Это тридцать первая публикация проекта «Миры». Полный интерактивный каталог проектов Созвездия и Миры Марина_Юнг http://litgalaktika.ru/index/8-311
Каждый уверен, что лишь ему
светит маяк стороны родимой.
Где-то на улице Десятинной
мой маячок разгоняет тьму. (Десятинная улица) http://litgalaktika.ru/publ/9-1-0-11979 Коллаж Марины Юнг Из прочитанного ранее у Марины Юнг проросло в душе - стихотворение
«Прадеду» Ведь, когда на исходе недели сгустится вечер,
вспомню тех, кто не с нами, но светлою будет грусть,
и за всех, кто мне дорог, по-русски я помолюсь,
зажигая Субботние свечи. http://litgalaktika.ru/publ/11-1-0-12929 и миниатюра
«Анна и Анна» http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-12681 Мне кажется - у всех проросло. Как Рождество и родина. Недаром мы, услышав курлыканье журавлей, поднимаем голову к небу, провожаем взглядом клин, и сердце щемит…
Исаак Левитан. Весна. Журавли летят В Марининой пейзажной и городской лирике чисто и высоко звучит ностальгия по родине. Почему-то подумалось, что эмиграция сделала Марину - поэтом. Возможно, она и раньше рифмовала, но именно тоска по родине огранила ее строки, наполнила энергией.
Вспомнились стихи Юрия Кузнецова:
Солнце родины смотрит в себя.
Потому так таинственно светел
Наш пустырь, где рыдает судьба
И мерцает отеческий пепел.
И его же:
Душа, ты рванешься на запад,
А сердце пойдет на восток.
У Марины Юнг– чуть мягче. Но не менее горько, наверное. Конечно, я отметила стихотворение
«Здравствуй» еще при первом прочтении, и коллаж с Гамбургом, отражающимся в реке киевскими куполами, запомнила.
Здравствуй, пишу тебе ...-надцатое письмо.
В будни так короток зимний ненастный вечер,
не дозвонилась. Растерянный голос мой,
словно в сражении с техникою немой,
что-то тебе бормотал на автоответчик.
На Теремковской, наверное, сонный морок.
Это ведь стало привычно тебе, мой друг,
знать, что давно без меня уже дышит Город... http://litgalaktika.ru/publ/14-1-0-10366 (Здравствуй) Но сегодня, когда перечитала множество стихов Марины – слезы подступили к глазам, и ясно высветилась главная тема ее творчества.
Только на смутной картинке, как за стеклом,
Из параллельно-туманного зазеркалья
Тень моя движется в Городе, но другом –
Мы с ним на Ты, и все сны остаются в нём
Той, неслучившейся жизни немой печалью... http://litgalaktika.ru/publ/14-1-0-10737 (Путь домой) И только ночью мне Город снится
Скрипучей дверью на Десятинной... http://litgalaktika.ru/publ/13-1-0-11752 (Июль) Но ничего. Из ханзейского зазеркалья,
клочья седых облаков обратив в слова,
с воем горстями снежинок во мгле сверкая,
небо над всем Голосеевым рассекая,
знак принесет тебе ветер, что я жива. http://litgalaktika.ru/publ/14-1-0-10366 (Здравствуй) Это важно – сказать родному Городу, что ты жива…
Город у Марины – синоним слова «родина». Он снится героине «в… зимнюю ночь»… И вспоминается гоголевская «Ночь перед Рождеством».
«Звон рождественский слышен, далекий и близкий»…
«Город-праздник смеялся, о грусти забыв…» http://litgalaktika.ru/publ/18-1-0-12515 (Сон в... зимнюю ночь») Набоковское «Бывают ночи, только лягу – в Россию поплывет кровать…» - тоже вспомнилось. Марина пишет о Киеве, и читатель плачет вместе с поэтом, мы плачем о нашей общей родине.
И детство у нас было схожим, может быть, поэтому финальные строки стихотворения
«А я бы сыграл…» И что остается мне? Грезить о счастье -
как здорово было вращаться, вращаться...
_________вращаться...
_____________счастье...
_________________счастье...
______________________сча...http://litgalaktika.ru/publ/9-1-0-12517 читаются как «возвращаться в счастье…»
И даже любовная лирика Марины воспринимается как ностальгия по юности и родине:
Сон возвращается. Чёрт, не стыдясь нисколько,
Вырвав из памяти, тащит из давних лет
Тени ненужного мира... Зачем, зачем?
Льёт аромат «Же Озе» в закоулки ночи,
Нежно твоими усами меня щекочет,
Крутит без устали Смоки и Бони М...
Мед поцелуев пьянит, но горчит чуть-чуть.
Помню хорошее, все остальное – мелочь...
С этим-то сном ничего не могу поделать,
Нет, не могу... да чего там, и не хочу. http://litgalaktika.ru/publ/10-1-0-10724 (Упрямый сон) Сравните
«Воспоминание» Марины Юнг и «В стороне далекой от родного края…» Ивана Бунина.
У Бунина:
В стороне далекой от родного края
Снится мне приволье тихих деревень,
В поле при дороге белая береза,
Озими да пашни — и апрельский день.
Ласково синеет утреннее небо,
Легкой белой зыбью облака плывут,
Важно грач гуляет за сохой на пашне,
Пар блестит над пашней… А кругом поют
Жаворонки в ясной вышине воздушной
И на землю с неба звонко трели льют.
У Марины:
Что же мне вспомнить? Шальные блики,
Мягко играющие в бокале?
Алыми каплями земляники
Дни сорвались и в траву упали.
Их аромат был медово-свежим,
Ветер был юн, и легко молчанье,
Сумерек свет так щемяще нежен,
Струн перебор так светло-печален.http://litgalaktika.ru/publ/9-1-0-12153 (Воспоминание) Понятно, что до Бунина всем нам еще расти и расти, но
«Алыми каплями земляники Дни сорвались и в траву упали» - не просто хорошо, но пророчески горько… И «Переведи меня через Майдан» Виталия Коротича – очень близко. Это я к тому, что увидела где-то в комментариях Маринино «Ну, что вы! Какой я поэт!..»
Так золотисто саднят, так щекочут нервы
эти щемящие дни на излёте лета...
Первым дыханьем – а может, уже не первым? –
утренний холод над речкой пугает вербы,
дышит небрежно на плети продрогших веток...
Знаю я, будет еще краса золотая,
будем и бабьему лету рады, и снегу,
знаю... и все-таки что-то сейчас умирает,
ласточки в танце прощанья от края до края
в криках извечной тоски исчертили небо,
и потому так серьезен рассвет холодный –
в меру он розов и дымкой молочной за́лит,
и потому начинаем уже сегодня
тихо грустить о прощании ежегодном
с летом, что, словно сквозь пальцы вода, ускользает... http://litgalaktika.ru/publ/13-1-0-13016 (На излете)
И снова хочется вернуться к
«Прадеду» и рассказу
«Анна и Анна»:
"Из шестнадцати (на тот момент) бабулиных правнуков большинство жили далеко, и когда у меня родилась Анна-младшая, каким счастьем лучились бабулины глаза! Как возилась она с ней – и песенки, и ладушки, и люленьки... И произошло чудо: помимо внешнего сходства, вместе с ладушками и люленьками Анна-большая передала Анне-маленькой лучик своей светлой души».
http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-12681 (Анна и Анна) Все повторяется. «Маленький лучик души» прорастает в наших детях и внуках, а потом в правнуках. И это – дороже всего на свете…
А это дороже всего на свете,
ценнее бриллиантов и жемчугов,
дороже, чем золото, самоцветы
и Млечная россыпь без берегов...
И чувствуешь: сердцу гореть и гореть ещё,
и тёплой волной обдает внутри,
когда пятилетнее человечище
тебя обнимает и говорит,
прижавшись с неодолимой силой:
– Бабуль, не хочу, чтоб ты уходила! http://litgalaktika.ru/publ/9-1-0-10303 (А это дороже всего на свете) Тивадар Костка Чонтвари Старый рыбак В каждом человеке есть божественное и дьявольское, как в герое картины Тивадара Костки Чонтвари "Старый рыбак". "Лучик", заложенный в нас и наших детях бабушками и дедушками, высветлит наши души. Любовь спасет мир.
Весна. Борис Кустодиев
Замечательное эссе про замечательного автора!) У Вас очень цепкий взгляд, Вы замечаете то, мимо чего многие прошли бы, не обратив внимания. Спасибо большое за открываемый Вами миры наших авторов!
Здравствуйте, Марина)
Вы, очень интересный и сильный автор) У Вас прекрасная лирика) Да и не только лирика. Один только "Гугл-чат" чего стоит!)) Я очень рада, что Вы пришли на Литгалактику)
Спасибо, что вы с нами, Марина, Наталья!
Добра и света вам!
Большое спасибо за столь высокую оценку.
Огромное спасибо Вам за тёплые слова, я тоже очень рада, что оказалась на Литгалактике.)
Очень приятно, что Вы упомянули "Гугл-чат".
И согласна, что Наташа ухватывает такие вещи, которых иногда сам автор о себе не знает.))
Вот перечитала — и опять такое чувство тёплое!)
Как ты умудряешься? Ты увидела всё гораздо глубже и шире, чем автор сам себе представлял.
Кажется, я несу ахинею, но ты поняла мою мысль.)
Да, родина — понятие очень широкое. Не просто место, где мы выросли. Это целый мир.
Это и молодость, и связь поколений, и книги, на которых выросли, и друзья...
Конечно, часть его мы забираем с собой.
И что интересно, встретив людей, которые всё это понимают, чувствуешь, что этот мир твой не тает, не удаляется от тебя, а наоборот — становится крепче. Вот за это спасибо тебе большое!
Спасибо тебе, Марина.
спасибо!
спасибо большое, Вика.
Хорошее, разностороннее эссе о замечательном авторе.
Спасибо тебе за отзыв!
Сейчас как-то особенно сложно писать об этом. Не уверена, что нашла верные слова. Очень горько.
Наташ... да, горько. Не то слово.
Но слова ты нашла, не сомневайся.)
Как всегда - замечательное.
И выбор стихов, и иллюстрации...
Марина явно этого эссе заслуживает: я с восторгом читаю ее стихи - они - живые.
Коллаж - прекрасный: сверху страна пребывания, снизу - Киев. Я бы такой в жизни не придумала. Рыбак - интересен; он как раз твою мысль иллюстрирует. Левитан - наверняка Марине нравится. А Кустодиев - сам по себе хорош - эдакий светлый аккорд в конце эссе.
Это - как во Владимирском соборе - его Васнецов расписывал, Врубель, и Бог весть кто ещё.
Наташа, иллюстрации очень подходят все, все к месту.
Марина очень удачную аналогию с Владимирским собором привела!)