«Руки приняли на себя тяжесть» - странное выражение. «Лупиться» значит «шелушиться», «отпадать кусочками». «Чем попадя», «чем ни попадя» просторечное выражение, значит: чем попало, чем придётся. И после этого «попадя» тут же стилистический слом – слова «восхищённо», «оживлённо», «беспрестанно»… «Санька принял бинокль» - может быть, всё-таки взял? «Пьющие водку мужики». Мужики – это крестьяне. Видимо, слово «мужчины» вымирает. «Картинка стала до невозможности чёткой» - до какой невозможности? «Разрывались соловьи» - это уже слишком. На этом останавливаюсь. Слабовато, особенно грамматика и стиль хромают.
Айрат Мустафин : 6 (2+2+2)
Автор взялся за очень тонкую материю, которую легко можно порвать неосторожным движением. Это неосторожное движение и произошло в развязке сюжетной линии. Достаточно точно переданы подростковые переживания, романтически героический настрой Саньки. А потом как фильме «Большая перемена»: «Бац! И вторая смена!» Только здесь декорации неловко упали, и актерам непонятно как доиграть спектакль, чтобы и волшебство первых сцен не разрушить и конфуз от случившегося падения нарисованных событий не помешал. Понятна идея автора закрутить сюжет так, чтобы не было привычно приторного повтора событий, про которые уже другие всё написали-переписали, а вот неожиданность концовки обесцветило всё, придало раствору текста водянистую прозрачность. Да, есть шероховатости в тексте: в использовании слова «магаз» (то ли неологизм, то ли не дописанное слово), отсутствие кое-где запятых. Но не это главное – и Ахматова писала неграмотно. Для публикации работают и сам автор, и редактор, и корректоры. А вот было бы что редактировать и исправлять. Что случилось с Валей? Почему фокус внимания перешел на внука, который по непонятным причинам не общается с девчонками. Сильный и трепетный Санька превратился в хамоватого и циничного взрослого дядьку, который видит причину проблем у внука только в том, что тот не подглядывает в бинокль за представительницами прекрасного пола? Смена характера главного героя – эта нестыковка обесточивает свет, наметившийся было в начале рассказа. Ведь не эротический рассказ, не про голое тело, а про светлое чувство, которое защищало другого, сохраняло в Саньке лучшее. А такое впечатление, что рассказ писали два разных человека. Как в мультфильме про Кота Матроскина, Шарика и дядю Фёдора.
Анна Немеровская : 3 (0+2+1)
В рассказе 11 - "Охотник" автор разделяет повествование на маленькие главы номерами. И в рассказе 6 - "Тайный дневник королевы" автор также делит текст звездочками для удобства чтения.
В этом рассказе не мешает разделить историю на три части: получение подарка от папы, бдения на крыше и (прошло много лет) напутствие внуку. Я отметила тремя звездочками (***) после "- Мне новый выдали, а этот списали. Так что владей..." и после "этот чуть протяжный нежный призыв, он будет помнить до гробовой доски". Иначе текст сливается.
Это просто совет со стороны, не относящийся к моим функциям жюри.
Сюжет вполне современен. Автор ни грамма не сомневается в этике, в том, что подглядывать не прилично. Когда-то за это вызывали на дуэль, переставали общаться, человек становился нерукопожатным, сейчас другие нравы.
Противно, право же рассказывать
(Упали нравы - это точно):
Какие гадости показывать
Нам стали в скважине замочной. (Григорий Левитин)
Санька не поделился своими ночными открытиями ни с кем, никогда (что уже хорошо) до старости. Видимо, где-то в глубинах памяти тлело понятие - подглядывать нехорошо, но внука направил "правильной" дорогой: "Иди, внучок, подглядывай..."
Я понимаю, что этот сюжет отражает правду жизни, собственно то, что должен описывать писатель, но вместе с тем, чтобы сеять "доброе, вечное", не мешало бы отобразить, хотя бы у взрослого Саньки, некоторое смущение или хотя бы сомнения - а если бы у него были не сын и внук, а дочь и внучка...
Алексей Лис : 7 (2+2+3)
Мне понравилась первая часть рассказа – до слов "Уже два года, как нет на свете его Вальки...". Она классная. Интересная, художественно описана. Очень хорошо. А вот внезапная вторая часть ну как-то сповсем не понравилась... Пошёл какой-то "вал" фраз, которые между собой стыкуются по принципу "монтаж" (помните из фильма "Человек с бульвара Капуцинов" про "монтаж"?)
Вот кусочек текста: "- Са-а-аш.., может ты меня проводишь? - этот чуть протяжный нежный призыв, он будет помнить до гробовой доски. Уже два года, как нет на свете его Вальки. Его солнышка. Александр Васильевич посмотрел на встревоженные лица сына и невестки и усмехнулся. Тоже ещё... выдумали. Чтобы мой внук - Петрухин Васька, шестнадцатилетний красавец, в гомосеках обретался?.."
И тут хоть стой, хоть падай. Всё это как-то вдруг, "валом" таким подано.
И дальше не лучше.
"Александр Васильевич поднялся со стула и веско сказал: - Всё будет нормально! - он прошёл на кухню и, подставив табурет, открыл дверцу антресолей. Ничего не подозревающий Васька сидел за столом и делал уроки."
Возникло такое ощущение, что финал рассказа писался (или дописывался) в спешке. Ну, в стиле "да, надо куда-то вывернуть, зафиналить чего-нибудь... да и так сойдёт, ладно уж..." Возможно, я ошибаюсь, чего-то не понимаю. Но... низкая оценка "идея и художественность" именно за вторую часть, не за первую. Ну и за впечатление в целом.
Игорь Колесников : 7 (1+4+2)
Это написано лучше всех предыдущих в литературном плане. Это настоящий рассказ, здесь есть живые герои, внятные описания, стрежень. Самое главное – есть художественность и нешаблонный авторский стиль. И нет перегибов в оригинальности, всё получилось естественно.
К сожалению, многочисленные ошибки не позволили мне поставить балл повыше. Насколько текст хорош литературно, настолько плох грамматически.
Удивило, что герои лежали на рубероидной крыше и смотрели на то, что происходит ниже. Рубероидная крыша плоская, лёжа с неё ничего не увидишь.
Не очень понравилось пошловатое окончание (пошловатая середина как раз хорошо подошла к истории про подростков), но зато хорошо и остроумно сыграл бинокль.
Игорь Гуревич : 10 (2+4+4)
в списке лучших
Алла Райц : 2 (0+1+1)
В миниатюре тема «Бинокль» не раскрыта. Есть все – и уроки, и любовь, и гремящий телевизор, и проблемы отцов и детей, но такая узорчатость не для миниатюры, как мне представляется. Сам же символ бинокля проявляется только как предмет «для настоящего мужика» (сомнительно, хотя, правда жизни в этом, видимо, есть…). Если заменить бинокль на подзорную трубу, рассказ не распадется. В миниатюре же без символа, вокруг которого прямо или исподволь строится сюжет, распадается и содержание. Есть грамматические ошибки, лучше исправлять перед участием в конкурсе.
Советую прочитать миниатюру «Будильник» или «Фотография» Тонино Гуэрра.
«Это будет только видимость реального пейзажа» - как это? Видимость или всё же реальный пейзаж? «Идёт процесс впитывания» - ужасный канцеляризм. «Блаженство оргазма» - масло масляное. «Разделённая чертой тьма» - какой чертой? Как разделённая? «Подсознательно слышу речь» - как можно слышать подсознательно?
Айрат Мустафин : 7 (2+1+4)
Иногда по телевизору натыкаешься на кинофильмы, которые неплохо смотреть фоном, чтобы что-то мелькало на экране. Вроде и декорации есть, и костюмы. Актеры стараются, а вот кинофильма не получается – фон. Здесь был неплохой фон – лестница необычная, идея про песню британской рок-группы, а вот человека в рассказе не увидел. В самом начале была попытка нарисовать двойника и одновременно не двойника Карлсона – «Я, в меру упитанный мужчина, правда, уже не в полном расцвете сил…» А дальше всё. Какой этот герой? Почему он хочет рискнуть и купить-таки лестницу в небо? Почему у него такое желание возникло? Полетать захотел, как его шведский аналог? Но пропеллера не было, вспомнил, что продаются где-то лестницы в небо. И понял, что бывают такие магазины из реплики парня с наушниками? Придумать можно совершенно разное. Дело, на мой взгляд, не в антураже. А как в этом декоре проявляется суть человека. В экранизации Ильфа и Петрова «12 стульев» Киса Воробьянинов и Остап Бендер рисуют картину «Сеятель», которая должна стать агитационным плакатом для трудящихся. Агитка решала вопрос призыва народа в сберегательные кассы. А вот герой на плакате никак не получался: то пальцев не хватало, то умения художника было явно мало. Задумка авторская очень интересная. Лестница в небо в необычном магазине. Каждая ступенька как проявление нового уровня развития человека. Но почему этот в меру упитанный человек решил дотянуться до небес? Что его подвигло? Интерес, любопытство? Отсутствие привычного пропеллера за спиной, в конце-концов? Читателю трудно понять это. Любое произведение, даже о плохом и мерзком, должно нести свет. Не только в смысле переноса фотонов, а свет как воплощение всего хорошего в мире. Есть ли свет в этом произведении? Для меня это осталось загадкой.
Анна Немеровская : 7 (2+3+2)
«Лестница на небеса» — песня британской рок-группы.
"В начале песни некая леди считает, что на небесах может получить всё, что пожелает – и покупает лестницу в небо."
Связь песни британской рок-группы с героем рассказа в том, что он хочет того же.
Герой рассказа тоже решил попробовать, просит полный комплект. Оказывается полного нет, т.к. он - полный комплект - дает возможность подняться на небеса и там, при желании, остаться. Ему дают только 12 ступеней.
"Некоторые, для плавности перехода занимают две ступеньки лестницы." Не понятно.
Поднявшись в небо, герой приобретает какие-то знания ("растёт скорость обучения").
В конце он видит рай, ад и людей сидящих на последней 13-ой ступеньке (видимо те, которые приобрели полный комплект лестницы 50 лет назад ) Они "выпихивают" его обратно на землю.
В чем изюминка рассказа? В том что обычный "в меру упитанный мужчина, правда, уже не в полном расцвете сил" лично увидел "огромное светлое пятно, а под ним разделённая чертой тьма с клубами огня, дыма, пара. Преисподняя в небесах?"
Возможное объяснения: герой заглянул при помощи волшебной лестницы (или волшебной песни?) за некую черту, за пределы нашего трех-мерного мира, в 4-е измерение, невидимое другим людям.
И что?
Рассказ как бы повис в воздухе. У меня даже нет комментария.
Алексей Лис : 7 (2+3+2)
"рок музыки" – рок-музыки
В начале песни некая леди считает, что на небесах может получить всё, что пожелает – и покупает лестницу в небо. А не попробовать ли… – лучше бы как-то так: Я размышляю о тексте песни. В самом начале некая леди считает, что на небесах может получить всё, что пожелает – и покупает лестницу в небо. А не попробовать ли…
Уровень пола магазина на несколько ступенек ниже уровня тротуара. Спускаюсь... – предложил бы покрутить эту фразу ещё, она с трудом воспринимается.
– Да, – говорю я, чтобы что-то сказать и спрашиваю, хотя чувствую, что задаю глупый вопрос: - Сколько сто́ит? – здесь тоже желательно покрутить фразу в "чтобы что-то сказать и спрашиваю"
– Купля, продажа, деньги… – всё так условно. Лестница оплачена. Создателями, – интересно: кого он имеет в виду? – Итак, получите: пульт – с цифрами-кнопками от одного до двенадцати, вешает на шею, двенадцать ступеней – почти прозрачная невесомая субстанция, оказывается, давно находится передо мной на прилавке. Приложите ладонь на экран – порядок есть порядок, хотя вы и так уже просканированы... – опять-таки структура фразы замороченная очень...
– Вы, конечно, понимаете, ступени – это не метры-километры, это уровень сознания. Некоторые, для плавности перехода занимают две ступеньки лестницы... – и здесь смутная формулировка получилась...
Во-первых, для остального мира вы перестанете существовать, когда активируете первую ступень, поэтому специально не прячьтесь от людей. – вот стоило бы написать что-то вроде "поэтому прятаться от людей специально не имеет смысла..." и всё бы стало лучше восприниматься.
Во-вторых, возможно, вы будете видеть высоту подъёма над землёй, но это будет только видимость реального пейзажа. – эх... ну зачем же так косноязычно...
Подсознательно слышу речь. А может, это надсознание? – да уж... ну как бы это слишком "подзознательно слышу речь"...
– Эй, парень, аккуратнее – ты нам тут всё испортишь! Он нас слышит и чувствует – очень близко подпустили. – Переглядываются: – Давай быстрей решать, сколько оставить памяти, как обычно? Немолодой – значит, можно чуть больше. – опять-таки слишком запутанная фраза получилась... где к нему, где уже между собой...
То есть в целом мне миниатюра понравилась, есть в ней свой шарм, необычность, интерес. Но довести бы её до ума. Слишком много зацепок, уважаемый автор. Слишком.
Игорь Колесников : 6 (2+2+2)
Идея хороша, но недожата. Естественно, как мне показалось.
Язык неплохой, но и только. Обычный, без изюма, незапоминающийся. Попадаются ошибки в пунктуации.
Тема взята «в лоб», но при этом полностью подогнана под эпиграф. Рассказу не хватает яркого и логичного окончания.
Игорь Гуревич : 10 (2+4+4)
Алла Райц : 7 (2+3+2)
Лестница в небо увела читателя куда угодно, только не в небо. Характерная ошибка – многословие, ненужное для миниатюры обилие деталей. Для небольшой новеллы – недостаточно прописана концовка. Для миниатюры – символ, наоборот, не выглядит хорошо прописанным. Например, предложение из текста: «Во-первых, для остального мира вы перестанете существовать, когда активируете первую ступень, поэтому специально не прячьтесь от людей…» Информационный повод (рассказ о лестнице в небо) сбивает с толку, ведь почему-то пошла речь о том, что мы перестанем существовать…Но это совсем другая история… Фантастическое описание путешествия по ступеням – вполне самостоятельная новелла (которой нужно, как мне кажется, добавить более содержательную концовку), но все же не миниатюра, на мой взгляд.
15. Впленуиллюзий Произведение: Переломный момент : 35 (итоговое 12-е место)
Артур Кулаков : 2 (0+1+1)
«в 7.00 звонил будильник, душ…» Душ тоже звонил? Разделить надо эти события. «В 30 женщина молода» - кто бы сомневался в этом очевидном факте! «квартира БЫЛА (когда-то) съёмной, а на… автомобиль денег (сейчас, в настоящем) недостаточно» - так о каком времени речь? Много ошибок. Идея слабенькая. Стиль и лексика - на уровне средненького школьного сочинения.
Айрат Мустафин : 5 (1+2+2)
Задумка хорошая на мой взгляд. Очень неплохо, что автор пытается передать характеры через внешность. Вот, к примеру, волосы. У каждого героя свой цвет волос. Но только ли потому, что это данность природы. А вот прическа и стрижка уже могут отражать характер, суть человека, если он совпадет в том, что медсестра с аккуратно заправленными под медицинскую шапочку волосами, с едва выбившимся локоном светлых волос, уже будет отражать и ее отношение к делу. А вот темноволосая женщина с короткой стрижкой описана здесь по непонятным для меня причинам. Просто так? Как мебель? Просто она была таковой в воображении автора, тогда почему бы и не написать? Но нет, она, соседка, сыграла ключевую роль в истории, стала своеобразным пусковым крючком для судьбоносного решения о согласии на предложение любимого мужчины. Тёмноволосая Светлана с короткой стрижкой. А вот какая она? Осталась загадкой. По-моему, именно она большая героиня, чем та, что так неудачно попала в ДТП. Героиня, которая стремилась на переговоры оказалась расчётливой дамочкой – первый же номер, хоть и в коротком, но списке. И просто звонок и разговор о согласии выйти замуж. Потому что соседка выглядела счастливой: у нее муж и трое очаровательных детей.
Мне более интересна стала та, темноволосая. Но про нее практически ничего в рассказе. Вот такие метаморфозы.
Автору пожелаю пристальнее приглядеться к соседям. И не только к их историям и сюжетам, а их сути и природе, характерам и проявлениям этих характеров в предлагаемых обстоятельствах.
Анна Немеровская : 6 (1+3+2)
Главная героиня без имени. Автор применяет местоимение "Она". В палате две женщины ("Рядом, на соседней кровати спиной к ней лежала тёмноволосая женщина с короткой стрижкой."), имя второй - Светлана - будет обозначено ниже.
"Капельница монотонно отсчитывала секунды, которые выстроились в ряд и ждали своей очереди, глядя на очередную больную, которая без остановки заполняла палату своими размышлениями на тему «Почему это произошло именно со мной?». Обычно эти размышления чередовались с риторическими вопросами. И эта пациентка не стала исключением."
Поэтому сразу не понятно, о какой из двух пациенток идет речь. Ясно становится позже.
"больную, которая ... заполняла палату своими размышлениями"
Палата не заполняется размышлениями, может быть, лучше: "... заполняла ауру палаты своими размышлениями"... или как-нибудь по другому
Есть удачные сравнения: "Капельница монотонно отсчитывала секунды, которые выстроились в ряд и ждали своей очереди"
Нашла ли героиня ответы на свои вопросы? «Что я сделала не так? За что наказана?» А что сделала не так и за что наказана Светлана - ее соседка по палате?
"... она согласна, но у нее несколько условий..."
А что, если она искалечена? А на что они будут жить в провинции? Сумеет ли цветочный магазин в провинции обеспечить семью с несколькими детишками? Слишком романтично и идеально (автор женщина?) В жизни так не бывает. Такая ненадежная любовная лодка быстро разобьется о быт...
Алексей Лис : 5 (0+2+3)
Совсем не увидел связи с эпиграфом. И рассказ... ну, скажем так, мне было не интересно. Я не люблю говорить такие слова о творческих вещах, но честно: для меня это прозвучало как-то не очень искренно, фальшиво. Особенно в концовке. Нет, идея загнанности временем, работой, всяким-всяким довольно интересна, но вот её подача. Нет, мне не понравилось.
Игорь Колесников : 4 (1+2+1)
Написано тускло и банально. С литературной точки зрения не имеет особой ценности. С грамматикой не всё гладко. Герои очень уж картонные.
Игорь Гуревич : 8 (1+3+4)
Алла Райц : 5 (1+2+2)
Девушка попала в больницу после аварии – это и стало переломным моментом в ее жизни. По идее рассказ «Переломный момент» должен бы собираться вокруг этого момента, но оказалось, что их целых три: выйти замуж, переехать в провинцию, завести детей, да еще бизнесом заняться. К сожалению, на мой взгляд, это не миниатюра. Последний абзац текста мог бы потянуть, если все же понять, что такое счастье на взгляд героини рассказа…
«Зажигала на скейтборде» - что зажигала? Сленг в данном случае выглядит нелепо. Что такое «коммуникативные взаимодействия»? «Совсем довольна» - наречие «совсем» здесь лишнее. «Такая блестящая девушка» - она что, блестит? «увидела в её глазах… искреннюю благодарность» - слово «искреннюю» здесь лишнее, так как неискреннюю благодарность в глазах увидеть невозможно. «у неё есть какая-то личная жизнь, может, более яркая, чем внешность девушки» - какой девушки? Тут правильнее было бы написать так: «более яркая, чем её внешность». «Ей удалось выжить» - выживание в больнице – не её заслуга, не от её стараний зависело, поэтому лучше бы сказать так: «она выжила».
Айрат Мустафин : 9 (2+3+4)
Мне понравилось. Не блестящий, но очень добротный текст. Запоминается. Очень классно автор умеет передавать характеры через внешность персонажей. Однако героев с внешностью у нас только один, вернее, одна – Лео. А Максимилиан, сама рассказчица и ее дети оказались без внешности, только с работой, учебой и заботами. Их характеры мы додумываем через описание их действий и поступков. Поэтому мы видим только Лео, а всех других подразумеваем. Видим горшки с цветами, собаку, природу. А мотоциклиста, что приехал за Лео лишь подразумеваем. А как иначе – ведь он был в шлеме, а мотоцикл кто-то должен были вести. Человек – функция. Несмотря на трагедию, рассказ получился светлым – это самое главное, на мой взгляд.
Анна Немеровская : 9 (1+4+4)
Эпиграф скопирован с ошибкой (возможно, это просто опечатка)
Следует читать:
Уже ночь наступила для уснувшей земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени
Mелкие придирки: "собаки не выгуляны"
Рассказ актуален - защита окружающей среды.
Стиль соответствует. Ясно, что пишет деловая мамаша.
Сама тема перехода во времени не нова (хотя большинство авторов посылают своих героев в будущее). И навряд ли будет реализована.
Алексей Лис : 6 (0+3+3)
Игорь Колесников : 4 (0+2+2)
Сюжет мог бы быть ярче, ведь в нём есть потенциал удивительного. Однако подан он тускло и буднично, скучноватым нудным языком, не совсем грамотно.
Игорь Гуревич : 9 (1+4+4)
Алла Райц : 5 (1+2+2)
Для миниатюры слишком много местоимений, перегруженных предложений, на мой взгляд. Излишни подробности об образованности и профессионализме главной героини, которые, к сожалению, лишь загромождают историю «посланницы».
На мой взгляд, не раскрыт смысл символа, заявленного в заголовке. Если подразумевалась посланница добра или искренности, тогда и сюжет должен бы крутиться вокруг этого образа.
Теоретически: из миниатюры нельзя удалить ни одного слова, более того, если убрать символ, то содержание рассыплется, как карточный домик. Здесь можно много чего удалить, без ущерба для содержания.
Это скорее лиричная зарисовка-воспоминание о трагично ушедшей из жизни девушки-няни. К миниатюре отнести не могу, к сожалению.
Теперь, когда анонимность снята, я хочу написать свои впечатления варианту №14 Мне очень понравилась идея лестницы в небо. И связь с песней здоровская! И ступеньки хорошо описаны.
Мне очень понравилась идея лестницы в небо.
И связь с песней здоровская!
И ступеньки хорошо описаны.
Жаль, что идея пришла в ночь перед часом Х (временем сдачи)...