Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Наталья Сафронова. Многогранность и сопричастность   (Для_анонимов)  
«Плачется ль тебе, родной,
дышится легко ли?
Нету сказки ни одной
без сердечной боли.».
«Плачется ли тебе, родной»



Когда читаю других авторов, одним из главных критериев для меня становится ощущение внутренней сопричастности. Критик из меня неважный. Я почти не вижу огрехов, так как меня захватывает процесс знакомства с внутренним состоянием автора и его литературных героев. Я быстро погружаюсь в сюжет, в хитросплетение психологического состояния действующих лиц. А когда возникает ощущение что автор выражает мои мысли, моё внутреннее состояние, мой взгляд на ситуацию – просыпается необходимость диалога с человеком, желание дискутировать, соглашаться или оспаривать. Часто результатом такого погружения становится отклик в виде стихотворения, рассказа.

Конечно, не всегда получается такое единение с автором. Но существуют авторы, которые сразу по сердцу. Ты их ещё не видел, не общался с ними, просто прочёл его стихи, или рассказ, и всё, понимаешь, это «твой» человек. Таких авторов – «по сердцу», у меня много. Если перечислять их имена, список получится внушительный.

В этом списке окончательно и бесповоротно одно из лидирующих мест занимает и Наташа Сафронова. Знакомство наше началось восемь лет назад циклом «Для меня и Стёпки Ложкина» http://litgalaktika.ru/publ/51-1-0-2238. Я сразу окунулась в мир фантазий, непосредственности, детского умения дружить и принимать друг друга безоговорочно.

«- Викуся, поиграем в футбол? – звонко промурлыкал мне рыжий котенок.
- Ты – нападающий! И я увидела, как большой мягкий шар катится мне навстречу, я с удовольствием пнула по нему лапой, и гоняла его по футбольному полю с другими кошками до тех пор, пока он не распустился длинной запутанной ниткой…»


Детская тема в Наташином творчестве всегда оказывается разнообразной, интересной, увлекающей не только в прозе, сказках, но и в стихах о детях и для детей:

«Мальчик Ваня очень смелый.
Очень храбрый удалец!
У него есть даже сабля –
вот какой он молодец!
Если саблей он взмахнет –
ни за что враг не пройдет!
Если он пальнет из пушки –
у врагов оглохнут уши!
Вот какой он молодец!
Вот какой он удалец!» («Герой») http://litgalaktika.ru/publ/20-1-0-2971

Сначала я решила, что нашла хорошего детского писателя. Но, я ошиблась. Наташа не только детский писатель, она прекрасный прозаик без всяких уточнений. Прозаические произведения, в каком бы формате они ни были написаны, интересные, увлекательные. «Тот, которого стоит ждать» http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-1726, «Остановка» http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-6125, «Краденое солнце» http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-3624, и многие другие.

Герои из рассказов Наташи, кем бы они ни оказывались, всегда вызывают жгучее желание поучаствовать в их судьбе, помочь им, подсказать, а часто, чисто по-женски, пожалеть. Характер повествования доверительный, словно беседуешь с закадычной подругой, от которой нет никаких секретов. Ощущается сопричастность в судьбе других людей, приходит осознание того, насколько каждый человек влияет на жизнь живущих рядом. Приходит понимание того, что в душе у каждого - маленький неуверенный ребёнок, каким бы взрослым и самодостаточным человек не был в реальности. Так и хочется сказать: «У каждого свои страхи и сомнения в душе, своя боль».

В прозаических произведениях всегда чётко и выверено распределены приоритеты между героями, где нет ни одного случайного персонажа. У каждого из них своя роль, они дополняют друг друга, помогают раскрыть основную сюжетную линию, при этом сами по себе остаются интересными для читателя. Читаешь, и понимаешь – этот персонаж тоже может быть главным, так как прорисовывается ещё одна человеческая судьба, с которой хочется познакомиться.

Красной линией в Наташином творчестве проходит тема одиночества, не только в личных отношениях, но и глобально, как внутреннее состояние человека:
«Вот тогда-то у Вари и появился гномик. Совсем крошечный, просто удивительно, что девочка его вообще заметила. Он спустился по лунному лучу на подоконник, оттуда ловко спрыгнул на одеяло.

- Ты кто? – одними губами прошептала девочка.
- Филя, - тоже тихо ответил гномик.
- Откуда ты взялся?
- От сырости завелся, - серьезно ответил маленький человечек.
- Отчего завелся? - удивилась девочка.
- От сырости, - кивнул Филя. – Плачешь, плачешь… Хорошо, что я у тебя завелся, а не мокрицы.
- Я вообще никогда не плачу, - не согласилась Варя. – Я молчу.
- Вот именно. Плакать молча – это самое плохое, что может случиться с человеком, - объяснил гномик. – Надо же иногда и поговорить. И даже покричать. (Рассказ «Варя, Филя и другие»http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-3337)


Внутреннее одиночество любого человека и любовь, у каждого своя, большая, или маленькая, безответная, или взаимная, между мужчиной и женщиной, или с близкими, как правило сопряжена с потерей, или с невозможностью быть с любимыми по разным причинам. Эта тема красной линей прослеживается и в поэзии:

«Милый ты мой, хороший.
Горький ты мой, родной.
День затихает к ночи,
и не приносит почта
писем твоих…» («Ночь») http://litgalaktika.ru/publ/10-1-0-1913


Читаешь, и проникаешь сочувствием, пониманием душевного состояния литературного героя, примеряешь к себе, пропускаешь через призму собственного понимания. И всё это благодаря точным, чётко выверенным фразам, душевности и глубинности смысла стихотворения:

«Не бывает разлуки без боли.
Не бывает - расстался и счастлив,
и не ждешь, и не кажется боле:
постучит заплутавшая сказка.
Все-то ходишь от двери к окошку,
и глядишь, и глядишь на дорогу...
Жили-были старик со старушкой,
счастье мыкали трудно и долго.
Горе горькое звали остудой,
запивали водой из колодца.
А одной-то взять силы откуда,
чтобы вычерпать сказку до донца?» («Остуда») http://litgalaktika.ru/publ/9-1-0-2989


А самое удивительное, когда, перечитывая в очередной раз Наташины произведения, вдруг ловишь себя на мысли, что ты ещё не всё понял, хочется снова вернуться, вчитаться, пере осознать. И каждый раз находишь новое, глубинное, важное.

Приглашаю всех ближе познакомиться с произведениями Наташи, уверяю, не пожалеете.
Опубликовано: 23/09/21, 18:56 | mod 23/09/21, 18:56 | Просмотров: 266 | Комментариев: 8
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (8):   

Здравствуйте, автор:))) здравствуй, Наташа:)
хорошая идея - взять эпиграф из произведения автора:) классно:)

Когда читаю других авторов, одним из главных критериев для меня становится ощущение внутренней сопричастности. Критик из меня неважный. Я почти не вижу огрехов, так как меня захватывает процесс знакомства с внутренним состоянием автора и его литературных героев. Я быстро погружаюсь в сюжет, в хитросплетение психологического состояния действующих лиц. А когда возникает ощущение что автор выражает мои мысли, моё внутреннее состояние, мой взгляд на ситуацию – просыпается необходимость диалога с человеком, желание дискутировать, соглашаться или оспаривать. Часто результатом такого погружения становится отклик в виде стихотворения, рассказа. --- да, классно сказано...

Ты их ещё не видел, не общался с ними, просто прочёл его стихи, или рассказ, и всё, понимаешь, это «твой» человек. --- не сочетается множественное число и внезапное единственное... может, так?:
Ты их ещё не видел, не общался с ними, просто прочёл их стихи, или рассказ, и всё - понимаешь, это «твои» люди.

Сначала я решила, что нашла хорошего детского писателя. Но, я ошиблась. Наташа не только детский писатель, она прекрасный прозаик без всяких уточнений. --- да, согласен:)

 Характер повествования доверительный, словно беседуешь с закадычной подругой, от которой нет никаких секретов. Ощущается сопричастность в судьбе других людей, приходит осознание того, насколько каждый человек влияет на жизнь живущих рядом. Приходит понимание того, что в душе у каждого - маленький неуверенный ребёнок, каким бы взрослым и самодостаточным человек не был в реальности. Так и хочется сказать: «У каждого свои страхи и сомнения в душе, своя боль». --- да, классно сказано...

В прозаических произведениях всегда чётко и выверено распределены приоритеты между героями, где нет ни одного случайного персонажа. --- неверное управление... наверное, так:
В прозаических произведениях всегда чётко и выверено распределены приоритеты между героями, там нет ни одного случайного персонажа.

Читаешь, и понимаешь – этот персонаж тоже может быть главным --- не нужна запятая

Внутреннее одиночество любого человека и любовь, у каждого своя, большая, или маленькая, безответная, или взаимная, между мужчиной и женщиной, или с близкими, как правило сопряжена с потерей, или с невозможностью быть с любимыми по разным причинам. --- запутался в этой фразе совсем... может, тогда уж "сопряжены с потерями"? или вообще как-то переформулировать бы фразу...

Читаешь, и проникаешь сочувствием --- запятая не нужна, правильнее "проникаешься"

А самое удивительное, когда, перечитывая в очередной раз Наташины произведения --- мне трудно это объяснить, ну скажем так - это дело вкуса:) лучше так:
А самое удивительное, когда, перечитывая в очередной раз произведения Наташи

хочется снова вернуться, вчитаться, пере осознать. --- переосознать слитно

очень класно подобраны цитаты и рассказано о произведениях...
аплодирую, замечательно эссе... тоже можно в "Миры"... ну, после конкурса...

радости вам:)
Лис
Алексей_Лис   (29/09/21 14:24)    

Благодарю, Алексей! Вы как всегда  точны в своих замечаниях, трудно с ними не согласиться.
Леся_Полищук   (06/10/21 07:19)    

Остаётся только согласиться с автором эссе - переживаешь вместе с героями произведений Натальи.
Aleker   (26/09/21 16:00)    

спасибо  smile
Леся_Полищук   (06/10/21 11:24)    

Спасибо, автор, сердечное спасибо. Я помню твои задушевные отклики на мои стихи, спасибо.
Наталья_Сафронова   (24/09/21 17:24)    

heart Спасибо, Наташа!
Леся_Полищук   (06/10/21 07:18)    

Для меня Наталья, в первую очередь, прозаик и эссеист. Мне нравится её серьёзный подход к делу, внимание к деталям, трогательное отношение к героям своих публикаций. Наталья много делает для пропаганды литературы, рассказывая нам об удивительном мире тех, с кем мы долгие годы общаемся. И я очень рада появлению произведения, которое рассказывает о самой Наталье и её творчестве.

Спасибо автору!
Туранга   (24/09/21 12:42)    

Благодарю! smile
Леся_Полищук   (06/10/21 07:25)