А посидела-поразмышляла и поняла, что несмотря на то, что стриж – моя самая любимая птица, гораздо чаще в моих произведениях встречаются чайки. Если стрижи летают в двадцати одном стихотворении и в одной миниатюре, то чайки – в одной миниатюре и более чем в пятидесяти стихотворениях. Удивительно, но факт. Чем же привлекают меня чайки и каким образом они украшают собой стихотворные строки? Попробую проанализировать и выбрать наиболее интересное и значимое.
По традиции, сперва обращусь к автобиографической миниатюре
«Так же, как прошлым летом, вдалеке летали, громко крича, чайки, так же уверенно несла Волга свои воды.»
«Здесь царила и властвовала тишина, лишь изредка нарушаемая далёкими криками чаек.»   Чайки – это птицы из моего детства, поскольку Волга и обитающие на ней чайки неизменно присутствовали в моей жизни с самого раннего моего возраста. Ну и чайки до сих пор рядом, сейчас в Казани их довольно много даже на городских озёрах.   В самый первый год моего творчества чайке было посвящено отдельное стихотворение. Довольно-таки простое, самое обыкновенное.
Над морем летит одинокая чайка И громко о чём-то кричит над волной. И мне иногда до безумия жалко Уйти от печальной картины морской.
О чём ты кричишь и о чём ты мечтаешь Над тёмной холодной солёной водой? Ты так же, как я, одиночество знаешь И просишь судьбы у владыки иной?
А может, ты грустную песню слагаешь О прошлой забытой любви дорогой? Несчастных влюблённых людей утешаешь, Им даришь надежду на мир и покой.
Совсем о другом ты тоскуешь, быть может, Но твой беспокойный кричащий полёт Всегда одинаково душу тревожит, Всегда одинаково к морю зовёт.                                                   2011 г.
А в целом, если посмотреть, в первые годы чайки в моих стихах появлялись именно как птицы.
Чайки кружат над рекою, Отражая солнца свет. («Небо сине-голубое», 2011 г.)
И чайка над водою вьётся. («Мне не хватает тёмной хвои», 2012 г.)
И чайка кружила, крича, над водой... («Мираж», 2013 г.)
И лишь в 2014 году наконец появляется мечта в образе чайки.
Шелестит за окном, нежно шепчет мечта, Над волной белой чайкой отважно взлетая. («Шелестит за окном», 2014 г.)
Тогда же я попыталась построить из крика чайки прекрасное завтра.
Я пыталась построить прекрасное завтра Из осколков прошедших чудесных минут, Из блестящих сосулек холодного марта, Из седых облаков, что над лесом плывут, Из опавшей листвы и из лунного света, Из лучей заходящего солнца, волны, Крика чайки и песни, когда-то не спетой, И из лопнувшей старой гитарной струны. Я хотела построить прекрасное что-то Из разбитого сердца и пролитых слёз. Получилось прекрасное, в кочках, болото, И для цапли скучающей место нашлось.                                                   2014 г.
Появляются и другие образы в виде чайки (или чайки в виде других образов).
Серой чайкой повис рассвет. («Это просто дождливый день», 2014 г.)  
Встречаются чайки как воспоминание о чём-то ранее увиденном.
Я помню красочность заката, И крики чаек озорных. («Запах детства», 2015 г.)  
Я вновь хочу увидеть Херсонес, Услышать шёпот моря за спиной И говор чаек, льющийся с небес На церковь с золочёной головой. («Крым», 2015 г.)  
Идём на посадку, и город встречает Улыбкой несмелой своей, Водою фонтанов, симфонией чаек, Волшебностью белых ночей… («И город встречает», 2015 г.)  
И в этом же году написанное стихотворение, в котором чайка символизирует радость и новые мечты.
Улыбнулся рассвет весенний, Слышен рокот весёлых вод. Вновь отличное настроенье. Быстро время идёт вперёд.
Скоро солнце прогреет море, Будут волны ласкать теплом. Вслед за птицами лето вскоре Прилетит в мой остывший дом.
На душе потеплеет. Чайки Станут бойко кружить опять. Мысли лёгкие сбились в стайку – Значит, снова смогу мечтать! («Улыбнулся рассвет весенний», 2015 г.)  
Вот ещё одно раритетное, нигде не опубликованное стихотворение.
Я очиню любимый карандаш, Он должен быть, как минимум, 2 М, Ведь только мягким пишется пейзаж Без боли, без утрат и без проблем. Ведь только мягким, росчерком одним, Свою мечту нарисовать смогу: Под небом серым (то есть голубым) Река блестит и лес на берегу, И над водою чайки. Солнца свет Лежит дорожкой ровной на волне. И ничего прекрасней в мире нет. И ничего не нужно больше мне! («Карандаш», 2015 г.)  
И ещё удалось нарисовать картинку счастья и чайку на ней.
Спущусь по лестнице крутой На берег моря, где прибой Устало дышит, над водой Взбивая пену. Возьму бумагу, карандаш И напишу морской пейзаж, Вчерашний дивный вечер наш В туман одену. Плесну неясный свет луны, Чтоб мысли были не видны, Добавлю тихий шум волны И крики чаек. И ластик выброшу в песок, Чтоб подглядеть никто не смог, Как розовеющий восток Нас освещает. («Спущусь по лестнице крутой», 2016 г.)  
А вы думаете, чайки просто так на закате над водой летают? Нет, не просто так.
Мечутся чайки, не зная покоя, словно пытаются день удержать. («Закат», 2016 г.)  
А по утрам, вы думаете, чайки так просто над водой летают? Нет, не так просто.
Ныряя в тучи цвета стали, неся на крыльях свет зари, мелькали чайки – утро звали. («Во власти волн», 2017 г.)  
И вновь попытка нарисовать картинку с радостными чайками.
Маленький спутник летел за большой планетой сто восемнадцать веков и двенадцать лет. Маленький спутник мечтал, как и все поэты, выкрасить небо в оранжево-жёлтый цвет, нарисовать на песке голубые дали, радостных чаек и свежего ветра шум. Звёзды мелькали, кометы с собою звали, только по-прежнему чёрен был мир, угрюм. Краски сползли, посерела душа, застыла, каменным стал его частый сердечный пульс. И астероидом грозным, уже бескрылым, он продолжал свой бессмысленный вечный путь. («Маленький спутник», 2017 г.)  
Вдоль остывшего моря гуляют остатки снов, недосмотренных нами, забытых на берегу. Их царапает ветер, им колет ступни песок, и лохматые волны вдогонку, рыча, бегут.
А они улыбаются, наши цветные сны, и взлетают бесстрашно над грохотом бурых волн, ведь не зря были крохи крылатыми рождены, ведь не зря освещали их звёзды со всех сторон.
Наши сны пахнут ранней зарёй, разнотравьем гор. В зиму гнёзда в ракушечьих чашках они совьют. Ты услышишь в ракушке гудящий морской простор, я – шептание летних, уютных, как ты, минут.
Наши сны нас дождутся сквозь хмурый сезон ветров, крики мёрзнущих чаек и зимний тягучий сплин, чтобы бархатной ночью окутать нас тайной вновь... Я не знаю, как ты, – я скучаю уже по ним...                                                   2017 г.
Наши сны нас дождутся сквозь хмурый сезон ветров, крики мёрзнущих чаек и зимний тягучий сплин, чтобы бархатной ночью окутать нас тайной вновь... Я не знаю, как ты, – я скучаю уже по ним... («Вдоль остывшего моря», 2017 г.)  
А это стихотворение приведу полностью, под спойлером и без комментариев.
Город окнами смотрит в экран небес. На экране титры – конец картины. Солнце спряталось в воду наполовину, слышен чаячий крик и ответный плеск растревоженных волн. Розовеет свет, облака уходят в чужое море. Тишина разольётся над миром вскоре, только ветер нам будет в ночи свистеть, только ты мне устало шепнешь: «Привет», – зашуршат, захлопают сзади крылья. Может, чайками раньше с тобою были, взмахом крыльев разглаживали рассвет, удивлялись солнцу, взлетали ввысь и ныряли в волны на зависть людям. Может, чайками завтра опять мы будем, а сегодня внимательней в жизнь вглядись: город окнами смотрит на нас с тобой, потемнело небо – лишь край алеет, всё настойчивей, радостней и смелее расправляю крылья я за спиной.                                                   2018 г.
Там, устав улыбаться, солнце висит на ветках, зацепившись лучами-нитками за сосну, Одинокая чайка вдруг вскрикнет и ждёт ответа, но не слышно ответа – весь мир остальной уснул. Стрекоза притаилась на остром листе осоки – отражается солнце в ее золотых глазах, водомерки притихли в кустах камыша до срока. Растворяются в летнем покое и плеск, и взмах.
Там три тысячи снов назад я могла смеяться и часами смотреть на упавший с куста листок. Там свой лучший из снов я держала в дрожащих пальцах аккуратно, но крепко, чтоб он улететь не смог своевольной, кричащей чайкой в простор небесный, прихватив навсегда мою молодость и мечты. А когда я проснулась, жизнь стала пустой и пресной. И тогда поняла я, что главным во сне был ты.
Замирали стрекозы под взглядом твоим горячим, затихала волна, загорался вдали закат. Я не знала тогда, что может быть всё иначе, что ты можешь, однажды уйдя, не прийти назад. Пробегали года, сны сменяли друг друга часто – были в них и озёра, и горных речушек прыть. Я забыла их все, всё закрасила серой краской. Только тот, самый главный, никак не могу забыть.                                                                   2018 г.
Там, устав улыбаться, солнце висит на ветках, зацепившись лучами-нитками за сосну, Одинокая чайка вдруг вскрикнет и ждёт ответа, но не слышно ответа – весь мир остальной уснул. («Сон», 2018 г.)  
Там свой лучший из снов я держала в дрожащих пальцах аккуратно, но крепко, чтоб он улететь не смог своевольной, кричащей чайкой в простор небесный, прихватив навсегда мою молодость и мечты. («Сон», 2018 г.)  
Фиолетовый город устало вздохнул, разогнав по стоянкам железных акул, проводил до парадных спешащих людей, посмотрел, как кораблик плывёт по воде, и включил фонари вдоль затихших дорог, чтобы вмиг отступили тревоги и смог.
Закачались на нитях десятки огней, словно белые чайки на тёмной волне. Отражаясь в реке, золотисто-лилов, старый город дремал в ожидании снов. Безнадёжно навеки в него влюблена, в тишине по проулкам гуляла весна.                                                   2020 г.
Закачались на нитях десятки огней, словно белые чайки на тёмной волне. («Фиолетовое», 2020 г.)  
И из последних двух лет, тоже образные. Чайка – надежда.
Когда разводят мосты и ты остаёшься на одном берегу, а твоя мечта – на другом, жизнь зависает над тёмной водой, словно хмурая туча, готовая в любую секунду пролиться серым холодным дождём. И только белая чайка – твоя надежда – беспомощно летает в последних лучах заката от одного берега к другому, стараясь обнять их своими сильными крыльями.                                                   2021 г.
И только белая чайка – твоя надежда – беспомощно летает в последних лучах заката от одного берега к другому, стараясь обнять их своими сильными крыльями. («Когда разводят мосты», 2021 г.)  
И хокку с тем же образом
надежда-чайка бьётся из последних сил в лучах заката. («закатное», 2021 г.)  
Лейтмотивом последних двух лет моего творчества стала тема грусти и несбывшихся надежд. И вот появляется написанное на конкурс стихотворение с отсылкой к чайке по имени Джонатан.
я вернулся домой, в этот город теней и утрат, в удивительный город, бегущий от моря на гору. здесь по-прежнему громко, отчаянно чайки кричат. здесь по-прежнему я и с собою, и с городом спорю. разве может быть кто-нибудь полностью счастлив, скажи? даже чайка, летящая в небе? не верю. не верю. я ведь тоже, как чайка, беспечно и радостно жил, но однажды вдруг понял, что внутренний мир многомерен. я, как Джонатан, мог бы летать, только крылья слабы – недолёт, недобор, недосчёт переломанных перьев. я себя не нашёл, многочисленной стаей забыт. разве может быть кто-нибудь счастлив? не верю. не верю.                                                                           2021 г.
разве может быть кто-нибудь полностью счастлив, скажи? даже чайка, летящая в небе? не верю. не верю. я ведь тоже, как чайка, беспечно и радостно жил, но однажды вдруг понял, что внутренний мир многомерен. («словно чайка по имени...», 2021 г.)  
Ну и последнее стихотворение, которым я хочу закончить свой обзор. Есть ещё несколько позже написанных стихотворений, но я хочу остановиться именно на этом, поскольку ничего сильнее о чайках, я думаю, мне уже не написать.
Солнцепадать с тобой в незабудковость дней, замирать в ожидании звёздных дождей и взлетать чаекрыло в рассветные радуги, в тихую радость. С высоты, оглянувшись, смотреть на тебя, на всполохи слепящего солнцеогня, отражённые в серых глазах, и всегда возвращаться обратно, быть рядом...
Это было вчера. Это было мечтой. А сегодня вселенский туманозастой. И сегодня мечта на цепи и в наморднике в будке скучает. Солнцепад упирается в строки стихов, прожигая их горечью чаячьих снов. И слетают в закат потускневшие пёрышки солнечных чаек.                                                   2022 г.
Солнцепад упирается в строки стихов, прожигая их горечью чаячьих снов. И слетают в закат потускневшие пёрышки солнечных чаек. («Это было вчера», 2022 г.)  
Спасибо всем, кто дочитал моё эссе до конца и разделил со мной чаячьи грусть и радость.  
"Если стрижи летают в двадцати одном стихотворении и в одной миниатюре, то чайки – в одной миниатюре и более чем в пятидесяти стихотворениях. Удивительно, но факт..." --- да, я замечал:))
> И лишь в 2014 году наконец появляется мечта в образе чайки.
> Шелестит за окном, нежно шепчет мечта, > Над волной белой чайкой отважно взлетая. («Шелестит за окном», 2014 г.)
да, интересно... чайка-мечта...
> А вы думаете, чайки просто так на закате над водой летают? Нет, не просто так.
> Мечутся чайки, не зная покоя, > словно пытаются день удержать. («Закат», 2016 г.)
классный образ, да...
да... многоликие чайки у тебя, как сказала Настя... спасибо за эссе, Ирина это интересно...
Здравствуй, Лис. Люблю чаек. Но удивительно, что стрижей люблю больше, а в моих стихах они реже встречаются. Вот пишу сейчас, а надо мной стрижи летают))) Спасибо! Радости тебе!
Какие у Вас замечательные чайки, Ирина. Вы их по-особому чувствуете. Это очень интересная форма эссе. Жалко, нет сейчас времени (и когда оно появится(((, наконец-то?) погрузиться, прочувствовать Ваш авторский взгляд. Некоторые Ваши чайки уже хорошо узнаваемы:)
Здравствуйте, Елена. Мне нравятся эссе, в которых анализируется творчество какого-либо автора. У Натальи Сафроновой замечательно получается. Но анализировать своё творчество не менее интересно, поскольку лучше автора никто не знает и не может понимать его творчество. Даже самые внимательные читатели привносят свой смысл и своё восприятие в прочтение любого произведения. Кроме того, у меня, например, многое из написанного либо вообще не опубликовано, либо опубликовано на других сайтах. Ну и просто интересно пройтись по давним произведениям, некоторые из них вообще забылись, перечитываешь как новое. И, конечно, интересно сравнивать уровни самой себя творческой. Просто так перечитывать не получается, а так есть повод. Спасибо за отклик! Доброго Вам дня!
Души у всех крылатые) А образы у каждого свои. Интересно... сколопендры у меня точно нет, а про саламандру не помню, тоже нет, наверное. Если не считать нашу команду "Танцующие саламандры")) Вроде визитка от каждого там была)
"Если стрижи летают в двадцати одном стихотворении и в одной миниатюре, то чайки – в одной миниатюре и более чем в пятидесяти стихотворениях. Удивительно, но факт..." --- да, я замечал:))
> И лишь в 2014 году наконец появляется мечта в образе чайки.
> Шелестит за окном, нежно шепчет мечта,
> Над волной белой чайкой отважно взлетая. («Шелестит за окном», 2014 г.)
да, интересно... чайка-мечта...
> А вы думаете, чайки просто так на закате над водой летают? Нет, не просто так.
> Мечутся чайки, не зная покоя,
> словно пытаются день удержать. («Закат», 2016 г.)
классный образ, да...
да... многоликие чайки у тебя, как сказала Настя...
спасибо за эссе, Ирина
это интересно...
Радости тебе:)
Лис
Люблю чаек. Но удивительно, что стрижей люблю больше, а в моих стихах они реже встречаются. Вот пишу сейчас, а надо мной стрижи летают)))
Спасибо! Радости тебе!
Многоликие у тебя чайки, Ирина - и день пытаются удержать, и зарю на крыльях несут - красивые и очень зримые образы...
Сама удаляюсь, сколько чаек у меня нашлось))
Спасибо))
Это и надежда, и страж, и символ...
Мне очень понравились чайки, которые пытаются удержать день и зовут утро.)
Доброго дня Вам!
Вы их по-особому чувствуете.
Это очень интересная форма эссе. Жалко, нет сейчас времени (и когда оно появится(((, наконец-то?) погрузиться, прочувствовать Ваш авторский взгляд.
Некоторые Ваши чайки уже хорошо узнаваемы:)
Доброго дня Вам!
Мне никогда такое в голову не приходило)
А сейчас задумалась...
А Ваши чайки... да, наверно, это из детства...
Мне нравятся эссе, в которых анализируется творчество какого-либо автора. У Натальи Сафроновой замечательно получается. Но анализировать своё творчество не менее интересно, поскольку лучше автора никто не знает и не может понимать его творчество. Даже самые внимательные читатели привносят свой смысл и своё восприятие в прочтение любого произведения. Кроме того, у меня, например, многое из написанного либо вообще не опубликовано, либо опубликовано на других сайтах. Ну и просто интересно пройтись по давним произведениям, некоторые из них вообще забылись, перечитываешь как новое. И, конечно, интересно сравнивать уровни самой себя творческой. Просто так перечитывать не получается, а так есть повод.
Спасибо за отклик! Доброго Вам дня!
Большое спасибо за отклик!
Доброго вечера Вам!
Вы явно птица в душе, причем странствующая ))
Может быть)
Большое спасибо за отклик!
Доброго Вам дня!
Спасибо, Вика!