Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Обзоры » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Туманность Андромеды (53). Двадцать пятая Икспедиция   (Кают-компания)  
Это пятьдесят третья публикация проекта «Туманности» и двадцать пятая публикация проекта «Икспедиция»

Полный интерактивный каталог проектов Созвездия и Миры

"Икспедиция" – это неологизм, образованный от слов "экспедиция" и "икс" (неизвестный фактор). Подробнее можно прочитать по ссылкам:
О проекте «Икспедиция»
Ещё раз о проекте «Икспедиция»

Туманность Андромеды – это крупнейшая галактика в Местной группе и ближайшая к нам большая галактика.

Состав икспедиции:
Братислава, Виктория_Соловьёва, Ирина_Архипова, Александр_Соломатин, Милана_Секоненко, Вячеслав_Дворников, Татьяна_Смирнова, Туранга

Авторы произведений, по которым мы путешествовали:
Татьяна Кантина (Рейвен), D_Grossteniente_Okku, Вика_Корепанова, Галина_Пиастро, Людмила_Кац, Михаил_Кульков, Виктор_Казимиров, Юлия_Лавданская

 



Ниже можно прочитать об участниках икспедиции. На фотографии можно кликать для увеличения.

Братислава:

Отбившийся от стаи поэт, который всё же не может не писать) а официально если, то:

Светлана Алексеева проживает в г. Клин Московской области. После окончания Тверской государственной медицинской академии работает врачом-педиатром и детским кардиологом. Интернет-псевдоним – Братислава.

 

Виктория_Соловьёва:

Люблю поэзию с детства. Она остаётся для меня волшебством до сих пор. Иногда я думаю, что я пришла в мир, чтобы увидеть его через призму поэзии.
 
 

Ирина_Архипова:

Что могу рассказать о себе? В 2017 году для проекта Авто(р)портрет я написала про себя такие слова:

«Родилась и живу в древнем, но бесконечно молодеющем городе Казани. Папа до последнего ждал сына – наверное, именно поэтому я обожала машинки, пистолеты, велосипед, пинг-понг и рыбалку. У меня было много плюшевых зверей, пушистых и тёплых. Но я никогда не играла в куклы.

С детства гораздо больше слов любила числа и их превращение друг в друга. И даже предположить не могла, что спустя два десятилетия после получения диплома математика магия строк увлечёт меня в удивительный и загадочный мир поэзии.

В моей работе цифры и буквы переплетаются, объединяются, сосуществуют в особой реальности: многозадачности закрученного в спираль трудового дня рядового чиновника с образованием математика и душой поэта, живущего самой обычной жизнью, от понедельника до пятницы и от пятницы до понедельника.»

Что с тех пор изменилось? В мою жизнь вошла Литгалактика. Вернее, при моём непосредственном участии во Вселенной появилась Литгалактика – мой самый любимый и по-настоящему родной сайт. Я с большим удовольствием принимаю участие во всех проектах Литгалактики, и этот проект – не исключение.

Спасибо нашему капитану Алексею Лису и за замечательный сайт, и за новый интересный проект.


Александр_Соломатин:

Родился и живу в Подмосковье. Малую свою родину очень люблю. В поэзию, можно сказать, нырнул. Причём с места. Вынырнуть не получается. Уж больно интересно в этом омуте – тихом, но с такими...
 
 

Милана_Секоненко:

Живу обыкновенно, просто, правда, для жизни созданы все условия, но, впрочем, мне многого и не надо.
Стихи сочиняются редко, потому что для этого мне, как оказалось, часто необходимо присутствие грусти. А я учусь быть счастливой, даже находясь в не слишком весёлых жизненных обстоятельствах. Появлению любых новых стихов радуюсь; наверное, из-за того, что теперь это для меня большая редкость.
Проза привлекает сейчас больше, но не смогу ничего сочинить, если буду в печали :)


Вячеслав_Дворников:

Немного о себе (дополненная реальность). Неформальное.
В конце прошлого века случилась такое происшествие:
Будучи на работе, зашел по делам к своим знакомым в один из наших отделов. Вижу, держат в руках красивую открытку. Естественно, поинтересовался, что там. Оказалось, стихотворное поздравление с днём рождения одному их наших сотрудников. Прочитал текст и сразу стал критиковать – написано коряво. В ответ получил – напишите сами, попробуйте. Ну и напробовался – как только надо написать поздравление, сразу ко мне. Всё это как бы пробудило во мне какие-то странные способности – иду по улице, вижу или слышу что-то, и как будто кто-то подсказывает мне строки. Чем дальше в этот лес я заходил, тем больше был урожай стихотворений. В итоге в 2002г. удалось выпустить небольшую книжку, а потом пошли сайты, сайты…


Татьяна_Смирнова:

Родной город – Заволжье Нижегородской области у Горя-моря, сейчас живу в Нижнем Новгороде. Хобби: стихи, вязание, бисероплетение, вышивание и постоянно добавляются новые. С прозой отношения односторонние: читаю, но практически не пишу. Бывший романтик, на данный момент – пессимист.
 
 

Туранга:

Стихи пишу со школы, одно из первых стихотворений даже вошло в школьный альманах. Жаль, что он не сохранился – ему очень быстро отрастили ножки.) С тех пор я считаю себя литературным гением – новым открытием в русской литературе, ведь мои стихи похитили ещё в школе!)))
Прозу начала писать гораздо позже​ –​ первая сказка написана в 2011 году. С того памятного дня рифмы на меня серьёзно обиделись и перестали ко мне приходить. Но я не теряю надежды, что когда-нибудь они устанут на меня дуться и ко мне вернётся способность слагать слова в рифмы.)
Сюжеты приходят ко мне разными путями, что-то из жизни, а некоторые навязчиво снятся мне во сне –​ до тех пор, пока я не запишу их на бумаге. Поэтому писателем я себя не считаю – я просто прилежно записываю то, что вижу, слышу, чувствую.




1. изнанка (Татьяна Кантина (Рейвен)) [Поэзия без рубрики]



Братислава:

На необычные стихотворения хочется писать необычные рецензии, вроде:

вот оно начинается со звукописи импрессии будит прах
бьёт как под дых в подкорковые локусы отвечающие за
страх или мистическое слияние в сирых сырых мирах
осенней готики входящей в мозг как концевая фреза

Учитывая, что меня повело в сторону магазина «Сделай сам», прихожу к мысли, что стихотворение всё же жизнеутверждающее, несмотря на тлен и мистицизм первой части. Потому что красиво. И, честно говоря, вызывает ощущение собственного перемешивания с тем, что вот-приходит, «ибо прах ты и в прах возвратишься». Но это перемешивание меняет не только читателя, оно меняет первозданный тлен, и то-что-приходит уже нуждается в тепле, уже осознает что осень.

К читателю это осознание приходит в виде обретшей структуру и знаки препинания второй части стихотворения. И это не Навь, а Явь, такая пронзительная, такая живая, уже стоящая на пороге зимы, забвения, идеального апоптоза, способная слышать ветер внутренним ухом умирающих цветов.

Этот мир не согреет, но оживит краски, и звуки, и понимание, что где-то есть высь. Пусть от неё остались лишь мушиные крылья и надмирные крики птиц. И хорошо, что неясно чья душа пуста. Это даёт надежду.



2. шахматное (D_Grossteniente_Okku) [Верлибры]



Виктория_Соловьёва:

Такое ощущение, что Денис в этом тексте играет со звуками, он получает удовольствие от собственного хулиганства и заражает нас этой игрой) И ты уже щасливо щуришься на щедрый шпектакль, где жизнь – игра) Што ж, у него это неплохо получается)))



3. Мне казалось всегда... (Вика_Корепанова) [Лирика]



Ирина_Архипова:

Начну с того, что очень лирично читается стихотворение. Размеренное движение от слова к слову, от строки к строке. Чувствуется, что ЛГ никуда не
торопится, с удовольствием за чашкой чая размышляет о переменах в погоде, в природе и в жизни.

ЛГ любит зиму, это выражено как явно: "для меня холода – размышлений отрадное время", так и опосредовано: "листву нежно кутает снег". Часто ли можно встретить такое высказывание? Обычно мы говорим, что листья дрожат от холода, замерзают, умирают. В этой фразе и нежность, и любовь к зиме и снегу. Так же, как и в следующей:
"И приносит циклон аромат чистоты подвенечной,
Долгожданный покой, уверение: это навек."


Зима ассоциируется у ЛГ с чистотой, покоем, уходом тяготящих забот, новыми надеждами и началом чего-то непременно хорошего. Хочу отметить, мне понравилось, что обещание начала хорошего ЛГ слышит в шёпоте ветра, это показывает, что ЛГ действительно близки наступившие холода. И даже ветер, по определению холодный в зимнее время, не воет, ревёт, свистит, а доверительно шепчет ЛГ о лучшем.

Упоминание пряников с джемом придаёт дополнительный уют этой домашней зарисовке чаепития. В свечу на столе, правда, верится с трудом. Может быть, изредка, под настроение, ЛГ и зажигает свечу, но не думаю, что часто. Немного озадачило слово "заварник" – вероятно, какой-то местный диалект, у нас в регионе так не говорят. Задумалась... нет у нас одного слова для определения этого предмета – так и говорят "заварочный чайник".

Единственное, к чему появился большой вопрос, это к фразе "на окне кружевной колорит". Насколько я понимаю, раз "кружевной", то имеются в виду морозные узоры на стекле. Но "колорит" подразумевает красочность. Белые снежные узоры вряд ли можно охарактеризовать этим словом. Но даже если речь здесь идёт о кружевном тюле, тоже неподходящее к нему слово, на мой взгляд.

Обратимся к Большой советской энциклопедии:
"КОЛОРИ́Т (итал. colorito, от лат. сolor – цвет, крас­ка), сис­те­ма цве­то­вых то­нов, их со­че­та­ний и взаи­мо­от­но­ше­ний в про­из­ве­де­нии искусства, об­ра­зую­щая оп­ре­де­лён­ное един­ст­во и яв­ляю­щая­ся эс­те­тич. пре­тво­ре­ни­ем кра­соч­но­го мно­го­об­ра­зия дей­ст­ви­тель­но­сти. К. слу­жит од­ним из важ­ней­ших средств ху­дож. вы­ра­зи­тель­но­сти, ком­по­нен­том об­раза – пре­ж­де все­го в жи­во­пи­си, так­же в цвет­ной гра­фи­ке, про­из­ве­де­ни­ях де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва."

Рифмы хорошие, нет ни одной грамматической, хотя и особенно оригинальных тоже нет, кроме, пожалуй, "удручало – начало". Пара инверсий обратила на себя внимание, но в целом стихотворение они не портят.

Что ещё сказать? Если бы мне удалось в шёпоте зимнего ветра услышать обещание чего-то хорошего впереди, я была бы рада. Может быть, для этого нужно купить пряники с джемом, заварить ароматные травы и зажечь свечу? И было бы замечательно, если бы это чаепитие смог разделить со мной дорогой мне человек.

Спасибо за стихотворение автору, Икспедиции и Лису.



4. Воздушные замки (Галина_Пиастро) [Философская поэзия]



Александр_Соломатин:

"...Вот только
дострою
вон ту распрекрасную башенку."

А потом ещё одну. И ещё...
И несть числа этим башенкам. Так и живём.
А разномастные экраны и рады подкинуть очередную порцию копеечных леденцов (бус) в яркой обёртке.
— У вас ещё нет интернета? Тогда мы идём к вам! —
Кричит глобальный провайдер, потирающий руки в предвкушении сверхприбыли.
А для душ и надежд уже не хватает руин и погостов — слишком быстро рушатся башенки...
Слишком быстро.
Успеть бы.

Да, классные стихи.
Спасибо большое автору.



5. Я женщина (Людмила_Кац) [Иронические стихи]



Милана_Секоненко:

Возможно, для отклика это стихотворение досталось читательнице, которая не может оценить его по достоинству априори. Дело в том, что мне не близка любовная лирика*. Не люблю скучать над стихами, или просто – не моя тема. Но отказываться прочитать и оставить мнение не решилась. Мнения ведь разные нужны/важны? Поискала в сети книгу, по размышлениям над которой сочинены стихи, но отрывков с текстами не нашла, лишь возможные способы купить издание. Поэтому отзываюсь только на присланное мне стихотворение, без оглядки на книгу.

Что понравилось. Образ теплицы – классно задумано и воплощено. Так понятно, "по-земному" и в то же время возвышающе – в этих четырёх строках прочитывается многое.
Вопрос возник сам собой после прочтения стихотворения. Вот – Ева, которая одна несёт добровольно вину за себя и за того парня. Вспоминаю прелестные образцы здоровых молодых людей с адамовыми яблоками и не имеющих внешне ни единой червоточины, которые забегают в вагон метро впереди старушек с котомками, дабы упасть созревшими плодами на скамейки, не уступая ни пяди никому, даже если на следующей остановке бравым хлопцам нужно будет выходить... Чтобы где-то там, в потенции (лат. potentia – сила, мощь, идеальная форма, возможность; философский термин), узреть женщину, и, чаще всего, не одну... Тогда я размышляю: в таком воспитании опять винить одних женщин? В общем, не получились у меня рассуждения о любовной лирике.
С выводом – последними двумя строчками – полностью солидарна.
Хотя, конечно, любовью можно называть и примитивные чувства, и обыденные, и возвышенные.
Стихотворение мне понравилось: ритм, построение, рифмы, образы. И вообще, оно запоминается – это главное.

* Лис обычно присылает тексты без ссылок и рубрики, поэтому я определила это стихотворение как "любовную лирику" исключительно по содержанию. Когда прислала рецензию Лису, он ответил, что стихотворение опубликовано в рубрике "Иронические стихи". Перечитала свою рецензию. Наверное, это ни на что не повлияло.



6. Касыда Фонтана Слёз (Михаил_Кульков) [Сказки в стихах]



Вячеслав_Дворников:

Сначала немного познакомимся с касыдой.

Эта литературная форма относится к жанрам ближневосточной лирики. Так именуют произведение, состоящее из большого количества двустиший, называемых бейтами, и имеющее одну сквозную рифму. Таким образом, схема стихотворения может выглядеть так: aa ba ca da и т.д.
Монотонный ритм с повторением одной и той же рифмы в конце каждого второго стиха придавал стихам особую певучесть – это однообразие было сходно с жизнью самого бедуина. Одна единственная рифма пронизывала все стихотворение, словно длинная нить, которая с равномерными интервалами то появлялась, то исчезала на полотне стиха.


Бейт. Арабскую стихотворную строку представляли как бейт – бедуинскую палатку с двускатной крышей, каждая сторона которой составляла полустишие. Полустишие делилось на стопы, а стопа – на «завязки» и «колышки», то есть разные сочетания длинных и коротких слогов. Комбинации этих элементов создавали 16 размеров арабской поэзии, которые сами арабы сравнивали с шагами бредущей по пустыне верблюдицы.

Сочиняя касыды, бедуинские поэты как будто все время писали одно и то же стихотворение, но в бесконечно новых и разнообразных вариациях, стараясь поразить смелостью и свежестью метафор, остротой чувств и точностью деталей. В арабских стихах всегда был элемент соревнования, желания превзойти своего соперника, победить в поэтическом состязании, продолжавшемся целые века.
Бедуинские поэты писали ёмко, сжато и конкретно, улавливая сходство между самыми далекими и разнородными вещами, делая наглядными и выпуклыми самые отвлеченные понятия и представления. Бедуин мог, например, сказать, что воспоминания «слепят его как песок пустыни», а глаза влюбленного слезятся от разлуки, словно он «поел незрелой дыни». Подкрадываясь к врагам, он «закутывался в ночную темноту, словно женщина в меховую накидку», а натянутый им лук стонал «подобно лани, потерявшей детеныша».


Касыда Михаила Кулькова – это литературное переложение легенды о безответной любви крымского хана Кырым-Гирея к невольнице Деляре, выполненное по правилам арабской поэзии.



Не стоит выискивать недочёты в соблюдении форм и правил арабской поэзии. Просто порадуйтесь тому, как зазвучала легенда под управлением Михаила.
Предоставляю внимательным читателям самим насладиться многочисленными метафорами, которые украсили стихотворный текст легенды.



7. Вновь о тебе... (Виктор_Казимиров) [Поэзия без рубрики]



Татьяна_Смирнова:

Общее впечатление хорошее. На авторской страничке, где опубликовано стихотворение – чудесная картина, которая прямо один в один описана в стихотворении. Лично мне это очень понравилось.

Но я чуток поворчу.
Немного споткнулась на второй строке «вытек из неба». Как-то не очень, мне кажется, гармонирует с красотой описания закатно-вечернего представления.
Может «перетекает за край горизонта»?

«Звёздный осадок» – тоже чуток грубовато, скажем так. Вот если бы была канва, бисер или еще что-то красивое. :)

«Высветил нашей галактики контур.» Тут немного неправильно в определении. Мы видим, если видим, только часть контура, какой-то сегмент. Но, наверное, это не имеет значения.

В целом картина описана зримо, но могла бы стать еще красивее.
А далее полный провал в образы и воспоминания, настолько ярко описано.
Я улетела в детство. Мы приезжали к бабушке где-то в полночь и шли через поле, дом стоял на краю деревни.
Ах, эти запахи ночных полей, скошенных трав. Поля пшеницы пахнут совсем иначе, чем горох или люцерна. Пшеницу сеяли около пионерских лагерей, а мы бегали на танцульки в соседнюю деревню. Это уже когда в старших классах работали летом. А звёзды над ночным полем! Это надо видеть!
Извините, увлеклась.

Последнее. В конце стихотворения букву – ж. Вызывает она у меня сомнения.

А теперь еще раз, оторвавшись от воспоминаний и ворчаний.

Очень зримая картина заката, перетекающего в ночь. Прекрасная зарисовка сельской ночи. Красота природы, перетекающая в приятные воспоминания о том, что было любимо, дорого. А как не вспоминать-то? Отчего так? Может быть, где-то глубоко запрятанное чувство живо?
Улыбнула строка: «Время за нами следы вытирает».
Фантазия у меня буйная, мне сразу привиделось время, с седой шевелюрой, в синем рабочем халате и со шваброй, которое на нас ворчит:
«И ходют тут всякие, ходют…»
А мы уже совсем, совсем не те, но память уносит, оживляет, бередит…

В стихотворение и описательная часть хороша и наполненность чувством передаётся.

Вот только когда схлынула волна воспоминаний, стало грустно-грустно.

Думаю это стихотворение не может не откликнуться в душе читающего.

Спасибо, Виктор!



8. Наташина скрипка (Юлия_Лавданская) [Мемуары]

Текст можно прочитать по ссылке: http://litgalaktika.ru/publ/60-1-0-12811

Туранга:

Мемуары – это такой жанр литературы, о котором трудно судить. Здесь ведь изначально нет ни сюжета, как в художественном произведении, ни героя, поступки которого могли бы стать предметом обсуждения – логичности или нелогичности его действий. Здесь, на мой взгляд, неуместен даже эмоциональный отклик – разве может нравиться или не нравиться чужая жизнь?

В такого рода произведениях можно судить только о грамотности авторской речи и интересности излагаемых событий.

Но всё же попробуем отнестись к предложенному тексту – как к обычному рассказу.

Будто тайна времени приоткрывается, и ты вдруг понимаешь, что никто не забыт и ничто не забыто, ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем!

В самом начале меня смутила неуместность использования выражения «никто не забыт и ничто не забыто» – оно отсылает нас к памяти о погибших героях в Великой Отечественной войне, что автор, разумеется, не предполагал делать.
Обращает на себя внимание излишняя пафосность изложения – два предложения подряд завершаются восклицательным знаком, что на мой взгляд, в мемуарах допустимо только в прямой речи – для подчёркивания её эмоциональности. Здесь же прямая речь отсутствует, кроме завершающего предложения в произведении, но мы до него ещё дойдём.
Само процитированное выше предложение я бы оформила в более сжатом и концентрированном виде:

Будто тайна времени приоткрывается, и ты вдруг понимаешь, что в жизни нет ничего случайного.

У меня есть подруга, Таня. – Лишняя запятая.

Еще в далёкой юности мы с нею ходили в походы и праздновали вместе все возможные праздники. – Еще в далёкой юности мы вместе ходили в походы и отмечали все праздники.

Она училась на врача, я на артиста оркестра. – пропущено тире: Она училась на врача, я – на артиста оркестра.

Здесь мне пришлось воспользоваться поисковиком, я не знала о существовании такой профессии – артист оркестра, была уверена, что в оркестре могут быть только две должности – дирижёра и музыканта. Теперь я буду знать, как правильно называется эта сфера деятельности.)

Спустя недолгое время после сего знаменательного события, она как-то пришла ко мне в гости, держа в руках нечто, похожее на маленький гробик с медной ручкой(,) посередине выгнутой полукругом крышки. – Запятая пропущена, выделена скобками.

Это оказался старинный деревянный скрипичный футляр, а в нём... посреди пропылённого тускло-алого бархата, лежала настоящая старинная скрипка с резной головкой, с узором по краю деки и длинный кривоватый темно-коричневый смычок без доброй половины волоса!

Мне опять пришлось обратиться за помощью к поисковику, чтобы уяснить для себя название составных частей смычка – название предмета, извлекающего звук у скрипки, стало для меня открытием.)

Здесь, чтобы было понятно, почему у меня сам собой открылся рот, и сердце забыло, как надо правильно стучать, я сделаю лирическое отступление. – Здесь, чтобы было понятно – почему у меня сам собой открылся рот и сердце забыло, как надо правильно стучать – я сделаю лирическое отступление.

Скрипка была моей неразделённой любовью с детства. Я просила маму отдать меня учиться, но мама не разрешила. – На мой взгляд, неудачный эпитет, я бы предложила «несбывшейся мечтой». И стоит объединить два предложения в одно – через тире.

Она сказала так: " Я не смогу выдержать дома маленького скрипача! И потом, это же постоянная смена инструментов, смычков, струн, беготня, поиски, деньги, наконец! Нет, фортепиано без вариантов!" – Лишний пробел после открывающей кавычки и пропущено тире после "фортепиано".

Впервые в жизни поинтересовалась ценами на скрипки и фортепиано, разница – минимум в пятнадцать раз! Не могу сказать, что в денежном варианте был какой-то выигрыш, да и в практичном тоже – скрипка меньше места занимает. И разницы между скрипачом и пианистом я не вижу – и тот, и другой будут учиться играть в самое неподходящее время.) Да и хорошего настройщика фортепиано тоже найти надо – редкая специальность, и труды его стоят дорого.

И я молча, тайно завидовала всем, кто играл на скрипке. – Лишнее уточнение, если тайно – понятно, что молча.

Тайно же, накопив денег, я, классе в четвертом, наверное, купила в музыкальном магазинчике самую простую фабричную "трехчетвертушку" за девять рублей и даже футляр для неё. Просто чтобы идти с ним по улице и представлять себе, что я скрипачка! Была у меня и Хрестоматия для начинающих, и я пробовала дома пиликать, но... но. Я понимала, что это только игра, как другие девочки играют во взрослых, надевая мамины туфли и украшения.

Вот здесь у меня возникли вопросы к матери. Утаить такой крупный предмет в маленькой квартире было невозможно, да и соседи-старушки непременно это увидели бы и поинтересовались у мамы. Мне не хватает момента, как мама к этому отнеслась?

А в реальности я училась на фортепиано и арфе, которая мне совсем не нравилась. – Не нравилась только арфа? Если оба предмета не нравились, то стоит об этом упомянуть во множественном числе.

Таня объяснила, что это (–) инструмент её дедушки, а как она попала к дедушке уже никто и не помнит; что много лет никто на нём не играет, и не будет играть, потому что ни она, Таня, ни её муж в жизни не отличат соль от диеза и мажор от минора.

Насчёт мажора-минора – по-моему, это перебор.) У меня нет музыкального образования, но я точно знаю, что мажор – это бодрая и весёлая музыка, а минор – печальная.

Вот они и решили отдать скрипку, (чтобы не занимала место), в "музыкальную семью", где уж разберутся(,) как с ней обращаться. – Я бы предложила вместо скобок использовать тире, и пропущена запятая – в скобках. И вместо «где уж разберутся(,) как с ней обращаться.» написать – где она не будет пылиться без дела.

Папа показывал его знакомым музыкантам, все в один голос говорили, что скрипка очень хорошая, её бы к мастеру... – Вместо первой запятой я бы поставила тире.

Но тогда её время еще не пришло, и она пролежала у нас на шкафу в своем гробике еще лет двадцать. – Но тогда её время не пришло, и она пролежала у нас на шкафу в своём гробике ещё лет двадцать.

Я отучилась в школе, окончила вуз, вышла замуж, родила трех мальчиков, девочку, потом еще мальчика, потом еще девочку. – Я отучилась в школе, окончила вуз, вышла замуж, родила трёх мальчиков, девочку, потом ещё мальчика, и снова девочку.

Жизнь крутилась каруселью, сверкая разноцветными огнями, то взмывая в космос, то обрушиваясь в пропасть. – Обычно говорят «колесом», если каруселью – то не крутилась, а кружилась. В данном случае, лучше колесом, потому что карусели всё-таки вверх не взмывают, или была похожа на качели.

А скрипка все спала на шкафу в квартире родителей. - А скрипка всё спала на шкафу в квартире родителей.

Иногда то я, то папа, то кто-нибудь из сестёр вынимал спящую красавицу из её алькова и безволосым кривоватым смычком неумело изображал нечто, вроде "чижика-пыжика". – Вначале говорилось, что волос там был, хоть и истончившийся, если я правильно поняла.

И бережно укладывал обратно в бархатное гнездышко. – И бережно укладывал обратно в бархатное гнёздышко.

А потом... на свет появилась девочка, которую скрипка ждала. – Три мальчика, девочка, мальчик, девочка и ещё одна девочка. Получается, у автора семеро детей? Это материнский подвиг!

Но в пять Наташа активно подтвердила своё желание. И я отвела её в музыкальную школу! – Здесь, конечно, понятно, что речь идёт о возрасте, но фраза, на мой взгляд, построена неудачно. Также я бы предложила объединить два предложения в одно и убрать восклицательный знак. – Но уже через год Наташа активно подтвердила своё желание, и я отвела её в музыкальную школу.

Но Наташина скрипичная судьба складывалась драматично. После первого года обучения учительница ушла в декрет. – В декретный отпуск.

На ее место пришла девушка, только что сама окончившая учиться. – На её место пришла девушка, только что сама окончившая учиться.

Мне не хватило уточнения – где? Закончила музыкальную школу или академию?

Она занималась очень старательно, но... неумело. – не совсем понятно, к кому относится глагол «занималась» – к дочери? Наверное, всё же преподавала?

И тут судьба послала Наташе настоящего педагога, мы стали ездить в знаменитую Мерзляковку. – Я бы вместо запятой поставила тире.

Вот здесь мне опять пришлось прибегнуть к помощи поисковика, чтобы уяснить для себя, что такое Мерзляковка и чем оно знаменито.

Бедная Наташа вернулась в свою первую школу к первой учительнице, но ей уже хотелось большего. – Дважды одно слово повторяется в одном предложении, я бы поменяла одно из них на «прежней».

И к моменту выпуска судьба опять сделала крутой вираж. – Вместо «и» я бы предложила «но».

Наташу услышал и пригласил к себе наш знакомый, удивительный, самобытный музыкант, яркий исполнитель, опытнейший педагог одного из лучших музыкальных заведений Москвы.

Здесь снова вопрос возник – если он был знакомым, почему к нему сразу не обратились?

И вот тут они, наконец, встретились.
Наташа и взрослая целая скрипка немецкого мастера XVIII века, столько десятилетий прождавшая именно эти руки и эту музыкальную душу, позволившие ей вновь зазвучать.


Я понимаю, что речь идёт о скрипке для взрослых, но «взрослая целая скрипка» – звучит, на мой взгляд, коряво. И я бы объединила два предложения в одно:

И вот тут они, наконец, встретились: Наташа, и скрипка немецкого мастера XVIII века, столько десятилетий прождавшая именно эти руки и эту музыкальную душу, позволившие ей вновь зазвучать.

Зазвучать так(,) как она умела, как мечтала!– Пропущена запятая.

И началась новая жизнь для них обеих, и пошли они вместе, одним путём в далёкую страну, которую, сколько ни узнавай, она останется непознанной, сколько ни углубляйся в океан её звуков, не достигнешь дна... – И началась новая жизнь для них обеих, и пошли они вместе – в далёкую страну, которая, сколько ни узнавай, останется до конца непознанной, и, сколько ни углубляйся в океан её звуков – не достигнешь дна...

"Рассказ про то(,) как я забыла скрипку в метро. – Пропущена запятая. И лучше обойтись без кавычек, на мой взгляд.

Была у меня хорошая скрипка(,) и не очень хороший чехол. – Лишняя запятая. И лучше начать с нового абзаца, ведь предыдущее предложение – это название.

Он был без ремешков, поэтому носила его исключительно на ручке сбоку. – Он был без ремешков, поэтому носить его приходилось исключительно за ручку сбоку.

Я считаю, именно это способствовало частому отпусканию из-под контроля чехла в общественном транспорте. – Из-за этого приходилось часто ставить его на пол, невольно выпуская скрипку из-под контроля.

Так я забыла скрипку в метро, оставила ее опираться на стену вагона. – Так я забыла скрипку в метро, оставив её опираться на стену вагона.

Стало интересно, можно ли приобрести футляр для скрипки отдельно? Оказалось, что можно.)

Как только вышла, поняла свою ошибку, позвала на помощь кого-то из семьи, не помню кого точно. – Я поняла, какую непростительную оплошность я совершила, только когда двери вагона за моей спиной захлопнулись, но было уже поздно. Пришлось звать на помощь своих родных и искать пропажу на всех станциях ветки метро.

И мы ездили по кольцевой линии, искали скрипку. – Мы долго ездили по кольцевой линии – искали скрипку.

И нашли её в комнатке у тётенек дежурных. – Это ведь взрослая девушка, а не маленький ребёнок.

Вся в слезах, я сказала: БАЛАЛАЙКА!" – На мой взгляд, этот текст лучше оформить прямой речью:

Они у меня спросили:
- Что в чехле?
На что я, вся в слезах, ответила:
- БАЛАЛАЙКА!

Сам эпизод мне чем-то мистическим не кажется – если вся родня десятилетиями увлекается музыкой, то у них должен был появиться человечек, для которого это станет смыслом жизни. Тот случай, когда количество переходит в качество. И случайно этот инструмент в руки деда попасть никак не мог – кто-то из предков наверняка был хорошим скрипачом.

Мне, как читателю, было очень интересно узнать историю семейной реликвии. Такие события в жизни обязательно надо записывать, чтобы внуки и правнуки помнили их и ценили память о своих предках.



Вот такая получилась двадцать пятая икспедиция. Восемь участников, восемь авторов, восемь произведений. Надеюсь, что вы поддержите участников, авторов и сам проект.
 
Опубликовано: 29/01/23, 04:00 | mod 29/01/23, 05:07 | Просмотров: 276 | Комментариев: 18
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (18):   

ответ от Татьяны Кантиной (получен по почте)

Светлана, моя ОГРОМНАЯ благодарность за такой замечательный отзыв!)
Этот стиш...он для меня самой был несколько странным. Обычно мне пишется так:
мысленно вдруг вижу картинку, приходит откуда-то первая фраза, начало... дальше уже сама ищу варианты,  стараясь максимально приблизиться к тому, что увиделось, и иногда - как проблески - какие-то строчки приходят целиком и их не хочется менять и укладывать в рифму, ритм, размер. А тут - всё словно в целом было и сразу, и пока не записалось, так как есть, не давало покоя. Короче - как волной подхватило, может. поэтому первая часть такая - без запятых-пауз-остановок... И - да, осень иногда, с её туманом и цветом, ощущается так, словно по узкой тропинке идёшь между реальным и не очень, шаг и темнота, шаг и вынырнул на поверхность. И - как же здорово, что Вы это ощущение в стише очень точно заметили и считали... Ещё раз спасибо!))
Алексей_Лис   (05/02/23 21:06)    

Взаимно рада попасть в настроение!
Братислава   (05/02/23 23:29)    

Здравствуйте, икспедиторы, авторы, Лис.

Признаюсь, этот отчёт мне понравился меньше предыдущих. Не всё откликнулось. Может быть, настроение такое. В любом случае, большое спасибо и авторам, и икспедиторам. Все мнения важны. А проект отличный и стоит того, чтобы его поддерживать
Ирина_Архипова   (01/02/23 20:31)    

Здравствуй, Ирина:)
спасибо:)
проект замечательный, да
только как-то в последнее время идёт не очень уже
может, настроение такое, не знаю
радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (04/02/23 13:44)    

Милане Секоненко:

Спасибо за подробный разбор и добрые слова о моем стихе. Конечно же, он не относится к жанру любовной поэзии, хотя посвящен именно любви между мужчиной и женщиной. Мне казалось, что я точно обозначила в самом начале, о каком грехе идет речь - о первородном, за который принято осуждать Еву как соблазнительницу и главную виновницу содеянного. Поэтому не так уж важно, на какую книгу я откликнулась. Иронию вызывает у меня ханжество, с которым иногда осуждают плотскую любовь, превознося некую возвышенную (платоническую?). Надеюсь, это понятно из текста, а если нет, то вряд ли помогут дополнительные разъяснения. Еще раз спасибо за внимание к моему скромному творчеству!
Людмила_Кац   (30/01/23 15:06)    

Людмила, спасибо большое за Ваш отклик.
Всегда хочется на своё прочтение произведения услышать ответ от автора.
Если бы он был неположительным, всё равно это хорошо:)
Дополнительных разъяснений мне не нужно. Я тоже не люблю ханжества:)
Милана_Секоненко   (30/01/23 15:54)    

Вика, большое шпасибо за такой щедрый и добрый разбор! yes 

а вот про другие произведения чуть позднее напишу!
D_Grossteniente_Okku   (29/01/23 14:59)    

) Денис, я пыталась попасть на твою волну))) Рада, что ты улыбнулся)
Виктория_Соловьёва   (29/01/23 20:05)    

Александру Соломатину

Александр.
Очень приятно, что Вы одобрили мои "Воздушные замки".

Но и очень удивили меня этим :
"А разномастные экраны и рады подкинуть очередную порцию
копеечных леденцов (бус) в яркой обёртке.

— У вас ещё нет интернета? Тогда мы идём к вам! —
Кричит глобальный провайдер, потирающий руки в предвкушении сверхприбыли".

Ведь есть у меня там в самом начале:
Издревле они возводились там,
от сотворения.
/имелось в виду от сотворения мира, конечно/. Не было тогда СМИ.

Это Ваше:
"А для душ и надежд уже не хватает руин и погостов —слишком быстро рушатся башенки...
Слишком быстро.
Успеть бы".

Насчёт первого в верхней строке -- не спорю. Наверное.
Но про "слишком быстро"? -- это у кого как: про неизбежную скорость разрушения
не говорила, не намекала даже)).

Пишете: "Успеть бы".
Печально, что мне не удалось донести тональность последних слов в стихотворении --
слов ЛГ, который понял иллюзорность подобных строений, но...

Вот только
дострою
вон ту распрекрасную башенку.

Значит, не удалось мне донести до Вас весь замысел -- вина только моя.

А Вам спасибо за отзыв, Александр.
Галина_Пиастро   (29/01/23 12:56)    

Приветствую, Галина!
Не вижу никакой вины. Это один из тех случаев, когда читатель видит больше, чем заложил автор. Когда-то я тоже переживал, что не так поняли, не так услышали и т.д. Но кто-то мне сказал: Саша, радуйся, что так получилось. Не то, что я начал радоваться (думаешь-то, что отправил один импульс, а дошёл другой), но переживать перестал. Есть ещё мысль, но я её Вам озвучу в ЛС.
А за стихи в любом случае спасибо. smile
Александр_Соломатин   (29/01/23 19:40)    

Спасибо, Татьяна, за такой разбор моего стих-я. Мне понравился и тональностью, и наполнением. Постараюсь учесть ваши предложения и доработать указанные места.
 Отдельное спасибо за понимание и ваши воспоминания. Они не были лишними, ни в коем разе. В десятом классе я серьезно увлекался астрономией, поэтому не раз видел это удивительно глубокое звездное небо за городом.
Виктор_Казимиров   (29/01/23 12:39)    

Спасибо вам, Виктор! Обожаю смотреть на звёзды, но в астрономии теряюсь. потому, что реально понять и представить всё величие и всю бесконечность ... не получается у меня. Я получила много положительных эмоций, воспоминаний. И ещё раз посмотрела на картины звёздного неба. И про любовь повспоминала. Спасибо!
Татьяна_Смирнова   (29/01/23 20:40)    

Дорогая Настя!
Вы совершили настоящий литературный подвиг, прочитав и подробно, вдумчиво прокомментировав мой рассказ, за который никто больше не взялся. Понимаю, текст довольно длинный, для многих непонятный и сумбурный. Но Вы не только самоотверженно взялись, но ещё и не поленились незнакомые слова в гугле поискать! За всё это очень и очень Вас благодарю! Я прозаик неопытный, поэтому мне так хотелось компетентных указаний на стилистические и орфографические погрешности. Обещаю, что поизучаю их, обдумаю, и кое-что исправлю.Теперь постараюсь ответить на некоторые Ваши недоумения.

1. я не знала о существовании такой профессии – артист оркестра
Так написано у меня в дипломе - "артист оркестра")))

2. Впервые в жизни поинтересовалась ценами на скрипки и фортепиано, разница – минимум в пятнадцать раз! Не могу сказать, что в денежном варианте был какой-то выигрыш, да и в практичном тоже – скрипка меньше места занимает. И разницы между скрипачом и пианистом я не вижу – и тот, и другой будут учиться играть в самое неподходящее время.) Да и хорошего настройщика фортепиано тоже найти надо – редкая специальность, и труды его стоят дорого.

Рояль стоит очень дорого, но приобретается один раз на всю жизнь и становится семейной реликвией, а настройка требуется... ну, скажем, раз в год. Конечно, в доме профессиональной пианистки, моей мамы, рояль был, а настраивал его папа. А вот скрипка ребёнка должна строго соответствовать его росту, то есть, ее приходится менять иногда дважды, а то и трижды в год. А профессиональные инструменты, даже маленькие, стоят не заоблачно, но ощутимо. Плюс вместе с инструментом нужно менять смычок и футляр.

3. Вот здесь у меня возникли вопросы к матери. Утаить такой крупный предмет в маленькой квартире было невозможно, да и соседи-старушки непременно это увидели бы и поинтересовались у мамы. Мне не хватает момента, как мама к этому отнеслась?

Ну, как отнеслась? Наверное, мысленно покрутила пальцем у виска, как говорится, "чем бы дитя не тешилось..." Магазинная скрипка стоила недорого, это почти игрушка, профессионалы на таких не играют.

4. А в реальности я училась на фортепиано и арфе, которая мне совсем не нравилась. – Не нравилась только арфа? Если оба предмета не нравились, то стоит об этом упомянуть во множественном числе.

Только арфа. Поэтому пишу в ед. числе женского рода.

5. я точно знаю, что мажор – это бодрая и весёлая музыка, а минор – печальная.

Не всегда. Это так не работает. Например, "Прощание славянки" - бодрая и веселая музыка, хотя это минор.)))

6.
 Получается, у автора семеро детей? 

Нет, тут ведь не сказано, что Наташа самая младшая!))
 
7. Здесь снова вопрос возник – если он был знакомым, почему к нему сразу не обратились?

Да, такой вопрос, действительно, может возникнуть. Начали теснее с ним общаться, когда Наташа уже училась. Да и другие причины были. Но стоит ли перегружать такими подробностями рассказ? 

8. Дополнение, Наташин рассказ, я оставила бы без изменений, "с авторской орфографией и пунктуацией", просто как иллюстрацию. Насчет "тётенек"... ей тогда было лет 13-14, наверное, они для неё были тётеньки.)))

Ещё раз, большое искреннее спасибо, Настя!
Юлия_Лавданская   (29/01/23 12:36)    

Спасибо за пояснения, Юля - я далека от музыки и мне было интересно узнать что-то новое.)

Буду очень рада, если мои замечания пригодятся. По поводу рассказа Наташи - неплохо было бы уточнить возраст, чтобы была понятна уместность тётенек.)
Туранга   (29/01/23 15:45)    

Настя, я не согласна с тем, что мемуары не могут вызвать у читателей эмоциональный отклик. Смотря как и о чём написано. Рассказ Юлии мне очень понравился. Я себе живо представила описанное. Может быть, дело в том, что мой сын тоже учился в музыкальной школе и тоже играл на скрипке. Его «половинка», доставшаяся нам от моей коллеги, до сих пор хранится у нас дома.



Хорошего вечера вам, Настя и Юлия!
Ирина_Архипова   (01/02/23 20:41)    

Ирина, спасибо большое за комментарий!
Кое-что я исправила, про ручку в том числе.
Меня в Настином разборе немного удивило количество посоветованных ею тире. Мне всегда казалось, что тире используется больше как художественный приём, чем как чисто орфографический. Я про себя знаю, что меня тянет на многоточия, на повторы (типа, "первый учебник и первый звонок, так начинаются школьные годы"). Кстати, Настя мне на это указала, но я не знаю пока, исправлять или нет. А вот тире я не чувствую.
Юлия_Лавданская   (01/02/23 20:49)    

Юлия, честно скажу, я не весь комментарий Насти осилила)
Ирина_Архипова   (01/02/23 20:58)    

Давно не рассказывал о том, что сейчас происходит в проекте:)
Так сказать, для любопытных:)

Итак, всего у меня сейчас 39 идущих "цепочек".
А общий охват проекта - 119 человек (шесть из них внешние, остальные авторы Литгалактики). 

На данный момент было опубликовано двадцать пять икспедиций.
Это 209 произведений 110 авторов, которые были прокомментированы 104 икспедиторами.
Да, у многих не одно произведение было в проекте (максимум уже 8), да и не одно участие в проекте в качестве икспедитора (максимум уже 12). Здесь же всё просто: поучаствовал в проекте сам, получил возможность послать своё.
Ну а если уж очень не хочется посылать своё, то выбрал чьё-то произведение в "цепочку" вместо своего (такое у нас тоже уже было и теперь всё чаще).

У меня есть лишь 9 откликов, которые пока не опубликованы (на следующие икспедиции), т. е. 9 произведений 9 авторов, а комментировали их 9 человек. Очень мало осталось, да...

"На руках" у 17 икспедиторов сейчас 18 произведений 15 авторов. Жду ответов:) Ну, может, на неделе кто-то что-то пришлёт. Иначе мало для публикации сейчас...

В данный момент у меня накопилось 15 произведений, которые надо послать по сети Икс. Плюс от шестерых я жду ссылок (ещё не прислали для продолжения цепочки).
Недавно я посылал письмо об Икспедиции... всем, кто откликнулся (захотел поучаствовать), заявки я послал... Но вот 15 ещё есть... не знаю кому посылать, надо искать...
Алексей_Лис   (29/01/23 10:59)