Это седьмая публикация проекта «Миры», который ведёт (Не)чайный клуб.
Полный интерактивный каталог проектов Созвездия и Миры  
Пожалуй, первой, кого я приметила на Литгалактике, была
Милана Секоненко.
Почувствовала странное ощущение родства, когда прочитала ее сказку «… уходил Птицемыш» (
Записки Птицемыша). Зеленая книга, которую писал Птицемыш – живая, как дневник моей героини Вики. Животворящая, лечебная.
Поэты, художники, музыканты прибегают к целебной силе творчества, чтобы залечить душевные раны. Слово, краски, музыка – как живая и мертвая вода в сказках. Слово помогает найти единомышленников, и оказалось, что Птицемыш не один такой – ни на кого не похожий и одинокий.
«Я веду книгу постояльцев, она тоже зелёного цвета. В ней записаны истории, которые рассказывают о себе гости, а ещё забавные сны, которые можно увидеть только в нашей гостинице. Нарисованы цветными карандашами иллюстрации к рассказам и портреты новых друзей. Приезжайте, погостите! Я запишу в гостиничную книгу и вашу историю, нарисую ваш портрет.» Психотерапевты говорят о лечении природой. Внимательный взгляд художника (Милана упоминала, что рисует, но кажется, это можно угадать в её строках) позволяет не только насладиться благодатным пейзажем, впитать в себя переливы красок, теней и шорохов, но и поведать об увиденном читателю. Прочитаешь «в лесной знойной зыби» – и сразу представляется полотно импрессиониста, живое, дышащее.
В лесной знойной зыби сквозь ветви рябит озеро.
На деревьях и кустарниках перемигиваются тени.
Уже не прячутся в лесу солнечные зайчики, а шныряют по поляне.
На ветках сосен крутятся солнечные белки.
От пестрины мерещатся в глазах мушки.
Дребезжит, пролетая, муха. Роятся и мечутся мысли.
На мгновение чернеет в глазах...
Очнёшься, а в центре колышущейся сонной травы
неподвижно сидит, как мираж,
ослепительно белая соседская кошка.
Вздрогнешь тогда, опомнишься
и пойдёшь, наконец, по своим делам. (
Полдень)
 
У Миланы даже камни… вылупляются, как птенцы, весной.
Потрескались льдинки - скорлупки упали.
Весной вылупляются лодки и камни. (
Время вылупляться)
Весной просыпаются в озере камни.
Подумать не мог, что такое возможно.
Три месяца летних ссыпал на дорожку
я камни и гравий, катил понемножку
с утра валуны небольшие; и равным
трудягой почувствовал небу и солнцу
себя, наконец, на вечерней зарнице,
когда в колыбели и рифмы, и птицы
курлыкали. (
Время вылупляться)
 
Вспоминается поговорка «Время собирать камни» и Миланина же миниатюра «Свинцовое небо навалилось» (
Синтез).
"Исполинской мощью обладал человек, закативший очередной раз глыбу на вершину.
Закат угасал, а бывший царь, спускаясь по склону, следил за неизбежным падением многострадального камня к подножию горы:
Истину смогу однажды постичь, вновь и вновь возвращаясь за истерзанным куском скалы?..
Философски порассуждав, силач стал любоваться гимнасткой, кончиками пальцев ног удерживающейся на круглом валуне." Этот текст так и остался для меня загадкой. Милана сказала, что хулигански (!) соединила миф о Сизифе и картину Пикассо «Девочка на шаре». Наверное, разгадка где-то рядом. Вот как раз в этом месте. Если Сизиф присядет, как силач, отдохнуть и посозерцает «истерзанный кусок скалы», который пытался втащить в гору, истина приоткроется ему…
Созерцание – великая вещь. Оно дает возможность «связать узлы и время починить»:
Мелькают спицы. Вечер занесён
в скрижали дома до конца времён,
живущих в нас. По кругу петель ряд
сдвигается, как наши дни сейчас
уходят, проскользнув, на беглый взгляд
почти незримой нитью становясь. (
Вывязывая дни)
 
Поэтический голос Миланы Секоненко как будто негромок, однако – завораживает, запоминается, как все безыскусное. Как «Заросший пруд» Поленова. Эту картину классика Милана называет олицетворением России. Именно такую Россию мы знаем по народным сказкам и песням.
Провинциальная Россия -
как этот вечный славный пруд.
Здесь облака как часовые
застынут, снова побегут
проведать берега отчизны,
моря, озера и пруды,
где отражаются эскизно
в зеркальных плоскостях воды.
Белоголовые кувшинки
плывут к недвижным облакам,
пока их пишет передвижник,
не ведая, что - на века. (
Поленовский пруд)
 
Поэт пишет, как художник, кладет мазки ровно и чисто, и рисуется картина. Легко и вдохновенно. Читатель и зритель талантливое произведение воспринимает именно так, даже если оно рождалось в муках. Законченное произведение искусства воспринимается живым и целостным.
 
«Таинственная история» – сказка о художнике, который незаметно даже для себя (а именно так рождается все настоящее, то есть истинно сказочное) придумал девочку-эльфа, а потом подарил ей фиолетовые сапожки и зонтик, чтобы защитить от дождя. Вот и вся история, однако читатель замечает, что улыбается, и глазам тепло.
«Оставшись один, я смотрел на опустевший пейзаж, который внезапно поплыл у меня перед глазами. Перевернул лист, но там тоже никого не было...» Да-да, именно так все и было, и читатели тоже вместе с художником заглянули под лист, потому что успели полюбить эту крошечную девочку-эльфа и жаль было с ней расставаться.
 
Милана Секоненко – очень разноплановый автор, иначе, чем многогранностью таланта невозможно объяснить жесткий, скупой и выверенный слог 55-словника
«Дружба». Конечно, жанр миниатюры предполагает немногословность и точность изложения… В общем, это мое любимое, привожу полностью, читайте!
1
Жили-были две малявочки-козявочки, две маленькие божьи коровки. Одна – красная с черными точками, а другая – черная с красными точками. Дружили не тужили, вместе время проводили, тлю ловили и кушали. Прилетела как-то раз желтая божья коровка. И тоже дружить с красной и черной захотела. Стали они уже втроем летать, ползать, ловить тлю и кушать. Весело лето проходило.
2
В один из дней, когда красная божья коровка где-то в зарослях копошилась и отстала от подружек, желтая сказала черной:
— Фи, красная подружка медлительная, неповоротливая и скучная... Улетим от нее, пока не заметила!
И, не долго думая, полетели, хихикая и изо всех сил махая крошечными крылышками. А тут еще ветер подул и отнес их неизвестно куда.
3
Приползла красная божья коровка из зарослей на любимую клумбу, а подружек своих найти не может. Бабочек спрашивает, они волоокими глазами из-под ресниц смотрят и нектар пьют. Гусеница мохнатая мимо ползла, головой покачала. Кузнечик прискакал – рассказал:
— Ветер унес твоих подружек!
Погоревала красная божья коровка, а потом подружилась с оранжевой. Они даже вместе зимовать под кору спрятались.  
Не люблю фантастику, однако
«Переход» и
«Воскресный звонок» настолько психологичны, что запомнились. Сюжет «Воскресного звонка», наверное, витает в воздухе, или тема настолько болезненна, так стремятся авторы в своих произведениях преодолеть время и спасти любимых людей. У Ивана Егорова герой вернулся в прошлое, чтобы подарить отцу ампулы с пенициллином. Герой Кира Булычева уже после войны подсказал позвонившей ему из блокадного Ленинграда девочке, где уронил хлебную карточку. У Миланы друзья просто поговорили по телефону. Правда, звонок друга, которого считали погибшим, был из далекого 79-го. Именно этот звонок спас умирающего друга.
В «Переходе» лирики нет, ни капли сентиментальности. Четко описываются переправа и собственно переход. Обыденно, скупо.
"– Что-то можно позволить ему взять из старого мира?
– Что-то одно, что он видел в конце, как обычно...
Они говорили, по-видимому, обо мне, как будто о ком-то постороннем. Вдруг я перед собой увидел висящий в воздухе предмет, моргнул, через миг перед глазами уже ничего не было. Зато у женщины, стоящей в дальнем углу, сверху стопки серой одежды лежал ярко-оранжевый абрикос. "Пойдёмте, я Вас провожу", - тихо сказала она." (
Переход)
За этой сдержанностью – столько спрятанного чувства, столько желания облегчить своему герою переход в неведомый другой мир!..
Вспомнились строки Бориса Скотневского
Лист ли сорвался,
душа отлетела...
Эти полёты бесшумны вполне,
Это такое обычное дело.
 
Рассказ
«Каждый день я просыпаюсь» оглушает тишиной. И снова вспоминаются советы психотерапевтов лечить души творчеством и общением с природой. Именно этим герои Миланы и занимаются. Не копят обиды, но всматриваются, вслушиваются в окружающий их на даче живой мир, и ни одного упрека небу за рано ушедшего ребенка. Только – железному ангелу над прудом, да и то – за лягушек, которых обеспокоил уж.
«Так мы живем день за днем. Однажды одного из нас не будет. И тогда для второго станет другим каждый день.»  
А закончить хочется размышлением о миниатюре
«В ожидании ливней». Незатейливое как будто описание летней жары. Вся природа хочет пить. Жаждет прохлады.
«…открыто окно в лес.
Оттуда – различимый шорох листьев: когда же, наконец, осень?!
В этом мы схожи с лесом. Я тоже хочу успеть напоить душу перед полным увяданием.» Вот в этой финальной фразе – суть творчества Миланы Секоненко. А может быть, и творчества вообще, и просто жизни человеческой.
2 июня 2021г
Большое спасибо, Гелия.
Большое спасибо за статью! Как-то я её пропустила.
Очень хорошо написано. Интересная экскурсия по творчеству Миланы.
Спасибо.
Именно так и я чувствую ее прозу и поэзию. Пожалуй, в прозе она раскрывается многограннее, хотя, возможно, благодаря живому сюжету произведений и глубине деталей.
Спасибо за обзор. Замечательный автор и чудесные произведения выходят из-под ее творческого пера.
Милана - очень разносторонний человек.
Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она — просто красавица!
Хотел перечеркнуть и написать что-то другое, но передумал
спасибо, Алексей.
Спасибо, Наташа, за эссе.
Наверное, только такой эмоциональный, поэтически-нервный человек, очень талантливый прозаик, как Вы, может быть таким щедрым для "незнакомца". Если я добавлю – глубокий, умный, тонко-чувствующий – тем самым, я как бы похвалю немного и себя?:)) Мне неловко было увидеть неожиданное эссе, читать его, но словила себя на том, что улыбаюсь и глазам сыро:) Наверное, глупо писать "спасибо". Единственное – мне сейчас хочется смочь и успеть написать еще что-нибудь, чтобы Вам понравилось:))
Вы мастер писать эссе, я так не умею... а то бы, ну, Вы меня поняли:)
Чем-нибудь другим хорошим отслужу:)