Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Сообщение
[ свернуть / развернуть всё ]
*** (Произведение скрыто от просмотра)
Текст недоступен для просмотра
Все комментарии (28):   

Отзыв из
Туманность Андромеды (75). Сорок третья Икспедиция
http://litgalaktika.ru/publ/70-1-0-19564

Галина_Пиастро:

Начну с архитектоники этого небольшого стихотворения – она своеобразна. По крайней мере, не столь часто используема, хотя у нашего автора я подобную уже встречала – это вкрапление в изложение прямой речи героев. Похоже, что здесь ведётся диалог.
Один из говорящих это, понятно, ЛГ. Другой обозначен как «голос». Хотя, возможно, что в беседу-диалог включаются и другие собеседники (голоса). И не безлично, не беспристрастно. Такая форма организации стихотворения дала возможность провести своеобразную полемику, когда собеседники вбрасывают реплики как отдельные проблемы для обсуждения. Здесь это, хотя и кратко, но весьма насыщено смыслами.

Название «Не в этом мире» можно трактовать как то, что ЛГ ощущает себя погружённым в некий неведомый ему ранее мир, в иную жизнь, в отличие от той, к которой он привык. Об этом говорит самое начало, его вопрос:
- Где я? 
Да и следом:
- Сон? Явь? Бред? 

Новая жизнь, её некоторые отличительные черты неприятны ЛГ, неприемлемы для него даже.
Да и авторский голос к настоящему относится явно негативно: здесь и скученность домов-строений, и бесконечные пробки, от чего стойкий запах бензина, и закредитованность населения, но очень низкая его покупательская способность и др.
Хотя приведенные примеры говорят и о развитии этого явно крупного города, во многом типичного – налицо и плата за прогресс, так сказать.
А вот и кульминация, вот и бьющая под дых картина: немощный старик, пытающийся на мусорной свалке
хлеб отобрать у чайки. 
Благодарна автору, что он вместо старика не поставил ребёнка – так было бы ещё жальче, ещё более убийственно для восприятия. Спасибо. Спасибо.))

Ну и, наконец, концовка:
- Хватит! Хочу назад, в свой мир я!
- В СССР?
- Так точно!
 


Есть стихи, которые пишутся ради «последней строки».
Это стихотворение такого типа. Не скажу, что развязка уж очень неожиданная, парадоксальная. Скорее, читателя подводили к тому, что после показа многих проблем современности для простых людей будет дан – если и не призыв к изменению их положения – но некая итожащая оценка ситуации.
Алексей_Лис   (24/12/23 11:27)    

/продолжение/

Нужно ли понять, а где происходит действо? Да, здесь это важно. Попробую.
Привлекли внимание… чайки.
«Обитают чайки везде, где есть море, некоторые виды обитают возле пресных водоемов и рек». (с)
Это я к тому, что задумалась, а где, в какой из бывших республик СССР это происходит, может происходить? Получается, что в любой из них (глянула: чайки водятся даже… в Узбекистане, есть армянские…) – что уж говорить о бывших республиках, имеющих морские побережья.

Интересно, а подобные неурядицы как приметы времени могут ли происходить, происходят ли в иных странах-государствах? Есть ли там кучная застройка многоэтажками, везде ли легко припарковаться? Возникают ли пробки хотя бы в самых известных столицах и крупных городах – есть такое. Кое-где я сама наблюдала-застревала.)) А кредиты, жизнь в долг, везде ли легко обходится жителям?
А нехватка продовольствия… Да и проблема с мусорными свалками глобальна.
Это я вовсе не к тому, чтобы бросить тень на какие-то страны-государства.
Мой вопрос риторический: а куда, интересно, могли бы мечтать вернуться тамошние подобные старики и прочие, кто погряз в…?

Исполнение – образность и прочие тропы.
В основном всё изложено открытым текстом. Пожалуй, хороша только это метафора:
Окна в домах – эквалайзеры. 
Поняла так: те, кто «за окнами» – сильные мира сего – либо совсем отгородились от проблем простого люда, либо притушёвывают эти проблемы.
Вот ещё выразительно о подсадке на кредиты:
Легальный наркотик. 

Не очень понятно про мнимый холод:
Жмутся высотки от мнимого холода -
мест для парковок нет.
 

Здесь не поняла положение первой точки:
Скидками продавцы магазинов. Манят
прилавки, стойки
ломятся от товаров красивых.
 

Текст не разбит на строфы, а строки не являются стихами.
Всё очень вольно, но мне это по нраву.
Замечу, что автор для наглядности всю прямую речь выделил курсивом – не надеялся, наверное, что читатели сумеют её отличить от другого вида текста.))
Рифмы почти все очень приблизительны, но восприятию это никак не мешало.
Мне было легко читать. И интересно. Всегда рада стихотворениям, которые побуждают поразмышлять, как и это.

И снова о развязке.
Были в СССР нищие? Были. Но их вряд ли можно было «застать» в столь ужасной ситуации, чтобы показать так надрывно и экзальтированно, как здесь. Остальные выявленные «беды и проблемы» не столь критичны. Поэтому мне кажется, что за представленной здесь ностальгией ЛГ кроется нечто большее, чем показано – о чём автор умолчал.
Его полное право.

Галина_Пиастро
Алексей_Лис   (24/12/23 11:27)    

Доброе утро, Галина. Для начала хотел бы Вас поблагодарить за такой крутой и развёрнутый разбор. Мне очень приятно. Спасибо Вам. respect

Теперь, если позволите, отвечу на те вопросы, которые у Вас возникли по ходу разбора:
Первое:

Цитата
Начну с архитектоники этого небольшого стихотворения – она своеобразна. По крайней мере, не столь часто используема, хотя у нашего автора я подобную уже встречала – это вкрапление в изложение прямой речи героев. Похоже, что здесь ведётся диалог.
Здесь всё просто. ЛГ из прошлого попадает в наше настоящее и видит все ужасы капитализма.
Голосов тут нет. Здесь один голос, который постоянно отвечает на вопрос ЛГ. Ведь ЛГ сначала даже не понимает, где он находится. Потом до него с трудом доходит, что: "- Тут пролегали пути для трамваев?!" Но голос ему отвечает: "Не в этом мире".

Второе:

Цитата
Новая жизнь, её некоторые отличительные черты неприятны ЛГ, неприемлемы для него даже.
Галина, Вы всё верно считали. Очень понравился этот момент из Вашего отзыва:
"Да и авторский голос к настоящему относится явно негативно: здесь и скученность домов-строений, и бесконечные пробки, от чего стойкий запах бензина, и закредитованность населения, но очень низкая его покупательская способность и др".
Браво! hands

Третье:

Цитата
Нужно ли понять, а где происходит действо? Да, здесь это важно. Попробую.
Отвечу на вопрос: где всё происходит. Это город Воронеж. Собственно то место, где я живу.
1. Воронеж разделён водохранилищем на два берега: левый и правый. Вот как у водохранилища полно чаек.
2. Трамвайные пути, о которых тоже есть упоминание в стихе, были до 2011 года. Сейчас трамвайные пути в Воронеже остались только на Северном мосту. Вот фотография:



По верхней эстакаде (в середине) ходили трамваи.

3. Кучная застройка - в Воронеже тоже является проблемой. Я думаю, в нынешнее время что эта проблема является повсеместной, если честно.
4. Из магазинов ("Магнита", "Пятёрочки") просроченный на день товар телегами вывозят на мусорку. Именно там можно встретить наших пенсионеров, которые порой устраивают бои за еду не только между собой, но и с птицами (не только с чайками).
5. О закредитованности... Если позволите, я промолчу. Думаю: тут всё ясно.
6. Перемаркировки товаров (о них в стихотворении упомянуто в конце) - тоже в нынешнее время одна из проблем.

Четвёртое:

Цитата
Исполнение – образность и прочие тропы.
1. Галина, снова браво! Вы абсолютно точно считали метафору: "Окна в домах – эквалайзеры".
2. "Мнимый холод" - холод, которого по сути нет. В нынешнее время ЖК строят на небольших участках (хотя в этом нет нужды). Но всё дело в деньгах. Нужно же продать побольше квартир. Поэтому ставят муравейники в 16-20 этажей. Отсюда вытекают проблемы не только с парковочными местами, о которых я упомянул в стихе, но и с подъездом скорой, снегоуборочной, пожарной машин и, конечно же, мусоровоза. И естественно есть проблемы с благоустройством.
3. "Скидками продавцы магазинов. Манят
прилавки, стойки
ломятся от товаров красивых".


Это анжамбеман. Когда один смысл переходит в другой. Раньше я не знал этот термин и называл его "сшиванием". biggrin

Пятое:

Цитата
И снова о развязке.
Это, наверное, единственное написанное мною стихотворение в жанре гражданской поэзии. По сути всё стихотворение - критика капитализма и сравнение его с социализмом (хотя мир социализма в стихе не показан). Я, конечно, не предсказатель, но думается мне, что рано или поздно капитализм с треском рухнет.

Галина, ещё раз Вам спасибо! 

Zart   (24/12/23 10:43)   
Алексей_Лис   (24/12/23 11:29)    

Артём, здравствуйте.
Первое и дальнейшее)): очень приятно получить от автора столь развёрнутый отклик на отзыв. Мне подобное получать почти не приходилось. Спасибо!!
Да, мне было интересно читать это стихотворение: осмысливать сказанное напрямую и пытаться понять междустрочье)).

Мелочь, но всё же -- мой придир был к этой фразе "Скидками продавцы магазинов."   Посмотрите на неё ещё раз: по-моему, в ней не хватает глагола.

Спасибо за отличный снимок моста в г. Воронеже -- мне не пришлось там бывать.

Артём. Я написала в отзыве:
"Поэтому мне кажется, что за представленной здесь ностальгией ЛГ кроется
нечто большее, чем показано – о чём автор умолчал".
Рада, что не ошиблась. Более того, Ваша откровенность предсказания участи капитализма мне показалась редкостью, смелостью высказывания --
не часто встретишь подобное. Подождём -- увидим!))

Удачи Вам.

Галина_Пиастро   (24/12/23 18:09)   
Zart   (24/12/23 19:18)    

Цитата
придир был к этой фразе "Скидками продавцы магазинов."   Посмотрите на неё ещё раз: по-моему, в ней не хватает глагола.
Он есть. Это глагол "Манят" после точки. Он не случайно стоит на той же строке.
Короче (если простым языком): "скидками манят продавцы магазинов" и "манят прилавки, стойки".
Это и есть анжамбеман.

П.С. И Вам удачи! 

Zart    (24/12/23 19:26)   
Zart   (24/12/23 19:32)    

Я извиняюсь за влвз ). Да, конечно, это и есть анжамбеман.

Но к первому предложению он отношения не имеет ) Перенос смысла из одной  строки в другую  не подразумевает переноса смысла из одного предложения в другое, и глагол после точки,  - он есть глагол следующего предложения.

Скидками продавцы магазинов манят,
Прилавки, стойки
ломятся от товаров красивых".


В таком виде прилавки не манят, а ломятся, но разве все прилавки нас манят? А ломятся - в большинстве своём )

Но можно и:

Скидками продавцы магазинов манят
к прилавкам, стойки
ломятся от товаров красивых".

)


Hellin   (25/12/23 15:04)   
Zart   (25/12/23 22:59)    

Артём.
Сидела я и удивлялась на Вашу трактовку анжамбемана, соображая, как бы лучше пояснить, что это за "зверь"... И тут я увидела великолепный пост Гули,
где всё и сказано, и примерами подкреплено. Изучите эти пояснения, плиз.


Галина_Пиастро   (25/12/23 21:21)   
Zart   (25/12/23 23:00)    

Гуля!! Прими от меня благодарность  за "расшифровку" анжамбемана, которую ты дала Артёму.
Браво! Брависсимо!!
И спасибо за отличный  "влез" 

Галина_Пиастро   (25/12/23 21:24)   
Zart   (25/12/23 23:01)    

Короче, просто точку убрать. Сделаю.
Спасибо, Гуля! 


Zart   (25/12/23 22:52)   
Zart   (25/12/23 23:02)    

Артём, не просто точку убрать, но и не забыть зпт или лучше точку поставить после "манят" и начать Прилавки с заглавной, иначе получается, что продавцы манят к себе не покупателей, а - прилавки )
Hellin   (25/12/23 23:22)    

Тогда придётся вернуть точку перед словом "манят". Иначе анжамбеман вообще пропадает. Оставлю как было:

Скидками продавцы магазинов. Манят
прилавки, стойки
ломятся от товаров красивых.
Zart   (26/12/23 08:16)    

Таки я не поняла - а что, вашей целью является именно анжамбеман? Даже ценой потери синтаксического смысла?

Ну, в другом варианте и анмамбеман остаётся, и смысл тоже не меняется.

Скидками продавцы магазинов манят
к прилавкам. Стойки
ломятся от товаров красивых.

Аж два анжамбемана вам! )) И смысл остаётся.


Но, так-то, да - автору решать. А я тут просто мимо проходила )
Hellin   (26/12/23 09:02)    

А-а!
Вот теперь до меня дошло! biggrin
Вечерком ещё раз почитаю и, скорее всего, поправлю.
Спасибо ещё раз, Гуля! happy
Zart   (26/12/23 10:35)    

smile
Hellin   (26/12/23 10:39)    

нуу... категоричность суждения и мне была не чужда некое время назад))
по мне, так это болезнь роста души, как нарыв, болезненный, горький
потом приходит глубина и ясность понимания...
и покой)
в целом, хорошо, что такие бунты случаются)
shah-ahmat   (21/02/22 18:56)    

О, да... Есть такое.
Zart   (21/02/22 19:06)    

Да, впечатляющая картинка... А ведь и правда, там было многое лучше...
То ли мы стареем, то ли мир дуреет, то ли у каждого времени своя правда. Хорошие стихи, Артём
Гелия   (19/02/22 19:47)    

Цитата
То ли мы стареем, то ли мир дуреет, то ли у каждого времени своя правда.

Выбираю вариант бэ.
Zart   (19/02/22 21:51)    

Раньше была норма строительства - между домами должно быть расстояние в высоту дома. То есть если дом падает - он не задевает соседний. Сейчас эта норма нарушается везде и чем дороже земля, тем плотнее застройка. Прочитала ваше: "Жмутся высотки от мнимого холода" и вспомнила своего отца. Это он мне рассказывал про городскую застройку.
А стихотворение правдивое и поэтому цепляет... Спасибо!
Виктория_Соловьёва   (18/02/22 15:57)    

Да, Виктория. Я об этом тоже слышал. Но, к сожалению, в наше время на первом месте деньги. И из-за них выливается масса проблем:

1. Живём в муравейниках, сделанных из говна и палок.
2. Парковочных мест не хватает и весь двор в машинах.
3. Из предыдущего пункта выливается и проблема с подъездом для мусоровоза, пожарных и снегоуборочных машин.
Zart   (18/02/22 17:02)    

Откуда Вы, Артём? Просто интересно стало:)
Виктория_Соловьёва   (18/02/22 17:14)    

Воронеж
Zart   (18/02/22 17:16)    

Тёплые края)))
Виктория_Соловьёва   (18/02/22 17:21)    

Не совсем, конечно, тёплые. Скорее средняя зона. smile
Zart   (18/02/22 17:32)    

Всё познаётся в сравнении)))
Виктория_Соловьёва   (18/02/22 17:34)    

Ну, если Вы, например, из Мурманска, то тогда, конечно.
Zart   (18/02/22 17:35)    

Здравствуйте, Артём.
Серьёзная визитка, злободневная.
Ирина_Архипова   (18/02/22 15:17)    

Добрый день, Ирина.
У меня есть стихи похлеще. Но выбираю эту работу, так как до сих пор считаю её самой лучшей.
Zart   (18/02/22 15:32)