Последние несколько лет размышляю о природе абсурда в творчестве. Пожалуй, чаще всего вспоминаются «Таракан» Кафки и статуэтки слонов на тоненьких ножках Сальвадора Дали (выставлялись у нас работы из чьей-то частной коллекции, я лицезрела их вживую и хорошо помню: сжалось что-то внутри от жалости). И особенно ярко - как мы с подругой изумлялись фантазии художников на выставке авторских кукол, а маленькая дочка подруги – хмурилась, даже отворачивалась. Я спросила:
- Аленка, тебе не интересно? А какие работы тебе нравятся?
Девочка подвела нас к привычным мягким игрушкам. Дети любят знакомое и понятное. Перевернутый с ног на голову мир их пугает.А взрослые?В царстве абсурда мы кажемся себе беззащитными слонами на тоненьких ножках, тараканами… «Все мы немножко лошади…»* Совершаем нелогичные поступки, мечемся из одного конца света в другой на угнанном паровозе, ищем свою дорогу, как сержант Семенов GP. И как важно при этом – сжечь в паровозной топке обиды и сомнения!
И тогда сержант повернул на юг,
Кинув в топку обиды все,
И подумал: «Доеду — поем урюк,
И забуду, чем пахнет снег». (Сержант Семенов)
http://litgalaktika.ru/publ/9-1-0-5411 Но при этом не переборщить, не сжечь -ВСЕ чувства. С выжженной душой – откуда силы черпать?
А назавтра сержант угоняет танк...
Так жить он давно привык. (Сержант Семенов)
Парадоксальный как будто вывод. И так просто написано. Так обыденно…Как «Из дома вышел человек» Даниила Хармса. Вышел – и не вернулся. И «отряд не заметил потери бойца»**. Так люди не заметили гибели героя на картине «Падения Икара» Брейгеля. Не почувствовали приближения чуда в «Переписи в Вифлееме» и «Поклонении волхвов» этого же художника. Спасение – в творчестве?
Вот - я́. И сомнения мир разрушают мой:
Я жаждал музу, но вижу ужасных мойр,
Рвущих душу в куски,
..............................сплетающих сети неотвратимых бед.
Скажи хоть слово, дай хоть какой-то знак. (Винсент)
...А Мунк создавал «Крик»,
..............................где безухий Винсент пытается выйти из тьмы.(Винсент)
http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-1192 В комментариях к этому стихотворению Егор рассказал, что строчки родились, когда у него разрушились какие-то планы… Очень важные, наверное. Подсознание мучительно искало выход – как минимум, чтобы выбраться из бездны разочарования. Значит, творчество все-таки спасает.
Изумила вариация Егора «на тему пожара в Нотр-Дам де Пари»:
Нет, Эсмеральда! Нет -
Мечты улетают в дверь
Раскрытого в крике рта,
И время течёт из глаз
Слезой по щеке-стене.
Ты бьёшься внутри как нерв -
Не вылечить ни черта
Безумства больную власть.
И рвёт колокольный лай
Раздумий тугую суть:
Мне мало того, что есть,
И бес на плече трубит!
Гори, Нотр-Дам, пылай -
Лети на Небесный Суд.
А я же останусь здесь
Бессмертным огнём любви. (Квазимодо)
http://litgalaktika.ru/publ/47-1-0-2433 Улыбнулась его вариации Великого потопа:
— Пей, дурень, если хочешь жить, — отец уже с трудом перекрикивал шум льющейся с неба воды, — спать нам долго не придётся. Столько забот, столько забот… Делай, что должно - пей, говорю! Пьяному - море по колено!
Тридцать дней и тридцать ночей нескончаемо шёл дождь, и вода покрыла даже самые высокие горы. Но все небожители с удивлением смотрели, как пляшут вокруг бочек с вином по колени в воде пьяные люди и звери и горланят совместно песни. (Проще простого)
http://litgalaktika.ru/publ/49-1-0-1158 Правда, здорово? Изумила абсурдная, но воспринимаемая героями как норма реплика торговца вином: она берёт у меня оптом вино, значит, человек она порядочный. Вот оно – мерило порядочности! Удобный для тебя лично человек– положительный.
Вспомнилось шварцевское: «Мы привыкли к своему дракону. Он уже четыреста лет живет у нас… Уверяю вас, единственный способ избавиться от драконов — это иметь своего собственного». Помните, как Буратино сражался с Карабасом Барабасом? На выручку деревянный мальчишка призвал друзей – и собственное чувство юмора. Пьеро читал обидные стишки, а Мальвина – хохотала! Вот так же весело Егор интерпретирует теорию Дарвина о происхождении человека. Оказывается, в том, что человек произошел от обезьяны, великого ученого убедила няня, обеспокоенная хулиганским поведением воспитанника. Где-то я прочитала, как юная мама сказала своему малышу: «Не балуйся, посмотри, как хорошо себя ведет дедушка». И дедуля, которого впервые в жизни поставили кому-то в пример - вдруг скорчил страшную рожу!
Воистину, абсурд окружает нас. И уберечься от его проникновения внутрь можно только с помощью иронии и самоиронии. Ну нельзя воспринимать себя чересчур серьезно! Смех GP – добрый, заразительный – помогает справиться с раздражением, дарит силы дождаться утра, которое обязательно будет мудренее вечера. Ну вот как лунной лошади, например, которая пережила зиму только потому, что верила, что «вылезет заяц, со спячки тощий, и крикнет: «Насколько ты все же, лошадь, нарядная по весне!» (Лунное)
http://litgalaktika.ru/publ/47-1-0-6247 Бывает так трудно и одиноко, а зима кажется столь долгой, почти бесконечной, что и зайцы впадают в спячку. Зато, когда проснутся – можно и о крыльях помечтать.
С тех пор неспеша, с чертежом сверяясь,
И лунная лошадь, и лунный заяц
Мечту воплощают… (Лунное)
И невольно вспоминаются сказки Сергея Козлова о ежике и медвежонке. И прекрасный советский мультфильм «Ну, погоди!» В «Большой зиме» у Егора волк и заяц вместе «едят луну»:
Заяц стоял поодаль
И терпеливо ждал, пока насытится волк.
«И чем мне приглянулся столб? —
Удивлялся он, ощупывая расшатавшийся зуб —
Луна большая.
Нам с волком на всю бесконечную зиму
хватит...»
http://litgalaktika.ru/publ/66-1-0-5554 Удивительные аллюзии, правда? Но это еще что! Сравните «Зимний колибри» GP и «Исповедь хулигана» Есенина.
Когда умирает листва деревьев,
Обнажая ворон в ветвях,
Колибри в «прекрасное завтра» верит,
Не ведая слово «страх»:
Он летит на юга, обгоняя холод,
Засосав бокал «Шардоне»,
Чтоб плюхнуться в море бесстыже голым
На досаду зиме и мне.
Взять бы иголку дамасской стали —
К черепу мозг пришить.
С чего я смотрю, как колибри малый
На юг отлететь спешит?
Я медленно ввысь поднимаюсь — в тучи:
Голова, как воздушный шар...
Сейчас полечу на юга, где лучше,
Не отдав за то ни гроша,
Покидая ворон с их гусиной кожей,
Да скелеты ив и берёз —
Мой разорванный мозг выносить не может,
Когда его жрёт мороз. (Зимний колибри)
http://litgalaktika.ru/publ/47-1-0-6212 …А я, ничтожнейший в мире атом,
В сугробную рухну стынь,
Ища оправдания мозгом рваным,
Почему этот край мне мил,
Где листья, как пластырь, покрыли раны,
Землю скрыв от зимы... (Зимний колибри)
А это – Есенин:
Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.
Сие есть самая великая исповедь,
Которой исповедуется хулиган.
Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы,
Я только крепче жму тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь. (С.Есенин. «Исповедь хулигана»)
…Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Я нежно болен вспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь. (С.Есенин. «Исповедь хулигана»)
Как будто о разном – однако, вспомнилось…
Я могу сколько угодно вспоминать мировую классику, подводя вас к мысли о том, что Егор – глубокий трагический поэт, который умеет вытаскивать себя за волосы из болота, как Мюнхгаузен. И в помощь ему (и всем нам) – белиберда. Да-да, та самая, к которой мы успешно прибегали в детстве. «Вышел месяц из тумана,Вынул ножик из кармана:
«Буду резать, буду бить,Всё равно тебе водить». Что там, в этих детских считалочках? Народная память, защитный код. Творчество – это тоже код, когда работает подсознание. Щелчок – и срабатывает механизм защиты, выдает строчки, мы распутываем их, как волшебный клубок в сказке, нащупываем свой путь.
Глядь, Ангел Господень слетает кругами вниз,
И громко кричит: «Отдохну́л маленько, и хватит!
Давай, — голосит, — вставай: дела! Повсюду - дела!
Тебя доставить наверх положено мне бы,
Да так осточертели ваши людские тела…
Ты сам построй-ка лестницу прямо в небо!».
И Тим Ви́льсон по́днял топор да пилу:
Он привык трудиться, что бы с ним ни случалось.
Для начала поймал скользящий солнечный луч
И прибил, чтоб в будущем лестница не качалась... (Лестница в небо)
http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-245 Со стихотворения «Лестница в небо» Егор советует читателям начинать знакомство с его творчеством. А я завершаю этим стихотворением свой обзор. Абсурд, скажете вы? Не так все просто. Я вдруг подумала, что нелишним будет напомнить себе, как это важно: продумывать каждый шаг, сверяясь с совестью, торить прямую, а не окольную тропинку – и почаще смотреть на небо.
*В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
** М.Светлов «Гренада»
Перевернутый с ног на голову мир их пугает.А взрослые?В царстве абсурда мы --- пробелы потерялись...
В царстве абсурда мы кажемся себе беззащитными слонами на тоненьких ножках, тараканами… --- классная мысль:)
Но при этом не переборщить, не сжечь -ВСЕ чувства. --- пробел после тире, лучше не капсом, а курсивом выделить...
Удобный для тебя лично человек– положительный. --- пробел перед тире
Где-то я прочитала, как юная мама сказала своему малышу: «Не балуйся, посмотри, как хорошо себя ведет дедушка». И дедуля, которого впервые в жизни поставили кому-то в пример - вдруг скорчил страшную рожу! --- :))))) да, представил это:))
Я могу сколько угодно вспоминать мировую классику, подводя вас к мысли о том, что Егор – глубокий трагический поэт, который умеет вытаскивать себя за волосы из болота, как Мюнхгаузен. --- да, согласен:))
«Вышел месяц из тумана,Вынул ножик из кармана:
«Буду резать, буду бить,Всё равно тебе водить» --- здесь надо разбить на строчки
Что там, в этих детских считалочках? Народная память, защитный код. Творчество – это тоже код, когда работает подсознание. Щелчок – и срабатывает механизм защиты, выдает строчки, мы распутываем их, как волшебный клубок в сказке, нащупываем свой путь. --- очень интересная мысль...
Со стихотворения «Лестница в небо» Егор советует читателям начинать знакомство с его творчеством. А я завершаю этим стихотворением свой обзор. Абсурд, скажете вы? Не так все просто. Я вдруг подумала, что нелишним будет напомнить себе, как это важно: продумывать каждый шаг, сверяясь с совестью, торить прямую, а не окольную тропинку – и почаще смотреть на небо. --- да, я понял... очень хороший финал эссе...
дааа... классное эссе... это готовое эссе для проекта "Миры" (ну когда конкурс закончится и если автор будет не против)...
радости Вам:)
Лис
Я серьезно, это не абсурд.
Мне очень интересно, кто автор, который смог меня убедить, что эссе можно сделать неимоверно здорово! :))
и очень замечательный автор!
Видно, что автор изучал творчество "подопечного", интересовался им.
Замечательное эссе!