Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников,
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья.
А прорастают они так,
Из ничего, из ниоткуда.
Нет объяснения у чуда,
И я на это не мастак.
Геннадий Шпаликов Не стану утверждать, что мне все близко и понятно в творчестве Миланы Секоненко. Далеко не все. Я погружена в себя, то, что вокруг – почти не замечаю. Милана же идет от внешнего к внутреннему, она художник, этим и интересна. И внутренний мир человека, его суть она умеет нарисовать подробно, скрупулезно, ее внимание к мелочам восхищает, даже завораживает – если вчитаться. Тут, возможно, кроется секрет художника и писателя Миланы Секоненко. Настроенность на тишину. Ее
"Таинственная история" и
"Таинственная история, Взгляд с другой стороны" хорошо иллюстрируют волшебную внутреннюю тишину Миланы.
Любопытно начало первой «Таинственной истории»
http://litgalaktika.ru/publ/48-1-0-2016. Рассказчик утверждает, что не верит в эльфов (я с ним соглашаюсь) – и тут же доказывает обратное. Замечательный эпатаж, люблю такое. Герой рассказа – график, однако мир вокруг него – цветной, и каждый миллиметр повествования раскрашен. Вечер
«цвета глубокого ультрамарина».
«Темно-фиолетовые стволы»и
«лиловые кроны» деревьев.
«Черный перламутр глаз» девочки-эльфийки.
«Белый плащ» отражается в воде
«перевернутым колокольчиком»… Внимательный взгляд художника подметил у девочки
«смешливое лицо со вздёрнутым остреньким носиком и маленький улыбающийся рот» и
«росинки воды» на
«мягких ворсинках ушек». Честно признаться, никогда не интересовали меня эльфы. А вот оживающие картины интересовали, и рисунок художника в рассказе Миланы не просто ожил – жил собственной, не зависимой от создателя жизнью. Ведь маленькая эльфийка возникла сама по себе, весело шлепала по лужам под ливнем (которого изначально тоже не было на рисунке), сияла белозубой улыбкой: «Вы не верите в эльфов? А я существую!» И художник поверил и влюбился в свое (!) творение, и нарисовал ей фиолетовые сапожки и зонтик. Вот этот момент, когда художник выбирал цвет сапожек для девочки прописан с особой любовью, нежной иронией. Оказывается, даже когда ты лепишь свою Галатею или, может быть, творец, создает Еву из твоего ребра, потом все равно приходится искать с ней общий язык.
Эту сказку Милана датировала 7 мая 2021г. А спустя три года написала продолжение, а если быть точной – предысторию. Оказывается, сердечко маленькой эльфийки давно выбрало этого художника, буквально, как Русалочка Принца. Эльфийка полюбила не только Художника, но и все, что его окружает:
"Дом с мезонином в торце аллеи", "лужайку перед выкрашенным голубенькой краской домом", "здешнюю особую атмосферу, ощущаемую и в палисаднике среди свободно растущих высоких цветущих кустов, и на крылечке со скрипучей нижней ступенькой, и на более всего полюбившемся мне месте – между оранжевой кирпичной трубой и треугольным мезонинным окошком". И андерсеновская Русалочка научилась ходить по земле, чтобы быть рядом с Принцем. В сказке «Таинственная история, Взгляд с другой стороны» подробно описан сад, дом с книгами и альбомами, и даже процесс создания художником офортов.
«В углу между светлой дверью, находящейся почти напротив окна, и другой стеной, притиснулся массивный станок, за которым сейчас стоя колдовал старик. Он закрашивал чёрным валиком большую деревянную доску, клал сверху лист бумаги, опускал крышку и приводил в движение пресс для ручной печати. Потом вынимал отпечаток, придирчиво рассматривал его, чем-то оставался каждый раз недоволен и начинал сначала» http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-20898 Читаю «Таинственные истории» Миланы и размышляю о том, что творчество – это всегда любовь. Попытка увидеть мир глазами любимого человека. Андерсеновская Русалочка отказалась даже от собственного голоса, потеряла себя. Эльфийка Миланы не так проста. Она тоже художник, она интуитивно находит общий язык со своим принцем и даже выбирает цвет сапожек, которые тот хочет подарить ей.
Да-да, маленькая эльфийка рассказывает нам, как художник «вдруг разглядел» ее на своем рисунке. Это уже ее версия истории, «взгляд с другой стороны».
А потом эльфийка улетает с ласточкой в теплые края (да, вспоминается Андерсен история Дюймовочки, она тоже искала любовь и встретила принца эльфов, он подарил ей крылья). А наша маленькая эльфийка собирается вернуться к своему художнику,
«но в этот раз рыженькой, настоящей кошкой. Приручу к себе старого мастера. И не расстанусь с ним потом никогда».
Вспомнилось еще, что булгаковская Маргарита тоже сама пришла к своему Мастеру. И дом, и одиночество художника ассоциативно возвращают нас к роману Булгакова, впрочем, это касается всех творческих людей, наверное. Даже если в реальности все иначе, внутренним взором мы рисуем для себя именно такую келью, где все подчинено творчеству. И родное существо рядом. Впрочем, стоит только присмотреться – и разглядим кого-то очень близкого. А процесс «приручения» - сказочной эльфийкой, рыженькой кошкой… - долгий, на целую жизнь.
Рисунок Миланы Секоненко
И "взгляды"-истории Миланы очаровательны!
С удовольствием прочла...
Спасибо обеим, девушки!
Наташа, спасибо, ты всегда настраиваешь взгляд с неожиданного ракурса.
Интересный анализ. Можно сказать, взгляд с третьей стороны. Спасибо!
Доброго и светлого мая Вам!
Большое спасибо, рада, что отзывается.
Всего самого доброго: мира, любви и счастья!
Наташа, спасибо за то, что ты снова приоткрыла для меня мир Миланы:) Я всегда подозревала, что Милана знакома с эльфами:)))
Мира всем нам.
Пусть художники рисуют мир.
А я помню, как считала божьих коровок на рисунке с одуванчиками, когда он был ещё в процессе создания:).
А сейчас мне кажется, где-то там спряталась эльфийка:)
Здравствуй, Гулим.
С наступающим Днём Победы
Всем мира, любви и радости творчества.
Их там всё время разное количество оказывается:)
Ты уже знаешь, что я прочитала и прослезилась. И сейчас ещё сижу с влажными глазами.
Как у тебя так получается классно, красиво, талантливо осмыслять, сопоставлять, анализировать и синтезировать...
Этому не научишься...
Думаю, за что мне именно сегодня такой подарок... И вообще за что...
Обнимаю.
Спасибо тебе, я очень рада, что сумела собрать свои ассоциации .
Для меня после второй истории как-то особенно зазвучала сказка, я написала все, спасибо тебе.