Встреча читателя с писателем – всегда чудо. Иногда это происходит исподволь: читаешь-читаешь – и не заметишь, что втянулся в придуманный автором мир, живешь в нем, помнишь его героев и даже дружишь с ними. Встреча с Алекером для меня оказалась – яркой и, пожалуй, абсолютно осознанной. То есть я и раньше читала его произведения, и отмечала что-то – «Монолог зеркала», например (и о нем, кстати, тоже мечтаю рассказать). Но сейчас хочется поделиться впечатлением от встречи с его «12 месяцами». Потому что – не отпускает (и даже «Монолог зеркала» стал вспоминаться после прочтения цикла рассказов «12 месяцев», то есть со мной чудо произошло именно там). Не то чтобы разговариваю с героями, но – накатывает, прокручиваю в голове события и фразы, сопоставляю со своим. Буквально – это я стою на вересковом поле.
«На вкус мёд оказался таким терпким и горьким, что Катя на секунду зажмурилась. А когда она открыла глаза, то увидела себя посреди верескового поля. Снег, скрипевший у неё под ногами на рождественской ярмарке, исчез. И домики-ларьки вместе с ним. И люди. Только бесконечное прекрасное цветущее пахуче-дурманящее вересковое поле. И ещё привкус мёда на губах». (рассказ «
12 месяцев. Январь. Рождественская ярмарка»)
http://litgalaktika.ru/publ/49-1-0-1057 Я беседую – не с Максом, у меня есть свой бариста. Но симпатия зародилась не только потому, что он готовит вкусный кофе, но и потому что уделяет мне личное искреннее внимание. А это, как вы догадываетесь, делает человека обаятельным в моих глазах. Этот талант называется человеколюбием. В пьесе Михаила Угарова «Смерть Ильи Ильича» Обломов спрашивает курьера, завтракал ли он. И это для меня – самое дорогое. Вот из всего Обломова – самое дорогое, честно. Осознанно или бессознательно, Алекер создал цикл рассказов «12 месяцев», и прежде всего (для меня, во всяком случае) «Июль. Кафе Magic» в лучших традициях русской классики, прикоснувшись к теме маленького человека. Он сделал это по-своему, подарив читателю маленькое чудо в каждом из рассказов.
«Макс-то всегда приветливо улыбался, спрашивал о настроении, передавал привет Настюшке, желал доброго дня. А эта новенькая быстро соорудила латте, приняла деньги и ушла в подсобку. Кофе был чуть горше обычного». («Июль. Кафе Magic») http://litgalaktika.ru/publ/49-1-0-1035 Этого оказалось достаточно, чтобы испортить настроение героине – на неделю. Это же мелочь, скажете вы! Но разве не вся наша жизнь состоит из мелочей? Именно в тот день, когда я прочитала рассказ, мы с подругой встретились в кофейне. Я, разумеется, поделилась с ней прочитанным. В этом мы с Лисом почти близнецы, любим поделиться тем, что дорого.
«Простите, - почему-то сказал он, - это я виноват. Попросил меня подменить в тот день, но не смог передать хорошее настроение. И бариста распространила свои заботы, наливая их другим в кофе. Вы не одна такая... Давайте попробуем это исправить». И все, так просто! Вот такое крошечное волшебство.
Замечательно, что все 12 рассказов цикла – вот о таких крошечных как будто чудесах, которые с нами происходят – или не происходят. От кого зависит? От нас самих, наверное. Один из ингредиентов любого кушанья (а не только кофе) – хорошее настроение и «счастливые мысли». Их, эти самые счастливые мысли, можно взять и положить, например, в яблочный пирог по рецепту Гвиневры.
(Март. Мастер-класс) http://litgalaktika.ru/publ/49-1-0-771 Добрый доктор, похожий на доктора Айболита, спасает мальчика от ангины, поговорив… с болезнью:
«Ты зачем в него залезла? Тоже решила мороженым полакомиться? И не стыдно тебе, а?» (
Август. Ангина)
http://litgalaktika.ru/publ/49-1-0-1245 Пристыдил – ангина тут же обнаружила у себя зачатки совести и ушла. Другой волшебник разговаривал с книгой, которую лечил, как доктор Айболит зайчика: мы пришьем ему новые ножки, он опять побежит по дорожке… Ну правда, похоже, вот смотрите:
«А сейчас нужно потерпеть и будет лучше. Так... и это пятно долой. Теперь зашьём рану. Вот и все хорошо... Не зря о таких замечательных приключениях написано... А теперь напоследок ещё один штришок. Отлично! Вот и всё готово!». Вы знаете, что доктору полезно разговаривать с ребенком – и со взрослым, кстати, тоже? Причем, полезно и пациенту, и доктору? С одной стороны, это отвлекает – и уже не так страшно больному. А с другой – чтобы выздороветь, так важно верить в чудо выздоровления. Да-да, и пациенту, и доктору, конечно.
Когда читала
«Патентное бюро» http://litgalaktika.ru/publ/49-1-0-1034 Алекера, тоже вспомнила классиков. «Ионыча» Антона Павловича Чехова – и его же «Человека в футляре». И всех чеховских и гоголевских чиновников сразу. Воистину страшное слово – чиновник. Вот как может Мироныч работать в патентном бюро и раздражаться от «огромного количества шутников, или «дурачков», как он их называл». Разве такой, набитый по самую маковку инструкциями – разглядит настоящее открытие? Удивится чуду? Ему скучно, как Ионычу. Ему проще сказать: «Апрель, апрель – никому не верь». И сейчас не верится, конечно, но ведь когда-то Мироныч, как Ионыч – тоже горел идеалами, а потом почему-то заскучал. А когда был маленький (а ведь Мироныч, как и все мы, тоже был маленьким!), придумывал сказки.
Рассказы о детях, которые охотно («Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!») верят в сказки и сами их придумывают, и сказки на глазах оживают - у Алекера особенно трогательные. Как будто он держит доверчивую ладошку ребенка – и они вместе эти чудеса сочиняют. А может, просто оглянутся вокруг себя – а там кот ученый по цепи ходит и сказки рассказывает. Или Единорог, о котором ты так мечтал, из отцовского портфеля выглядывает. И как замечательно, если такой малыш вырастет – и не разучится видеть чудеса. Тогда даже выйдя на пенсию, он не состарится. Знаете, что отличает настоящих чудаков (или «дурачков», как называет их Мироныч) от скучных взрослых? То, что они умудряются сохранить в себе ребенка, не ставят его в угол и не забывают в этом углу навеки.
Алексей, спасибо за встречу с детством!
29.07.21
Иногда это происходит исподволь: читаешь-читаешь – и не заметишь, что втянулся в придуманный автором мир, живешь в нем, помнишь его героев и даже дружишь с ними. --- да, согласен, бывает такое:))
...Этот талант называется человеколюбием. В пьесе Михаила Угарова «Смерть Ильи Ильича» Обломов спрашивает курьера, завтракал ли он. И это для меня – самое дорогое. Вот из всего Обломова – самое дорогое, честно. --- очень интересная мысль, Наташа...
Именно в тот день, когда я прочитала рассказ, мы с подругой встретились в кофейне. Я, разумеется, поделилась с ней прочитанным. В этом мы с Лисом почти близнецы, любим поделиться тем, что дорого. --- ой, и про меня:))
Замечательно, что все 12 рассказов цикла – вот о таких крошечных как будто чудесах, которые с нами происходят – или не происходят. --- да, согласен... именно так:))
Рассказы о детях, которые охотно («Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!») верят в сказки и сами их придумывают, и сказки на глазах оживают - у Алекера особенно трогательные. Как будто он держит доверчивую ладошку ребенка – и они вместе эти чудеса сочиняют. --- да, это точно:))
Знаете, что отличает настоящих чудаков (или «дурачков», как называет их Мироныч) от скучных взрослых? То, что они умудряются сохранить в себе ребенка, не ставят его в угол и не забывают в этом углу навеки. --- да, абсолютно так!
спасибо, Наташа:)
хорошее эссе получилось:)
ну вот бы ещё ссылки на миниатюры Алекера, которые ты упоминаешь... я-то все читал, поэтому знаю, помню...
радости тебе:)
Лис
Я вернусь ко всем своим эссе, везде поставлю ссылки, выделю тексты авторов.
Вот жаль, что не учла этого с самого начала, но доработаю.
Спасибо, Лис.
Я еще у Алекера не весь цикл прочитала. Надо восполнить пробел. И благодаря тебе тоже.
Из того что помню, мне, наверное, больше других нравится Патентное бюро. И оно почему-то теперь напоминает мне Перышко, хочется сказать – Птицыну. Я просто сразу полюбила твою героиню А у Мироныча не было перышка...
Очень тонко подмечены тонкости волшебного цикла Алексея.
Спасибо!
Вы столько добрых слов в мой адрес сказали...
Огромное Вам спасибо!!!
Мне неописуемо приятно!
У него и стихи такие же)))