Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Обзоры » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Туманность Андромеды (45). Восемнадцатая Икспедиция   (Кают-компания)  
Это сорок пятая публикация проекта «Туманности» и восемнадцатая публикация проекта «Икспедиция»

Полный интерактивный каталог проектов Созвездия и Миры

"Икспедиция" – это неологизм, образованный от слов "экспедиция" и "икс" (неизвестный фактор). Подробнее можно прочитать по ссылкам:
О проекте «Икспедиция»
Ещё раз о проекте «Икспедиция»

Туманность Андромеды – это крупнейшая галактика в Местной группе и ближайшая к нам большая галактика.

Состав икспедиции:
Галья_Рубина-Бадьян, Женя_(Гнедой), Лионель_Садорро, Ирина_Архипова, Hellin, maarv, Dobryivecher, Лана Горбачевская, Marita, Наталья_Сафронова

Авторы произведений, по которым мы путешествовали:
Виктория_Соловьёва, inaya, синешкафье, Людмила_Кац, Татьяна_Смирнова, Николай_Рогалев, Zart, Братислава, Елена_Картунова, Джон_Маверик

 



Ниже можно прочитать об участниках икспедиции. На фотографии можно кликать для увеличения.

Галья_Рубина-Бадьян:

Мне кажется, об авторе лучше всего говорят его стихи, даже когда он пишет не о себе, а о каком-то неведомом ЛГ. Для меня стихи – это возможность ощутить себя кем-то другим, не потеряв собственную суть, возможность прожить еще несколько параллельных жизней. Иногда это мучительно, иногда очень увлекательно. Боюсь потерять эту волшебную возможность творить – вдруг забуду, как это делается?

Женя_(Гнедой):

У тараканов тихий час, и я гуляю смело –
благоразумный человек, но все ж дела плохи:
ведь скоро каждому из нас опять найдется дело –
им копошиться в голове, а мне писать стихи...
А если не найдется дел, и не у дел мы будем:
забудем рифмы и размер… эпохи на краю...
Не торопитесь уходить от нас, честные люди –
имеем мы ещё план В, и я для вас спою…


Лионель_Садорро:

Ищу новые слова для новых стихов. На одну квадратную улыбку 10 килограммов доброты.
 
 
 

Ирина_Архипова:

Что могу рассказать о себе? В 2017 году для проекта Авто(р)портрет я написала про себя такие слова:

«Родилась и живу в древнем, но бесконечно молодеющем городе Казани. Папа до последнего ждал сына – наверное, именно поэтому я обожала машинки, пистолеты, велосипед, пинг-понг и рыбалку. У меня было много плюшевых зверей, пушистых и тёплых. Но я никогда не играла в куклы.

С детства гораздо больше слов любила числа и их превращение друг в друга. И даже предположить не могла, что спустя два десятилетия после получения диплома математика магия строк увлечёт меня в удивительный и загадочный мир поэзии.

В моей работе цифры и буквы переплетаются, объединяются, сосуществуют в особой реальности: многозадачности закрученного в спираль трудового дня рядового чиновника с образованием математика и душой поэта, живущего самой обычной жизнью, от понедельника до пятницы и от пятницы до понедельника.»

Что с тех пор изменилось? В мою жизнь вошла Литгалактика. Вернее, при моём непосредственном участии во Вселенной появилась Литгалактика – мой самый любимый и по-настоящему родной сайт. Я с большим удовольствием принимаю участие во всех проектах Литгалактики, и этот проект – не исключение.

Спасибо нашему капитану Алексею Лису и за замечательный сайт, и за новый интересный проект.


Hellin:

Стихотворчество для меня как форточка в маленькой комнате. Когда она открыта, я дышу кислородом.​ Захлопывается – не умираю, конечно, но становится душно.
Мне понравилось, как сказала Елена Че: "простой человек с поэтическим даром".
В какой-то степени это обо мне тоже.

 

maarv:

Пишу стихи, когда в душе накапливается что-то необъяснимое прозаически и просится наружу. Люблю читать хорошие стихи – узнавать творческие миры мыслящих и чувствующих людей.
 
 
 

Dobryivecher:

Коротко о себе.
Всё хорошо.
Слышу. Вижу. Если бы спросили: «А ещё раз хотел бы родиться?» – ответил бы: «А есть ещё какие-нибудь развлечения кроме рождения?».

 

Лана Горбачевская:

Окончила факультет славянской филологии в одном из московских университетов. Затем последовал период, связанный с научной деятельностью: занималась изучением поэтики А. А. Ахматовой, А. А. Тарковского. Имею ряд публикаций, связанных с творчеством этих поэтов, в научных журналах. Спустя 10 лет отдала предпочтение педагогике, считая, что воспитывать умных, глубоких, образованных людей должны увлечённые люди. Занималась разработкой методики проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.
В 2014 году вышел сборник «Яблочный дождь». Есть отдельные публикации в литературных журналах. Впрочем, к популяризации своего творчества никогда не стремилась и не стремлюсь, так как считаю поэзию делом сугубо интимным. На литературных сайтах появлялась от случая к случаю: был период «Стихи. ру», «Литпричала». Некоторое время назад регулярно входила в состав жюри различных поэтических конкурсов на сайте «Что хочет автор», «Литсеть», «Литгалактика» и др.
В настоящий момент преподаю в школе русский язык и литературу.


Marita:

Про себя скажу, что очень люблю историю и природу, но природу всё-таки больше. А вода – моя любимейшая стихия. Как и занятия плаванием.
На фото – я и Питер... который скульптурный. При этом в Питере, у метро Горьковская. На заднем плане – природа, то есть парк у этого самого метро.

 

Наталья_Сафронова:

О себе как будто особенно нечего сказать, но ведь это не главное :)
 
 
 
 



1. Сумрак (Виктория_Соловьёва) [Поэзия без рубрики]



Галья_Рубина-Бадьян:

Сразу хочу сказать, что мне Викино стихотворение скорее понравилось, чем нет. Но кое-какие моменты я бы подпилила, усовершенствовала. Как всегда, спешу заверить, что излагаю только свое личное мнение, не являющееся истиной в последней инстанции.
Я воспользовалась системой разбора Лиса и поместила свои замечания рядом со строчками, к которым решила придраться))

Сгорела память, но тени
прошедшей жизни мелькают.
Рисунки платьев истлели,
их носит поле, река ли…
– Если рисунки истлели, то поле или река если что и носят, то точно не рисунки, а какие-нибудь их ошметки или даже память о них. А рифмы тут зачётные. Очень нравятся.

Глаза устали от света,
но сумрак так непривычен.
Во тьме не нужно ответа.
У рук доверие птичье.
– замечательная строчка, прямо афоризм.

Бытьё, немногое вроде, – Царапнуло "бытьё". Кроме того, что слово это устаревшее, мне не совсем понятно, в каком смысле бытьё немногое. Бытьё = жизнь, существование. На мой взгляд, тут подошел бы какой-нибудь другой эпитет – немудрёное, простецкое, нехитрое и т.п.
а давит — горбятся плечи.
Где ж ангел? Спит в переходе?
Покрестит грудь, ближе к вечеру.


А Бог улыбку поймает
всего одну за субботу,
И снова ей отмеряет
войну, любовь и заботу.
– Вот тут опять споткнулась. Бог отмеряет войну, любовь и заботу улыбке? Ну, то есть, могу догадаться, что, на самом деле, все эти прелести достаются ЛГ, а не её/его улыбке. Но такая размытость фразы вызывает вопросы (у меня, во всяком случае).

Надеюсь, мои заметки на полях окажутся полезными. А Вике спасибо за возможность сопереживать ЛГ, увидеть ситуацию её/его глазами, за поэзию, в конце концов))



2. Снег (inaya) [Психологическая поэзия]



Женя_(Гнедой):

Грустное и щемящее стихотворение, написанное в миноре… Если бы оно начиналось со строк «А ты знаешь, что будет? – Я знаю. Придёт Весна.» то приобрело мажорное звучание, но потеряло бы свою пронзительную актуальность, и суровая правда жизни была бы задвинута на задний план, потому что никто не думает о весне, когда на носу зима и в природе и в душе.

Жизнь любого читателя циклична. И напоминает катание Сизифом камня туда сюда…. Первый этап цикла – это очарование. Когда читатель влюбляется, то на почве этого испытывает эмоциональный подъем. Сгорая от страсти, воодушевленный он катит свое большое чувство в гору, попутно наделяя объект любви всеми волшебными (и не существующими качествами).

Читатель испытывает сильное иррациональное влечение к объекту любви, сопровождаемое позитивными проекциями и трансферентными процессами. Энергия отношений усиливается от интенсивности «розовых очков», устремленности к слиянию, к нахождению сходства, «синхроничности». Основные чувства на этом этапе – восторг и умиление.

Но стихотворение не об этом…. Потому что оно о втором этапе цикла: рано или поздно энергия любовных отношений начинает затухать от углубления дифференциации партнеров, от усиления различий между очарованиями и неотвратимо проступающей жестокой реальностью ( кто-то не закрывает тюбик с пастой, кто-то раскидывает носки, кто-то пукает отнюдь не фиалками). Основные чувства на втором этапе – разочарование и злость. В один прекрасный момент не добравшийся до вершины камень большого чувства срывается под уклон. Разочарованный читатель даже не пытается ему препятствовать и грустно смотрит вслед, как тот подпрыгивая на кочках лихо скатывается к подножью горы. Разбитые надежды и мечты не дают ни малейшего повода думать о весне… всё заметает белым снегом и ровным слоем… и память, и чувства… И всё это только для того, чтобы читателю можно было завтра начать с чистого листа…. Бодро спуститься к подножью и там выбрать свой следующий камень.

Поэтому не будем торопиться с холодно навсегда… ещё погреемся)))



3. На кону - согреварь (синешкафье) [Лирика]



Лионель_Садорро:

Вот за что я люблю девочек (и их стихи) – они способны вмещать в себя всего помаленьку. Тут и душа, набитая осколками, и поезд, и что-то на кону (хотя игра в карты вроде не заявлена). Начали с феи – закончили сигаретами. Неприкаянность эта и сиротливость не дают равнодушно пройти мимо.

«Согреварь» и «обнимабрь» – мне нравятся такие поделки из букв и слов. И вот знаете, нет натужной навороченности в тексте. Всë, кажется, до того просто: сиротливые кошки с когтями – очень понятно, если речь о душе; фея Грусть и молчание о своëм – тоже нередкое направление мыслей поэта-лирика; перрон и поезд неизбежны для мятущейся, исцарапанной когтями и осколками души. И на фоне этих чëтко прорисованных образов (вернее, просто названных словами через рот) выделяется мир Поэту- сторонний. Читал – и как в пропасть ухнул. Класс! Надо же, как круто подобрана пара к потустороннему!

Вообще, я только с третьего прочтения стал видеть более-менее целостное произведение – в фонетическом аспекте, во всяком случае. Не знаю, плюс это или минус. Я всë пытался встроиться в ритм. Неточность рифм не мешает при чтении. Но есть сбой: «который «Поэту-», а не Потусторонний» – здесь лишний союз «а». Из размера конкретно выпадает. В основном в стихах этих всë же звучит 4-стопный анапест.

В смысловом аспекте скажу честно: я не вижу связи между частями стихотворения. Подозреваю, что и они живут своей жизнью, не подозревая о своей связи с моим мнением. Мне очень понравились зонтик неба и ледовый хруст. У этого катрена серо-стальной, мокрый цвет.
А катрен про траву и поезд, разумеется, зелëный. И у меня возникла аллюзия на повесть Владислава Крапивина «Лëтчик для Особых поручений». Там был Зелëный билет, с ним можно было проехать на любом виде транспорта. А ещë мальчик в этой повести пытался облететь всех своих разъехавшихся друзей. А у ЛГ стихотворения тоже воспоминания о тех, кто был.

«Утеплять свою шкуру» – так мог бы сказать о себе... дом. Да-да, целый дом, готовый принять в себя тех, кто нуждается в приюте. Может, сама ЛГ стала таким домом для других, познав сиротливость и бездомность? Я могу что угодно сочинить и выудить из этого текста, и мне почему-то это нравится. Перечитал вот сейчас про шкуру, смотрю дальше: «курить в потолок». Ба! Так это же дым из трубы идëт. Точно дом!

А вот на кону... Такое чувство, что ЛГ уже проиграла объятия любимого человека, а теперь ставит на кон возможность согреться, раз осталась такой... раздетой и дрожащей от холода. Вопрос в том, не проиграет ли она и эту возможность? Что это может быть? Родовая память. Поддержка подруги или даже просто случайных людей («ждать сторонних у Счастья на стреме»). Поэзия. Вера в то, что «чем небо темнее, тем ярче вспышка сверхновой» (прошу прощения, что переиначил слова автора про рассвет). А может быть, всë-таки героиня сама спасëт кого-то от такой же, как у неë, неприкаянности.

Использование слова «бонус» в классической такой лирике для меня сомнительно. Слишком уж непривычно, а в стилистике я не особо понимаю.

Выбор ЛГ в финале исполнен силы и достоин уважения. Она, как я понял, пытается не проиграть хотя бы согреварь, поэтому предпочитает действие оплакиванию.
Резюмируя всë вышесказанное (возможно, несколько бессвязное и сумбурное), хочу сказать, что стихи были интересны мне. Я нашëл в них свои ассоциации и увидел характер автора и ЛГ. Стихи приятно просты. Несколько запинисты – в духе героини и еë событий, но сбился я лишь раз и упомянул об этом.
Спасибо автору.



4. ПОМПЕИ (Людмила_Кац) [Поэзия без рубрики]



Ирина_Архипова:

Привлекает внимание очень энергичное, под стать описанному далее извержению вулкана начало стихотворения, в котором даётся очень категоричная оценка основателям города.

"Верх легкомыслия или безумия -
Город стоял у подножья Везувия."


То есть, по мнению автора, большей ошибки совершить уже нельзя было. Более того, как уточняется ниже, люди не поняли предупреждений в виде землетрясений, за это и поплатились.

"В недрах дремала громадная сила -
Долго гора эту тайну хранила."


А внутри горы, оказывается, дремал дракон. Не берусь оценивать, является ли образ дракона для описания извержения вулкана новым или повторяет ранее где-то уже использованные. Навскидку не припомню, но сейчас для моего анализа это не имеет значения. Образ вполне подходящий.

"Людям неведом жестокий закон -
Как, почему пробудился дракон,
Пламя извергнув из дьявольской пасти -
Грозным предвестьем драконовской власти,
Сыпался град раскалённых камней
На перепуганных насмерть людей..."


Всё извержение описано этими несколькими строками (далее рассказывается о его последствиях). Много это или мало? Наверное, достаточно. Но что меня заинтересовало, так это "предвестье драконовской власти". Если извержение вулкана – это предвестье власти, то в чём заключалась сама власть дракона? Погубить людей? Стереть с лица земли город? Сама эта фраза сложновато построена. В целом понятно о чём речь, а попробуйте вчитаться. Может быть, присутствие двух тире затрудняют понимание.

Вообще, в стихотворении слишком много тире, иногда они стоят необоснованно. В первых трёх предложениях – по одному тире. В этом, четвёртом – два тире. В следующем предложении тоже два тире, первое из которых логично было бы заменить на двоеточие. И в последнем предложении тоже использовано тире. То есть в каждом (!) предложении – минимум одно тире. Я очень уважительно отношусь к тире. Это полезный и важный знак препинания. Кроме того, он часто ставится в необязательных местах как авторский знак. Но во всём хороша мера. Ну и то, что вместо символа тире стоит короткий дефис, это тоже недочёт оформления.

"Страшные глиняные истуканы" как историческое наследие, как память о жертвах извержения Везувия, конечно, совсем не лишнее в стихотворении. Но в этой строке сильно сбивается ритм.

Обратим внимание, что насколько энергичным было начало, настолько же повествовательна и спокойна концовка – просто сообщение (приправленное минором в виде грусти) о том, что

"И о трагедии Римских Помпей
Грустно расскажет сегодня музей."


Эти две строчки я бы посоветовала выделить в отдельное предложение. И вместо "и", на мой взгляд, лучше было бы начать с местоимения "нам".

В целом, стихотворение неплохое, идея просматривается, всё необходимое сказано. Но над ним ещё немного нужно поработать (в частности, над оформлением).

Удачи автору!



5. Проклятье (Татьяна_Смирнова) [Мистическая поэзия]



Hellin:

Во-первых, я хочу сказать, что в этот стих заложены сильные эмоции. Тема сама по себе тяжёлая, писать хладнокровно вряд ли получится, и, мне кажется, многим такие терзания знакомы. Не скажу, что мне они кажутся надуманными, так как нмв они являются следствием веры. А верят в высшие силы даже атеисты.
Первое прочтение меня тронуло, повеяло искренностью и вызвало сопереживание.
Но "по долгу службы" мне пришлось перечитать его не раз, и не два.
В итоге я собрала в клубок зацепочки и узелочки, а автор пусть сам решает, к чему прислушаться, а что пропустить мимо ушей )

Итак.

"Содеяв зло, постыдной метки
не скрыть одеждой."


То есть, всем видна эта метка даже под одеждой? И что же это за метка такая? Или она на лбу, что ли?

"На песке
кому-то чертит ангел веткой
защитный символ.
Но не мне."

Еще одна неразгаданная мной руна )
На песке /но не мне – у меня не звучит. Слишком звонкие ПСК против ННМН.​ И это​ ломает строй сразу же в первом катрене.
Насчет метки, ангела с веткой и защитного символа я,​ наверное, не в теме, сорри.

"Повсюду следует за мною
непроницаемая мгла.
Тянусь к тому, кто за чертою,"

Здесь у меня впечатление тривиальности.
И... наверное, долг перед живыми у меня сильнее.​ Но всяко бывает, соглашусь.

Тянусь, "не веря в то, что я могла," – вот здесь диалогии​ между этими фразами не улавливаю. Как-то не связаны они между собой, из разных настроений, что ли. Ну, ведь ЛГ точно знает, что она смогла, какое уж тут неверие?

"Бог промолчал, ответил бес."

Вот это фраза классная.

"сердце ноет от тоски."​ Избито, сорри.
"Готова каяться." ? Только готова, но еще не каюсь, так получается.

"А в закольцованном мгновенье:
разбитый вдребезги Грааль,
фигура в чёрном скорбном платье,
вращает дьявол жернова,


Мне вот здесь не легло вот это перечисление. Его не сразу понимаешь. На подсознании воспринимается, что этот дьявол, вращающий жернова,​ – он и есть фигура в чёрном.​ Строка с фигурой не имеет действия, а следующая строка состоит из действия. Может, поэтому они не ложатся в ряд перечисления?
Ну, возможно, это только у меня так. )
"Скорбное платье" – наверное, хороший образ, но для меня спорный. Как бы, платье скорбеть и печалиться не может ) да и чёрное – самодостаточное определение, нмв​. Но это чисто личное, наверное.

"срываясь с губ, летят проклятья
непоправимые слова."


А тут я сильно споткнулась.
Первая строка здесь читается завершенной при восприятии как мн. ч. "проклятья". "Летят проклятья." тчк.
Ан нет, нужно мозги возвращать после следующей строки назад, чтобы осознать, что "проклятья" – это в ед. ч. род. п. и дальше это слово​ продолжает свое определение, а мн.ч. относится к "слова".
​Вообще, мне кажется, "проклятье" в единственном числе​​ в данном случае как-то не айс.
Может, будет лучше, если:
"Летят проклятий непоправимые слова"?

На этом я закругляюсь, но прошу считать все вышесказаное чисто моим личным впечатлением, не претендующим на истину в последней инстанции. )
Душевных стихов, мира и радости вам, Татьяна!​ )



6. Бегущая по радиоволнам (Николай_Рогалев) [Лирика]



maarv:

Стихи, в которые не нужно вчитываться: невольно я погрузилась в ощущения ночной автомобильной дороги. Живые дополняющие друг друга образы, в каждой строчке – новый, как новый поворот на пути моего восприятия. Смена образов создаёт подвижность, и у меня перед глазами возникла "струящаяся в темноту река асфальта", и низкий голос диктора заполнил новостями давящую тишину, напоминая о каких-то моих прошлых путешествиях. Аллюзия на "Бегущую по волнам" А. Грина открывает, усиливает впечатление мимолётности, неуловимости ощущений, побуждающих стремиться куда-то дальше – к недосягаемому.



7. Катарсис (Zart) [Поэзия без рубрики]



Dobryivecher:

Я не хотел бы, чтобы моё субъективное мнение дало повод что-либо изменить в этой работе. Перевдохновляться – дело гиблое и без определения. Поэтому, просто поговорим о прочитанном.

Казалось бы всё просто и понятно:
привиделась знаковая картина, и катарсис, случившийся с человеком – очень даже понятная история.
Однако, ещё при первом прочтении возникли вопросы. Перечитал много раз – число вопросов не убавилось.

Той ночью в мир духовных грёз
попал нечаянно. И вижу:
безбрежный космос, манну звёзд и...
"Эскалатор?.."
Выше, выше…


Эскалатор. Во-первых, странным показалось, что именно эта мысль-сомнение в такой момент возникла у человека (я же правильно понял, что это слово в кавычках – вопрос самого ГГ?). Во-вторых (и это просто уже моя придирка), ну, как-то не к месту что ли в этой теме это слово. Даже не само слово, а необязательное присутствие тут технологического запаха, если можно так выразиться.

…Выше, выше.
Туда, где чёрная дыра
меня и лестницу глотает;
где мрак сплошной и тишина
гнетут, на душу оседая...


Тянулась вечность.

Вдруг из тьмы…

Да, наверное только в грёзах так могла прерваться вечность. Поясню: не будь у стихотворения (а я следую предложенному автором в названии настрою на возвышение, очищение) выраженного серьёзного посыла к размышлениям о значимости духовной составляющей мироздания – принял бы за авторскую иронию приём «Тянулась вечность. Вдруг…». Но, повторюсь, это моё очень субъективное восприятие, не более того.

…Вдруг из тьмы
звук мануалов нарастает.


Тут сразу несколько сомнений возникает.
Первое. Нарастает – значит был в каком-то диапазоне (раз мы о звуке). Но: тишина до Вдруг (как, судя по всему, и мрак) – была сплошной. Нарастать – не из чего по описанию.

Второе. Слово мануал применено во множественном числе.
Мануал. Здесь это же – клавиатура, если далее о музыкальном произведении речь, правильно?
Но звук издают не сама(-ми) клавиатура(-ры).
И, даже если в профессиональных кругах и существует равенство понятий мануал=орган, то по тексту выходит Бог одновременно управляется с несколькими. Не хочу тут иронизировать, мол «Бог и не на такое способен», но – не думаю, что авторской задумкой было могущество всевышнего подчеркнуть именно так.

…Вдруг из тьмы
звук мануалов нарастает.
- Я слышу...
- ... да, - из пустоты, - там Бог играет на органе.


Ещё один вопрос. А кто этот третий, дающий главному герою пояснение?
Не такая уж пустая пустота в грёзах, как о ней можно подумать.

Это – все главные вопросы и сомнения, которые у меня возникли.
Из того, на что обратил внимание, но здесь не считаю существенным минусом – слишком, на мой взгляд, вольготная (но смелая) рифмовка в последих строках нарастает – на органе. Ещё – нарастает слышится «эхом» от глотает – оседая, что несколько путает интонацию, когда читаю вслух.

Чем замечательна эта работа? Тем, что по сути является триггером запускающим размышления о том, как много даровано такой маленькой частице вселенной, какой является человек. Человек может придумать всё, во что ему хочется верить. И не верить.



8. Бинтуя душу (Братислава) [Философская поэзия]



Лана Горбачевская:

Первое, на что хотелось бы обратить внимание в этом стихотворении, – это то, как автор выдерживает образ. Метафора, отождествляющая витки бинта с прожитой человеком жизнью, сама по себе довольно нестандартна, а потому интересна. Однако Братистава, дав своему произведению название «Бинтуя душу», прекрасно понимает, что этот образ должен стать ключевым, стержневым, то есть должен поддерживаться на протяжении всего стихотворения. Вот почему так гармонично смотрятся здесь крестильная ситцевая рубаха, и распелёнутая душа, и обратная ускоренная перемотка. Налицо единство образной системы, за что автора можно только похвалить.

На мой взгляд, строфическая организация также выбрана верно. Хотя, казалось бы, напрашивается катрен, автор не делит своё стихотворение на четверостишия: так создаётся впечатление, что каждая строка – это тоже своеобразный виток бинта, освобождающий душу от недугов и страхов. И опять скажу здесь о пресловутом единстве образа. Благодаря этому, отчётливее, ярче представляется образ распелёнутой, первозданной души, готовой устремиться в вечность. Смерть как освобождение, раскрепощение. Так когда-то писали об этом классики: пришло сейчас на ум стихотворение А. А. Фета «Заря прощается с землёю», где также показан переход от жизни земной к жизни вечной. Я не знаю ни возраста, ни поэтического опыта автора стихотворения, но позволю себе посоветовать вспомнить это произведение: оно хорошо показывает логику развития образа, правильную композицию. На мой взгляд, правильнее с этой точки зрения было бы остановиться на следующих строках:

И кто-то распелёнутой душе
"Лети!" прикажет и скользнёт навстречу,
И осознаешь, что вот-вот уже...
А может быть всё будет проще, легче.


Тогда осталось бы ощущение лёгкости, свободы: душа избавилась от своих бинтов и воспарила. Однако автор добавляет следующие строки:

Пора уже принять года свои,
Принять себя: и в прошлом, и в грядущем -
И продолжать накапливать слои,
Которыми бинтует время душу.


Этим он возвращает почти уже отлетевшую душу к земной жизни, противореча только что сказанному, говоря о необходимости «накапливать слои», принять их. Я вижу в этом художественное противоречие, хотя по-человечески понятно, откуда взялись эти заключительные четыре строки.

На что хотелось бы обратить внимание. Слова «чётко», «чёткий» имеют несколько значений: хорошо видимый, различимый, явственно слышимый. Всё это связано либо со зрением, либо со слухом, либо с пониманием. У автора же читаем: «Но чётко позволяя вспомнить всех…». Помнить можно отчётливо, не чётко. В связи с этим скажу и о такой вещи, как стилистическое единство. На протяжении всего стихотворения автор использует или стилистически нейтральную, или возвышенную лексику, что смотрится органично. Тем более бросаются в глаза разговорные слова и выражения. «Чётко» из их числа.

Обращусь и к следующим строкам:

Стирая память, без разбора вех,
В ускоренной обратной перемотке,
Но чётко позволяя вспомнить всех
И озарить на эпизод короткий.


Мы видим в этом предложении нарушение грамматического строя: деепричастные обороты в предложении должны быть привязаны к сказуемому, здесь же всё предложение состоит только из деепричастных оборотов. Кроме того, на мой взгляд, ощущается грамматическая недостаточность слова «озарить». Чем озарить?



9. Подсмотренная история (Елена_Картунова) [Миниатюры]



Marita:

Пьяная муха, пьяная кошка, пьяный хозяин... и только фотография была трезвой! Рассказ повеселил. Какая у этой басни мораль... а морали нет никакой, как пела группа "Наутилус". Разве что телефон жалко – пьяные разговоры разогрели его докрасна.))



10. Я забываю (Джон_Маверик) [Рассказы]

Текст рассказа можно прочитать по ссылке: http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-13304

Наталья_Сафронова:

Рассказ Джона Маверика «Я забываю» живо напомнил мне любимую сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Давно её не перечитывала.
В последнее время нечасто перечитываю книги, просто любимые – живут где-то внутри. Рассказ «Я забываю» – мне кажется, тоже запомнится, останется во мне болючей точкой. В каждом, кто прочитает. И это хорошо. Это важно. Для всех нас.
После рассказа Джона вдруг подумала, что Маленький принц, путешествуя по планетам, встречался – не просто со взрослыми, которые забыли все свои детские мечты – но с собой, взрослым… Они забыли, что тоже были маленькими. Получается, что в детстве мы были великанами, а потом выросли – а души, подумать только – измельчали… Потому и планета, которую мы передаем своим детям – «пропитана грязью». И сказки нашего детства…

«А сказки одичали и бродили вокруг злыми, голодными собаками. Не нужные никому, докучливые и несчастные. Их все пинали ногами, называя глупыми, пустыми фантазиями. Я сам от них отрекся... Да что там, я смеялся над ними в компании друзей, а ненадолго оставаясь один, тайком бросал им объедки с нашего стола».

А без сказок – душа пустеет. Сказки не приходят ниоткуда. Это память народа. Память рода. Твоя защита. Твоей семьи, детей, внуков и правнуков. Помните правило, по которому жил Маленький принц: проснулся – убери планету. Наведи порядок в своей душе. Семье. Будь честен с самим собой. Помните перышки бабки Лукерьи в «Синюшкином колодце» Павла Бажова? Не пренебрег Илья бабкиным наследством (вроде бы незавидным – а сберег!) потому и выдержал испытания бабки Синюшки. Счастье не в богатстве, а в человеческой душе. Эта народная мудрость – главное, что завещала бабка Лукерья своему внуку. Герой Джона Маверика не выдерживает испытания. Ему нечего передать в наследство ни собственному ребенку (и его семья – распадается), ни будущему человечеству. Кристалл как символ душевной чистоты и прекрасной Вселенной – «пропитан грязью». Герой рассказа не помнит, передал ли он кристалл возможному спасителю мира, «прогнал светлого ребенка или убил его». Будем надеяться, что автор не предрекает нам Апокалипсис, но предостерегает…

Наверное, поведав о собственных ассоциациях, я привнесла сумбур в повествование о произведении Джона Маверика. Потому что герой рассказа «Я забываю» ищет только кроличью нору, в которую провалилась Алиса. И кристалл ему передает человек с головой кролика. Но это всё равно встреча с детством, которое пробуждает память. А значит, есть надежда, что мы не станем Иванами, родства не помнящими…



Вот такая получилась восемнадцатая икспедиция. Десять участников, десять авторов, десять произведений. Надеюсь, что вы поддержите участников, авторов и сам проект.
 
Опубликовано: 27/11/22, 06:22 | mod 27/11/22, 06:40 | Просмотров: 334 | Комментариев: 27
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (27):    1 2 »

Вот может же Женя из самого белого уныния в улыбку окунуть) (сказала бы умеешь ты всё опошлить, если б тебя не знала))  это интересный отзыв, но я очень сомневаюсь в искренности - просто скорее чтобы я(или не только я) улыбнулась. Не хотела морочиться. Ты глубокий человек и классный автор. Ты можешь себе позволить эти игры. Не думаю что так видят его - это стихо прям все. Хотя не исключаю, что кто-то так и видит))Да...уж...

Самое страшное не то, что мы теряем земную любовь в образе человека. Страшнее терять любовь высшую(ничем не обусловленную, которую ты черпал через кого-то), которую ты не ценил не благодарил не берёг и бах потерял. Это примерно как маму или(и) папу потерять в детстве, особенно когда их любишь и веришь в них и им, а присутствие любящих людей воспринимаешь как должное и никогданепреходящее. А ты маленький такой перед этим миром и один оказался. Вдруг.  Это такая глубина сиротства... Бездна. Тогда один выход - стать когда-нибудь для кого-то этой самой опорой и любовью. Но после потери до этого доходят не все. Ожесточение, разочарование, обида могут победить. Можно и с ума сойти. Может Каин потому и убил Авеля, что не смог справиться с тем, что Отец отверг его.  Тогда холодно навсегда. У старшего л. г. так. Младший может быть выберется в лето. ведь если у одного жизнь не сложилась не надо закладывать эти проги в младшего собрата.) и рассказывать ему свой вариант. Надо ли быть готовым к потерям и можно ли к этому приготовиться... Не знаю. Чем больше готовишься, тем скорее случится)) Но что есть что - разрушенная (тобою же созданная) иллюзия любви или реально покинувшая тебя любовь вселенной(которая, да, может быть связана ментально с ушедшим родным человеком), которая заботилась, растила, подпитывала, вдохновляла, гладила по голове, утешала...а ты просто принимал и всё кончилось. это две большие разницы...И только по прошествии времени понимаешь а что это было(если переживёшь))Первое пережить проще. Второе  требует огромных душевных и духовных сил - не скатиться. Вернуть. Вернуться. Найти смысл... вспомнить сколько света вливали в тебя и что этим же надо делиться. а ты всё сам съел)))Где теперь брать свой свет?  короче... это такие глубины всяких психологий и философий...

Спасибо, Женя. Ты подарила мне возможность поболтать о своём(не могла же я промолчать на такой шикарный отзыв))))Это такая психотерапия...Впрочем, как всегда... это я очень ценю.
inaya   (05/12/22 13:23)    

Спасибо, Инночка, что не обижаешься на меня . ..ведь я пишу о видении твоего стихотворения сквозь призму ощущений одного читателя, этот читатель - я... У других читателей будут другие призмы. Вот тютелька в тютельку считать мысли автора при прочтении стихотворения, может только сам автор...читатели же тычутся вокруг да около, как слепые кутята, ибо разные у нас всех мироощущения, жизненные опыты, настроения на данном отрезке времени, паспортные данные и снилсы, поэтому и внутренние миры наши параллельны друг другу... Чтобы взаимодействовать и понимать друг друга мы берём вводные данные из соседнего мира и погружаем в свой, смотрим какая реакция происходит. Что на выходе получается, то нам и становится понятно...Даже если это и совсем не то, что задумывал автор)))
Это я в качестве оправдания...
А ещё я очень рада так пообщаться с тобой, потому что встреча со старыми друзьями всегда приятна))
Женя_(Гнедой)   (09/12/22 17:41)    

Лана, большое спасибо за подробный и интересный разбор стихотворения!
С замечаниями согласна! И, даже если не получится исправить в данном стихотворении, то буду избегать впредь
Братислава   (03/12/22 19:16)    

Всем здравствуйте.

Большой отчёт в этот раз получился, только что смогла дочитать. Что сказать? Очень интересно было следить за мнениями икспедиторов и сравнивать их со своим. Как всегда, в чём-то есть совпадения, в чём-то нет. И это тоже интересно.

Спасибо авторам, икспедиторам и Лису за обзор. Жду новых отчётов.
Ирина_Архипова   (02/12/22 17:41)    

Здравствуй, Ирина:)
спасибо:)
да, очень объёмно получилось...
завтра будет девятнадцатая, надеюсь
радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (03/12/22 03:51)    

Лионель Садорро, огромнейшее спасибо за такое всеобъемлющее исследование моего стихотворение!

Это очень интересно и кажется вообще самостоятельным литературным произведением, настолько оно тщательное и интересное.
синешкафье   (28/11/22 14:23)    

Я рад, что Вам не было скучно и грустно. smile Спасибо за тëплый приëм моего мнения.
Лионель_Садорро   (28/11/22 20:25)    

Огромное спасибо икспедиторам, авторам и Лису за такую развернутую, объемную и интересную икспедицию!

Я зачиталась!
синешкафье   (28/11/22 14:22)    

Здравствуй, синешкафье:)
спасибо:) ну рецензия не моя, а Лионеля:)
радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (03/12/22 03:49)    

ааа... да, перепутал... ты про икспедицию сказала... да, в этот раз классно получилось, развёрнуто:)
ну вот завтра будет девятнадцатая:)
Алексей_Лис   (03/12/22 03:50)    

Наталья, спасибо огромное за рецензию! Вы мне напомнили мои самые любимые сказки: "Маленького принца" и сказы Бажова! Я их когда-то очень любил, а потом они забылись. А сейчас всплыли в памяти, и даже сказка про бабку Синюшку.
Это правда, они не приходят ниоткуда. Сказки - это подсознательное народа да и всего человечества. Если его не беречь, а загрязнять, то и сознание людей мельчает.
Джон_Маверик   (28/11/22 00:46)    

Спасибо, Джон.
Наталья_Сафронова   (28/11/22 10:01)    

Галья, спасибо большое за комментарий к стихотворению. Скопировала к себе, подумаю...

По замечаниям немного отвечу, чтобы было понятно реакцию.

Рисунки платьев истлели,
их носит поле, река ли…
– Если рисунки истлели, то поле или река если что и носят, то точно не рисунки, а какие-нибудь их ошметки или даже память о них. А рифмы тут зачётные. Очень нравятся.

Именно на это и намекается, что только воспоминания о них остались)

Бытьё, немногое вроде, – Царапнуло "бытьё". Кроме того, что слово это устаревшее, мне не совсем понятно, в каком смысле бытьё немногое. Бытьё = жизнь, существование. На мой взгляд, тут подошел бы какой-нибудь другой эпитет – немудрёное, простецкое, нехитрое и т.п.

Согласилась с эпитетом поменяю на "нехитрое". Бытьё - то, что выполняешь каждый день - умылся, покушал, помыл посуду, полил цветы, сварил чего-нибудь... Что ещё бабули делают? Вот это и составляет их житьё-бытьё. Вроде и не много делают, а всё равно уже валится всё из рук.

по последней спотыкашке вряд ли что-то изменю, но подумаю, может как-то перестрою фразы.


=====================

Лис, спасибо за интересный проект, читаю все икспедиции и мне кажется, что это идёт на пользу) Пользу не покажу!)))
Виктория_Соловьёва   (27/11/22 13:45)    

Здравствуй, Вика:)
спасибо:)
радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (27/11/22 13:48)    

Вика, я рада, что кое-что из моих размышлений пригодилось, показалось тебе заслуживающим внимания. Мне было интересно поразмышлять над твоими стихами, углубиться в них. Надеюсь, не в последний раз.
Галья_Рубина-Бадьян   (27/11/22 18:35)    

Да, отличный отклик! Мне понравился - всё по делу сказано, все моменты расписаны. Мне понятно как со стороны воспринимается текст, а это очень важно!
flower
Виктория_Соловьёва   (27/11/22 18:55)    

Ирина, большое спасибо за «разбор полета». Со многими замечаниями я согласилась, исправила, насколько было возможно. Разбила текст на катрены, чтобы было понятнее. Сбой ритма так и не уловила, но немного изменила схему рифмовки. Надеюсь, стихотворение от этого только выиграло. Еще раз, благодарна за благожелательную и конструктивную критику. 
Удачи всем участникам проекта!  smile
Людмила_Кац   (27/11/22 13:12)    

Здравствуйте, Людмила.

По поводу сбоя ритма. Могу только своими словами объяснить, как сама понимаю.
В этой строке нарушается опорная стопа. Она приходится на седьмой слог.
Если следовать за ритмом, то опора должна приходиться на букву "Е" ("Страшные глиняныЕ истуканы") 

Так и проходит вселЕнская слава,
Всех уравняла кипЯщая лава -
Старых и малых, рабОв и господ,
И не осталось ни вдОв, ни сирот -
Целые семьи сгорЕли дотла,
В братских могилах пылИлась зола,
Страшные глиняныЕ истуканы*
Напоминают о жЕртвах вулкана.

Сравните (не для исправления, потому что строка получилась весьма корявая - для примера звучания):

Так и проходит вселенская слава,
Всех уравняла кипящая лава -
Старых и малых, рабов и господ,
И не осталось ни вдов, ни сирот -
Целые семьи сгорели дотла,
В братских могилах пылилась зола,
Всюду из глины лежат истуканы,
Напоминают о жертвах вулкана.

Спасибо за отклик.
Ирина_Архипова   (02/12/22 12:34)    

Вы правы, Ирина, здесь перенос ударения, это часто происходит, хотя и не желательно. Я исправила вот здесь
http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-12550
Другие замечания тоже учла, насколько возможно. Еще раз спасибо!
Людмила_Кац   (02/12/22 17:11)    

Намного лучше стало, Людмила, и про истуканов отлично получилось. Я рада, что мои заметки пригодились.
Ирина_Архипова   (02/12/22 17:38)    

Как обычно, хочу рассказать о том, что сейчас происходит в проекте:)
Так сказать, для любопытных:)

В этой икспедиции, восемнадцатой, у меня десять произведений (десять разных комментаторов и десять авторов)... а раньше было восемь... ну, просто проект растёт...

Итак, всего у меня сейчас 35 идущих "цепочек".
А общий охват проекта - 116 человек (шесть из них внешние, остальные авторы Литгалактики). В прошлый раз было 111.

На данный момент было опубликовано восемнадцать икспедиций.
Это 146 произведений 91 автора, которые были прокомментированы 92 икспедиторами.
Да, у многих не одно произведение было в проекте (максимум уже 5), да и не одно участие в проекте в качестве икспедитора (максимум уже 8). Здесь же всё просто: поучаствовал в проекте сам, получил возможность послать своё.
Ну а если уж очень не хочется посылать своё, то выбрал чьё-то произведение в "цепочку" вместо своего (такое у нас тоже уже было и теперь всё чаще).

У меня есть 19 откликов, которые пока не опубликованы (на следующие икспедиции), т. е. 19 произведений 17 авторов, а комментировали их 18 человек. Да, это на следующие две икспедиции, по крайней мере. И там есть ОЧЕНЬ классные отклики. Мне даже жаль, что я не смог сегодня их опубликовать, но... нельзя всё сразу:)

"На руках" у 24 икспедиторов сейчас 24 произведения 22 авторов. Жду ответов:)

В данный момент у меня накопилось 9 произведений, которые надо послать по сети Икс. Плюс от двоих я жду ссылки (ещё не прислали для продолжения цепочки). Надо посылать произведения кому-то, да... Искать желающих... Хорошо, что сейчас многие сами откликаются, а то было бы совсем трудно мне:)
Алексей_Лис   (27/11/22 08:29)    

Здравствуй, Игорь. Спасибо большое за разбор.
Надеюсь, не против, если поясню кое-какие детали. Тем более, что произошло это со мной. Будет тяжело, ибо сам до конца не знаю, что это было. Но я постараюсь.

1. "Эскалатор. Во-первых, странным показалось, что именно эта мысль-сомнение в такой момент возникла у человека (я же правильно понял, что это слово в кавычках – вопрос самого ГГ?). Во-вторых (и это просто уже моя придирка), ну, как-то не к месту что ли в этой теме это слово. Даже не само слово, а необязательное присутствие тут технологического запаха, если можно так выразиться"

Да. Всё так. "Эскалатор?.." - вопрос ГГ. То есть, его самого в это удивляет (наверное, уместнее было после вопросительного знака поставить восклицательный). Отсюда и следует (как ты сказал, во-вторых), что это слово здесь кажется неуместным. Но проблема в том, что это ГГ - я. А я это видел.

2. "Да, наверное только в грёзах так могла прерваться вечность. Поясню: не будь у стихотворения (а я следую предложенному автором в названии настрою на возвышение, очищение) выраженного серьёзного посыла к размышлениям о значимости духовной составляющей мироздания – принял бы за авторскую иронию приём «Тянулась вечность. Вдруг…». Но, повторюсь, это моё очень субъективное восприятие, не более того".

Ты упомянул название. Признаюсь: долго думал над ним. И до сих пор (из-за того, что до конца не понимаю, что это было) не уверен в правильности названия "Катарсис". Просто больше ничего не подходит. Либо у меня скудный словарный запас.

3. Тут сразу несколько сомнений возникает.
Первое. Нарастает – значит был в каком-то диапазоне (раз мы о звуке). Но: тишина до Вдруг (как, судя по всему, и мрак) – была сплошной. Нарастать – не из чего по описанию.


Да, ты прав. Надо думать...

4. "Второе. Слово мануал применено во множественном числе.
Мануал. Здесь это же – клавиатура, если далее о музыкальном произведении речь, правильно?
Но звук издают не сама(-ми) клавиатура(-ры).
И, даже если в профессиональных кругах и существует равенство понятий мануал=орган, то по тексту выходит Бог одновременно управляется с несколькими. Не хочу тут иронизировать, мол «Бог и не на такое способен», но – не думаю, что авторской задумкой было могущество всевышнего подчеркнуть именно так".


Вот здесь не до конца понял предложение: "И даже если в профессиональных кругах и существует равенство понятий мануал=орган, то по тексту выходит Бог одновременно управляется с несколькими".
Но всё же постараюсь ответить. "Мануал" употреблено во множественном числе, так как у одного органа их может быть от двух до шести.
По поводу того, что: "звук издают не сами клавиатуры". Да, тут опять прокол. Ты прав.

5. "Ещё один вопрос. А кто этот третий, дающий главному герою пояснение?"

Это самый главный вопрос. Рискну предположить: внутренний голос. Но... Точно не скажу...

6. "Чем замечательна эта работа? Тем, что по сути является триггером запускающим размышления о том, как много даровано такой маленькой частице вселенной, какой является человек. Человек может придумать всё, во что ему хочется верить. И не верить".

Вряд ли мне поверят, ибо сами этого не видели... И это нормально. smile

П.С. Игорь, спасибо ещё раз за тщательное прочтение стиха! Те косяки, которые ты нашёл, постараюсь поправить. Удачного воскресенья. smile
Zart   (27/11/22 08:17)    

Артём,привет!
Спасибо, что
дал развёрнутый ответ на мои вопросы. Давай уточним ещё пару моментов, как
говорится: в формате «без галстуков» (а в икспедицию «галстук интеллигента» я каждый
раз надеваю. не идёт, но дресс-код есть дресс-код).

Не разбор.
Впечатление.
Настаиваю на этой формулировке. Отсюда и вопросы, а не указания.

Сверху вниз.
1. Рассматривая «Катарсис» как литературное произведение определённой тематической
направленности, поймал себя на мысли: было бы лучше тут обойтись без этого «сложного»
слова, тем более, что далее лестница справляется с докруткой картинки в моём читательском воображении.

2. Катарсис – хорошее название. Понятное.

3. Друг друга поняли. Это хорошо.

4. Да. Всё так.
Сейчас сам подумал: себя же за хвост укусил. И понял почему: «объединил не глядя»
все клавы (их, - ты прав конечно, - несколько) в единый музыкальный блок.
И всё равно, почему-то множественное число мне тут «мешает». Надо абстрагироваться от этого.

5. Вот! То, что я хотел понять. Спасибо. И, кстати, этот ответ усиливает фантасмагорию
всего стихотворения.

6. Это нормально, согласен.

Артём, дружеский совет: не правь «Катарсис».
Пусть остаётся каким родился. Подобные экзерсисы, думаю, иногда необходимы для
творческого развития. И, думаю, я не один так думаю.

Удачи, Артём!
Рад был с тобой пообщаться.
Dobryivecher   (27/11/22 12:14)    

Тебе спасибо большое, Игорь. Свежий взгляд на написанное зачастую открывает множество упущений. Например, чужеродный "эскалатор" или слово "мануалов", которое теперь кажется не совсем удачным. Но раз говоришь не править, то...
Удачи! up
Zart   (27/11/22 13:07)    
Продолжение списка комментариев: 1-10 11-11