Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
В ожидании ливней. Милана Секоненко (Миры Литгалактики. Выпуск 7)   (Наталья_Сафронова)  
Это седьмая публикация проекта «Миры», который ведёт (Не)чайный клуб.

Полный интерактивный каталог проектов Созвездия и Миры
 




Пожалуй, первой, кого я приметила на Литгалактике, была Милана Секоненко.

Почувствовала странное ощущение родства, когда прочитала ее сказку «… уходил Птицемыш» (Записки Птицемыша). Зеленая книга, которую писал Птицемыш – живая, как дневник моей героини Вики. Животворящая, лечебная.

Поэты, художники, музыканты прибегают к целебной силе творчества, чтобы залечить душевные раны. Слово, краски, музыка – как живая и мертвая вода в сказках. Слово помогает найти единомышленников, и оказалось, что Птицемыш не один такой – ни на кого не похожий и одинокий.

«Я веду книгу постояльцев, она тоже зелёного цвета. В ней записаны истории, которые рассказывают о себе гости, а ещё забавные сны, которые можно увидеть только в нашей гостинице. Нарисованы цветными карандашами иллюстрации к рассказам и портреты новых друзей. Приезжайте, погостите! Я запишу в гостиничную книгу и вашу историю, нарисую ваш портрет.»

Психотерапевты говорят о лечении природой. Внимательный взгляд художника (Милана упоминала, что рисует, но кажется, это можно угадать в её строках) позволяет не только насладиться благодатным пейзажем, впитать в себя переливы красок, теней и шорохов, но и поведать об увиденном читателю. Прочитаешь «в лесной знойной зыби» – и сразу представляется полотно импрессиониста, живое, дышащее.

В лесной знойной зыби сквозь ветви рябит озеро.
На деревьях и кустарниках перемигиваются тени.
Уже не прячутся в лесу солнечные зайчики, а шныряют по поляне.
На ветках сосен крутятся солнечные белки.
От пестрины мерещатся в глазах мушки.
Дребезжит, пролетая, муха. Роятся и мечутся мысли.
На мгновение чернеет в глазах...
Очнёшься, а в центре колышущейся сонной травы
неподвижно сидит, как мираж,
ослепительно белая соседская кошка.
Вздрогнешь тогда, опомнишься
и пойдёшь, наконец, по своим делам.
(Полдень)
 

У Миланы даже камни… вылупляются, как птенцы, весной.

Потрескались льдинки - скорлупки упали.
Весной вылупляются лодки и камни.
(Время вылупляться)

Весной просыпаются в озере камни.
Подумать не мог, что такое возможно.
Три месяца летних ссыпал на дорожку
я камни и гравий, катил понемножку
с утра валуны небольшие; и равным
трудягой почувствовал небу и солнцу
себя, наконец, на вечерней зарнице,
когда в колыбели и рифмы, и птицы
курлыкали.
(Время вылупляться)
 

Вспоминается поговорка «Время собирать камни» и Миланина же миниатюра «Свинцовое небо навалилось» (Синтез).

"Исполинской мощью обладал человек, закативший очередной раз глыбу на вершину.
Закат угасал, а бывший царь, спускаясь по склону, следил за неизбежным падением многострадального камня к подножию горы:
Истину смогу однажды постичь, вновь и вновь возвращаясь за истерзанным куском скалы?..
Философски порассуждав, силач стал любоваться гимнасткой, кончиками пальцев ног удерживающейся на круглом валуне."


Этот текст так и остался для меня загадкой. Милана сказала, что хулигански (!) соединила миф о Сизифе и картину Пикассо «Девочка на шаре». Наверное, разгадка где-то рядом. Вот как раз в этом месте. Если Сизиф присядет, как силач, отдохнуть и посозерцает «истерзанный кусок скалы», который пытался втащить в гору, истина приоткроется ему…

Созерцание – великая вещь. Оно дает возможность «связать узлы и время починить»:

Мелькают спицы. Вечер занесён
в скрижали дома до конца времён,
живущих в нас. По кругу петель ряд
сдвигается, как наши дни сейчас
уходят, проскользнув, на беглый взгляд
почти незримой нитью становясь.
(Вывязывая дни)
 

Поэтический голос Миланы Секоненко как будто негромок, однако – завораживает, запоминается, как все безыскусное. Как «Заросший пруд» Поленова. Эту картину классика Милана называет олицетворением России. Именно такую Россию мы знаем по народным сказкам и песням.

Провинциальная Россия -
как этот вечный славный пруд.
Здесь облака как часовые
застынут, снова побегут
проведать берега отчизны,
моря, озера и пруды,
где отражаются эскизно
в зеркальных плоскостях воды.
Белоголовые кувшинки
плывут к недвижным облакам,
пока их пишет передвижник,
не ведая, что - на века.
(Поленовский пруд)
 

Поэт пишет, как художник, кладет мазки ровно и чисто, и рисуется картина. Легко и вдохновенно. Читатель и зритель талантливое произведение воспринимает именно так, даже если оно рождалось в муках. Законченное произведение искусства воспринимается живым и целостным.
 

«Таинственная история» – сказка о художнике, который незаметно даже для себя (а именно так рождается все настоящее, то есть истинно сказочное) придумал девочку-эльфа, а потом подарил ей фиолетовые сапожки и зонтик, чтобы защитить от дождя. Вот и вся история, однако читатель замечает, что улыбается, и глазам тепло.

«Оставшись один, я смотрел на опустевший пейзаж, который внезапно поплыл у меня перед глазами. Перевернул лист, но там тоже никого не было...»

Да-да, именно так все и было, и читатели тоже вместе с художником заглянули под лист, потому что успели полюбить эту крошечную девочку-эльфа и жаль было с ней расставаться.
 

Милана Секоненко – очень разноплановый автор, иначе, чем многогранностью таланта невозможно объяснить жесткий, скупой и выверенный слог 55-словника «Дружба». Конечно, жанр миниатюры предполагает немногословность и точность изложения… В общем, это мое любимое, привожу полностью, читайте!

1
Жили-были две малявочки-козявочки, две маленькие божьи коровки. Одна – красная с черными точками, а другая – черная с красными точками. Дружили не тужили, вместе время проводили, тлю ловили и кушали. Прилетела как-то раз желтая божья коровка. И тоже дружить с красной и черной захотела. Стали они уже втроем летать, ползать, ловить тлю и кушать. Весело лето проходило.

2
В один из дней, когда красная божья коровка где-то в зарослях копошилась и отстала от подружек, желтая сказала черной:
— Фи, красная подружка медлительная, неповоротливая и скучная... Улетим от нее, пока не заметила!
И, не долго думая, полетели, хихикая и изо всех сил махая крошечными крылышками. А тут еще ветер подул и отнес их неизвестно куда.

3
Приползла красная божья коровка из зарослей на любимую клумбу, а подружек своих найти не может. Бабочек спрашивает, они волоокими глазами из-под ресниц смотрят и нектар пьют. Гусеница мохнатая мимо ползла, головой покачала. Кузнечик прискакал – рассказал:
— Ветер унес твоих подружек!
Погоревала красная божья коровка, а потом подружилась с оранжевой. Они даже вместе зимовать под кору спрятались.

 

Не люблю фантастику, однако «Переход» и «Воскресный звонок» настолько психологичны, что запомнились. Сюжет «Воскресного звонка», наверное, витает в воздухе, или тема настолько болезненна, так стремятся авторы в своих произведениях преодолеть время и спасти любимых людей. У Ивана Егорова герой вернулся в прошлое, чтобы подарить отцу ампулы с пенициллином. Герой Кира Булычева уже после войны подсказал позвонившей ему из блокадного Ленинграда девочке, где уронил хлебную карточку. У Миланы друзья просто поговорили по телефону. Правда, звонок друга, которого считали погибшим, был из далекого 79-го. Именно этот звонок спас умирающего друга.

В «Переходе» лирики нет, ни капли сентиментальности. Четко описываются переправа и собственно переход. Обыденно, скупо.

"– Что-то можно позволить ему взять из старого мира?
– Что-то одно, что он видел в конце, как обычно...

Они говорили, по-видимому, обо мне, как будто о ком-то постороннем. Вдруг я перед собой увидел висящий в воздухе предмет, моргнул, через миг перед глазами уже ничего не было. Зато у женщины, стоящей в дальнем углу, сверху стопки серой одежды лежал ярко-оранжевый абрикос. "Пойдёмте, я Вас провожу", - тихо сказала она."
(Переход)

За этой сдержанностью – столько спрятанного чувства, столько желания облегчить своему герою переход в неведомый другой мир!..

Вспомнились строки Бориса Скотневского
Лист ли сорвался,
душа отлетела...
Эти полёты бесшумны вполне,
Это такое обычное дело.
 

Рассказ «Каждый день я просыпаюсь» оглушает тишиной. И снова вспоминаются советы психотерапевтов лечить души творчеством и общением с природой. Именно этим герои Миланы и занимаются. Не копят обиды, но всматриваются, вслушиваются в окружающий их на даче живой мир, и ни одного упрека небу за рано ушедшего ребенка. Только – железному ангелу над прудом, да и то – за лягушек, которых обеспокоил уж.

«Так мы живем день за днем. Однажды одного из нас не будет. И тогда для второго станет другим каждый день.»
 

А закончить хочется размышлением о миниатюре «В ожидании ливней». Незатейливое как будто описание летней жары. Вся природа хочет пить. Жаждет прохлады.

«…открыто окно в лес.
Оттуда – различимый шорох листьев: когда же, наконец, осень?!
В этом мы схожи с лесом. Я тоже хочу успеть напоить душу перед полным увяданием.»


Вот в этой финальной фразе – суть творчества Миланы Секоненко. А может быть, и творчества вообще, и просто жизни человеческой.

2 июня 2021г
Опубликовано: 02/06/21, 17:50 | mod 15/08/21, 05:21 | Просмотров: 513 | Комментариев: 19
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (19):   

Наконец добралась - прочитала всё... Милана художник - и этим всё сказано! Мне кажется, что они смотрят на мир несколько иначе. Спасибо за обзор, Наташа! Я за тобой не успеваю...
Николь_Аверина   (21/08/21 20:16)    

Спасибо, Оля.
Наталья_Сафронова   (21/08/21 22:07)    

Спасибо, Наталья за интересный обзор! Милана очень многогранный человек, взгляд художника, пожалуй, замечает больше красок жизни и это отражается и в ее поэзии и в ее прозе.
Гелия_Алексеева   (15/08/21 19:04)    

Безусловно, взгляд художника более внимательный.
Большое спасибо, Гелия.
Наталья_Сафронова   (15/08/21 20:50)    

Да, написано с любовью! И мне интересно было читать и знакомиться с творчеством замечательного автора. Спасибо)
Кляксой   (15/08/21 09:31)    

Таня, большое спасибо за отзыв,  мне дорого творчество Миланы.
Наталья_Сафронова   (15/08/21 14:32)    

Здравствуйте, Наталья.
Большое спасибо за статью! Как-то я её пропустила.
Очень хорошо написано. Интересная экскурсия по творчеству Миланы.
Ирина_Архипова   (11/08/21 22:17)    

Здравствуйте,  Ирина.
Спасибо.
Наталья_Сафронова   (11/08/21 22:29)    

Наташа, как ты точно уловила суть творчества Миланы.
Именно так и я чувствую ее прозу и поэзию. Пожалуй, в прозе она раскрывается многограннее, хотя, возможно, благодаря живому сюжету произведений и глубине деталей.
Спасибо за обзор. Замечательный автор и чудесные произведения выходят из-под ее творческого пера.
Гелия   (11/08/21 12:08)    

Большое спасибо, Онега.
Наталья_Сафронова   (11/08/21 13:37)    

Наталья, спасибо большое за эссе!
Милана - очень разносторонний человек. 
Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она — просто красавица! 
Хотел перечеркнуть и написать что-то другое, но передумал smile
Aleker   (11/08/21 11:29)    

все правильно:)
спасибо, Алексей.
Наталья_Сафронова   (11/08/21 13:37)    

Удивительно то, как Вы чувствуете произведения друг друга, вижу как комментируете в ленте! Читала и соглашалась с Наташей, Милана и вправду очень располагающий к себе автор, я тоже с интересом читаю её конкурсные миниатюры и стихи, чувствуется, что Милана переживает события не напоказ, но внутренне сильно.
Спасибо, Наташа, за эссе.
Виктория_Соловьёва   (03/06/21 11:21)    

Вика, спасибо за отзыв. Рада совпадению:) Дать совет по технике стихосложения я не умею, а рассказать о своем восприятии творчества порой хочется:)
Наталья_Сафронова   (03/06/21 13:32)    

Наталья...
Наверное, только такой эмоциональный, поэтически-нервный человек, очень талантливый прозаик, как Вы, может быть таким щедрым для "незнакомца". Если я добавлю – глубокий, умный, тонко-чувствующий – тем самым, я как бы похвалю немного и себя?:)) Мне неловко было увидеть неожиданное эссе, читать его, но словила себя на том, что улыбаюсь и глазам сыро:) Наверное, глупо писать "спасибо". Единственное – мне сейчас хочется смочь и успеть написать еще что-нибудь, чтобы Вам понравилось:))
Милана_Секоненко   (02/06/21 20:04)    

спасибо, Милана, я рада, что Вам понравилось.
Наталья_Сафронова   (02/06/21 20:43)    

Понравилось:) во мне нет ложной скромности:) надеюсь:)
Вы мастер писать эссе, я так не умею... а то бы, ну, Вы меня поняли:)
Чем-нибудь другим хорошим отслужу:)
Милана_Секоненко   (02/06/21 20:58)    

Как здорово Вы написали, Наталья! Не первый год знакома с творчеством Миланы, но теперь смотрю на него Вашими глазами и открываю для себя новые грани её таланта. Спасибо Вам!
Туранга   (02/06/21 18:08)    

Настя, большое спасибо. На самом деле, я еще не так много прочитала у Миланы, но первое впечатление оказалось очень сильным и давно уже просилось "на бумагу", хотелось выплеснуть.
Наталья_Сафронова   (02/06/21 18:36)