Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Обзоры » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Туманность Андромеды (59). Тридцать первая Икспедиция   (Кают-компания)  
Это пятьдесят девятая публикация проекта «Туманности» и тридцать первая публикация проекта «Икспедиция»

Полный интерактивный каталог проектов Созвездия и Миры

"Икспедиция" – это неологизм, образованный от слов "экспедиция" и "икс" (неизвестный фактор). Подробнее можно прочитать по ссылкам:
О проекте «Икспедиция»
Ещё раз о проекте «Икспедиция»

Туманность Андромеды – это крупнейшая галактика в Местной группе и ближайшая к нам большая галактика.

Состав икспедиции:
Marara, Галья_Рубина-Бадьян, Виктория_Соловьёва, alexbol, Милана_Секоненко, Наталья_Сафронова

Авторы произведений, по которым мы путешествовали:
Марина_Юнг, Hellin, Впленуиллюзий, LiluAmber, Ирина_Архипова, Таёжник

 
 



Ниже можно прочитать об участниках икспедиции. На фотографии можно кликать для увеличения.

Marara:

Когда мне было лет 10, мама подарила мне большую записную книжку с красивым названием "Дневник": пылким юным девам присуще изливать обуревающие их страсти на бумагу. Я не была исключением из правил, но свои излияния старательно рифмовала. Со временем привычка присматриваться к себе и фиксировать свои мысли и переживания в стихотворной форме перешла в хобби или призвание: в разные периоды жизни я к этому занятию относилась по-разному. За прошедшие годы я о себе понаписывала столько, что любая попытка биографии кажется занудным повторением уже сказанного.
Профессиональным литератором я так и не стала: лень было штудировать толстые учебники, да и девиз "Ни дня без строчки" – явно не обо мне. Стихи сужу по принципу: трогают сердце или нет, а почему трогают чаще всего даже не задумываюсь. Критик поэзии из меня аховый, но когда просят, честно пытаюсь сформулировать свои мысли.


Галья_Рубина-Бадьян:

Мне кажется, об авторе лучше всего говорят его стихи, даже когда он пишет не о себе, а о каком-то неведомом ЛГ. Для меня стихи – это возможность ощутить себя кем-то другим, не потеряв собственную суть, возможность прожить еще несколько параллельных жизней. Иногда это мучительно, иногда очень увлекательно. Боюсь потерять эту волшебную возможность творить – вдруг забуду, как это делается?
 

Виктория_Соловьёва:

Люблю поэзию с детства. Она остаётся для меня волшебством до сих пор. Иногда я думаю, что я пришла в мир, чтобы увидеть его через призму поэзии.
 
 

alexbol:

Писать порывался давно, но что-то более-менее приличное начал лет пятнадцать назад. Кроме поэзии есть немного прозы. Люблю писать экспромты на понравившиеся стихи.
Начал с сайта "Для писателей", до недавнего времени активничал на Рифмере, выкладывал произведения на Стихире и 33b.ru, заглядывал к графоманам. Первые два сайта знакомы с моей деятельностью критика и судьи в конкурсах. Люблю больше ругать, чем хвалить. Имеется небольшой стаж судейства на Литсети.
У меня есть одна публикация в сборнике "Шепот музы".
Родился в Донецке, живу в Израиле. А вообще, я инженер-электрик, который думает, что может писать и критиковать.


Милана_Секоненко:

Живу обыкновенно, просто, правда, для жизни созданы все условия, но, впрочем, мне многого и не надо.
Стихи сочиняются редко, потому что для этого мне, как оказалось, часто необходимо присутствие грусти. А я учусь быть счастливой, даже находясь в не слишком весёлых жизненных обстоятельствах. Появлению любых новых стихов радуюсь; наверное, из-за того, что теперь это для меня большая редкость.
Проза привлекает сейчас больше, но не смогу ничего сочинить, если буду в печали :)


Наталья_Сафронова:

О себе как будто особенно нечего сказать, но ведь это не главное :)
 
 
 
 
 



1. Одиночество (Марина_Юнг) [Городская поэзия]



Marara:

Если честно, то поначалу стихотворение показалось мне очень трогательным, но неказистым, написанным человеком не особо искушённым; сбой в ритмическом рисунке первой и второй строфы невольно натолкнул меня на эту мысль. Но присмотревшись внимательнее, я увидела, что третья строфа ритмом повторяет первую, а четвёртая – вторую. А это означает, что автору по душе более сложная ритмическая композиция, что говорит о мастерстве. Простота в этом стихотворении кажущаяся – тут скорее подходит слово естественность: читая, как будто видишь выпуклую картинку, нарисованную автором и очень искренне сопереживаешь всем тем эмоциям, которые испытывает рассказчица. Возможно, мы близки с автором и восприятии окружающего; перескок от увиденного случайно одинокого человека к благодарности небу за своё неодиночество, за сохранённую с годами любовь показался абсолютно оправданным и логичным. Я тоже пытаюсь "примерить" на себя многое из того, что вижу, и ценю то хорошее, что мне досталось от жизни.

/Лис: пояснение. Стихотворение в Икспедиции было анонимным, неопубликованным на сайте. Поэтому в комментарии обращение к "незнакомому автору"/



2. Космическая философия (Hellin) [Философская поэзия]



Галья_Рубина-Бадьян:

Интересное, образное стихотворение, но, на мой взгляд, длинновато. Высказанная мысль конкретизируется и конкретизируется, и это снижает интерес к тексту. Мне кажется, без третьей строфы можно было бы обойтись. Она здесь самая слабая и натужная, что ли.

Очень хороша первая строфа:

Держится небо за горы,
Копит за пазухой камни.
Кряж в золотых эполетах
скалами в тучи пророс.
Небо всё ниже, и скоро
Мир содрогнётся и канет.
Звёзды со скоростью света
высверлят землю насквозь.


Сжаты в минуты и годы
целых столетий останки.
– "целых" выглядит втыком. Я бы заменила на "прошлых" или "многих".

Время съедает себя же,
Вечность кольцуя змеёй.
– интересное сравнение вечности со свернувшейся кольцами змеей, но не складывается у меня картинка с предыдущей строкой. Чисто интуитивно рисуется картина исчезающего времени, т. е. возникающей пустоты, а тут – змея.

Час предрассветный обглодан,
Ночь добивает отставших,
– очень сильная фраза.

Точку в сюжете наметив,
звёзды озвучат ремарку:
– не совсем понимаю, как они это сделают.

Сколько пугливых рассветов
выпадет нам приручить?
– На мой вкус, немного приторная фраза за счет слова "приручить". Я бы заменила его на более нейтральное по смыслу – типа, "пережить".

Очень хороший финал и отсыл к лермонтовской "тучке золотой":

...Дождь — к перемене погоды.
С тучей на пару проплакав,
Кряж, золотисто-вельветов,
Режет боками лучи.




3. Чудесные часы Петровича (Впленуиллюзий) [Поэзия без рубрики]



Виктория_Соловьёва:

Спасибо Тане за это стихотворение. Оно об очень важных вещах – о счастье тех, кто с нами рядом, о счастье родителей и детей. Трогательное, горькое и натуралистично написанное. Немного трудно пробираться в стихотворении из-за не постоянных перебросов смысла с одной строки на другую. Мне пришлось разложить его так, чтобы можно было прочитать.

Часы служили много зим и лет.
Спешили стрелки буднично по кругу вести отсчёт секундам и минутам,
усталости не зная.
Пусть валютой надежды остаётся вера друга,
в семейный лад, без горестей и бед.


Под Новый год сбываются мечты, но не у всех.
Исполнится ли наша?
Петровича хотим вернуть обратно.
Туда, где счастье вкус лимонной мяты дарило по утрам,
жена Наташа варила вкусный борщ,
до хрипоты по праздникам горланили шансон друзья не раз,
и было много света, улыбок и душевности…
Но сроки отмеряны всему.
Быт одинокий становится привычным,
без таблеток теперь ни дня – тревожны явь и сон.


С женой поговорить бы хоть часок,
услышать вновь насмешливые нотки в словах, произнесённых между делом.
И дочь тоскует, очень похудела, замкнулась…
Ждём.
Её визит короткий покажется подарком.
Дней песок стирает краски, прошлого уют.
Петрович задремал под вой метели…
…Свершилось! Детский смех прогнал ненастье.
Часы остановились в зоне счастья.


Не удержались, мельком подсмотрели:
беседуют и чай с мелиссой пьют…


На мой взгляд, здесь много пунктуационных ошибок, очень часты инверсии (счастье вкус лимонной мяты дарило по утрам; до хрипоты по праздникам горланили шансон друзья не раз; Её визит короткий покажется подарком; Дней песок стирает краски прошлого, уют…) которые тоже затрудняют прочтение. Если всё это привести в норму, то получится очень живое стихотворение, которое будет приятно читать. Но даже уже с другой разбивкой я легче читаю стихотворение.

Отмечу метафоры (Часы служили; Дней песок; вой метели; зона счастья; валюта надежды)
Для меня важно, когда автор находит какие-то свои метафоры и образы и пытается с помощью них высказаться, а, по сути, показать, рассчитывая, что читатель увидит картину сам. Здесь я могу отметить «валюту надежды» – это необычная метафора. Минус её в том, что она отдаёт канцеляризмом, но тем не менее это свежо воспринимается.

Финал мне понравился. Он не стал неожиданным. Но он дал душе спокойствие и надежду, что в этой семье появилось своё собственное счастье.



4. Трансформация (LiluAmber) [Мистическая поэзия]



alexbol:

Иногда бывает трудно вникнуть в замысел автора, следовать за его воображением и понимать логику порядка вещей. Это стихотворение как раз из таких: пришлось перечитывать его помногу, но так и не обрести уверенность, что до конца проникся.
Первые строки как раз понятны: уход от реальности позволяет проникнуть в мир без тревог, сомнений, боли и страха, хотя скальпель и является символом двух последних. Родившееся утро – синоним младенца (розовый и голый): новых начинаний, новых друзей и, может, новой любви.

Но, уже слово «воскреснешь», как и последующие строки второго четверостишия, имхо, рушат то, что было создано в первом. Здесь меня немного переклинило: рождение или воскрешение? Это ведь не одно и то же. Когда появились сон-трава и навес, я совсем утратил нить понимания.

Правда, я нашел её дальше – в последующих катренах (хотя и здесь не обошлось без непоняток). Третье четверостишие у меня прочлось почти как первое – здесь всё было на своих местах: и улитка, и память, и боль.

А вот концовка, на мой взгляд, удалась меньше. Создается впечатление, что слово хворост появилось для рифмы, иначе его смысловую нагрузку я объяснить не могу. То, что вползла улитка, а выползла змея – принимается, даже моим обедненным воображением. Но последнюю строку я бы назвал тавтологией. Уроборос по определению – свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Вполне допускаю, что автор имел в виду другое – змея, выползающая из ракушки, сворачивается в кольцо и становится уроборосом. Тогда стоит подумать об изменении концовки.



5. Мишкино лето (Ирина_Архипова) [Миниатюры]

Текст можно прочитать по ссылке: http://litgalaktika.ru/publ/49-1-0-3214

Милана_Секоненко:

Мне нравится проза Ирины.
Она пишет просто, но это кажущаяся простота. Попробуйте сами удержать внимание читателя "обыкновенными" героями, а также "обычной" грамотной, по-классически правильной речью... Без распознаваемых особых изысков и метафор. А Ирина пишет интересно и с хорошим литературным вкусом.
Рассказ "Мишкино лето" читается легко, с предвкушением счастливого финала, не обманувшим ожидания. Переживания мальчика по поводу "пропавшего лета" из-за сломанной руки трогают и волнуют. Кто из нас не испытывал сильных огорчений или отчаяния в детстве из-за более слабых происшествий? Подобные эмоции помнятся взрослыми людьми.
В миниатюре скупыми, но достаточными средствами удачно нарисована история нескольких дней. Дана, совсем в небольшом эпизоде, реалистичная картина жизни гармоничной семьи из трёх человек. Рассказ психологичен и ёмок, есть и простор для зрительского воображения.
Текст миниатюры выразительный, художественный. Как красиво говорится о темноте. А как великолепно выстроено описание костра: когда у читателя волей автора то убыстряется движущаяся картинка перед глазами, то, наоборот, замедляется. И это мастерски сделано в одном предложении.
Можно привести ещё примеры.
Но лучше открыть этот текст и прочитать рассказ самой себе, супругу, детям, внукам.



6. Консервная банка (Таёжник) [Рассказы]

Текст можно прочитать по ссылке: http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-15167

Наталья_Сафронова:

Рассказ Таёжника «Консервная банка» живо перенёс меня в октябрятское и пионерское детство. Из начальной школы врезались в память рассказы Николая Носова «Огурцы» и Леонида Пантелеева «Честное слово». И дед мой – тоже фронтовик. Помню, как собирала малину, с другой стороны забора кусты малины соседки, тёти Дуси. Близко, только руку протяни. А дед говорит: нельзя. Так тогда воспитывали. «Как повяжешь галстук – береги его, он ведь с нашим знаменем цвета одного. А под этим знаменем в бой идут бойцы…»* Дед – главный человек в моей жизни, совсем как у Витька, героя рассказа «Консервная банка». Правильный дед. Немногословный, но каждое его слово – выверено внутренним фильтром. Слово – это действие. Дед рассказал внуку, укравшему велосипед (хотя внук пытается себя убедить: «Ну, взял. Не украл же. Завтра перекрашу, и велик – мой!») фронтовую историю, как он подобрал в окопе зажигалку, положил в карман. А потом под обстрелом погиб товарищ, прибежавший с другого конца окопа прикурить. Его зажигалку нашёл. Дед сто раз пожалел, что не стал искать «растеряшу». И сейчас он не сказал внуку слово «украл» – внук сам всё понял.

«Перед глазами у него стоял старый конюх дед Василий. Любимец детворы. Фронтовик, потерявший на войне ногу. "За мою жизнь воевал ведь тоже... А я у него велосипед... Как я не мог сообразить про эту банку на педали!" – Витька ещё долго сидел и размышлял: то о рассказе деда про зажигалку, то о велосипеде, но он уже точно знал, как поступит дальше».

В «Огурцах» Носова мама, помнится, отказалась выбросить огурцы, которые сын набрал на колхозном поле. Велела отдать сторожу. Стыд, с которым возвращаешь краденое, запоминается на всю жизнь. И странно мне, непостижимо, что правнуки фронтовиков Великой Отечественной сейчас с хохотом выбегают из маршрутки, не заплатив. Просят денежку у прохожих. Не милостыню просят, это другое. Я пока не могу подобрать слово. Уезжают из страны и поносят свою родину последними словами. Я не хочу о политике, прости, Лис. Не люблю политику, но из песни слова не выкинешь. О стране Советов сейчас говорят как об излишне политизированной. Не все у нас было гармонично, есть тут доля истины. Но вспоминается мне случай, когда мой одноклассник вдруг выкинул вперёд руку и крикнул: «Хайль Гитлер!». Учительница с такой силой стукнула по этой вытянутой руке пластмассовой указкой, что указка сломалась. Рука осталась цела. Я не знаю, пожаловался ли Руслан родителям на педагога. Но родители никому не жаловались. Примерно через год он нашел на улице кошелек и отнёс в милицию. Помню, что у нас писали об этом в школьной газете. А не сломала бы Валентина Александровна об него указку тогда – ещё неизвестно, что бы из него выросло. У меня об этом почему-то не написался рассказ, не знаю, почему. А Таёжнику за «Консервную банку» очень благодарна. Хорошо, что есть такие писатели. Значит, прорвёмся, будем жить.

  *Степан Щипачев «Пионерский галстук»



Вот такая получилась тридцать первая икспедиция. Шесть участников, шесть авторов, шесть произведений. Надеюсь, что вы поддержите участников, авторов и сам проект.
 
Опубликовано: 09/04/23, 08:28 | mod 09/04/23, 08:57 | Просмотров: 241 | Комментариев: 20
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (20):   

alexbol, огромное спасибо за отзыв и за мысли, трактовки по ходу чтения. Очень интересно читать, я постараюсь учесть все замечания и допилить текст. 
LiluAmber   (15/04/23 16:20)    

Виктория, огромное Вам спасибо за разбор. Я обязательно подумаю над Вашими словами, возможно мне и удастся оживить стихотворение.
Впленуиллюзий   (09/04/23 23:14)    

Таня, я понимаю, что если стихотворение написано давно и Вы к нему привыкли, то править трудно, а может и не надо, просто оставить как ступень которую надо перешагнуть и идти дальше. Просто будете писать новое, свежее... обращайте внимания на инверсии. Дело в том, что в стихах они допустимы и писали так многие поэты, но современная поэзия стремится к нормальному произношению, к нашей с вами разговорной речи. Я, например, сомневаюсь, что Вы в обычной речи говорите:  счастье вкус лимонной мяты дарило по утрам. Скорее всего Вы скажете: Счастье дарило по утрам вкус лимонной мяты. А то получается, как говорил Л.Толстой про поэзию... что поэзия - это неестественная речь, похожая на то, если бы вы шли за плугом приплясывая. Это неточная цитата, по памяти. Так вот сейчас поэты стремятся отойти от этих коленец. Проверяйте каждую строку, при написании на то, сказали бы вы так в жизни или нет, сведите инверсии к минимуму и Вы заметите, как лучше станут читаться стихи.
Спасибо Вам за обратную реакцию. Я с открытым сердцем к Вашей поэзии.
Виктория_Соловьёва   (10/04/23 06:52)    

Я люблю время от времени возвращаться к своим старым стихам. Но чтобы что-то улучшить, надо понимать где. А теперь, когда я несколько раз перечитала разбор, мне стало понятно, куда надо двигаться. Я обязательно его отредактирую, но на это нужно вдохновение. Спасибо за помощь.
Впленуиллюзий   (11/04/23 00:11)    

Прочитала икспедицию) Почувствовала, что каждая работа была вдумчиво прочитана. Отзывы порадовали, есть конструктив и доброжелательность. Хорошая икспедиция, на мой взгляд)
Спасибо, Лис:)
Виктория_Соловьёва   (09/04/23 17:25)    

Здравствуй, Вика:) спасибо:)
да, хорошая, на мой взгляд:)
радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (10/04/23 01:39)    

Мариш, большое спасибо за такой вдумчивый отзыв!
Стихотворение довольно старенькое, но в тот период я уже начала обращать внимание на схему рифмовки и старалась избегать небрежности в тексте. Хотя технически оно всё равно далеко от идеала... Но ты заметила даже такую мелочь.)
А что касается сути — ты всё поняла абсолютно правильно. Мы же часто, увидев какую-нибудь мелочь, невольно примеряем на себя ситуацию и делаем выводы.)) Так случилось и в этот раз.
Очень-очень рада я твоей рецензии.)

И остальные отзывы интересные. Ещё не все произведения читала, пойду восполнять!)
Лис, спасибо за Икспедицию!
Марина_Юнг   (09/04/23 15:35)    

спасибо, Марина:)
Алексей_Лис   (09/04/23 15:46)    

Спасибо большое, Мариш!
Я не очень хорошо разбираюсь в рифмовке.
Я больше по старинке: трогает душу, или нет. Твоё - трогает. smile
Marara   (20/04/23 05:27)    

Так ведь это и есть главное в поэзии — трогает душу или нет.)
Хотя, конечно, остальные критерии никто не отменял, но без этого наши опусы ничего не стоят! Спасибо тебе. smile
Марина_Юнг   (20/04/23 12:29)    

здравствуйте:)
а на мой взгляд так: "трогает" или "не трогает" - уже как бы глобальный критерий, в котором на самом деле "всё включено"
ну, согласитесь, какая-то глупая поделка с ошибками, неудачными рифмами, с трудностями прочтения (сбоями ритма) вот как раз и вряд ли вообще "тронет":)
будет в этом случае так "нет, не нравится, не трогает... а почему? ну, потому что..." - а без "потому что" как раз будет просто "не трогает":) и всё:)
но добавлю всё-таки, что бывают и очень грамотные технически стихи, которые "не трогают"... видимо, чего-то в них всё же не хватает... полумёртвые...
ладно... это я просто поболтать...
радости вам:)
Лис
Алексей_Лис   (20/04/23 12:39)    

Согласна, Лис!
Замечательно поболтали.) И тебе радости!
Марина_Юнг   (20/04/23 12:42)    

Здравствуйте, Милана.
Большое спасибо за отзыв на миниатюру "Мишкино лето"! Рада, что понравилась эта небольшая зарисовка. И отдельное спасибо за добрые слова в адрес моей прозы. Нечасто пишу прозу, тем более ценно мнение читателей.
Хорошего дня Вам и солнечного настроения!
Ирина_Архипова   (09/04/23 12:15)    

Спасибо, Ирина:)
Хорошего дня!
Милана_Секоненко   (09/04/23 12:58)    

Галья, спасибо огромное! Очень полезный для автора разбор получился. Сразу соглашусь с тем, что длиновато и немного однообразно , нудный ритм надоедает маленько. Но, так уж вышло, третью строфу я не могу выбросить, но, возможно, что нибудь изменю, добавв "сочности", что ли. )
Мгновенно согласилась и изменила "целых" на "долгих". Спасибо )
А в остальном.... Насчет закольцованной змеи - это не я придумала. ) А время же у меня не исчезает, а сжимается.Так что змея даже маленько увеличивается в диаметре, растёт, т.с. )
"Приручит" потому, что "пугливых" . Не факт, что удастся этот рассвет встретить, дожить до него.
Звёзды как озвучат? Ну, так, как это делают астрологи )
Но я обязательно тщательно подумаю на вашим мнением, Галья, спасибо вам огромное! ))
Hellin   (09/04/23 10:07)    

С удовольствием прочту все остальные разборы, уверена в том, что будет очень интересно.
Hellin   (09/04/23 10:12)    

спасибо, Гулим
Алексей_Лис   (09/04/23 13:29)    

Я думаю, спасибо для тебя от всех намного больше )) и количественно и качественно ))
Hellin   (09/04/23 13:38)    

Гулим, я страшно рада, что мой разбор оказался полезным! В который раз убеждаюсь в пользе таких подробных обсуждений. Тут ведь такое дело: если бы не мое обязательство побыть икспедитором, я бы не стала так пристально вчитываться в каждое слово, а это, в свою очередь, позволило мне разглядеть все нюансы, которые могли бы ускользнуть от моего внимания при других обстоятельствах. И еще, мне нравится, что икспедиторы не стараются понравиться авторам рассматриваемых текстов, а честно и беспристрастно разбираются, что и как.
Про время поняла, да, про астрологов - не совсем. Может, имеется в виду, что звезды "озвучат ремарку" посредством астрологов? 
Ну, так или иначе, приятно было поучаствовать и пообщаться))
Галья_Рубина-Бадьян   (09/04/23 20:35)    

Да, Галья, озвучат посредсвом острологов ) ну, типа вынесут вердикт. Наверное, вас смущает непосредственный смысл слова "озвучит", типа звезды не умеют говорить? Но а как же фраза - типа, "что нам звезды гоаорят? ")) Мимы, они ведь тоже говорят, хотя да, вроде как без звука, в этом и лёгкое недоумение, видно. Н,ад этим тоже подумать придется.
Да, Галья, конечно, от обзора должна быть польза , иначе зачем время тратить. Еще раз спасибо!
Взаимно )
Hellin   (09/04/23 22:27)