирала тоже спонтанно. Лис предложил прокомментировать произведения по своему выбору - почему-то выбрались вот эти, но не сразу, а постепенно, с большими промежутками, захотелось на них сосредоточиться.
А когда об отдельных авторах пишу - тоже спонтанно, наверное.  Кого-то захочется почитать, выбираю время, читаю -  потом отзывается (сразу, не сразу, по-разному бывает).
Взгляд у меня совсем не критический. Тем не менее, не всегда с автором совпадаю.

Если честно - читать множество конкурсных работ - гораздо сложнее, я психологически еле выдерживаю.  Работа жюри - очень сложная.
Наталья_Сафронова   (21/08/23 20:24)    

А это мысль - опубликовать свои отзывы в ИКСпедиции отдельным произведением!)
Туранга   (21/08/23 11:50)    

Настя, это новое:)
Наталья_Сафронова   (21/08/23 15:40)    

Ой, а я не поняла сразу... Хорошо, что ещё не публикнула...  shy
Туранга   (21/08/23 17:36)    

Спасибо, Наташа! Неожиданная Икспедиция:)
Про Елену и Галью прочитала – понравилось. Тонко, красиво. Всегда интересен твой выбор.

Про мои миниатюры ты удивительно написала, так точно, как я и не думала, но вот сейчас до конца поняла их с твоей помощью:) На самом деле – очень красиво ты всё продумала, соединила. Я так не умею ни на йоту.
Спасибо тебе, солнце, – это я про тебя:)
Рада, как получилась эта шестичастная миниатюра, хотя понимаю, что читается для кого-то тяжело.
Рада получить в подарок такую рецензию, что выглядит самостоятельным произведением.
Может быть, мой бег с этими персонажами закончится теперь?.. smile

Вернулась дополнить. Очень любила читать Токмакову своим детям. Сама при этом получала большое удовольствие. У неё удивительно чистый, звонкий поэтический голос. А пьесу про робота Федю поставила Вася с Глебом в главной роли. Нарисовала афишу и сделала программку и билеты. Ей было лет 8, а брату 5. Спектакль получился не скучным, заводным. Помню до сих пор те ощущения свои зрительские.
Милана_Секоненко   (21/08/23 08:49)    

Здравствуй, Милана:)
Очень рада, что совпала с тобой в восприятии твоих работ - потому что я долго к этому шла.

"Моя Икспедиция" и для меня оказалась неожиданной. Понятно, что толчок ей дал Лис предложением написать отзывы на произведения по собственному выбору. Но сами отзывы писались спонтанно, как-то вдруг.
Собственно отзыв на твои миниатюры мне словно бы приснился:) Не текст, но вот этот бег по кругу, точно не помню, просто на даче не было возможности сосредоточиться и записать.
Спасибо тебе.

Вот, посмотри, скульптура Гофманова Евгения "Ахиллес  и черепаха"



Можно размышлять и размышлять...

У Такэси Китано - трилогия, "Ахиллес и черепаха" - третья, заключительная часть.  Нужно еще начало посмотреть...
Наталья_Сафронова   (21/08/23 10:24)    

Спасибо, Наташа!
Неожиданная скульптура:) почему-то жалко черепашку:)
Фильмы обязательно посмотрю, спасибо, только бы до торрента добраться и не сразу в работу погрузиться полностью.
Милана_Секоненко   (21/08/23 10:47)