Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Туранга. Философия жизни. Большой мир маленького человека   (Милана_Секоненко)  
Туранга. Философия жизни. Большой мир маленького человека, по мотивам миниатюр Маленький почтальон, С неба звёздочку достану, Рождённая летать

"Писатель!" – говорит нам кто-то о ком-то, и сразу представляется Достоевский (это в моём случае, у вас может быть по-другому). Помните портрет кисти Перова? Напряжённые плечи, крупная голова, большой лоб, глаза, которым больно смотреть, так мало света находит мыслитель в темноте людского мира. Он и сейчас, наверное, пытается высмотреть среди суетящегося человечества живые сердечные огни. Рядом с писателем-философом, тут я уверена, – Гоголь, Чехов, Платонов...
Здесь мучались от несовершенства человека, там мучаются, или всё-таки надеются на то, что человек стал таким, "каким он должен быть"... Не будем о грустном.

Прозаик. Неплохо звучит. Их много – разных. Есть и хорошие. Поговорить, конечно, хочется о хорошем.
Наша писательница видится мне ребёнком. Она сидит на стуле, поставив локти на письменный стол. Ноги не достают до пола, а один тапок свалился с ноги и на нём, охраняя, лежит котёнок. На писательнице огромный бант (важная деталь, это станет яснее позже). Бант такой большой, что не удерживается на макушке и свешивается на затылок. Сейчас писательница грызёт перо, значит, задумалась о чём-то серьёзном надолго. Не буду мешать.

Сколько нужно написать текстов, чтобы пишущие собратья посчитали тебя прозаиком? Какие темы необходимо охватить, чтобы поверили: да, это не мелкотравчатость, не вышивание бисерным почерком жидкими чернилами в розовой или голубой тетрадке (хотя пол писателя в нашем веке не существенен).

Три – хорошее число. На примере двух миниатюр и одного рассказа Туранги (Насти) попробую вкратце разобраться.

В первых двух миниатюрах говорится о звёздах. Что может быть обычней звёзд, еженочно плывущих в вышине? Что может быть банальнее обещания мужчины достать любимой звёздочку с неба? О приготовлении блюд поэтических слов не найти вообще, настолько эта то ли повинность, то ли удовольствие превращается со временем в семейную рутину.
И тут появляется писательница, взбалтывая в своем воображении несмешиваемое. А читатель, обыкновенный человек (я, например), начинает видеть связи там, где не мог раньше предположить. Он сопротивляется необычному образу, но сделав паузу, соглашается. Увидев сначала звёзды распластанными на праздничном столе, а потом, освобождая их от незавидной участи, отпускает в небо и становится свободнее сам. И уже готов лететь за ними, явственно слыша шелест распускающихся за спиной крыльев. Тут, главное, – не проморгать.
Миг – и недосягаемые звёзды прикреплены к небесному своду-блюду, откуда уже сами тянут лучики-вилочки к человеческой мягкосердечной душе. А ты в очередной раз понимаешь, что упустил подходящий момент для полёта. Скорее всего, из страха быть поглощённым небесами.
Что ж, остаётся, в лучшем случае, наблюдать за встающим на крыло ребёнком, любуясь его детским восприятием жизни, бесстрашным открытием нового и мудрым всепрощением ошибок взрослых.

Герои третьего повествования – почтовая сумка и почтальон. Что общего между ними и автором? Нет ни одного упоминания ни о звёздах, ни о небе, о созерцании или смысле жизни. Всё очень просто и буднично.
Маленький человек с почтовой сумкой проходит в рассказе дорогу, самостоятельно выбранную и протаптываемую затем в течение всей жизни. Но если бы звёзды могли видеть, а кто знает, может, и видят... то исхоженный путь, взрытый на поверхности земли тысячами тысяч шагов почтальона, предстаёт из космической глубины созвездием: от точки до точки, от двора к двору. Созвездием на земле, нарисованным многолетней службой людям. В одних и тех же точках в разные моменты жизни вспыхивают огоньки надежды, или тлеют угли горя, или загорается костёр любви. Чем это хуже звёзд?

Философия жизни автора и философия жизни его героев – всегда одна и та же? Может ли быть различной?..

Писательница, опустив низко голову, что-то пишет в тетрадке, не замечая, как бант медленно спускается с её головы и задерживается на уровне лопаток, превращаясь в капроновые крылья с атласным блеском.

Настю вот-вот подхватит ветерок, в нетерпении давно прогуливающийся вдоль открытого окна. Единственная надежда на котёнка, который коготком передней лапки прочно уцепился за тоненькую капроновую нитку, берущую начало на краешке переливающегося перламутром крыла. Да и как писательница сейчас отправится в полёт, потеряв один тапок?!

Пусть сидит и сочиняет. О таких, как она сама, как ты, как я... Пусть помогает маленьким людям с хрупкой душой оторваться от обыденной действительности и парить над суетой и толпой деловитых важных людей.
Мы доподлинно знаем, что некоторые, совсем немногие писатели не разучились летать, в самой своей сердцевине так и оставшись детьми. И ни для кого не секрет, что другого состояния души, чтобы войти в царствие небесное, у людей не будет.
Пока же у таких писателей, живущих среди нас, идут тренировочные предварительные полёты. Они отыскивают светила и протирают их. Протаптывают удобные траектории, соединяя звёзды в созвездия. Поддерживают живой огонь, указывающий нам дорогу к свету.
Опубликовано: 04/10/21, 08:02 | mod 07/10/21, 21:03 | Просмотров: 281 | Комментариев: 8
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (8):   

Знаете, Милана, такое эссе я бы в жизни не написала: это стихотворение в прозе, а не рассказ о знакомом мне писателе! Это эссе можно читать просто удовольствия ради...
Я думаю, Насте очень понравилось! smile  smile  smile
Marara   (02/11/22 05:53)    

Ой, Марина, благодаря Вам перечитала сейчас. Не возвращалась с конкурса эссе к этому тексту.
А и, правда, неплохо... smile
Спасибо!
Милана_Секоненко   (02/11/22 06:13)    

Милана, я вроде бы уже писала отзыв, но с удовольствием повторю: ты нарисовала удивительный портрет писательницы Насти:)  Много здесь любви, доброй улыбки, как солнышко.  Внимательный взгляд художника. И тапок с котенком, и бант, превращающий в крылышки, столько неуходящего детства во всем.  И очень похоже на Настю:)
Наталья_Сафронова   (05/10/21 11:03)    

Спасибо, Наташа!
Да, котёнок, бант, улыбалась, когда пришли эти образы:))
Потом чуть изменю текст: Алекер хорошие советы мне дал.
Милана_Секоненко   (05/10/21 11:18)    

Милана, удивительный взгляд, которым ты поделилась!)
Спасибо за это эссе!)
Виктория_Соловьёва   (05/10/21 10:33)    

Вика, спасибо!
Сама не ожидала такого ракурса:)
Сочиняла про Настю с удовольствием.
Рассказы в теме ты удачно подобрала друг к другу. Само собой в созвездие сложилось:))
Спасибо тебе за возможность попробовать себя в новом!
Чувствую, что связей в мозгу стало больше. Пусть и временно:)))
Милана_Секоненко   (05/10/21 11:14)    

А я всё жду, когда же появится в произведениях.) 

Спасибо, Милана! Мне очень понравилось эссе, но голосовать за него было неудобно - всё равно что за себя.))) 

Сразу видно, что Вы художница - яркую, живую и узнаваемую картинку нарисовали.)
Туранга   (04/10/21 08:29)    

Спасибо, Настя! И за "очень" особенно:)
С удовольствием работала с эссе. Надеюсь, ничего не переврала:)) как увидела, так и записала:)
Спасибо за рассказы! Они меня вдохновили.
Милана_Секоненко   (04/10/21 09:06)