Пескари (Елена_Бородина) http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-17208 Художник Алексей Саврасов "Спасский затон на Волге" Люблю героиню стихов Елены Бородиной. Хрупкую, нежную, любящую, с умным сердцем… Прощающую и всепрощающую – без надрыва, истерик, естественно, как сама природа. Она и сама близка природе, учится у нее, впитывая прозрачность неба, шелест крыльев, плеск волны, мурчанье кошки…
Вот и в стихотворении «Пескари» женщина не остается один на один с разлукой – идет к реке, переливает боль в слова. Душа учится плавать, становится более гибкой, легкой, вольной. Расправляет крылья. Диалог с любимым не прекращается ни на секунду – она и его, пусть мысленно – ведет к реке.
… а лучше ничего не говори,
смоли цигарку с ночи до зари
и думай, как в затоне за оврагом,
играя, бьют хвостами пескари. Мне хочется отметить слово «
играя» в стихотворении. Героиня принимает условия «игры» любимого. Ты играешь в войнушку? Смотри, как подыгрывает тебе природа: даже пескари
«плывут, чеканя шаг», а небо
«полощется» белыми флагами… И река. И луг.
Но ветер дунет лишь – пойдет волна,
зеленым морем быть она вольна.
А ты не говори, не думай даже,
что мне тобой объявлена война. Любящая женщина как «
двоякодышащая рыба» может быть и в воде, и на суше – только бы рядом с любимым. И плавники – как крылья. Правда, плывет она «в овражьей лебеде». Лебеда упоминается в начале и в конце стихотворения, настойчиво привлекая внимание героя:
«представь», «смотри»… Самая первая ассоциация со словом
«лебеда» - горечь, горький хлеб с лебедой в голодные годы. Смотри, любимый, хлеб с тобой – горек. Это сигнал «SOS».
В стихотворении Лены «Пескари» есть ощущение простора – и сказки. Сказочного простора. Самая первая ассоциации по прочтении – детский стишок Ирины Токмаковой
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий — к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Ощущение сказки – сказки для любимого – есть и в «Пескарях» Елены Бородиной. Бесконечной нежности. Бесконечности любви. Рифмованные строки (1, 2 и 4) – плещутся, перетекают друг в друга, как волны. Разбиваются о третьи, нерифмованные –
и думай, как в затоне за оврагом
А ты представь – в овраге у затона
А ты не говори, не думай даже
молчание твое невыносимо
а я – двоякодышащая рыба–
обнажая «болевые точки». Но следом спешит следующая волна, лечит.
Колыбельная на двоих (Галья_Рубина-Бадьян) http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-17721 Художник Огюст Ренуар "Спящая девушка с кошкой" «Колыбельная на двоих» Гальи Рубиной-Бадьян изумляет узнаванием. Ежедневная обыденная жизнь в стихотворении Гали рисуется такой уютной, ласковой, улыбчивой, что буквально киваешь каждой строчке – счастье в малом. Счастье созерцать, как
Солнце упало, намаявшись за день,
в заросли леса на черной горе. Сравнение вечера с
«телятей» обдает сердце нежностью, материнский инстинкт никто не отменял. Мне почему-то вспоминается фильм «Несколько дней из жизни Обломова» Никиты Михалкова с Олегом Табаковым в главной роли. Вот эти кадры – где маленький Илья бежит по залитому солнцем полю «Маменька приехала!» А еще вспоминается русская поговорка: При солнышке – тепло, при матери – добро.
Нега разливается по строчкам.
Я провожаю последние звуки
жаркого дня на желанный покой. Здесь интересная звукопись, буквально – полет шмеля. Шмели жужжат – завораж-ж-живающе. И солнышко рядом…
Сценка с кошкой – жанровая, чудесная. Улыбка не сходит с лица от первой до последней строки, в кошачьих строчках - просто растягивается до ушей. Если кого-то мучает бессонница – можно прописать «Колыбельную» Гали. Или кошку заведите – обязательно убаюкает…
БЕГ за черепахой (Милана Секоненко) http://litgalaktika.ru/publ/49-1-0-15605 Художник Пабло Пикассо "Девочка на шаре" Люблю «Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковского. И народные сказки, которые учат детей в ответственную минуту сделать выбор – тоже люблю. А для взрослых - мне любопытны произведения неоднозначные. И нравится протяженность темы – из произведения в произведение. Милана Секоненко – такой автор, с ней можно размышлять, вести диалог.
Поэтому я обратила, конечно, внимание в миниатюре «Бег за черепахой» на отсыл к «Мифу о Сизифе» Камю. Потому что уже читала ее миниатюру
«Синтез» (
http://litgalaktika.ru/publ/49-1-0-1894).
Автор словно бы проводит параллель между бегом Ахиллеса за черепахой и Сизифом, раз за разом катившим камень на вершину скалы… Наверное, так или иначе каждый из нас размышлял об этом. После древних греков никто ничего нового не придумал. И все-таки мы снова и снова ищем выход – в каждый следующий момент нашей жизни… Возвращаемся к «забытому старому»…
Читая размышления Миланы об Ахиллесе и черепахе, я подумала, что каждый из них – Сизиф. Не только Ахиллес, но и черепаха. И у нее тоже каждый день – день сурка… И бегут они, в сущности – по кругу… И только передышка (автор пишет о том, что Ахиллесу, как и Сизифу – понадобится отдых). Созерцание (возможное только во время передышки – либо это умение отстраниться и понаблюдать за собой) – единственное, что поможет найти выход из этого замкнутого круга… В миниатюре «Синтез» Милана сделала это блестяще – с помощью слияния с картиной Пикассо «Девочка на шаре»:
Философски порассуждав, силач стал любоваться гимнасткой, кончиками пальцев ног удерживающейся на круглом валуне. Героиня миниатюры «Бег за черепахой» вышла из «бега по кругу» словно бы поневоле: сломался автобус. Заглянула в зоомагазин (рядом с остановкой), увидела мечущегося (! – у Миланы даже
«мятущегося») в террариуме черепашонка. Словно бы увидела себя со стороны. Пока ехала в тесном, набитом пассажирами автобусе – женщина размышляла об отшельничестве как «бегстве от проблем».
«Отрастить бы панцирь, улизнуть под защиту пластин». То есть мечтала – об остановке. Вселенная услышала ее – исполнила желание буквально. Женщина вышла из автобуса и пошла пешком. Неторопливо созерцая мир…
Хочется добавить, что 55-словник «Синтез» Милана выстроила четко (жанр предполагает), кажется, там не только слова – вздоха лишнего нет. И мысль – словно бы подана на блюдечке. Просто возьми и проглоти. Но не так это просто, как кажется, тем не менее.
А миниатюра «Бег за черепахой» - читается тяжело. И конструкция тяжела. И предложения тяжело выстроены…
И только когда я начала писать о Сизифе, Ахиллесе и черепахе – мне не то, чтобы стало все понятно… Но я вдруг поняла – что «Бег за черепахой» написан правильно. И читаться он должен так вот сложно. Ну нельзя его читать на бегу. То есть можно – но потом все равно вернешься. И к Сизифу вернешься. Когда захочешь вырваться из круга…
И вдруг увидишь девочку на шаре… Себя маленькую. Когда ты решала свои маленькие проблемы – играючи. В игре… И все в твоей игре было гармонично… Потому что ты прочитала «Что такое хорошо и что такое плохо» и русские народные сказки – и знаешь, как принимать решения в ответственных ситуациях.
Хочется добавить. Я посмотрела фильм "Ахиллес и черепаха" Такэси Китано и нашла информацию о том, что два года назад в Иркутске прошла выставка питерских художников "Ахиллес и черепаха"...
спасибо тебе за эти рецензии:)
спасибо:)
очень хорошо получилось
радости тебе:)
Лис
Мне только жаль, что Лена не видит.
Общую Икспедицию видела, вероятно, твоя рассылка все-таки важна.
Радости тебе:)
Отличная личная Икспедиция получилась!
С удовольствием и интересом прочитала Ваш обзор.
Спасибо!
Доброго вечера Вам!
Большое спасибо за отзыв!
Всего самого доброго Вам:)
Получилось замечательно, Наташа!
Спасибо тебе!
Тексты к этой икспедиции выбирала тоже спонтанно. Лис предложил прокомментировать произведения по своему выбору - почему-то выбрались вот эти, но не сразу, а постепенно, с большими промежутками, захотелось на них сосредоточиться.
А когда об отдельных авторах пишу - тоже спонтанно, наверное. Кого-то захочется почитать, выбираю время, читаю - потом отзывается (сразу, не сразу, по-разному бывает).
Взгляд у меня совсем не критический. Тем не менее, не всегда с автором совпадаю.
Если честно - читать множество конкурсных работ - гораздо сложнее, я психологически еле выдерживаю. Работа жюри - очень сложная.
Про Елену и Галью прочитала – понравилось. Тонко, красиво. Всегда интересен твой выбор.
Про мои миниатюры ты удивительно написала, так точно, как я и не думала, но вот сейчас до конца поняла их с твоей помощью:) На самом деле – очень красиво ты всё продумала, соединила. Я так не умею ни на йоту.
Спасибо тебе, солнце, – это я про тебя:)
Рада, как получилась эта шестичастная миниатюра, хотя понимаю, что читается для кого-то тяжело.
Рада получить в подарок такую рецензию, что выглядит самостоятельным произведением.
Может быть, мой бег с этими персонажами закончится теперь?..
Вернулась дополнить. Очень любила читать Токмакову своим детям. Сама при этом получала большое удовольствие. У неё удивительно чистый, звонкий поэтический голос. А пьесу про робота Федю поставила Вася с Глебом в главной роли. Нарисовала афишу и сделала программку и билеты. Ей было лет 8, а брату 5. Спектакль получился не скучным, заводным. Помню до сих пор те ощущения свои зрительские.
Очень рада, что совпала с тобой в восприятии твоих работ - потому что я долго к этому шла.
"Моя Икспедиция" и для меня оказалась неожиданной. Понятно, что толчок ей дал Лис предложением написать отзывы на произведения по собственному выбору. Но сами отзывы писались спонтанно, как-то вдруг.
Собственно отзыв на твои миниатюры мне словно бы приснился:) Не текст, но вот этот бег по кругу, точно не помню, просто на даче не было возможности сосредоточиться и записать.
Спасибо тебе.
Вот, посмотри, скульптура Гофманова Евгения "Ахиллес и черепаха"
Можно размышлять и размышлять...
У Такэси Китано - трилогия, "Ахиллес и черепаха" - третья, заключительная часть. Нужно еще начало посмотреть...
Неожиданная скульптура:) почему-то жалко черепашку:)
Фильмы обязательно посмотрю, спасибо, только бы до торрента добраться и не сразу в работу погрузиться полностью.