Это двадцать шестая публикация проекта «Миры». Полный интерактивный каталог проектов Созвездия и Миры Майский клен Это эссе будет не совсем обычным, потому что пишу его в преддверии дня рождения Ольги Клен. Захотелось поразмышлять об имени и писательском псевдониме Оли (мне кажется, что Клен – все-таки псевдоним). Это важно, очень важно. Когда я приступаю к рассказу, то «нащупываю» сначала имя героини: как только нахожу – история складывается сама собой.
Ольга – имя древнерусское, женская форма мужского имени Олег. И звучит так же твердо, думаю, все, кто общался с Ольгой, почувствовали, что у неё есть стержень. И не последнее в этом - профессиональное владение словом (кстати, одно из значений имени Ольга – мудрая). А вот Оля, Оленька – звучит мягко и нежно, это вторая сторона её натуры, женская, такой её знают близкие. Но не только. Мы все, кто знаком с Олей по ТДВ, знаем, как она умеет поддержать – словом и делом. И на Литгалактике Ольгу полюбили – честную, открытую, сопереживающую, замечательного человека и писателя.
Если имя нам дается с рождения, то псевдоним выбираем сами. Вспомнила, как мы с девочками прикладывали ладони к кленовому листу – здоровались. И почти не удивилась, что у славян лист клена обозначает человеческую руку. А еще у древних славян был обряд «Продевание сквозь клен», когда малыша проносили сквозь ветки дерева, чтобы жизнь у него была долгой и счастливой. Любимое дерево Леля*, символ вечной молодости. Клен сажали рядом с домом, чтобы защитил от зла и принёс счастье. Клен успокаивает, умиротворяет человека. И дерево любви, кстати, тоже – и у славян, и в Китае, и в Японии.
Обратите внимание, как Оля подписывается: с добром… Протягивает руку, открытую, как кленовый лист…
Живопись на кленовых листьях Жанет Роуз Сначала я познакомилась с Ольгой как с прозаиком. Она даже приглашала меня почитать прежде всего миниатюры. И сейчас хочу поговорить именно о прозе Ольги Клен. Знаете, есть такая игра на именинах, когда для виновника торжества придумывают эпитеты. Мне хочется проделать примерно то же самое, но сначала предупредить: это не игра. Ольга мастерски владеет словом, её прозу можно назвать блестящей. Точной. С неожиданным сюжетом. Я не взялась бы определить темы её рассказов: их множество. Единственной неизменной составляющей рассказов Оли является доброта.
Пожалуй, более других мне запомнилась её
«Старушка» http://litgalaktika.ru/publ/53-1-0-8626, живёт где-то внутри как символ справедливости. Вот неспроста эта старушка появилась на литературном небосклоне, и написать её могла только Ольга с её обостренным чувством справедливости. Вот пусть здесь будет справедливость в двух предложениях подряд. Уже в трёх. Вот и хорошо. Пусть будет. Наподдает сволочам и нелюдям, стоит на защите обиженных и оскорбленных.
Сама автор советует начать знакомство с рассказа
«Прощеное воскресенье» http://litgalaktika.ru/publ/53-1-0-8904 , именно его Оля называет своим любимым. Митрич, герой «Прощеного воскресенья» перестал есть хлеб – в наказание за грех, в коем сам себя обвинил (семилетний, он съел блокадную пайку больного братишки, который глотать уже не мог). Когда читала этот рассказ, вспомнила Наталью Николаевну Гончарову. Она тоже сама себя винила в гибели Пушкина (он не винил: «Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском»). «Видит Бог, я безвинна!» – сказала Наталья Николаевна у смертного одра Пушкина, но до конца дней своих соблюдала строгий пост в «те январские дни» и каждую пятницу (поэт умер в пятницу) отказывалась от пищи, проводила их в молитве и уединении. Это особенное свойство совестливых, верующих людей (ибо вера – не что иное, как совесть) – более, чем другие, себя казнить. Даже там, где вины как будто нет – она всё-таки есть. Где-то там, в самых тишайших помыслах, иначе горя не случилось бы. И даже если ты не виновен – всё равно несешь тяжесть вины. И уже не можешь смеяться легко и звонко. И есть хлеб. И даже сам себя назначаешь блюстителем порядка на хлебозаводе, чтобы не пропало ни буханки, ни сухарика… И каждый вечер будешь исповедоваться перед иконой Николая Чудотворца. Здесь знаменательна фраза «Святитель Николай знал все наизусть». И ещё обращает на себя внимание читателей «охнувший стул», на который сел Митрич. Представилось, как худенький восьмидесятилетний старик опустился на стул и тот охнул «под тяжестью» греха Митрича. Старик держится весь день, отрабатывает свой грех, а к вечеру сил у него уже нет: всей тяжестью на стул…
А вот когда в финале Митрич получил, наконец, прощение, вспомнился фильм «Остров» Павла Лунгина. Монах, который всю жизнь вымаливал прощение за несовершенный грех. Никто более нас самих себя не осудит и никто не назначит наказания более сурового, чем совесть.
В рассказе
"17 ноября" http://litgalaktika.ru/publ/48-1-0-10430 – жизнь человека, семьи на фоне эпохи. "Евгений Онегин" Пушкина – роман в стихах, "17 ноября" Ольги Клен – это роман в миниатюре. Буквально – Левша, подковавший блоху... По прочтении – восхищение мастерством автора смешивается с горечью. Вспомнила, как Леся Полищук сказала мне, что она всегда, с самого детства знала, что жизнь – это много труда и потерь... Примерно так. Я хотела написать это вчера ночью, когда писала эссе, но отмахнулась. А сейчас снова вспомнила – значит, важно.
Миниатюра
«Воспитательница» http://litgalaktika.ru/publ/49-1-0-11242 – солнечная, но и она приглашает к размышлению. Здесь Ольга предваряет повествование о старушке зарисовкой зимы, которая «каждый день уходила по-английски, никого не ставя в известность. А потом каждую ночь возвращалась обратно, по-русски не в силах распрощаться. И только к середине марта, не найдя аргументов, бросила "оглобельную" пригоршню снега и удалилась восвояси». И под музыку весенней капели и гомон купающихся в луже воробьев автор представляет нам свою героиню – «сухонькую, подвижную старушку». «Кожа её лица повторяла структуру стен дома. Те, кто долго живут вместе, со временем становятся похожими друг на друга». И замечательная характеристика дома: «дом, по-старчески сентиментальный, не стал удерживать слезный потоп с крыши…» И вся миниатюра, такая незатейливая и сентиментальная, как будто ни о чем. О воспитательнице, которая не зарыла свой талант в землю, а всем сердцем любила свою работу, своих малышей. И вырастила настоящих людей, памятливых, благодарных: воспитанники всю жизнь дружили со своей Верой Николаевной. Я не однажды, наверное, говорила, что о счастливых людях писать неинтересно. Однако Оля умеет рассказать о счастье. Ничего особенного: уметь отдавать и принимать.
«История одного окна» http://litgalaktika.ru/publ/49-1-0-9432 – о старушке, которая умела ждать. Еще будучи девчонкой, ждала с войны отца. Потом мужа – десять лет без права переписки. Потом сына из армии… Окно – как символ ожидания. «Миссия по спасению семьи»… «Просто ты умела ждать, как никто другой…»** . Это очень русское. «Марьино поле» Олега Богаева вспомнилось, там столетние старухи ждали мужей с войны…
Рассказы
«Исповедь Нюрки» http://litgalaktika.ru/publ/54-1-0-8582,
«Родинка» http://litgalaktika.ru/publ/53-1-0-8497 и
«Чипсы» http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-10934 для меня неуловимо связаны. Мне хочется верить, что писатель здесь не пророчествует, но – предупреждает. Должен же кто-то звонить в колокол!
А закончить мне хочется рассказом
«Решение» http://litgalaktika.ru/publ/53-1-0-9287 Сложно сказать, как он задумывался, но воспринимается как фантазия на тему «Маугли». Только на этот раз волчонок пришел к людям. Человеческая сущность глазами волчонка поражает воображение. «В человеческой драке было столько жестокости, что даже волку стало страшно». «… толстая человеческая самка с упоением и злыми ругательствами начала избивать ремнем своего ребенка. Те слова Рей не смог повторить даже про себя, не то что своему отцу. Ему было стыдно». И, наконец: «С неба сыпались металлические болванки и разрывались, выпуская огонь, на улицах, в домах, в собачьих будках. "Война!"…
Рей вернулся в волчью стаю: «Они убивают себе подобных».
И всё-таки – завершу обзор Олиной прозы давней её миниатюрой
«Двое в моей голове» http://litgalaktika.ru/publ/49-1-0-9748 О чём она? О том, как мы спорим сами с собой. И не слышим, что нам нашёптывают и даже кричат ангелы-хранители. И о том, что всё к лучшему. Для нас, нашей души, чтобы мы остались людьми и выполнили свою миссию, с которой пришли на эту землю. Наши ангелы – всегда с нами, за правым плечом. И за левым. У Оли – их точно два, потому что она Близнец по знаку Зодиака. Её ангелы-хранители обладают отменным чувством юмора, полагаю, что они-то и диктуют ей рассказы…
*Лель - с 16 по 19 век считался славянским богом любви, потом исследователи отрицали существование этого божества в славянской мифологии. Его образ опоэтизирован в литературе и искусстве ("Руслан и Людмила" А.С.Пушкина, "Снегурочка" А.Н.Островского, "Лель. Весна" М.Нестерова, "Лель" Николая Рериха...)
** К.Симонов "Жди меня, и я вернусь..."
26 мая 2022г
Ольга - добрая душа и талантливый человек
Да... пусть продолжаются поздравления с ДР
Спасибо, Еленочка! Спасибо, дорогая!
Только, прошу, по жизни не гони. Чай, не мальчик. А то, словно Фигаро, везде хочешь успеть. Беспокоюсь.
Спасибо за добрые слова. Знаешь, в детстве мне хотелось, как Карлсону, чтобы на день рождения было тортиков столько, сколько лет и, если надо, то 1 свечка. Сейчас и от количества свечей страшно, и от количества тортов, если их поменять местами. Кстати, сладкое я не люблю. Свечи задувать - тоже. Для меня самый лучший день рождения, когда дети рядом. Но всех собрать одновременно никак не получается. Разлетелись по свету, не соберешь. Да ты знаешь.
Спасибо, родная душа, еще раз.
Рада, что Вы сегодня со мной. Надеюсь, познакомимся ближе.
Спасибо огромное!
Спасибо, Наташа, за чудесный портрет Ольги, с удовольствием перечитала!
Оля, с днём рождения!
Вообще о ритуалах древних славян почти не известно ничего. Всё что мы знаем - придумано русской интеллигенцией в 19 веке. Так счказать, реконструкция практически неизвестного русского язычества. Только песни еще как-то там сохранились.
Я тоже люблю образ Леля использовать. Как художественный образ он замечателен. Всё-таки наши писатели были не дураки, как и музыканты. Получилось настолько достоверно, что остается шляпу снять)
Вот тут я дал внятную справку. О Леле.
О происхождении слова "лелеять" - услаждать и предаваться услаждаясь чему-либо, беречь и хранить как зеницу ока, и т.д. - под спойлером.Этимология слова "лелеять"
Ну вот, всё что знал - рассказал)
Ольга, пусть запоздало, но с днем рождения! Конечно все эти цифры - сами по себе, а мы сами по себе!))))
Праздновать день рождения и принимать поздравления можно неделю и больше:) Немножко обидно, когда поток поздравлений иссякает:)
С добром, Ольга
приду приду))